|
Урок обобщения и систематизации знанийСюда входят основные виды всех пяти типов уроков. Вид урока: семинары, обобщённый урок; урок собеседование, урок дискуссия, повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа и др. Цель урока: Обобщение знаний, обучающихся в систему. Проверка и оценка знаний обучающихся, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебного полугодия, года. К ним можно отнести итоговые уроки. Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала. На уроке повторения и систематизации знаний, обучающиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения обучающихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу. Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности обучающихся. Урок не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются междисциплинарные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания. Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы обучающихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы обучающиеся убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. Урок контроля и коррекции знаний Вид урока: зачёт, экзамен, контрольная (самостоятельная) работа, устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), смешанный урок (сочетание трех первых видов), викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование. Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся и выявить качество их знаний, провести рефлексию собственной деятельности. В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а также контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся. 2.4. Виды уроков: Урок-лекция Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены: · вводные; установочные; текущие; обзорныелекции. По характеру деятельности, обучающихся лекция может быть: · информационной; объяснительной; лекцией-беседой. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным, рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала. А также для передачи информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении, выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам, применении изученного материала при решении практических задач. Виды лекций Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представление в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – самостоятельное приобретение знаний обучающимися. На лекции-визуализации основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах, слайдах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем. Лекция вдвоем, представляет собой работу двух преподавателей или преподавателя и обучающегося, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) обучающихся с привлечением нескольких преподавателей. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание обучающихся и использовать его профессионализм. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации». Урок – лекция «Парадокс» - т.е. преподаватель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом обучающихся.Цель –развить внимание и критичность мышления обучающихся, опираясь на их опыт и знания. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые обучающийся должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда обучающиеся сами формулируют проблему и сами ее решают или пытаются решить. Условиями эффективного проведения лекции являются: четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции; логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них; логичность связей при переходе к следующему разделу; доступность, ясность излагаемого; использование разнообразных средств наглядности и технические средства обучения; обучение обучающихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.; итоговая беседа по теме лекции. При анализе лекции необходимо выявить: - оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия; - оценку оптимальности содержания материала лекции: - рациональность логики изложения; - полнота раскрытия темы; - выделение главных мыслей, ведущих понятий; - воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала; - приемы мобилизации внимания, интереса обучающихся, стимуляции их познавательной активности: - актуализация темы, ее практическая значимость; - четкость структуры и плана лекции; - эмоциональность и проблемный характер изложения материала; - создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.; - использование электронных средств обучения; - осуществление межпредметных связей; - характер взаимодействия преподавателя и обучающихся, способы осуществления обратной связи; - методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление; - манера поведения и характер общения учителя и учащихся; - качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний. Урок-зачет Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым обучающимся на определенном этапе обучения. Положительная оценка за зачет выставляется в случае, если обучающийся справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось не выполнено, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем обучающийся может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический; зачет-практикум; дифференцированный зачет; зачет-экстерн и т. д. Если предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. Чаще же предпочтение отдается зачетам открытым, с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета. Урок-практикум Уроки-практикумы помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также должны способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Урок-консультация На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений применять знания.В зависимости от содержания и назначения выделяют: тематические консультации; целевые уроки - консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым и сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета. На консультации сочетаются различные формы работы с обучающимися: общегрупповые групповые и индивидуальные. В ходе урока – консультации преподаватель получает возможность узнать обучающихся с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им. Последнее реализуется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа обучающихся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме. Виды нестандартных уроков Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации профессиональной школы; другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, считают такие занятия развлекательными, отвлекающими от серьезного интеллектуального труда; третьи, ценят в таком уроке импровизацию, нетрадиционную структуру, возможность заинтересовать обучающихся необычной организацией практической деятельностью. В разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные. Нестандартные уроки больше нравятся обучающимся, поэтому следует практиковать такие уроки. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности. . Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|