|
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВОПостиндустриальное общество, возникшее всего 20-30 лет назад, уже называют вершиной эволюции человечества. И хотя оно охватило лишь несколько наиболее развитых и богатых стран, население которых относят к «золотому миллиарду», его достижения и польза для всех очевидны. Дымные фабрики и заводы сменились современными компьютеризированными производствами, реализующими безотходные технологии. Рабочие спецовки уступили место белоснежным рубашкам инженеров и техников, фундаментальная наука ставится во главу угла общественного процветания, а на смену материальным ценностям пришли постматериальные идеалы и мотивация творческого успеха. Возможно, не за горами то время, когда с исторической сцены сойдет последний оплот индустриального общества — социальные классы. Изменения западного общества во второй половине XX в. происходили столь быстро, что многим социологам стало ясно: индустриальное общество исторически исчерпало себя. Необходимо какое-то новое понятие, лучше отражающее новые реалии. Идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX в. А. Пенти, а затем введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом. Однако термин «постиндустриальное общество» придумал выдающийся американский социолог Д. Белл. В центр своей концепции Д. Белл ставит информационный фактор. Он усматривает тектонический сдвиг в экономике от производства товаров к производству услуг — научно-технические кадры вытесняют предпринимателей в качестве доминирующего социального класса, движущей силой нововведений и политики становится знание, а ключом к будущему — технология. Будущее, по Беллу, принадлежит «яйцеголовым». Благодаря ему и работам другого видного социолога Р. Арона концепция постиндустриального общества получила широкое признание в начале 1970-х гг. Наряду с ней сегодня известны теории постиндустриального ка- питализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Как показывает статистика, постиндустриальное общество развивается в разных странах неодинаковыми темпами. Своеобразие культурно-исторической эволюции капитализма в этих странах обусловило формирование различных вариантов теории постиндустриального общества. Выделяют две модели: американскую (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, Г. Кан, К. Боулдинг) и европейскую (Р. Дарендорф, А. Турен, Ж. Фурастье). Несмотря на ряд различий, объясняющихся культурной спецификой развития индустриального общества в Америке и Западной Европе, обеим моделям присущи некоторые общие черты, в частности критерии исторической периодизации общества. Выделяют три основных этапа: ♦ доиндустриальное общество, в котором главными институтами выступают сельское хозяйство, церковь и армия; ♦ индустриальное общество, лидирующим институтом которого является промышленность с корпорацией и фирмой во главе; ♦ постиндустриальное общество, где основным институтом становится наука, производящая информацию. Кроме понятия «постиндустриальное общество» в социологической литературе используются и другие термины: «вторая промышленная революция» (А. Шафф), «третья волна» и «супериндустриальное общество» (А. Тоффлер), «третья индустриальная революция» (Д. Бальхаузен, а также «информационное общество», «кибернетическое общество», «технотронное общество», «телекоммуникационное общество», «вторая революция в торговле», «первая революция в банковских операциях». Наряду с ними современ- Врезка Д. Белл Постиндустриальное общество Термин «постиндустриальное общество» соотносится с «доиндустриальным» и «индустриальным». Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности. Индустриальное общество — в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров. Постиндустриальное общество — это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями. Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством. Продукция индустриального общества производится отдельными четко идентифицированными единицами, она обменивается и продается, потребляется и изнашивается, как кусок ткани или автомобиль. Знание, даже если оно продается, остается с его производителем. Это «коллективный товар» с той точки зрения, что, будучи произведено, оно по своему характеру становится достоянием всех. Постиндустриальное общество не заменяет полностью индустриальное общество, так же как и индустриальное общество не отбрасывает аграрные секторы экономики. Новые черты накладываются на старые, стирая некоторые из них, но в целом усложняя структуру общества. Полезно было бы выделить некоторые