|
Вопрос 5. Организационные структуры управления коммерческим предприятием.
Структура - это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, обеспечивающие основные свойства системы. Существует множество определений структуры управления. Наиболее полные из них определяют структуру исходя из следующих основных моментов: • структура — это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей; • структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение. Таким образом, структура управления организацией дает представление об ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали). В рамках структуры управления выделяются следующие элементы: звенья, ступени (уровни) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху. Вертикальные связи — это связи подчинения. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, поэтому по их количеству можно судить о размере организации. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями — лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Горизонтальные связи имеют характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. В отличие от вертикальных, горизонтальные связи, за исключением матричной департаментизации, обычно не формализуются: должностные инструкции не содержат описания, когда и как осуществлять связи с равными по статусу частями организации. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Для структуры управления характерны: 1) специализация, т.е. разделение труда. Выделяют горизонтальную (постадийное разделение работ) и вертикальную специализацию (разделение работ по уровням иерархии). 2) департаментизация, т.е. кооперация и объединение схожих видов деятельности в рамках отдельных подразделений 3) централизация и децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется, — делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости. В соответствии с тем, как организуется взаимодействие между элементами (подразделениями) организации,, выделяют следующие типы организационных структур управления: • традиционная организационная структура: линейная; функциональная; линейно-функциональная; • дивизиональная: по продукту; по потребителю; по рынку; • матричная (как разновидности: инновационная, бесструктурная); Рис 2. Линейный тип структуры управления
Рис. 3. Функциональный тип структуры управления Условные обозначения: РА, РБ, РВ - функциональные руководители по функциям А, Б, В.
Рис. 4.Линейно-функциональный тип структуры управления Условные обозначения: Ш1, Ш2 — штабы специалистов при руководителях высшего и среднего уровней Линейно-функциональные структуры в настоящее время являются основным базовым типом структур. Не существует функциональных структур, не дополненных линейными связями. Также редко применение в чистом виде линейной структуры (только в управлении участком, бригадой).
Рис. 5.Дивизиональный тип структуры управления Условные обозначения: РП1, РП2, РПЗ — руководители производств Чтобы справиться с новыми проблемами, обусловленными размером фирмы, диверсификацией, изменением внешней среды и выпускаемой продукции, предприятия-корпорации разработали и использовали дивизиональную организационную структуру управления, в соответствии с которой сложная линейно-функциональная структура делится на достаточно автономные, относительно самостоятельные блоки. Выделение блоков происходит по видам товаров и услуг, географическим регионам, потребителям. Рис. 6. Матричный тип структуры управления В матричном виде структуры организации существует двойное подчинение работников руководителю проекта, программы и функциональному руководителю того подразделения, отдела, в котором они трудятся постоянно. Полномочия руководителю проекта (программы) делегирует высшее руководство, поэтому они могут меняться в зависимости от сложности, важности и срочности проекта. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту, за планирование проекта, составление и соблюдение графика проектирования. Основной недостаток матричного вида структуры — ее сложность.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|