|
НОВАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ СИСТЕМЫСегодня считается, что выдвинутая в 1980-е гг. Валлерштайном теория ядра и периферии в принципе правильна, но нуждается в корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообщества, которое иногда именуют транснациональным миром, составляют ведущие международные организации, 50—60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. транснациональных корпораций (ТНК). «Глобальная экономическая федерация» пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные ТНК, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах «третьего мира», опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга. На этом глобальном пространстве выделяют постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад — совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистического мира. Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономической или геополитической перестройкой планеты. Для нового международного пространства характерны две противоборствующие тенденции: концентрация принятия важных стратегических решений небольшой группой ведущих держав, типа «большой семерки» (после присоединения к ней России ставшей «большой восьмеркой»), размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (например, события в Югославии, Палестине и т.д.). Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серьезным последствиям в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером могут служить события в Югославии, когда США вынудили присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны, хотя само это решение было выгодно небольшой кучке политиков в Конгрессе США. 4 Sherratt A. Economy and Society in Prehistoric Europe. Princeton, 1997. Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку основная часть населения проживала на среднем уровне даже по европейским меркам, а через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась, представители среднего класса превратились в бедноту. Являясь самым мощным экономическим государством мира, США ведет себя как политический монополист. Доллары делают политику по принципу «один доллар — один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности ООН, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, скрываются намерение и воля узкого круга ведущих держав Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга (развивающиеся страны) борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Страны, в силу разных обстоятельств лишенные такой возможности, встают на «тропу войны» — создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования по всему миру: исламский фундаментализм, меделинский картель... В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-фи-нансовая система, сильная благодаря мировым лидерам, прежде всего США, Германии, Японии, Великобритании, уже не так стабильна, как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые ранее, может быть, и не обратили внимание ее «киты», сегодня сотрясают всю мировую систему. Так, кризис 1997—1998 гг. в Индонезии и России отразился на финансовых биржах всего мира — индустриальные гиганты потеряли миллиарды долларов. ЦИВИЛИЗАЦИЯ Ученые неоднократно, чуть ли не с древнейших времен, пытались систематизировать геополитическое пространство Земли, например: разделить его не только на страны и континенты, которые существуют вполне реально, но и на системы (капиталистическая и социалистическая), миры («первый мир». «третий мир» и др.), ядро и периферию, регионы (Восточно-Азиате кий регион), бассейны (бассейн Тихого океана), зоны влияния (советская зона), цивилизации (китайская, исламская и др.), границы которых ни в каких документах не фиксировались, а существовали скорее как научные понятия. Традиционным способом разбиения всех стран и народов на целостные, внутри себя однородные зоны является так называемый цившизационный подход. Цивилизация отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают спорить. Понятия «государство» и «страна» по смыслу уже. чем «цивилизация» и «мировая система». Понятие «общество» занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным и абстрактным и глобальным (все человечество). К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизации. Но в отличие от мировой системы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политически" аспект развития человечества. Ученые не пришли к единому мнению о том, что есть цивилизация. Одни относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средневековой и современной цивилизациях. Другие соотносят это понятие с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христианскую, восточную, европейскую, западную и другие цивилизации. Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т.е. нечто равное ей, а как ее аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, неважно, материализованном (в книгах, памятниках и т.д.) или нема-териализованном (нормы, этикет, знания). Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средневековая Европа и Россия принадлежат к одному и тому же историческому типу общества — к традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной культурой, непохожей на другие. В рамках традиционного общества встречается многообразие цивилизаций — античная, средневековая, христианская, восточная, древнеегипетская, евразийская. Цивилизация понимается и как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Исторически самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. Отметим интересную деталь: слово «цивилизация» произошло от латинского civilis — гражданский, государственный — и в Средневековье носило юридический смысл — «относящийся к судебной практике». Позднее его значение расширилось. