|
Медицинская коррекция нарушений в строении небно-глоточного аппарата.Особое внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи — устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизношения, поскольку сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки. Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы. Однако для всех приняты четыре общих этапа работы: 1. Дооперационный подготовительный этап. Основная цель – формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикуляции. Этапы работы: Подготовительный - Основными особенностями этого периода работы являются: 1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией; 2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков; 3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового. Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа: 1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот. 2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков. Основной – 1-й этап) Работа по озвончению фрикативных звуков проводиться до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы, реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе. Цель: Научить ребёнка включать голос, при длительном ротовом выдохе. 2-й этап) На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох. Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков: п, б, т, д, к, г. 3-й этап) Работы над согласными звуками – формирование группы соноров - л, р, н, м, и аффрикат – ц, ч. 4-й этап) Формирование мягких звуков. Особенности работы: 1) Параллельность в работе над дыханием и артикуляцией; 2) Осознанный слуховой контроль ребёнка за своим произношением; 3) Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению и грамоте; 4) Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст); 5) Предупреждение дисграфий;
2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса. Работа после уранопластики строиться с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учётом его психологического статуса. На занятия могут поступать больные: - не проходившие дооперационной логопедической подготовки; - Проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь; - Прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике; - Получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам; - Различное время поступления на логопедические занятия после уранопластики; 3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. 4. Этап полной автоматизации новых навыков. Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам. Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3 лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.
Общая характеристика первичной речевой симптоматики при открытой органической ринолалии. Наиболее заметно изменяется тембр гласных «и» и «у», при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. - При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. - Взрывные «п», «б», «д», «т», «к» и» г» звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. - Ринофонически звучат «л» и «р». Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука «р».
Особенности звукопроизношения при открытой и закрытой ринолалии. См. вопрос №8 и 11.
Особенности раннего развития детей с расщелинами губы и неба. При расщелинах неба наблюдается комплекс симптомов. 1. Изменение положения и активности языка. Язык стабилизируется в следующем положении: тело оттянуто кзади (западает назад, к глотке), корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка развит плохо, сохранена иннервация. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту. 2. Н арушение взаимосвязи мимических и артикуляторных мышц, выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц. После хирургического вмешательства трудности в этом плане не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограничивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. 4. Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами. Вызывает специфические проявления особенностей речевого дыхания. Речевой выдох неравномерно распределяется на протяжении произносимого слова: к середине слова воздух иссякает. Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания. ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|