из новых измерений постиндустриального общества: • централизация теоретического знания; • создание новой интеллектуальной технологии; • формирование класса производителей знания; • переход от производства товаров к производству услуг; • изменение характера труда. В доиндустриальном обществе жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной природой — землей, водой, лесами, работая малыми группами и завися от нее. В индустриальном обществе работа — это игра между человеком ное общество нередко называют постбуржуазным, посткапиталистическим, пострыночным, посттрадиционным и постисторическим. Однако последние определения не получили заметного распространения1. В основе концепции постиндустриального общества лежит оценка нового общественного целого как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий. Речь идет о снижении роли материального производства и развитии сектора, создающего услуги и информацию, об изменившемся характере человеческой деятельности, новых типах вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенной модификации социальной структуры. Зарубежные социологи сходятся во мнении о том, что 1970-е гг. являются началом нового этапа в развитии западного общества. Он характеризуется появлением новых средств производства — информационно-электронных систем, использованием микропроцессоров в промышленности, сфере услуг, торговли и обмена. Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе. Технология предлагает намного более значительные информационные и коммуникационные ресурсы, чем когда-либо имело человечество. Эти ресурсы столь велики, что очевидно: мы вступаем в новую эру — информационную. США — первая страна, осуществившая трехэтапный переход от аграрного общества к индустриальному и от него к постиндустриальному. Еще на ранних этапах человеческой истории выделялись три сектора хозяйства, получившие в настоящее время следующий вид: ♦ первичный — охота и рыболовство, сельское хозяйство. Сюда относят и лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки и добычу полезных ископаемых; и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В постиндустриальном же обществе работа становится прежде всего игрой человека с компьютером (между чиновником и просителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). 1. Роль женщины. 2. Наука на новой стадии своего развития. 3. «Ситосы» как политические подразделения. Существует четыре вида функциональных сито-сов — научный, технологический, административный и культурный, а также пять институциональных ситосов — экономические предприятия, правительственные конторы, университеты и исследовательские центры, социальные комплексы (больницы, центры обслуживания и тому подобное) и военная сфера. По моему мнению, основная борьба интересов будет развиваться между ситосами. 1. Меритократия. Постиндустриальное общество, будучи в первую очередь техническим обществом, предоставляет лучшие позиции в нем на базе наследства или собственности (хотя эти факторы могут способствовать определенным образовательным и культурным преимуществам, исходя из знаний и квалификации). 2. Конец дефицита. 3. Экономика информации. Сокращено по источнику: Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984. С. 16-24. 1 Подробнее см.: Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества//Социологический жур нал. 1997. № 4. С. 71-78. ♦ вторичный — обрабатывающая промышленность и строительство; ♦ третичньш — транспорт, торговля, наука, искусство, сфера услуг. В середине 1970-х гг. в развитых странах резко сокращается доля сельского населения: в Японии до 15%, в ФРГ до 10%, в США до 30%, в Англии до 41%. Напротив, занятость в сфере обслуживания увеличивается: в США до 65%, в Японии до 50%, в ФРГ до 45%, в Англии до 43%. Из рис. 21 видно, как за 100 лет доля аграрного сектора в США сократилась почти до невидимой величины, если оценивать этот показатель по сокращению доли сельхозработников в структуре трудовых ресурсов. Однако за то же время производительность труда в аграрном секторе увеличилась в десятки раз, и в результате страна стала производить продукции не меньше, а больше, чем прежде, обеспечивая ею нуждающиеся в продуктах питания страны мира, особенно Африки и Азии. Таким образом, в постиндустриальном обществе сокращение удельного веса аграрного сектора происходит параллельно увеличению производительности труда в этом секторе. Если бы она не росла, то не могло произойти сокращения численности сельхозработников. Общая занятость в сельскохозяйственном производстве США уменьшается, так