Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Медицинская коррекция нарушений в строении небно-глоточного аппарата.





Особое внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи — устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизношения, поскольку сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки.

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы:

1. Дооперационный подготовительный этап.

Основная цель – формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикуляции.

Этапы работы:

Подготовительный - Основными особенностями этого периода работы являются:

1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;

3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.

Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

Основной –

1-й этап) Работа по озвончению фрикативных звуков проводиться до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы, реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.

Цель: Научить ребёнка включать голос, при длительном ротовом выдохе.

2-й этап) На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох. Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков: п, б, т, д, к, г.

3-й этап) Работы над согласными звуками – формирование группы соноров - л, р, н, м, и аффрикат – ц, ч.

4-й этап) Формирование мягких звуков.

Особенности работы:

1) Параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2) Осознанный слуховой контроль ребёнка за своим произношением;

3) Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению и грамоте;

4) Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст);

5) Предупреждение дисграфий;

 

2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

Работа после уранопластики строиться с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учётом его психологического статуса.

На занятия могут поступать больные:

- не проходившие дооперационной логопедической подготовки;

- Проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;

- Прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;

- Получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам;

- Различное время поступления на логопедические занятия после уранопластики;

3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3 лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

 

Общая характеристика первичной речевой симптоматики при открытой органической ринолалии.

Наиболее заметно изменяется тембр гласных «и» и «у», при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

- При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости.

- Взрывные «п», «б», «д», «т», «к» и» г» звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.

- Ринофонически звучат «л» и «р». Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука «р».

 

Особенности звукопроизношения при открытой и закрытой ринолалии.

См. вопрос №8 и 11.

 

Особенности раннего развития детей с расщелинами губы и неба.

При расщелинах неба наблюдается комплекс симптомов.

1. Изменение положения и активности языка.

Язык стабилизируется в следующем положении: тело оттянуто кзади (западает назад, к глотке), корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка развит плохо, сохранена иннервация. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

2. Н арушение взаимосвязи мимических и артикуляторных мышц, выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц. После хирургического вмешательства трудности в этом плане не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограничивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости.

4. Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами. Вызывает специфические проявления особенностей речевого дыхания. Речевой выдох неравномерно распределяется на протяжении произносимого слова: к середине слова воздух иссякает. Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.