Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как подростки отдаляются от своих родителей.





 

Поведение, которое можно наблюдать у подростков, стремящихся к самостоятельности от родителей, зависит от многих факторов. Молодые люди, которые без задержек прошли все стадии сепарации, которые соответствуют их возрасту, переносят расставание лучше, чем те, кого пытаются удержать или кто сам пытается остаться с родителями. Ещё один фактор, который влияет на сепарацию, - это девиз семьи. Уникальные девизы, которые свойственны разным семьям, могут многое рассказать о сплочённости её членов и о границах, которые существуют между ними. Например, один из девизов может звучать так: «Стань независимым как можно скорее». Такие семьи допускают высокую степень независимости в раннем возрасте. Однако в случае, если по каким-то причинам ребёнок не может или не хочет становиться самостоятельным, они ненадолго согласятся на его условия. Другие семьи, напротив, имеют скрытое послание, которое как бы говорит: «Мы не хотим, чтобы ты становился независимым».

На стремление ребёнка к независимости также влияет тип отношений между родителями. Если, например, один родитель вынужден защищаться от другого, то ребёнку будет очень трудно отделиться. Ценности общества также имеют значение.

То, какой образ жизни популярен в обществе – жить с родителями или отдельно – заметно влияет на процессы сепарации в семьях. Конечно, родители, которые не против, чтобы их использовали, и родители, которые психологически не способны отпустить ребёнка, также являются частью уравнения.

Процесс сепарации сложен. Помимо других причин, он сложен и потому, что ребёнку трудно вступать в новые отношения в качестве взрослого. Мы не просто должны отделиться от родителей – мы должны интрапсихически отделиться от эдипова комплекса. Наши родительские комплексы – комплексы матери и отца – развились в процессе совместной жизни с ними. Отец и мать с их желаниями, требованиями, мировоззрением и так далее – всегда конфликтуют с эго отпрыска (см. Verena Kast, «Dynamik der Symbole»).

Точка, в которой мы всегда сталкиваемся, где непрерывно происходит конфликт, - там, где развиваются комплексы, обычно называемые материнским и отцовским комплексом. Они особенно заметны в ситуациях, когда кто-то из сторон конфликта болен или в семье установились сложные отношения.

Студент с серьёзными проблемами в успеваемости вспоминает, что отец всё детство излишне критиковал всё, что он делал. Например, внимательно посмотрев на рисунок сына, он говорил: «Ты не должен заниматься рисованием – пусть им занимаются те, у кого есть способности к рисованию». Это утверждение повторялось «миллионы раз» до тех пор, пока не развилось в комплекс. Теперь студент просто сидит с пустым листком бумаги и не может долго концентрироваться на чём-либо, поскольку слышит голос отца: «Ты не должен этим заниматься – пусть этим занимаются те, у кого есть навыки и способности». И студент чувствует себя тем огорчённым мальчиком пяти лет, которой думает, что чем-то разозлил отца. Сын не чувствует себя в безопасности, он напуган и вынужден постоянно оправдываться за то, что лист бумаги, лежащий перед ним, остаётся пустым. У него возникает множество эмоций.

Избавление от наших родительских комплексов – часть процесса сепарации. Большинство упрёков со стороны ребёнка относится не к самим родителям (и кем они в действительности являются на данной стадии), а к родительским комплексам. Родители часто удивляются и переживают, что ребёнок не воспринимает их реальность всерьёз, не воспринимает их как существующих отдельно личностей со своими возможностями, страхами и потребностями. Даже в случае с достаточно взрослым ребёнком родители чувствуют, что их принимают как набор человеческих качеств.

Родители могут признать эту проблему и её влияние на ребёнка, но при этом понимать, что они как личности выходят за пределы набора черт, которыми их наделяют сын или дочь. С другой стороны, важно, чтобы родители научились внимательно относиться к упрёкам, которые слышат от детей, поскольку они могут быть стимулом к изменениям. При этом родители не должны принимать упрёки близко к сердцу. Ребёнок не видит родителей во всей полноте. Даже после того, как он осознает свои родительские комплексы, часть из них останется неосознанными. По большей части родители остаются на своих позициях, поэтому может показаться, что их прогнозы оказываются верны. Иногда только после длительной работы над этой ситуацией вновь проявляются старые разногласия в отношениях, хотя и родители и ребёнок давно не те люди, что были раньше.