как маленькие фермы объединяются в крупные, а современная технология еще более уменьшает потребность в фермерском труде. В конце XIX в. около половины всех занятых в США работали на фермах, а в конце XX в. лишь 2,3% работающих — фермеры. Для постиндустриального общества важнее не развитие индустрии, а рост производства информации и сферы обслуживания и их превосходство над промышленностью2. Под влиянием требований рынка и техно логического прогресса сфера услуг приобретает качественно новые черты, в частности значительные объемы научных исследований и разработок. Уже с середины 1980-х гг. динамика затрат на исследования и разработки в сфере услуг опережает их рост в обрабатывающей промышленности. Причины — высокая на-укоемкость многих видов услуг, основанных на новейших информационных технологиях, растущий спрос на услуги малых исследовательских, компьютерных, биотехнологических фирм, многие из которых создаются на базе университетов. Несмотря на национальные различия в распределении затрат на НИОКР по отраслям сферы услуг в развитых странах, основная их доля приходится на деятельность, связанную с компьютерами (разработка программного обеспечения, баз данных и т.п.), на услуги в области исследований и разработок, прочие деловые услуги (в области архитектуры и инженерных изысканий), телекоммуникации, оптовую и розничную торговлю, финансовое посредничество3. В последние 25 лет в информационно емких отраслях сферы услуг (часто выделяемые в так называемые четвертичный и пятеричный секторы и включающие здравоохранение, образование, исследовательские разработки, финан- 2 Drucker P.F. Post-Capitalist Society. HarperBusiness, 1993. P. 69. 3 Гохберг Л. Россия перед вызовом XXI в. // Человек и труд. 2001. № 2. сы, страхование и т.д.) отмечены самые высокие темпы роста занятости. Сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики ведущих индустриальных стран, обеспечивающая львиную долю занятости и производства ВВП. Интенсивное развитие этого сектора обусловлено прежде всего увеличением численности занятых и объема услуг в сфере науки, образования, обработки данных рекламы, профессионального консультирования, юридического обслуживания и др. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран. Интенсивно растет и занятость ученых в области информатики: в 1995 г. на их долю приходилось 29,8% ученых, занятых в экономике США. Дальнейшее развитие информационной индустрии в период до 2005 г., по оценкам Бюро статистики труда Министерства труда США. будет сопровождаться увеличением их численности на 90%, что выдвигает эту профессию в число наиболее распространенных в экономике США4. На современном этапе жизни общества на смену классовой структуре приходит профессиональная. Собственность как критерий стратификации теряет свое значение. Решающими становятся уровень образования и знания. Если для индустриального общества основной конфликт состоял между трудом и капиталом, то в постиндустриальном — между знанием и некомпетентностью. Возникают новые интеллектуальные технологии, в экономике усиливается тенденция к интеграции и планируемости. На новой стадии общественного развития промышленность уже не является основой материального производства, а рабочий класс теряет ведущую роль, уступая место научно-техническим работникам. Основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества — доля научных и технических работников в общем объеме рабочей силы, а также объем затрат на научно-исследовательские разработки. Индустриать-ное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное — умением вырабатывать и передавать информацию. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального общества к постиндустриальному. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход к индустриальному обществу от доиндустриального, когда большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности. Одним из признаков наступления постиндустриального общества служит феминизация общественного производства — возрастание доли женщин в трудовых ресурсах. Подобный процесс наблюдается в США, России, Японии, Швеции, Германии и других странах. В 1940 г., например, вСШАтолько 28 из каждых 100 работающих были женщины, к 1947 г. их число выросло до 36, а теперь из каждых 100 занятых — 44 женщины. Почему доля занятых 4 ГохбергЛ. Указ. соч. женщин растет по мере перехода общества к более высокой фазе развития? Тому есть несколько объяснений. Во-первых, внедрение новых технологий облегчает труд, вытесняет грубый физический труд, заменяя его