Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи коррекционной работы по преодолению открытой органической ринолалии.





Основные задачи комплексного воздействия на дефект:

1) Устранение хирургическим путем анатомических нарушений;

2) Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций;

3) Общеукрепляющее лечение;

4) Своевременна отоларингологическая санация (профилактика нарушений слуха у детей);

5) Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его микросоциальное окружение;

6) Ранняя логопедическая помощь, основные направления которой следующие:

а) развитие нормального физиологического и речевого дыхания;

б) полноценного небно-глоточного смыкания;

в) формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений,

г) коррекция нарушений звукопроизношения;

д) устранение носового (назального) оттенка голоса;

е) автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении;

ж) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с целью предупреждения возможного последующего возникновения нарушения письменной речи – дисграфии;

з) контроль за общим речевым развитием ребенка.

 

При осуществлении коррекционной работы требуется особый психологический и педагогический подход к детям, а также образование единого коррекционно-образовательного пространства вокруг каждого ребенка с ринолалией.

Влияние многократных хирургических вмешательств, а также соматическая ослабленность ребенка приводят к его повышенной истощаемости, снижению работоспособности, активности и выносливости. Только правильное распределение лечебной и учебной нагрузки позволит ребенку без лишнего напряжения и утомления выполнить все задачи, стоящие перед ним. Поэтому эффективность коррекционной работы в большой степени зависит от четкой организации совместной работы многих специалистов, врачей и педагогов.

 

22. Этапы коррекции ринолалии (задачи, содержание, особенности).

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы:

1. Дооперационный подготовительный этап.

Основная цель – формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикуляции.

Этапы работы:

Подготовительный - Основными особенностями этого периода работы являются:

1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;

3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.

Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

Основной –

1-й этап) Работа по озвончению фрикативных звуков проводиться до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы, реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.

Цель: Научить ребёнка включать голос, при длительном ротовом выдохе.

2-й этап) На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох. Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков: п, б, т, д, к, г.

3-й этап) Работы над согласными звуками – формирование группы соноров - л, р, н, м, и аффрикат – ц, ч.

4-й этап) Формирование мягких звуков.

Особенности работы:

Параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

Осознанный слуховой контроль ребёнка за своим произношением;

Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению и грамоте;

Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст);

Предупреждение дисграфий;

2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

Работа после уранопластики строиться с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учётом его психологического статуса.

На занятия могут поступать больные:

- не проходившие дооперационной логопедической подготовки;

- Проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;

- Прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;

- Получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам;

- Различное время поступления на логопедические занятия после уранопластики;

3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3 лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

 

23. Подготовительный этап (период) коррекции ринолалии (содержание, особенности организации).

Основными особенностями этого периода работы являются:

1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;

3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.

Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

 

Формирование речевого дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха. Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

I этап. В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнеребернре дыхание.

С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха.

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе. Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между.

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

II этап. Развитие орального праксиса. Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков.

На четкость речи в большой мере влияет характер произношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможность для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естественным путем приведет язык к правильному положению для каждого отдельного звука.

В подготовительном периоде главная задача состоит в организации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упражнения осуществляются без включения голоса. В это время логопеду представляется возможность уточнять и улучшать уклад артикулем.

При формировании артикулем следует обращать внимание на выполнение упражнений без напряжения и предупреждать появление синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть некоторые специфические пути воздействия, которые оказываются необходимыми особенно в случаях комбиноза ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Последовательностьработынадзвукамивподготовительном периоде

Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания «и» и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.

Такая последовательность позволяет укреплять навык произвольного ротового выдоха и автоматизировать его при активизации органов произношения, но без участия слухового контроля. Все внимание ребенка постоянно фиксируется на качестве артикулемы и направленности ротового выдоха. К звучанию внимание не привлекается.

Артикуляционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка по зрительному подражанию артикуляции логопеда, по устному описанию (описывается положение губ, языка и степень открытия рта). Ребенок не должен слышать звучания.

 

24. Основной этап (период) коррекции ринолалии (содержание, особенности организации).

 

Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Эта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.

Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ипполитовой включает следующие разделы:

1-й этап) Работа по озвончению фрикативных звуков проводиться до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы, реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.

Цель: Научить ребёнка включать голос, при длительном ротовом выдохе.

2-й этап) На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох. Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков: п, б, т, д, к, г.

3-й этап) Работы над согласными звуками – формирование группы соноров - л, р, н, м, и аффрикат – ц, ч.

4-й этап) Формирование мягких звуков.

 

Содержание работы по активизации мышц небно-глоточного кольца при ринолалии.

В послеоперационный период, когда созданы анатомо-физиологические условия для становления правильной речи, особую значимость приобретает активизация небной занавески и развитие подвижности мышц небно-глоточного кольца. Решению этих задач способствуют:

- массаж мягкого и твердого неба;

- гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

Основными целями массажа мягкого неба являются:

растяжение рубцовой ткани;

усиление работоспособности сократительных мышц;

уменьшение мышечной атрофии;

улучшение местного кровообращения;

активизация процессов заживления.

В комплекс упражнений, направленных на восстановление функциональной активности мышц мягкого неба, входит пассивная, пассивно-активная и активная гимнастика. Эти упражнения помогают создать благоприятный фон для формирования точной и координированной работы мышц небно-глоточного кольца, необходимой для развития полноценного звучания голоса.

Ежедневные логопедические занятия нужно начинать не раньше чем через 2-3 недели после операции и только с разрешения хирурга. После операции мягкое небо бывает отечным, малоподвижным, а чаще неподвижным, чувствительность его снижена. На первых занятиях необходимо добиться развития его подвижности. Упражнения необходимо выполнять 6-8 раз в день до появления подрагивания, а затем и движений мягкого неба.

Оперированное мягкое небо подвержено рубцеванию, вследствие этого оно укорачивается. Поэтому, как только появляется небольшая подвижность мягкого неба, логопед проводит упражнения, способствующие растягиванию рубцовой ткани и рассасыванию рубцов.

После того как мягкое небо будет удерживаться в подъеме 1-2 секунды, приступаем к нормализации произношения гласных фонем. Эти упражнения позволяют увеличить мускулатуру глотки в объеме, достаточном для обеспечения небно-глоточного смыкания.

Активизация кончика и спинки языка, перемещение его вперед в полости рта проходит параллельно с активизацией мягкого неба.

 

Содержание работы по постановке дыхания при ринолалии.

Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха. Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Стимулируем диафрагмальное (нижнерёберное) дыхание и

дифференциацию ротового и носового дыхания (отработка различных видов вдоха и выдоха).

Цель упражнений:

- Закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха;

- Заложить основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.