|
Отбор содержания учебного материала ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Обучение в профессиональном образовании нацелено, прежде всего, на формирование компетенции будущих специалистов, ориентированной на действие. Они должны быть готовы поступать квалифицированно, обдумано и ответственно во всех профессиональных ситуациях. Содержание обучения при этом должно давать простор для реализации следующих задач: · постановка профессиональной проблемы в обучении; · ориентация на реальности условий труда и трудовых отношений; · установление междисциплинарных связей теории и практики; · использование активных форм обучения с опорой на опыт обучающихся; · особая роль преподавателя как консультанта и организатора деятельности; · тесное сотрудничество преподавателей и мастеров, занятых в одном учебном процессе. По отбору содержания можно встретить рекомендации практически во всех работах, посвященных организации занятий. Цель каждого преподавателя освоить методику отбора содержания обучения: целенаправленного, не избыточного, посильного, мотивированного. Под содержанием понимается в данном случае элемент педагогической системы, относящийся к средствам. Это принципиальный момент, т.к. любое содержание для преподавателя всего лишь средство, с помощью которого он решает поставленные цели (например, подготовку профессионально компетентного специалиста). Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе, в сочетании их друг с другом. Очень важно познакомить обучающихся со знаниями о способах деятельности: анализу и проектированию технологических процессов; разбору и составлению схем, выполнению расчетов, решению технических задач, работе с технической литературой, нормативной документацией. Специфика учебных дисциплин профессионального цикла заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть воплощены в практической деятельности обучающихся. Выбор методов обучения для использования на учебном занятии Методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения). Выбирая данные методы, мы можем рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучающихся лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но, ни умений или тем более навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы (2-й уровень)? Тогда, когда надо научить обучающихся воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучающихся типовых умений и навыков. Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки. Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучающихся умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во- вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого обучающегося по решению проблемных задач, как «открытие», совершаемое через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучающихся знаний. Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемых технического мышления, конструкторско- технических навыков, возможностей рационализаторства и др. Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, «мозговой штурм» и др.). Преподаватель, готовясь к учебному занятию, может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой. Важнейшим критерием выбора методов относятся специфика содержания учебного материала и в связи с этим, главная дидактическая цель учебного занятия.
Критерии эффективности современного учебного занятия · Обучение через открытие · Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности. · Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. · Развитие личности. · Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом · Демократичность, открытость. · Осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал обучающийся при этом. · Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к открытию · Обучающийся испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. · Преподаватель ведет обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью.
Список использованной литературы · 1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов / С. Я. Батышев. – М.: Ассоц. «Проф. образование», – М., 2013. 2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика: Альфа-М, НИЦ ИНФРА – М., 2016. 3. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения (5-е изд., стер.) учеб. Пособие, Академия – М, 2015. 4. Матяш Н.В.Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (4-е изд., стер.) учеб. пособие, Академия – М, 2015. 5. Образцов П.И.Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие П.И. Образцов (Гриф), НИЦ ИНФРА – М., 2015. 6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для вузов/под ред. П.И. Пидкасистого. -3-е изд. Испр. И доп. – М.: Юрайт, 2013.. 7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 11 изд., стер. – М.: Академия, 2012, -608 с. Содержание
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|