интеллектуальным, доступным женщинам. Во-вторых, в постиндустриальном обществе расширяется третичный сектор — сфера обслуживания и информации, который лучше всего подходит женщине. В-третьих, по мере ускорения научного прогресса увеличивается потребность в более образованной рабочей силе, а в большинстве индустриальных стран женщины по уровню образования либо не уступают, либо превосходят (как, например, в России) мужскую половину. Переход любого общества с доиндустриальной на индустриальную, а затем постиндустриальную фазу сопровождается следующими изменениями в структуре народного хозяйства: ♦ сокращение численности работников; ♦ увеличение доли «белых воротничков» и занятых в сфере услуг; ♦ сокращение численности «голубых воротничков»; ♦ повышение заработной платы; ♦ сокращение продолжительности рабочей недели; ♦ повышение квалификации рабочей силы; ♦ увеличение производительности труда; ♦ увеличение доли занятых женщин. Техническое развитие сделало возможным выполнение машинами тех операций, которые раньше производились вручную. Уменьшение занятости «голубых воротничков» было сбалансировано увеличением числа рабочих мест в сфере услуг. Наиболее важными сферами индустрии услуг являются розничная торговля, транспорт, финансы, общественное питание, гостиничная сеть, уборка помещений, а также юриспруденция, образование и медицина. Рабочие сегодня зарабатывают больше и заняты меньше, потому что они производят больше. Сектор услуг в американских предприятиях развивается сегодня быстрее, чем когда-либо прежде. В 1970-е гг. в производстве (в секторе, производящем товары всего 11%) появилось всего 5% новых профессий, а в секторе услуг — 80%. Наиболее быстрый рост отмечен в фирмах, где работает менее 50 человек. Большинство этих фирм производят информационные услуги5. Появились специализированные профессиональные группы, по обслуживанию вычислительной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики и проектировщики и т.п.), оказанию консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. В США, по данным Национального научного фонда, в начале 1990-х гг. 16% ученых работали в области консультирования, учета, статистики, обработки данных. В 1920-е гг. на среднестатистической фабрике США работник трудился приблизительно 50ч в неделю и получал за это время около 30 долл., в 1985 г. — 40 ч в неделю, за которые ему платили 386 долл.6 Развитие технологии дало микрокомпьютеры, стекловолоконную оптику, а роботизация вызвала спрос Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Ноиая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 169-225. 6 Прикладная экономика. М.. 1993. С. 105. на высококвалифицированную рабочую силу. Те, у кого отсутствуют необходимые навыки и соответствующее образование, сталкиваются с большими трудностями, зарабатывая себе на жизнь, чем те, кто получил, например, высшее образование. Сегодня в США выпускники высших учебных заведений зарабатывают приблизительно на 50%, а выпускники колледжей — почти на \ЬЗ% больше, чем те, кто не закончил полный курс обучения7. Когда речь идет о великих цивилизациях прошлого, имеют в виду географически локальные регионы — Древнюю Грецию, Францию XVIII в., современную Америку. Но по прошествии нескольких десятилетий развития глобальных коммуникаций «цивилизации» будут представлять собой географически рассеянные регионы, объединенные общей культурой. Постиндустриальная западная цивилизация свяжет воедино все англоязычные страны. По-видимому, Китай, Россия, Латинская Америка и «третий мир» также создадут свои глобальные культурные зоны, но со своими ценностями. Глобальные корпорации могут больше сделать для распространения международного взаимопонимания, чем любая другая сила. Они обеспечивают занятость, распространяют технологию и дают профессиональную подготовку очень многим людям8. Для новой эпохи характерны высокий темп роста сервисной индустрии и ее преобладающий вклад в создание национального богатства, первое место в структуре занятости населения, авангардная роль в развитии наукоемких технологий, наконец, ее приоритет в государственной инвестиционной политике. Даже на бытовом уровне символы информационного общества вытесняют сегодня символы индустриальной эпохи; так, в 1995 г. впервые американцы купили компьютеров (16,5 млн) больше, чем автомобилей. У постиндустриального производства три кита — микроэлектроника, биотехнология и информатика9. Микроэлектроника открыла дорогу компьютерам, в итоге «микроэлектронная революция», связанная с изобретением больших интегральных схем и микропроцессоров, вылилась в грандиозный технический переворот: всего за 4 года (1975-1978) объем информации, размещаемой на 1 мм2 кремниевого кристалла (чипа), вырос в 80 тыс. раз. а цена каждого такого изделия уменьшилась с 350—400 долл. до 3—4 долл. " Миниатюрность и низкая стоимость микросхем открыли беспрецедентные возможности их использования в качестве «компьютеризованных» компо- 7 Прикладная экономика. 