Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как подготовить современное учебное занятие?





Напоминаем, что рождение учебного занятия начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели (чего преподаватель хочет добиться); затем установления средства (что поможет ему в достижении цели), а уж затем определения способа(как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута). Формулирование целей занятия с учетом уровня усвоения необходимого для того, чтобы затем было возможно осуществить перевод цели в тестовые задания, т.е. осуществить проверку результата.

На этапе проектирования лучше не писать конспект занятия, а нарисовать проект учебного занятия или изобразить проект в виде таблицы, схемы. Попытайтесь представить учебное занятие в виде графа, где в определенных точках возникают разветвления.

Моделируя учебное занятие, необходимо придерживаться следующих правил:

Ø Производить диагностику уровня усвоения учебной дисциплины(при подготовке всех этапов учебного занятия).

Ø Определить тему, цели, тип учебного занятия и его место в развороте учебной программы.

Ø Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Ø Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной учебной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и преподавателя на всех этапах учебного занятия.

Ø Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся

Ø Продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Ø Продумать форму подведения итогов учебного занятия.

Ø Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Следующая функция, которую должен предусмотреть преподаватель, создавая сценарий учебного занятия - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. Здесь с вашей стороны уместны вопросы: «Как создать учебные ситуации?» и «Является ли учебной ситуацией лекция, которую я планирую прочитать?». Попробуем внести разъяснения. Традиционные системы обучения не дают нового качества подготовки, они в большей мере носят информационный характер, ориентированы на активную деятельность преподавателя, а не самих обучаемых. Неудивительно поэтому, что самым распространенным методом обучения по-прежнему, особенно на теоретических занятиях, остается лекционный метод. Главной особенностью традиционного преподавателя сегодня является его ориентация на запоминание обучающимися того или иного фрагмента материала или алгоритма действия и дальнейшей правильности его выполнения. Современные рабочие должны уметь решать профессиональные задачи, а не только выполнять по алгоритму задания. Следовательно, и обучение их должно носить принципиально иной характер.

Создать учебную ситуацию простой передачей информации (даже устами самого искусного оратора) невозможно, т.к. не возникает повода для учения. В ходе прослушивания лекции есть еще только «предтеча» учению, а самого учения пока нет. Должна быть создана учебная ситуация, а для этого преподавателю нужны особые задачи. Это - учебные задачи. Смысл их станет яснее, если сопоставим их с конкретно-практическими задачами, которые обычно предлагаются обучающимся на занятиях. Эти задачи нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить то-то, доказать то-то, собрать то-то, проанализировать то-то и др.). Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решал?). За счет освоения обучаемыми способа решения происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Решение учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. В учебном процессе должны использоваться как те, так и другие задачи. Кроме того, любая конкретно-практическая задача (задание, упражнение) может превратиться в учебную, если педагог переориентирует учащегося на осмысление того, как он решал эту задачу (выполнял упражнение и др.). Целесообразно подбирать или составлять задачи: с полным набором существенных условий; с недостатком некоторых условий; с наличием всех необходимых, но с добавлением избыточных, лишних условий; с недостатком некоторых необходимых условий, с одной стороны, и с избытком несущественных данных - с другой. Эти задачи желательно сопровождать рисунками, чертежами. Задачи могут носить как мыслительный характер и решаться на уроках теоретического обучения, так и практические для производственных занятий. Но к ним должно быть предъявлено важное требование, они непременно должны вызвать затруднения у обучающихся при их решении или практическом исполнении. Вы должны подойти дифференцированно к подбору задач. Разделить обучающихся по уровню их подготовки в группы и для каждой из них подобрать задачи соответствующего уровня. При этом надо помнить, что «планка» трудности должна быть не слишком низка, тогда задача не вызовет затруднения, но и не слишком сложна, чтобы не отбить интерес к ее решению.

Третья функция, которую проектирует преподаватель, проектируя модель учебного занятия - обеспечение учебной рефлексии.

Проектируя модель учебного занятия, преподаватель должен смоделировать ситуацию учения. Далее следует сформулировать вопросы для организации учебной рефлексии:

1. «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий обучающегося воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения).

2. «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск обучающимися места затруднения, ошибки).

3. «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос).

4. «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение обучающимся нормы действия).

Если обучающиеся не могут построить своей версии из сложившегося положения, то они могут обратиться за помощью к преподавателю. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучающихся к учебе». Лекция читается «под потребность обучающихся», испытав затруднения, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать преподавателя. Таков современный взгляд на организацию учебных ситуаций.

Четвертая функция, которая попадает в поле внимание преподавателя, проектирующего учебное занятие - функция обеспечения контроля деятельности обучаемых. Подчеркнем две принципиальные современные позиции. Если в других видах деятельности, например, в трудовой, контролю подлежит преимущественно их продукт (изготовленная деталь, отремонтированный узел, приготовленный раствор и др.), то в учебной деятельности педагог должен контролировать не продукт, а изменения, происшедшие в обучающемся (разница между «умеет» и «не умел»). Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучающегося контроль правильности выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль как таковой имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль. Преподаватель должен научить будущего рабочего или специалиста самого контролировать свои действия, как промежуточные, так и итоговые, самого оценивать качество результатов своего труда и способы, которыми он получил этот продукт. Умение осуществлять самоконтроль является одним из обязательных требований к рабочим и специалистам любой профессии.

Проектируя учебное занятие важно, прежде всего, осмыслить его цели, а затем обратиться к выше описанным функциям. Должен ли проект вашего занятия непременно иметь те четыре этапа, на которые мы обращали ваше внимание? Естественно, что нет. Одни занятия могут быть нацелены только на мотивацию учебной деятельности, и тогда соответственно будет строиться учебное занятие. Возможно, покажите кинофрагменты или предложите текст из местной газеты, в которой описывается экологическая трагедия, происшедшая на соседнем предприятии и т.д. Если мотивационную задачу Вы решили, заинтересовали и мотивировали обучающихся, то другие учебные занятия могут реализовывать другие функции поочередно или все в комплексе. Преподаватель на теоретических занятиях не информатор, а, возможно и тьютор, который призван управлять учебной деятельностью.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.