Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Маневрирование вокруг корабля





Разрешается обход корабля в двух направлениях: по часовой стрелке и против. В направлении по часовой стрелке шлюпка движется вблизи корабля, по кратчайшему пути. В направлении против часовой стрелки шлюпка движется на расстоянии от корабля, чтобы не мешать встречному движению.

 

Рис. 58. Хождение под парусами вокруг корабля

 

Круговой обход корабля по часовой стрелке выполняется следующим образом (рис. 58). Пройдя вплотную к носу (обрезав нос), нужно спуститься и на траверзе правого трапа сделать поворот через фордевинд. На траверзе правого среза кормы следует начать приводиться с расчетом обрезать корму корабля и выйти на его левый борт в бейдевинд. Проходя за кормой безветренную полосу (корабль отнимает ветер), надо потравить кливер- шкоты, иначе кливер, наполняясь ветром раньше фока, увалит шлюпку под ветер. Пройдя траверз фок-мачты корабля, нужно сделать поворот оверштаг с расчетом обрезать нос корабля одним галсом (см. разделы 4.12 и 4.13).

 

При отсутствии корабля круговое маневрирование можно производить относительно бочек, буев, вех и т. п.

 

 

Управление шлюпкой при шквалах

Шквал – это внезапное и резкое усиление ветра. Шквал очень опасен для парусной шлюпки: он рвет такелаж, паруса, ломает рангоут, а при неумелых или запоздалых действиях опрокидывает шлюпку. Шквал может налететь при ветре умеренной силы или даже во время полного штиля, причем с любого направления, иногда противоположного тому, откуда дул до этого ветер.

 

О приближении шквала свидетельствуют следующие признаки:

 

– значительное скопление темных и быстро несущихся облаков в нижних слоях атмосферы;

 

– появление на водной поверхности темной полосы, отличающейся от окружающей поверхности;



 

– появление гребней волн со стороны приближающегося шквала;

 

– быстрое закрытие дождевой полосой видимых на горизонте предметов;

 

– многократное изменение направления (кручение) ветра с неожиданными резкими изменениями его силы;

 

– беспокойное поведение чаек, сопровождаемое резкими выкриками.

 

Учитывая, что силу ожидаемого шквала угадать невозможно, лучше всего при появлении его признаков спустить паруса и встретить шквал на веслах.

 

Если же по каким-либо причинам шквал настиг шлюпку под парусами, надо действовать следующим образом. При шквале, налетевшем с бейдевинда и галфвинда, по команде «Шкоты раздернуть» шлюпку резко приводить против ветра.

 

При шквале, налетевшем с бакштага, по команде «Шкоты травить» спускаться до полного бакштага. При шквале от бакштага нельзя приводиться, так как при переходе линии галфвинда паруса будут перпендикулярны линии ветра и шлюпку может опрокинуть.

 

При шквале, налетевшем с подветренной стороны, скомандовать «Шкоты раздернуть».

 

На двухмачтовых шлюпках при шквале с бакштага необходимо спустить грот и подать команду «Все в корму». Шкоты фока и кливера надлежит травить. Старшина рулем приводит шлюпку в полный бакштаг. Грот спускается и при шквале с фордевинда. В дальнейшем нужно действовать, сообразуясь с обстановкой: или убрать паруса и перейти на весла, или взять рифы, или, если шквал не сильный, следовать к кораблю (пирсу), следя за тем, чтобы шлюпка произвольно не меняла галсы и не теряла ход. При самопроизвольной смене галса шлюпка может перевернуться, а при потере хода она становится неуправляемой.

 

При шквалистом и свежем ветре следует избегать движения в галфвинд. Лучше идти переменными курсами в полный бейдевинд и бакштаг.

 

 

Взятие рифов

При усилении ветра до 3 баллов и выше старшина подает команду «Надеть спасательные жилеты». Гребцы по очереди – сначала свободные, а после подмены сидящие на шкотах – надевают спасательные жилеты.

 

При усилении ветра до 4 баллов и выше необходимо уменьшить площадь парусов, для чего берут рифы. Если этого не сделать, шлюпку будет сильно кренить; она будет черпать воду бортом и может опрокинуться. Обычно при ветре 4 балла берут один риф, при ветре 5 баллов – два рифа. При ветре 6 баллов и более хождение под парусами на шлюпках запрещается, шлюпки обязаны спустить паруса.

 

На одномачтовой шлюпке. Для взятия рифов шлюпка приводится носом к ветру. Затем последовательно подаются команды «На фале», «Паруса долой» и «Два (один) рифа взять». Выполняя последнюю команду, гребцы № 1–3 и 4 берут рифы на фоке, гребцы № 5 и 6 – на кливере. В соответствующие кренгельсы переносят: гребец № 1 – фока-шкоты, гребец № 3 – фока-галс, гребец № 5 – кливер-галс и гребец № 6 – кливер-шкоты.

 

По команде «Один риф взять» рифы у кливера не берутся.

 

При взятии рифов паруса не закатываются, а гофрируются и прихватываются риф-штертами рифовым узлом. Шкоты и галсы крепятся шкотовым или брамшкотовым узлом. При взятии двух рифов сначала берут один риф (нижний), а потом (вокруг него) другой. Это позволяет при ослаблении ветра отдавать рифы без спуска парусов в обратной последовательности.

 

После взятия рифов гребец № 5 докладывает: «На кливере риф взят», а гребец № 1 – «На фоке два (один) рифа взяты». После этого старшина командует: «На фале» и «Паруса поднять». Гребцы № 6 и 4 поднимают паруса так, чтобы галсовый угол фока был на уровне планширя. Поднимать паруса до места запрещается, так как в этом случае повысится центр парусности и уменьшится остойчивость шлюпки.

