Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 5. Организационные структуры управления коммерческим предприятием.





 

Структура - это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, обеспечивающие основные свойства системы.

Существует множество определений структуры управления. Наиболее полные из них определяют структуру исходя из следующих основных моментов:

• структура — это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей;

• структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение.

Таким образом, структура управления организацией дает представление об ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

В рамках структуры управления выделяются следующие элементы: звенья, ступени (уровни) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху.

Вертикальные связи — это связи подчинения. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, поэтому по их количеству можно судить о размере организации. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями — лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Горизонтальные связи имеют характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. В отличие от вертикальных, горизонтальные связи, за исключением матричной департаментизации, обычно не формализуются: должностные инструкции не содержат описания, когда и как осуществлять связи с равными по статусу частями организации. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Для структуры управления характерны:

1) специализация, т.е. разделение труда. Выделяют горизонтальную (постадийное разделение работ) и вертикальную специализацию (разделение работ по уровням иерархии).

2) департаментизация, т.е. кооперация и объединение схожих видов деятельности в рамках отдельных подразделений

3) централизация и децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется, — делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости.

В соответствии с тем, как организуется взаимодействие между элементами (подразделениями) организации,, выделяют следующие типы организационных структур управления:

• традиционная организационная структура: линейная; функциональная; линейно-функциональная;

• дивизиональная: по продукту; по потребителю; по рынку;

• матричная (как разновидности: инновационная, бесструктурная);

Рис 2. Линейный тип структуры управления

 

Рис. 3. Функциональный тип структуры управления

Условные обозначения: РА, РБ, РВ - функциональные руководители по функциям А, Б, В.

 

Рис. 4.Линейно-функциональный тип структуры управления

Условные обозначения:

Ш1, Ш2 — штабы специалистов при руководителях высшего и среднего уровней

Линейно-функциональные структуры в настоящее время являются основным базовым типом структур. Не существует функциональных структур, не дополненных линейными связями. Также редко применение в чистом виде линейной структуры (только в управлении участком, бригадой).

 

Рис. 5.Дивизиональный тип структуры управления

Условные обозначения: РП1, РП2, РПЗ — руководители производств

Чтобы справиться с новыми проблемами, обусловленными размером фирмы, диверсификацией, изменением внешней среды и выпускаемой продукции, предприятия-корпорации разработали и использовали дивизиональную организационную структуру управления, в соответствии с которой сложная линейно-функциональная структура делится на достаточно автономные, относительно самостоятельные блоки. Выделение блоков происходит по видам товаров и услуг, географическим регионам, потребителям.

Рис. 6. Матричный тип структуры управления

В матричном виде структуры организации существует двойное подчинение работников руководителю проекта, программы и функциональному руководителю того подразделения, отдела, в котором они трудятся постоянно. Полномочия руководителю проекта (программы) делегирует высшее руководство, поэтому они могут меняться в зависимости от сложности, важности и срочности проекта. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту, за планирование проекта, составление и соблюдение графика проектирования. Основной недостаток матричного вида структуры — ее сложность.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.