|
Вопрос 8. Система показателей качества продукции. Управление качеством продукции на коммерческом предприятии.
Качество продукции – совокупность свойств и признаков продукции, товаров, услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров и услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Понятие «качество» определяется стандартом ИСО 8402–94 как «совокупность свойств и характеристик продукта или услуги, относящихся к его способности определяет предполагаемые потребности». Показатели качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Оценивать качество продукции можно по совокупности показателей, имеющих к нему прямое отношение и определенных в соответствии с назначением товара. Показатели качества продукции носят относительный характер, т. к. определенные и планируемые потребности с течением времени меняются: например, когда—то эта продукция удовлетворяла потребителя, а сейчас является для него ненужной и нежеланной. По характеризуемым признакам показатели качества подразделяют на единичные и комплексные. Единичные показатели – показатели, которые характеризуют какое—то одно свойство или качество продукта. Комплексные показатели подразделяют на: 1) обобщенные – показатели, которые характеризуют наиболее значительную совокупность свойств, по которой оценивают качество; 2) интегральные – показатели, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных расходов использования; 3) индексные – показатели, которые отражают соотношение качества разнородной продукции. Они могут быть выражены в натуральных единицах (килограммах, метрах, литрах), в стоимостных единицах. По применению выделяют абсолютные и относительные показатели. Абсолютные – показатели, выражающиеся в натуральных и стоимостных единицах. Относительные – показатели, характеризующие качества по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом. В зависимости от стадии определения показатели качества делятся на: 1) прогнозируемые; 2) производственные; 3) проектные; 4) эксплуатационные. По элементам бизнес—процесса показатели качества делятся на: 1) информационные – связаны с получением, переработкой и передачей информации; 2) материальные – включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов; 3) технико—технологические – связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием; 4) трудовые – показывают уровень подготовки персонала в сфере качества; 5) организационные – отражают применение прогрессивных методов организации производства. Обоснование выбора перечня показателей качества совершается с учетом: 1) назначения и условий эксплуатации продукции; 2) изучения потребностей покупателей; 3) задач управления качеством продукции; 4) первостепенных требований к показателям качества; 5) состава и системы характеризуемых признаков. Качество является объектом управления. Управлять качеством следует на различных этапах жизненного цикла товара: пред проектном; производственном; реализации; потребления; утилизации. Разделение на эти этапы условно, но позволяет подробнее рассмотреть факторы, обеспечивающие качество товаров. Все множество подходов к управлению качеством подразделяют на два основных направления. Административный подход. Предусматривается повышение качества выпускаемой продукции до 100 %. Качество продукции разделяется по фазам цикла жизни продукции. Цикл жизни продукта начинается с маркетинговых исследований и нововведений, содержит производство, сбыт, эксплуатацию и утилизацию или потребление. Выделяются и изучаются этапы и операции, наиболее способствующие появлению брака и дефектов, которые делят на типы. Для всех типов брака предусматриваются методы по предотвращению формирования дефектов и брака и доведению уровня качества до 100 %. При административном подходе появление дефектов рассматривается как чрезвычайная ситуация, которую нужно устранить любым способом. Экономический подход к проблеме качества базируется на экономических взглядах. Действия по предотвращению появления дефектов проводится приблизительно так же, тем не менее при этом расчетный уровень качества изделий ставится в зависимость от экономически рациональной величины расходов для его достижения. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы: влияющие на формирование качества, стимулирующие качество, способствующие сохранению качества товаров. К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров, разработка требований к товарам, качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования, качество изготовления (переработки), контроль готовой продукции. К факторам, стимулирующим качество товаров, относятся: социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, особенности управления, ценообразование, материальная заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции и др. Эти факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметами исследования товароведения. К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения, реализации и использования товаров, техническая помощь в обслуживании. Качество товаров определяется общей экономической ситуацией, которая определяет формы и методы управления качеством, характер производственных отношений, а также характер ценообразования и т.п. Важным инструментом управления качеством является стандартизация и сертификация продукции. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Изготовитель и поставщик продукции, которые стремятся поднять репутацию своих товаров, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении обязательных и рекомендуемых требований стандартов. Поэтому стандарты становятся важным инструментом коммерческой деятельности. Однако недостаточно строго следовать требованиям стандартов, надо подкреплять выпуск товаров сертификатом соответствия и качества. Сертификат создает уверенность в стабильности качества, его безопасности, достоверности и точности измеренных показателей качества. Сертификат качества - это документ, удостоверяющий соответствие продукта государственным стандартам. Государственный сертификат качества является единственным документом, подтверждающим право выпуска товара на рынок. Сертификация бывает трех видов: а) само сертификация; б) сертификация, осуществляемая потребителем; в) сертификация, проводимая третьей стороной. Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выпуска товара, удовлетворяющего требования потребителей.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|