Отношения между родителями и ребёнком - это постоянный процесс разъединения. Мы можем сравнить его с луковицей: наружный слой постепенно отделяется, создавая впечатление, что отделение ребёнка от родителей состоялось, а потом обнаруживается, что есть и другие слои, которым нужно уделить внимание. В то же время не стоит забывать, что родители вовлечены в процесс сепарации и со своими родителями. И скорее всего, они ведут себя так же по отношению к своим родителям, как ребёнок ведёт себя по отношению к ним.

Тем не менее, процесс сепарации в подростковом возрасте особенно важен. Он имеет множество последствий для социальной жизни ребёнка: первое собственное жильё, собственная семья и т.д.

Вопрос о том, имеет ли жизнь смысл...

Лайонел Корбетт, архетипический психолог, профессор психиатрии Университета Нью Мехико, ведущий преподаватель Pacifica Graduate Institute (США, Калифорния), автор книги "Священный котел. Психотерапия как духовная практика"

 

Вопрос о том, имеет ли жизнь смысл или является цепочкой случайностей, особенно мучает тех, кто когда-то принадлежал к одной из коллективных религий, но затем утратил веру. Раньше на Западе христианство и иудаизм давали людям ответы на все вопросы и содержали указания на любые случаи жизни, но это уже давно не так.

 

Теперь нам приходится отправляться на поиски нашего личностного смысла. Дорога в рай априорных фактов и свидетельств закрыта, и наши поиски смысла чаще всего начинаются с кризиса веры. Некоторые люди в такой ситуации становятся фундаменталистами, получая для себя таким образом однозначные ответы на все жизненные вопросы. Однако точка зрения фундаментализма на смысл страдания может оказаться пагубной. Например, некоторые христиане-фундаменталисты считают психологию «безбожной» дисциплиной (Bobgan and Bobgan, 1987, p.6). Такая позиция кажется нелепой; поскольку психика есть средство переживания нуминозного, ее изучение может помочь понять проявления божественного в личности. Однако вышеупомянутые авторы считают страдание следствием отчуждения от Бога по причине нашей греховной природы и греховности мира в целом, ставшего таким после падения Адама (там же, p. 207).

С этой точки зрения, один лишь путь Иисуса может быть путем восстановления связи с Богом. Путь к искуплению – один, «тесны врата и узок путь» (Мф. 7:14), а психотерапия потенциально разрушительна («Страдание и обретение смысла» Bobgan and Bobgan, 1987, p. 225). Подобная позиция может вызвать чувство вины, которое может быть ослаблено лишь традиционным вероучением – получается, что религия порождает болезнь, средство от которой есть лишь у нее. Идея о том, что страдание есть результат греха, может заставить человека думать о том, что Бог его покинул или карает его за грехи – все это лишь усугубляет состояние индивида.

Нельзя согласиться с провозглашением точки зрения одной из религий на смысл страдания как единственно правильной. Ведь всякая традиция основывается на уже готовых понятиях об отношениях человека и божества, но от страдания не освободиться при помощи вероучения; нам необходимо наблюдать за самим страданием и за тем, к каким переживаниям и чувствам оно приводит. Если традиционные «рецепты» не помогают, то нам следует искать собственный личностный смысл, ориентируясь на наши переживания нуминозного, не требующие заверения со стороны того или иного духовного авторитета. Один из источников такого смысла – сновидения.

Я приведу в пример сон одного психотерапевта, который переживал тяжелый жизненный кризис, сомневался в эффективности своей работы и в ее общем смысле. «Случилась какая-то катастрофа, возможно война или землетрясение. Много раненых лежат на койках внутри огромного здания, временно использующегося в качестве госпиталя. Неизвестная женщина проводит меня по комнатам. Она говорит, что мне достаточно просто быть здесь и время от времени прикасаться к больным. Я удивлен, потому что это действительно им помогает».