8 Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическаяволна на Западе. М., 1986. С. 381-391. 9 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М..2000. С. 93-98. 10 Барышев А. Микроэлектроника и информатика // Курьер ЮНЕСКО. 1983. № 4. С. 10-15. нентов всевозможных механических и автоматических систем — контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования, проектирования и производства с помощью компьютеров, робототехники, гибких производственных систем, бытовой автоматики и т.д. Биотехнология воплощает в себе открытия в области молекулярной биологии, заложившие основы генной инженерии, способной целенаправленно создавать более продуктивные виды растений и животных, разрабатывать эффективные виды лекарств, материалы с запрограммированными свойствами и т.д. ИОТЕХНОЛОГИЯ — любая техника использования живых организ-ов или жизненных процессов для производства или видоизмене- ля продуктов, для улучшения сортов растений, или природы рас-;ний, или пород животных, создания микроорганизмов для специ-пьных целей. Наконец, третье звено — информатизация общества, всех сторон его жизни и трудовой деятельности на базе телекоммуникаций, информационных компьютерных сетей с использованием космических средств связи и волоконно-оптических кабелей, факсимильных аппаратов, электронной почты, мобильной связи. С помощью средств мультимедиа (синтеза компьютеров, аудио- и видеотехники), компьютерной графики создается виртуальный мир, виртуальная реальность, где для человека открываются просторы для творчества, быстрого освоения и обновления знаний. Как и у всякого общественного явления, у информатизации есть не только плюсы, но и минусы. Власть человека над информацией вместе с тем означает и власть информации над человеком. Тот, кто владеет ее источниками, каналами доступа к ней, не важно коммерческими или административными, одновременно владеет и нашим сознанием, нашими желаниями, помыслами и потребностями. Власть информации (а ее еще называют инфок-ратией) предполагает манипулирование огромными массами людей, своими масштабами превосходящее те человеческие ресурсы, которые мог собрать под своим знамена или покорить своими войсками Александр Македонский, персидский царь Дарий I или Гитлер. Самая выразительная черта постиндустриальной эпохи — превращение информации и научного знания в непосредственную производительную силу: в 1991 г. расходы в США на приобретение информации и информационных технологий (112 млрд долл.) впервые превысили затраты на приобретение производственных технологий основных фондов (107 млрд долл.), а к началу 1995 г. в американской экономике при помощи информации производилось около 3/4 добавленной стоимости, создаваемой в промышленности. Согласно А. Тоффлеру, характерной чертой формирующегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, где доминируют законы рыночных отношений, и сектора «производства человека», где осуществляется накопление «человеческого капитала» и не остается места отношениям спроса и предложения". Причем именно развитие «экономики для себя» все больше определяет динамику и структуру рыночных отно- Тоффлер Э. Третья волна. М.. 1999. С. 431-433. шений, экономическую конкурентоспособность той или иной страны на международной арене, хотя «производством человека» все меньше занимается государство и все больше гражданское общество, общественные ассоциации и сами граждане. В связи с этим американский футуролог предрекает известную «демаркетизацию» постиндустриальной экономики. «Героическая эпоха построения рынка закончилась — ее заменит новая фаза, в которой мы будем просто поддерживать, обновлять, совершенствовать трубопровод (так квалифицируется всемирная сеть обменов — рынок. — Прим. авт.). __ писал Э. Тоффлер. — Мы, несомненно, станем перестраивать его важнейшие участки, чтобы они могли вместить безмерно увеличившиеся потоки информации. Система рынка все больше будет зависеть от электроники, биологин и новых социальных технологий. Разумеется, на это также потребуются ресурсы, воображение и капитал. Но по сравнению с изнурительным усилием маркетизации Второй волны (индустриальной