Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подход к выстрелу и на бакштов





Шлюпке под парусами разрешается подходить к выстрелу при ветре не более 3 баллов и только в тех случаях, когда вынуждает обстановка. Старшина ведет шлюпку в бейдевинд, правя на 10–15 м ниже нока выстрела. Приблизившись на указанное расстояние, приводит шлюпку против ветра, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к шкентелю выстрела, соблюдая осторожность, чтобы не сломать мачту о бурундук или выстрел.

 

Подход на бакштов старшина выполняет также курсом бейдевинд, правя на правый (левый) срез кормы корабля; при подходе к корме корабля, учитывая инерцию и расстояние, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к кормовому срезу. С корабля на шлюпку подается конец (см. раздел 2.11).

 

Подход к пирсу и отход от него

Подходить к пирсу следует с подветренной стороны, приготовив крюки и фалини для задержки и швартовки шлюпки. Старшина приводит шлюпку в бейдевинд и правит на пирс. На подходе к пирсу, учитывая расстояние и инерцию, командует: «Кливер раздернуть», «Фок стянуть»– и рулем подводит шлюпку к пирсу (рис. 61, а).

 

Рис. 61. Подход к пирсу под парусами:

а – с подветренной стороны; б – с наветренной стороны в свежую погоду

 

Если ветер дует вдоль пирса, шлюпка приводится в галфвинд или бейдевинд и подводится к пирсу форштевнем против ветра. Можно подходить и с попутным ветром, но в этом случае необходимо взять фок к мачте (а на двухмачтовых шлюпках, кроме того, спустить грот) и подходить под одним кливером.

 

При подходе с наветренной стороны нужно учитывать дрейф и вести шлюпку таким образом, чтобы между ней и пирсом оставалось свободное пространство. В этом случае при подходе к пирсу все паруса спускаются.



 

В свежую погоду подходить с наветренной стороны не рекомендуется, но если обстановка вынуждает к этому, то следует подходить с отдачей якоря, развернув шлюпку предварительно против ветра (рис. 61,б).

 

Для отхода шлюпки от пирса при отжимном ветре заводят носовой фалинь за кнехт серьгой и отдают кормовой фалинь. Когда шлюпка станет носом против ветра, ставят рангоут и паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь и отходят от пирса.

 

Если ветер дует вдоль пирса, шлюпку ставят носом против ветра, крепят фалини серьгой за кнехты и ставят паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь, отталкивают нос, выносят кливер на ветер и, когда шлюпка увалится, отдают кормовой фалинь.

 

Если ветер прижимной, то отходят от пирса на веслах, а затем ставят паруса.

 

Постановка парусов бабочкой

При движении шлюпки курсом фордевинд кливер закрывается фоком и работает не в полную силу. Вследствие этого шлюпка рыскает и теряет скорость. Для уменьшения рыскания и увеличения скорости шлюпки при движении по ветру (не более 4 баллов) рекомендуется на длинных галсах паруса ставить бабочкой, т. е. так, чтобы фок и кливер были расположены на разных бортах.

 

На одномачтовой шлюпке гребцы наветренного борта (№ 1 и 3 или № 2 и 4) по команде «Приготовиться ставить паруса бабочкой» передают шкоты гребцам подветренного борта, готовят весло, ввязывают в шкотовый угол фока короткую стропку из штерта и вставляют рукоять весла в стропку (можно вместо стропки прихватить рукоять весла выбленочным узлом из фока-шкота). Гребец № 1 докладывает: «Фок готов к постановке бабочкой».

 

Гребец № 6 берет кливер-шкоты, обтягивает и крепит их у мачты за мачтовую банку. Впередсмотрящий ввязывает короткую стропку в галсовый угол кливера, готовит длинный отпорный крюк и докладывает: «Кливер готов к постановке бабочкой».

 

По команде «Поставить бабочку» впередсмотрящий отдает кливер-галс, вставляет в стропку отпорный крюк, вместе с гребцом № 6 выносит кливер с помощью крюка на противоположный фоку борт и штертом прихватывает отпорный крюк к банке или вант-путенсу.

 

Рис. 62. Постановка парусов бабочкой:

а – на одномачтовой шлюпке; б – на двухмачтовой шлюпке

 

Гребцы № 1 и 3 (или № 2 и 4) с помощью весла выносят фок на траверз того борта, на котором он был, и упирают лопасть весла в гак бугеля на мачте; фока- шкот травится (рис. 62, а).

 

Крюк прихватывается штертом для того, чтобы задний нок- бензельный угол фока не опустился под тяжестью паруса. С этой целью можно использовать также нештатную оттяжку, заранее прикрепляемую к переднему ноку рейка. Вместо весла можно использовать нештатный гик.

 

При движении шлюпки курсом фордевинд надо внимательно следить за тем, чтобы фок ветром не перебросило на противоположный борт, иначе шлюпка может черпнуть бортом воду и перевернуться.

 

По команде «Убрать бабочку» гребцы № 5 и 6 убирают крюк, гребец № 5 крепит кливер-галс за носовой гак, гребец № 6 отдает кливер-шкоты и передает их гребцам № 3 и 4. После этого приводят шлюпку в полный бакштаг и убирают весло.

 

На коротких галсах или при ветре более 4 баллов (когда паруса бабочкой не ставятся) рекомендуется вместо фордевинда идти в полный бакштаг; скорость шлюпки в этом случае будет больше.

 

На двухмачтовой шлюпке при постановке парусов бабочкой грот выносится на наветренный борт, а фок – на подветренный. Кливер выносят на тот же борт, что и грот (рис. 62, б).

 

По команде «Приготовиться ставить паруса бабочкой» гребцы, расписанные на фоке и кливере, готовят их к постановке. По команде «Поставить бабочку» те же гребцы ставят фок и кливер бабочкой, а гребцы, расписанные на гроте, берут грот на гитовы, переносят и садят (опускают) его на наветренном борту.

 

По команде «Убрать бабочку» переносят грот с кливером или фок (в зависимости от обстановки). При переносе грот берут на гитовы, а фок – к мачте (см. раздел 4.9).

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.