Этот сон кардинально изменил позицию сновидца. Он понял, что может помогать людям, даже не делая ничего особенно сложного. Сновидение показало, что исцелять он может и без всех своих технических навыков и знаний. Он позволил своей душе вести его и помогал людям одним лишь прикосновением и своим присутствием.

Илья Ефимович Репин «Исцеление дочери Иаира» (1870 г.)

Помочь могут и особого рода видения. Умирающая от рака женщина в течение последнего года жизни пыталась понять свое детство, в первую очередь неприятные конфликты между родителями, из-за которых атмосфера в семье всегда была тяжелой. И хотя она уже доживала свои последние дни, ей казалось очень важным обрести в конце концов некий взгляд на все эти проблемы. Однажды утром, незадолго до смерти, она проснулась с настойчивым ощущением того, что ее давно умершие родители стоят рядом с кроватью, хотя физически она их не видела. К ее удивлению и облегчению, они казались очень спокойными и дружными.

Затем на ее кровати появилась небольшая золотая чаша. В ней было масло, из чаши выбрасывались золотистые искры. Родители как бы передали ей послание: «С помощью этой чаши ты должна благословлять других». Масло казалось священным и целительным, у нее возникли ассоциации с библейским ритуалом миропомазания. Смысл, порождаемый подобными нуминозными переживаниями, обладает большой эмоциональной силой, особенно если он перекликается с какими-либо важными жизненными ситуациями или периодами.

Обнаружение истинного смысла способствует укреплению чувства собственного «Я». Однако могут возникать и защитные реакции, уводящие в сторону от подлинного смысла.

Терапевт должен быть очень внимателен и осторожен, ведь порой̆ «выход за пределы страдания» может скрывать попытки отрицания всей серьезности ситуации. Настоящий̆ выход за эти пределы означает, что мы целиком и полностью пережили ситуацию, переварили ее. Мы развили в себе зрелое отношение к страданию и, возможно, даже поняли его глубинный̆ смысл. Только после этого мы можем выйти за его пределы. Анализируя воздействие и его последствия, аналитик сможет отличить защитный̆ механизм от правильного подхода к страданию. Последний̆ всегда благотворно влияет на личность, помогает найти путь, направление движения, пересмотреть ценности и ориентиры, углубить самосознание и развить способность к сочувствию и сопереживанию.

Однако всего этого может и не быть, если в наше страдание будет вплетаться мазохизм вроде мыслей̆ о том, что: «Я могу приблизиться к Богу только через страдание», или бредовых мессианских идей о том, что страдалец является как бы новым Иисусом. Подобные квазиразрешения страдания никак не помогают личности, создавая лишь видимость некоего благостного состояния. Невротические решения проблем являются попытками скрепить хрупкое чувство собственного «Я», в то время как бредовые идеи используются для обоснования невыносимой̆ боли и хаоса. Так мы лишь уходим от проблемы, а личность остается погруженной̆ в конфликт.

Смысл, который мы обретаем, зачастую трудно передать другим; он оказывается слишком личным, хотя может основываться на традиционных понятиях вроде кармы, реинкарнации или представления о том, что мир – это школа развития души. Подобно любой традиционной идее, учение о законе кармы может быть использовано в качестве защиты, например, для укрепления мазохистской позиции. Понятие кармы не используется для ухода от ответственности или для обоснования отрицания, бездействия, равнодушия к другим или себялюбия. Понятие кармы может помочь нам стойко и невозмутимо пережить страдание.

Например, в рамках традиционного отношения к плохой карме Эго рассматривается как активная сторона драмы, в то время как истинная Самость выводится за пределы страдания. Идея кармы типична для тех мифологем, которые удовлетворяют наше духовное любопытство, но ничего не говорят об истине, потому что не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Важно быть уверенным в том, что страдалец принимает ту или иную идею на глубинном уровне понимания и интуиции, а не пытается рационализировать свою проблему.

