|
Педагогическое целеполаганиеВ педагогической науке целеполагание признается определяющим элементом деятельности. В большинстве работ, посвященных изучению целеполагания, ведущая роль отведена категории «цель», ее содержательному наполнению (В.П.Беспалько, Н.В.Бордовская, Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, И.Я.Лернер и др.), классификации и определению характеристик цели (Г.И. Батурина, Б.Блум, Д.Толлингерова и др.). Объектом (предметом) этих исследований является педагогическое целеполагание, под которым чаще всего подразумевается целеполагание, осуществляемое преподавателем. Образовательное целеполагание как взаимосвязь целеполагания в преподавании и учении рассмотрена в работах В.А.Володарской, С.Манукян, А.К.Марковой, А.М.Митиной и др.), в которых авторы ведут речь о цели деятельности, как преподавателя, так и обучающегося. Проблемы и технологии образовательного целеполагания исследуются А.В.Хуторским. Целеполагание - совокупность умений формирования, развертывания, конкретизации личных целей, формулирование в согласовании с общественно значимыми целями и их реализация. Целеполагание в качестве сущностных составляющих наиболее ярко проявляется в ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенции обучающегося. Ценностно-смысловая компетенция обучающихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию обучающихся. Именно эта компетенция обеспечивает механизмы самоопределения, обучающегося в образовательной и иной деятельности. Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностями компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности: целеполагание, принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); планирование выполнения, контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче); овладение мерой разделенности действия (совместное или разделенное); темпом и ритмом выполнения и рефлексией деятельности. Таким образом, компетентностное содержание образования пронизывает все учебные предметы, а целеполагание объединяет все компоненты образовательной деятельности обучающегося и преподавателя в единое целое: -мотивирует и направляет деятельность на достижение нужного результата; -упорядочивает последовательность действий в системе подцелей и задач; -организует деятельность, определяя оптимальные пути достижения результата; -выступает в качестве оснований для оценки и диагностирования успешности производимых действий путем сопоставления реальных результатов с ранее выдвинутыми прогнозами. Важнейшую роль в организации деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач, процессов, результата.В педагогическом и психологическом смысле они направлены на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращение обучающегося из объекта обучения в его субъект, в полноправного управленца и организатора учебной деятельности. Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении преподавателем и обучающимися технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов. Рефлексия - не только итог, но и стартовое звено для качественно нового начала образовательной деятельности и новых её целей. Напомним, что в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) компетенция определяется, как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Структура общей компетенции содержит знаниевый и умениевый компонент, а также универсальный способ деятельности. Обращаем Ваше внимание на следующее: в процессе декомпозиции значение каждого из выделенных аспектов (компонентов) общей компетенции раскрывается на основе толковых словарных значений, закрепленных в авторитетных толковых словарях русского языка, причем словарное толкование также может использоваться как показатель. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес: 1) демонстрировать интерес к будущей профессии; 2) активность, инициативность в процессе профессиональной деятельности; 3) эффективная самостоятельная работа при изучении профессионального модуля ПМ; 4) демонстрирует понимание необходимости дальнейшего профессионального роста. Понимать – осмыслить, толковать, отчетливо представлять себе что-либо. Сущность – внутреннее содержание, свойства чего-либо. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей. Значимость – важность. Показатели оценки результата: - динамика успеваемости по учебной дисциплине; - положительный отзыв руководителей практики; - посещение учебных занятий и практики, консультаций. ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Показатели для оценки ОК2.1: - планирование собственной деятельности; - осуществление собственной деятельности по заранее выработанному плану; - следование установленному порядку. Если перед нами стоит задача самостоятельного предварительного планирования собственной деятельности, то мы используем показатель: обучающийся организовывает собственную деятельность согласно утвержденному плану или регламенту. Показатели для оценки ОК2.2: Показатели оценки результата: - выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач; - подготовка и сдача заданий, отчетов в т.ч. при прохождении производственной практики; - качество и полнота выполнения заданий - адекватно оценивает результат собственной деятельности после выполнения задания. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК3.1. - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; ОК3.2. – Готовность отвечать за сделанный выбор (признанный правильным). ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Показатели для оценки: - самостоятельный выбор информационных источников, - использование выбранной информации при решении ситуационных задач по формированию бюджетов организаций и осуществлению профессиональной деятельности. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. Показатели для оценки: - выбор информационной системы в условиях конкретной ситуации; - создание, редактирование и хранение документов в ходе выполнения практических заданий в т.ч. при прохождении производственной практики с применением информационных технологий; Недопустимо, чтобы: А) показатели просто дублировали формулировку компетенции; Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя; В) в формулировке показателей ПК использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение компетенцией. Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК необходимо на всем периоде обучения, возможная форма – портфолио обучающегося. 3.2.Методика конструирования учебных целей Основу содержания деятельности преподавателя составляют три взаимосвязанные этапы учебного занятия: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе учебного занятия – целеполагании. «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования обучающимися и преподавателем главных целей и задач обучения на определенных его этапах». «Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного учебного занятия, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: преподаватель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого обучающегося в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе учебного занятия возникает внутренняя мотивация обучающегося на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать». Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий обучающихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития обучающихся, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями преподавателя. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у преподавателей, и, тем более, у обучающихся. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Цели должны быть: понятны, осознаны, реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности) В организации данный этап требует тщательного продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у обучающихся? Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы: 1. диагностика целей обучающихся; 2. анализ и систематизация полученных данных; 3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения обучающихся и общей технологической линии педагога. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|