экономики. — Прим. авт.) эта программа обновления потребует значительно меньше времени, энергии, капитала и фантазии, меньших материальных затрат и людских ресурсов, чем изначальный процесс построения. Какой бы сложной ни оказалась конверсия, маркетизация уже не будет главным проектом цивилизации. Таким образом, Третья волна создаст первую в истории «трансрыночную» цивилизацию»12. По мнению А. Турена, особенность постиндустриального общества заключается в том, что его можно и должно исследовать исключительно в терминах социальных отношений. Смысл поведения действующих лиц не следует искать в принципах, в устройстве Вселенной или в смысле истории: его нет ни в каком другом месте, кроме социальных отношений. Впервые анализ общества должен быть чисто социологическим. Это означает также, что механизмы социального контроля или социализации становятся в своей совокупности все более репрессивными, так как они не могут более требовать к себе уважения, как к естественным законам, или надеяться на поддержку, как традиционные предписания. «В этом типе общества все объективное, установившееся, институциональное является все более помехой социальным отношениям, коммуникации. Это объясняет значение, которое имеет в современном социальном мышлении критика, направленная против государства. Программированное общество является также обязательно обществом протеста, воображения, утопии, так как оно целиком основано на соци&чъ-ном конфликте между аппаратами, которые имеют способность и власть программировать, и теми призывами к творчеству и счастью, которым постоянно угрожает логика вышеназванных аппаратов»11. Возможно, в постиндустриальном обществе формируется новая социальная сила — так называемая киберкратия. Она выступает носителем своего рода «социального интеллекта», который становится главной характери- '- Тоффлер Э. Указ. соч. С. 462-463. 11 Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998. С. 144. стикой наступающей цивилизации. «Социальный интеллект» реализуется через: сетевую систему связей; информационное поле, создаваемое средствами электронной коммуникации; социальную память, хранящуюся в банках данных; интеллектуальную элиту, продуцирующую новые идеи и знания; широкий слой специалистов, обладающих компьютерной грамотностью; «интеллектуальный рынок», обмен идеями и информацией14. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира15. Современное общество немыслимо без информации. Мы живем в мире звуков, слов, сообщений, общения, посланий и т.д. Наши знания поступают к нам в виде информации. Общаясь с другими, мы также передаем какую-либо информацию. На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства — от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов и компьютеров. Недаром современное общество именуют информационным. Каждый год объемы информации удваиваются и утраиваются, появляются все новые информационные каналы, а самым передовым из них является Интернет — «компьютерная паутина», опутавшая невидимыми нитями весь земной шар (рис. 23). Сегодня по интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные медицинские операции. Благодаря интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости. ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio — разъяснение, изложение) первоначальная — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). Это понятие включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире. Сегодня уже трудно найти человека, не слышавшего хотя бы что-нибудь об электронной, мобильной и телевизионной коммерции (е-соттегсе, т-соттегсеи t-commerce соответственно), «новой экономике», «электронном правительстве» (e-government), телемедицине, дистанционном образовании и др. Глобальное информационное общество (GIS или Global Information Society — GIS), просоединиться к которому активно стремится Россия, обещает затмить собой все предыдущие общественные модели за счет невиданного ранее использования информационных технологий и возможностей, открываемых Интернетом. Интеллект, знания, информационные технологии становятся главным экономическим ресурсом современного общества. 14 Ииымв Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М, 1996. С. 58. 15 Кувалдин В.Б. Глобализация — светлое будущее человечества? — http://scenario.ng.ru/interview/2000-10—1 V5_future.html. Стоимость человеческой деятельности и ее продуктов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией становящейся источником добавочной стоимости. Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества «бьпа сформулирована в конце 1960-х — нач-пе 1970 -х гг. Изобретение самого термина «информационное общество» (Information Society— IS) приписывается Ю. Хаяшц профессору Токийского технологического института. Вслед за тем в научный оборот вошло еще одно понятие — глобальное информационное общество (G/S или Global Information Society), которое показывает, что два процесса — глобализация и информатизация общества — являются не двумя разными явлениями, а двумя сторонами одного и того же явления, что одно без другого существовать не может. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, в том числе Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров и Советом по структуре промышленности. В этих отчетах информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом увеличится доля инноваций, дизайна и маркетинга в производстве информационного продукта. Именно он, а не материальный продукт будет движуще и силой образования и развития общества. Информационное общество, по мнению директора японского Института информационного общества W. Масу-ды, будет бесклассовым и бесконфликтным с немногочисленным правительством и аппаратом управления. В отличие от индустриального общества, где господствовал культ потребления, информационное общество расставляет приоритеты по-другому: на первый план выдвигается такая ценность, как время, параллельно возрастает значение культурного досуга16. Глобальное информационное общество пока еще достаточно молодо и не может охватить все без исключения страны, особенного третьего мира, где в некоторых регионах люди не видели даже телефона. Его ядром выступают самые развитые капиталистические страны, общими усилиями создавшие глобальную информационную инфраструктуру, которая включает цифровые магистрали (Digital Highway) и супермагистрали (Superhighway). В феврале 1995 г. в Брюсселе совещание министров, занимающихся развитием GIS в разных странах, определило 11 первоочередных глобальных проектных зон (Project Areas), которые составят основу информационной цивилизации: ♦ GIBN (Global Interoperability of Broadband Networks) — глобальная инте-роперабельность широкополосных сетей — Канада и Япония; "' Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash., 1983. P. 29. ♦ GIP (Global Inventory Project) — глобальная опись — ЕС и Япония; Trans-Cultural Education and Training, Tel & Lingwa — межкультурное обучение и инструктирование — Франция и Германия; ♦ Electronic Libraries, Bibtiothica Universalis — электронная универсальная библиотека — Франция и Япония; ♦ Multimedia Access to World Cultural Heritage — мультимедийный доступ к всемирному культурному наследию — Италия и Франция; ♦ Environment and Natural Resources Management — управление окружающей средой и природными ресурсами — Канада; ♦ Global Emergency Management Gemini — глобальное управление чрезвычайными ситуациями — США; ♦ Global Healthcare Applications — глобальные прикладные задачи здравоохранения — ЕС; ♦ Government On-line — правительство в режиме реального времени — Великобритания; ♦ Global Market Place for SMEs — глобальный рынок для средних и малых предприятий — ЕС, Япония, США; ♦ MARIS (Maritime Information Society) — морское информационное общество — ЕС, Канада. Сложившуюся в последние два десятилетия экономику известный американский социолог М. Кастельс назвал информациональной и глобальной, дав ей следующую характеристику: «Итак, информационалъная — так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная — потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И наконец, информациональная и глобальная — потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети»17. Социальными характеристиками такого общества являются степень информированности индивидов, доступность информации для различных социальных групп, эффективность работы средств массовой информации и их возможности обратной связи, уровень информационного образования населения и охват его информационными технологиями и т.д. В эпоху информационного общества обществознание обогащается новыми категориями, среди которых принято выделять: ♦ культурный капитал; ♦ интеллектуальный капитал; ♦ социальный капитал. Так, владение иностранными языками выступает элементом культурного капитала. Поскольку в наше время знание компьютера и иностранного языка обязательно при трудоустройстве в престижную фирму и служит стар- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 81. товой площадкой для дальнейшей карьеры, культурный капитал определяет не только Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|