Обретение подлинного смысла всегда вызывает эмоциональный резонанс в терапевте, в то время как интеллектуальные обоснования не несут эмоциональной глубины. И тогда все отсылки к закону кармы или Божьей воле просто скрывают состояние обреченности и бессилия.

Даже если терапевт эмпатически ощущает, что имеет дело с защитным механизмом, а не подлинным ответом на страдание, ему иногда приходится подыгрывать, если никакое другое решение проблемы невозможно. Наличие крепкой связи с другой личностью помогает понять, идет ли нам страдание на пользу или во вред. Даже если в период страдания нам не к кому обратиться, мы можем использовать детские воспоминания, когда появление нужного человека (или даже домашнего животного) помогало избавиться от всех тревог и страхов. Можно сказать, что переживание любящего родителя всегда живет внутри нас и может быть использовано как источник силы. Подобные ранние переживания вносят свой вклад в последующие отношения с аналитиком и увеличивают вероятность благотворного воздействия терапии.

То, как мы справлялись со страданием в детстве, будет напрямую влиять на наш подход к страданию во взрослой жизни. Пережив период страданий, мы сможем осознать, что наше страдание создало особое пространство, контейнер для эмпатического сострадания по отношению к другим.

Порой более широкий смысл страдания открывается нам, когда мы начинаем помогать другим справляться с их трудностями. Часто такое происходит с наркоманами или теми, кто страдал от жестокого обращения в детстве, – после преодоления собственного кризиса они находят силы и способность помогать другим людям, страдающим от тех же проблем. Например, женщина, страдающая от проблем с питанием, постоянно переживает за свое тело. Но она понимает, что это не только ее страдание; ей необходимо осознать и сбросить бремя предшествующих поколений, которое она не хочет передавать собственным детям и потомкам. Проблемы, подобные этой, показывают, как неправильно раньше относились к женщинам, которым в наши дни приходится бороться одновременно и с семейными, и с социальными наследственными проблемами. Более общие вопросы материнства, питания и вида собственного тела всегда были и остаются очень важными для женщин. Если мы говорим о женщине-терапевте, то в таком положении она обязательно будет ощущать себя раненым целителем; осознание собственной раны поможет ей в понимании и исцелении ран других.

То есть на всех нас лежит коллективное бремя, а наши личные переживания обретают смысл в те моменты, когда мы используем накопленный нами опыт для других. Такой подход требует выхода за собственные пределы, способности забыть о себе, чтобы оказать помощь другим. Для этого нужно уметь временно откладывать в сторону собственные нужды и интересы – на подобную жертву способны лишь те, кто обладает отчетливым чувством собственного «Я».

Ашок Беди, Борис Мэтьюс
«Избавление от семейной кармы в психотерапии»

Глава 2. Что такое карма?

 

Ашок Беди - профессор клинической психиатрии, юнгианский психоаналитик из Чикаго, интегрирует юнговские идеи индивидуации с йогой и индуизмом. Одной из важных посланий, которую он дает в своей лекции «Восточный путь индивидуации» является мысль о том, что если мы хотим освободить свою душу, то должны хорошо знать свою культуру, а потом изучить культуру диаметрально отличающуюся от нашей собственной. Только тогда мы можем понять – Кто Мы?! Это также соотносится с тем, как человек познает себя через Другого. «Я» – возникает между …! Но, сначала мы должны изучить самих себя (личную историю), историю своей семьи, историю своего рода. Он, также указывает нам на то, что Индивидуации не произойдет в офисе, или же в кабинете у аналитика. Она достигается через Жизнь, в путешествиях, в отношениях, в исследованиях Других.

