Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОЖНО ЛИ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ПРОЕЗД,





ЕСЛИ РАБОТНИК ОТПРАВЛЯЕТСЯ В КОМАНДИРОВКУ

ОТ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ (ПРОВЕДЕНИЯ ОТПУСКА),

А НЕ ОТ МЕСТА ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ?

 

Возможна ситуация, когда работник отправляется в командировку непосредственно из своего дома, а не от места своей работы. Также бывают случаи, когда работника отзывают из отпуска и направляют в командировку прямо из места отдыха. Можно ли учесть расходы на проезд (например, на такси от дома до аэропорта) в таких ситуациях?

В трудовом законодательстве определение служебной командировки не содержит указания на конкретные пункты отправления и прибытия (ст. 166 ТК РФ). При этом данная статья отсылает нас к Положению об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение). Из абз. 2 п. 4 Положения следует, что в командировку работник отправляется от места своей постоянной работы и в это же место он возвращается. Такой же вывод следует из п. 7 Инструкции N 62.

Налоговое законодательство устанавливает, что к командировочным расходам организации относятся расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не к месту жительства (проведения отпуска). Таким образом, буквальное толкование данной нормы говорит о том, что вернуться сотрудник должен на место работы. А откуда он может выезжать, прямо не говорится.

В своих последних разъяснениях Минфин России посчитал, что организация вправе учесть затраты на проезд в командировку и обратно в случае отзыва работника из отпуска (Письмо от 16.08.2010 N 03-03-06/1/545). Аналогичные разъяснения финансовое ведомство дало и применительно к случаю, когда работник отправился в командировку из места проведения отпуска сразу после его окончания (Письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/1/762). Разумеется, условием для учета таких затрат является их соответствие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Полагаем, что данные выводы финансового ведомства применимы и в том случае, когда работник отправился в командировку от места своего жительства.

Обосновать расходы можно, например, следующими доводами. Возможна ситуация, когда от места своего жительства (проведения отпуска) работник может добраться до места командировки быстрее или с меньшими денежными затратами. То есть в таком случае налицо экономическая оправданность этих расходов. А возможно, для вас удобнее будет отправить работника в командировку в нерабочий день (например, в воскресенье вечером). В этой ситуации требовать от сотрудника, чтобы он прибыл на рабочее место для отправки в командировку, по меньшей мере, нелогично. Более того, вопрос о том, приходить сотруднику на работу или нет в дни отправления в командировку и прибытия из нее, обычно решается по договоренности с работодателем (п. 4 Положения о командировках, п. 8 Инструкции N 62).

Добавим также, что перечень расходов на командировки, как и прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым (абз. 6 пп. 12, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это позволяет учитывать для целей налогообложения и иные затраты, отвечающие установленным требованиям (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако в УФНС России по г. Москве считают, что расходы организации на проезд работника от места жительства к месту командировки и обратно не уменьшают налогооблагаемую прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 07.10.2009 N 20-15/104559@). Аналогичный вывод можно сделать и из Письма Минфина России от 11.06.2008 N 03-04-06-01/164.

Таким образом, полагаем, что при наличии подтверждающих документов и возможности доказать экономическую целесообразность организация может учесть расходы по проезду работника от места его жительства к месту командировки и обратно. Не исключено, что такой подход вызовет претензии налоговиков при проверке. Однако, по нашему мнению, в таком споре суд поддержит налогоплательщика.

 

РАСХОДЫ НА ТАКСИ

 

Особого внимания заслуживает вопрос об учете расходов на оплату услуг такси. Как показывает практика, у налогоплательщиков нередко возникают сложности, связанные с признанием таких расходов.

Чиновники высказываются в пользу налогоплательщиков и разрешают учитывать расходы на такси для сотрудников в командировке, в том числе на проезд до аэропорта (Письма Минфина России от 08.11.2011 N 03-03-06/1/720, от 04.10.2011 N 03-03-06/1/621, от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/505, от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339, УФНС России по г. Москве от 29.11.2010 N 20-15/124949, от 30.12.2009 N 16-15/139297, от 06.08.2009 N 16-15/080978).

Стоит отметить, что п. 12 Положения о командировках не содержит ограничений на проезд к месту командировки и обратно на такси.

 

Примечание

Напомним, что до принятия Положения о командировках вопросы, связанные со служебными командировками, регулировались Инструкцией N 62. Согласно п. 12 данной Инструкции из расходов на проезд к месту командировки прямо исключались затраты по проезду на такси.

 

При этом Минфин особо отмечает, что такие расходы должны быть экономически обоснованны. Оценку же обоснованности будут проводить налоговые органы. Поэтому во избежание споров с налоговой инспекцией по данному вопросу лучше иметь в запасе некоторые аргументы. К примеру, следующие:

- работник может не успеть выполнить поставленные задачи (опоздать на встречу), поскольку его график работы является плотным, а в движении общественного транспорта возможны сбои;

- добраться на вокзал или в аэропорт иначе, чем на такси, в принципе невозможно из-за позднего отъезда (прибытия), когда общественный транспорт не ходит.

Фактическую оплату услуг такси необходимо подтвердить чеком ККТ или квитанцией в форме бланка строгой отчетности с реквизитами, предусмотренными в Приложении N 5 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, п. п. 1, 3, 5.1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359), Письма Минфина России от 04.10.2011 N 03-03-06/1/621, УФНС России по г. Москве от 06.08.2009 N 16-15/080978). В дальнейшем эти документы необходимо приложить к авансовому отчету.

Также по данному вопросу есть и судебная практика. В частности, ФАС Северо-Западного округа признал правомерным включение в состав командировочных расходов затрат на оплату услуг такси, поскольку организация сумела подтвердить связь этих затрат со своей производственной деятельностью. Организация представила счета с указанием уплаченных за проезд денежных сумм, пунктов назначения и времени оказания услуг (Постановление от 02.02.2005 N А56-17467/04). Поддерживают налогоплательщиков и другие суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 19.12.2007 N А72-2117/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2008 N Ф04-2260/2008(3201-А45-40)).

 

Примечание

Подробнее о практике арбитражных судов по данному вопросу вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

Отметим, что ранее финансовые органы были против учета таких затрат при исчислении налога на прибыль (см., в частности, Письма Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138, от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/15).

Свою позицию они обосновывали положением п. 12 Инструкции N 62, согласно которому оплата такси исключалась из расходов на проезд транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту, если они находились за чертой населенного пункта.

Во избежание возможных споров с контролирующими органами рекомендуем предусматривать оплату командированным сотрудникам стоимости проезда на такси в локальном акте (например, в положении о командировках). В этом случае в соответствии с п. 24 Положения у вас появится еще одно основание для оплаты и, соответственно, для учета произведенных расходов.

 

ПОЕЗДКИ НА ТРАНСПОРТЕ

РАБОТНИКА ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Другой весьма распространенный способ проезда до места командировки и обратно к месту постоянной работы - это поездка работника на собственном автомобиле.

В этом случае подтвердить расходы на проезд можно с помощью чеков ККТ, а также квитанций установленного образца, свидетельствующих о приобретении бензина на АЗС, об оплате услуг автостоянки, автомойки и о других затратах, связанных с эксплуатацией автомобиля.

А если работник едет в командировку на автомобиле, который принадлежит организации? Как подтвердить расходы на проезд? В такой ситуации наряду с перечисленными выше документами организация должна иметь путевой лист (форма N 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), выписанный на весь срок командировки.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.