 

Отдавать рифы можно на ходу шлюпки, не спуская парусов. Отдача производится по команде «Отдать рифы» или «Отдать один риф». Перед отдачей рифов шлюпка приводится против ветра. После отдачи рифов и переноса галсов и шкотов паруса поднимаются до места.

 

На двухмачтовой шлюпке сначала берут рифы на фоке, потом на гроте (или наоборот). В первом случае шлюпка под действием грота будет стоять против ветра, имея минимальный дрейф. Во втором случае шлюпка под действием фока и кливера может идти вперед даже в бейдевинд. Очередность взятия рифов определяет старшина шлюпки, исходя из обстановки.

 

Перед взятием рифов старшина приводит шлюпку против ветра и подает следующие команды.

 

«На фока-фале» – гребцы готовят фал.

 

«Фок долой» – гребцы спускают фок и кливер.

 

«Один (два) риф взять» – гребцы берут указанное число рифов, и шкотовые докладывают о готовности.

 

«На фока-фале», «Фок поднять» – гребцы поднимают паруса.

 

«На грота-фале», «Грот долой» – гребцы спускают грот.

 

«Один (два) риф взять» – гребцы берут указанное число рифов.

 

«На грота-фале», «Грот поднять» – гребцы поднимают грот.

 

Штормовое вооружение ставят на больших шлюпках в случаях, когда сила ветра настолько велика, что даже с двумя рифами ходить рискованно, а обстановка заставляет идти под парусами. Для этого спускают грот, рубят грот-мачту, кладут ее на банки и прихватывают концами к банкам, чтобы она не перемещалась при крене. Затем спускают фок и кливер, переставляют фок-мачту на середину шлюпки в специально установленный для этого степс и крепят мачту. После этого поднимают фок и кливер.

 

Кливер-галс крепится за носовой подъемный рым, фокашкоты разносятся по бортам в корме или вместо фокашкотов закладывается гика-шкот за шкотовый угол фока.

 

В этом случае при уборке грота погон не убирается. Необходимость взятия рифов при штормовом вооружении не исключается.

 

 

Подход к трапу корабля

На одномачтовой шлюпке подход к трапу корабля можно выполнять со спуском и без спуска парусов. В обоих случаях старшина ведет шлюпку в полный бейдевинд, правя на нижнюю площадку трапа, а затем по мере приближения к трапу приводит шлюпку в крутой бейдевинд и направляет форштевень несколько выше трапа (рис. 59). По команде «Крюк» впередсмотрящий готовит длинный отпорный крюк.

 

Рис. 59. Подход к трапу корабля под парусами

 

Если выполняется подход со спуском парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «На фале» и «Паруса долой». Затем, подведя рулем шлюпку к трапу, командует: «Задержаться». Впередсмотрящий задерживает шлюпку отпорным крюком.

 

Если выполняется подход без спуска парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «Кливер раздернуть» и «Фок стянуть». Затем, подведя рулем шлюпку к трапу, он командует: «Задержаться. Фок к мачте». Впередсмотрящий задерживает шлюпку, а гребец № 6 берет фок к мачте.

 

Фок берут к мачте, чтобы он не бился о трап и для удобства выхода из шлюпки пассажиров.

 

Выполняя подход к трапу в свежую погоду, правят немного выше трапа. В нескольких метрах от трапа и несколько выше его траверза приводят шлюпку против ветра и спускают паруса. В этот момент с корабля должны подать конец, который крепят шлюпочным узлом за мачтовую банку и подводят шлюпку на конце к трапу.

 

При большой волне рекомендуется подходить к подветренному трапу, когда корабль придет на якорной цепи в крайнее наветренное положение, или подходить на бакштов.

 

На двухмачтовой шлюпке подход к трапу можно выполнять со спуском всех парусов, спуском передних парусов и без спуска парусов. Подход со спуском всех парусов выполняется так же, как и на шестивесельном яле. Если выполняется подход со спуском передних парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «На фока-фале», «Фок долой» и «Гика-шкот стянуть», затем с помощью руля и грота подводит корму шлюпки к трапу.

 

Выполняя подход без спуска парусов, раздергивают кливер и фок и стягивают гика-шкот. Для удобства выхода людей из шлюпки рекомендуется после подхода к трапу взять грот на гитовы.

 

 

Отход от трапа корабля

При отходе от трапа под парусами с корабля на шлюпку подается конец, который проводится вдоль внутреннего борта шлюпки (снаружи вант) и крепится за загребную банку шлюпочным узлом. В носовой части шлюпки за конец серьгой заводится носовой фалинь (рис. 60).

 

На шлюпке ставят рангоут и паруса, шкоты при этом раздернуты.

 

После подъема парусов старшина командует: «Отваливай». Гребцы внутреннего борта, держась за конец, протягивают шлюпку вперед настолько, чтобы корма шлюпки оказалась выше трапа, после чего впередсмотрящий отдает серьгу и отталкивает нос отпорным крюком. Затем по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирается в сторону корабля.

 

Рис. 60. Отход от трапа под парусами

 

Когда кливер заберет и увалит шлюпку, по команде «Шкоты на правую (левую)» шкоты выбирают на подветренную сторону. Гребцы отпускают конец, и по команде «Отдать конец» загребные быстро отдают его.

 

На двухмачтовых шлюпках при сильном ветре и волнении рекомендуется отходить от трапа только под кливером и фоком, а грот поднимать после отхода от трапа.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.