|
Обследование речи детей с ринолалией.Перед обследованием ребенка необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией. Обследование начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье (в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту). В истории болезни или речевой карте отмечают нижеследующее:
1. Анамнез (раннее развитие ребенка, болезни, возраст родителей, здоровье семьи с уточнением наличия или отсутствия у близких врожденных поражений неба). Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 23 неделям беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений. Раннее развитие ребенка: а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически? б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.); в) какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха; г)раннее речевое развитие. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает? д)психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем? е)выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время). 1. Характер дефекта: Отмечается наличие асимметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте; а) расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная); б) скрытая (субмукозная) щель; в) Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе.расщелина верхней губы (односторонняя, двусторонняя); г) время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях; д) возраст, в котором проводилась операция; е) особенности послеоперационного течения (имелись лиосложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов); ж) строение и форма твердого неба, наличие свищевыхходов; з) характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти. 3. Состояние мягкого неба и язычка: а) длина мягкого неба; подвижность при произнесении гласного звука А или Э либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателем небных дужек; б) наличие или отсутствие смыкания пассивного(возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных«а»или«э») в) степень выраженности рубцовых изменений; г) высокое или низкое стояние мягкого неба. 4. Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексыживые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений. 5. Состояние артикуляторной моторики: а) подвижность нижней челюсти, языка, губ, щек спонтанно и по заданию; б) компенсаторные движения мимической мускулатуры(крыльев носа, щек, лба); в) мимика (живая, вялая, скованная). 6. Дыхание: а) тип физиологического дыхания;(верхнеключичное, грудное или диафрагмальное; б) тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха; в) отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи. 7. Состояние голосовой функции: а) сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала; б) высота – возможность голосовых модуляций; в) тембр – яркость, звонкость, глухость, г) назальность – открытая, закрытая, смешанная; д) наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации. 8. Характер спонтанной речи (во время простого диалога, проговаривания тестовых слогов и фраз, счета до 10–20): а) разборчивость речи; б) степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация); в) темп, паузация и мелодика речи; 9. Исследование звукопроизношения. а) нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена и искажение звуков; б) изолированное произнесение гласных и согласных звуков. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, и. Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа). 10. Исследование развернутой речи: а) объем активной и пассивной лексики; б) степень владения грамматическим строем; Исследование развернутой речи дополняется изучением качества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения). 11. Исследование слуха, слухового внимания. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование (снятие аудиограммы). 12. Исследование состояния психических функций (с участием психоневролога или патопсихолога): внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком. Проводилось ли обучение речи ранее. Желательно сделать звукозапись на высококачественном магнитофоне соответственно началу и окончанию курса речевой терапии. Процесс обследования длителен и непрерывен. Каждое занятие расширяет представления о ребенке и указывает на новые возможности коррекции его дефекта. Результаты обследования постоянно фиксируются в карте. В первой записи отмечаются реакции ребенка на новую обстановку и его поведение, указываются речевые возможности и подробно описывается характер речи (многоречив ли ребенок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок, насколько внятна речь). Дальнейшие записи должны отразить динамику наблюдений и динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях. Сравнивая первичное обследование речи ребенка с его достижениями, можно судить об эффективности логопедической работы. Дидактический материал Для обследования (предъявляют либо на карточках, либо в отраженном произнесении): и е я ю а э о у ы; ий ей яй аи ой уй; ифи-афа, ивиава, илиала, ипиапа, ибиаба, итиата, идиада, исиаса, изиаза, ишиаша, ижиажа, ищиаща, ициаца, ичиача, ихиаха, икиака, игиага, ириара, имиама, иниана; Филя ел вафли. Фая в фойе. Видя ел оливы. Вова вел вола. У Аллы лилии. Юля юлила юлой. Папа в поле. У Поли папа. Папа и Поля пели. Люба любит бобы. Вот белое белье. Люба побелела от побелки. У дитя лепет: тете, тятя. Теплота топит лед. У воды лебеди. Ида идет и поет. Дед дудел в дуду Оса упала в суп. Лиса в лесу. Алеся весела и т.д. Примечание. Применяемый в обследовании речевой материал должен соответствовать возрасту и развитию детей.
![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|