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» — означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. В одном из самых авторитетных изданий — книге Р. Уильямса «Ключевые слова: словарь по культуре и обществу» сказано, что культура явилась некоей альтернативой «цивилизации», которая ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой15. Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации выступают: в области материальной культуры — появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.), в области духовной культуры — возникновение письменности. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой яркое проявление культуры «верхов», или элитарной культуры16. Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. Fontana, 1976. P. 79. Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социальной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива: Сб. науч. чтений / Под ред. Ю.М. Резника. М., 1998. С. 7-39. Для антропологов цивилизация — всего лишь более сложный, или наивысший, тип культуры. А если следовать этимологии слова, то окажется, что цивилизация — это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи в отличие от социологов не проводили «Цивилизация» — совокупность созданных человеком «средств», а «культура» — совокупность всех человеческих «целей». Что же такое цивилизация в таком случае? Чем она отличается от двух других фундаментальных понятий — общества и культуры? Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратификацию. А под культурой подразумевают среду общества — нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т.д. Что же остается на долю цивилизации? Какие важные аспекты жизнедеятельности людей охватывает это понятие? Что отличает, например, восточную цивилизацию от западной? Скорее всего, понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, места труда и досуга и т.д. Обе цивилизации основываются на различных системах социальных ценностей, философии, образе жизни и принципах, отношении к природе. Это первично, а их воплощение — в типах жилища, образе жизни, способах общения — вторично. В понимание цивилизации следует, видимо, включить отношение к прогрессу, рациональной науке и технике, трактовку природы человека. В палитре самых разных подходов, порой весьма противоречивых, можно выделить два центральных. Большинство специалистов предпочитают рассматривать цивилизацию в двух значениях — как историческое (время) и географическое (место) образование. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация — высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически — как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), которая подразумевает специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира (рис. 27). А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища. Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, а цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечество жило в условиях цивилизации не более 2% времени. Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, например, цивилизации евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская,христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и др. Рис. 27. Факторы, определяющие сущность цивилизации Первым в 1766 г. употребил термин «цивилизация» в современном смысле, по мнению Л. Февра, французский философ П.А. Гольбах, один из авторов «Энциклопедии» Ж. Д'Аламбера и Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо еще не пользовался им, а может, и не знал его. Хотя оно могло бы ему помочь, поскольку он критиковал на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. Слово «цивилизация» появилось в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру — с духом. Немецкое Geist (духовность) с самого рождения вошло в новое понятие и долго сопутствовало ему. «Понятие «культура» вырабатывалось именно с целью разбить идею единой для всех цивилизации, чтобы сделать возможным употребление слова во множественном числе, уравняв их с точки зрения духовности — Geist. Так что не случайно именно в Германии последовательность цивилизации и культуры будет увидена совсем иначе, чем она по сей день видится во Франции»17. Францию в определенном смысле можно считать родиной цивилизации, как Германию следует называть духовной родиной культуры. По своему содержанию «цивилизация» в одной стране обозначало то же, что «культура» в другой. Во Франции новый термин конкурировал с близкими по смыслу, в частности с police (учреждение по поддержанию правопорядка и нравов) и civilite (способность открыто, мягко и вежливо держать себя, вести беседу). Однако оно успешно выдержало соперничество и утвердилось в языке во многом благодаря тому, что несло в себе несколько иной оттенок, новое, Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие/Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 9, 26, 140. более широкое значение. В слове civilisation, которое поначалу было обычным неологизмом, содержались такие значения, как ученость, искусственность, насильственность. В новом слове слышался принудительный и единый для всех идеал, так радовавший просветителей, как универсальная, общечеловеческая цель победы грамотности над невежеством. Французское слово «цивилизация» на протяжении нескольких десятилетий не знало множественного числа. «Как считает французский лингвист Э. Бенвенист, слово «цивилизация» берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в противоположность варварству)»18. Как полагает Февр, слово «цивилизация» родилось во французском языке, и, пожалуй, нигде больше оно и не могло родиться. В глазах соседних народов это понятие соединилось как раз с тем культурным типом, который сложился именно во Франции. Февр приводит мнение Ф. Ницше, высказанное и письме к А. Стриндбергу: «Нет никакой цивилизации, кроме французской»14. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил эти понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», — писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера20. Врезка ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|