 

Эрол – гордый, настойчивый, успешный человек. Он вырос в небогатой семье среднего класса и главным приоритетом для него и его родителей всегда был успех в делах. Потому самым важным в жизни для него являлась работа, и ее значение все возрастало. Эрол пользовался властью, наслаждался хвалебными речами в свой адрес. Время шло, Эрол обнаружил, что уходить с головой в работу намного приятнее, чем иметь дело со своими детьми – полными бурлящей энергии подростками. Жене Эрола Эвелин, приходилось принимать на свои плечи все больше и больше забот по воспитанию и детей, поддержанию их дисциплины. Эрол же все больше и больше времени проводил в офисе. Пошли слухи, что он слишком сблизился с одной из молоденьких сотрудниц.

Все просьбы Эвелин об участии в семейных делах, о внимании к детям Эрол оставлял без ответа. Ее мольбы он воспринимал как надоедливое ворчание и прятался от него, уходя с головой в свою работу, приносящую немалые доходы. Его четырнадцатилетний сын начал употреблять наркотики. Дочь забеременела в шестнадцать лет и решилась на аборт. Эвелин впала в депрессию. Женщина пыталась найти выход с помощью психотерапии. Наконец, она подала документы на развод и попросила Эрола выехать из дома. Через две недели у него случился сильный сердечный приступ.

Пока Эрол проходил кардиологическую реабилитацию, его лечащий врач настоял на обращении к психотерапевту. Во время курса психотерапии Эрол пытался понять последствия совершенного им выбора: профессиональный рост за счет отказа от личной жизни и семейных отношений. Он признал: жизнь предоставила ему многие возможности, которые он проигнорировал. Стало ясным: более чем скромное существование его родителей, то, как они это переносили, повлияло на систему ценностей Эрола, возведя во главу угла материальный успех.

Он вспомнил, как его отец из кожи вон лез, чтобы прокормить семью, как он страдал от своих неудач. Вспомнил его надежды на то, что Эрол сможет прожить более обеспеченную жизнь. Пока Эрол учился в школе, эти чувства отца были для него постоянным фоном. Позже, когда Эрол узнал больше о детстве и юности своего отца, он увидел, что и его родители также много работали, но всегда еле сводили концы с концами. Его неустанное движение к успеху, как он понял, было частью семейного шаблона, распространяющегося из прошлого, по крайней мере, вот уже на два поколения.

Как и многие женщины ее времени, Эвелин происходила из семьи среднего класса: отец был наемным работником, мать – домохозяйкой. Родители Эвелин встретились в колледже и поженились вскоре после окончания учебы. Мать Эвелин, не смотря на свое прекрасное образование, после замужества работала всего пару лет. Она оставила работу, когда родился первый ребенок. С тех пор всю свою энергию женщина посвящала воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Когда же дети подросли, она обратилась к общественной волонтерской деятельности в своем микрорайоне и при местной церкви.

Эвелин не хотела жить, как ее мать. Она понимала, что женщина страдала от невозможности личностного роста, невозможности реализации своего потенциала, полученного благодаря прекрасному образованию. Двойственные комментарии матери о попытках Эвелин балансировать между семьей и работой та воспринимала очень болезненно. С одной стороны, мать Эвелин гордилась дочерью: ведь она мама двоих детей, жена, работающая женщина. Но с другой стороны, мать критиковала Эвелин за то, что та не принимает участия в работе церковной общины и общественной деятельности, как когда-то она сама. Особенно угнетали намеки матери на то, что проблемы в браке Эвелин возникли, потому что она не была Эролу хорошей женой, мол, он заслуживал лучшего. Примерно за год до подачи документов на развод Эвелин в связи с растущей депрессией начала посещать психотерапевта. По прошествии нескольких месяцев интенсивной индивидуальной психотерапии Эрол спросил Эвелин, готова ли она пойти с ним к семейному консультанту. Он сказал, что узнал о себе много нового и надеялся на восстановление их брака.

В нашей клинической практике, мы видели много людей, подобных Эвелин и Эролу, чувствующих, что оказались перед выбором, приведшим к результатам, отличным от первоначально поставленной цели. По мере того как наши пациенты узнают все больше о своих отношениях и связях, перед ними раскрываются семейные привычки и шаблоны, повлиявшие на их жизнь в гораздо большей степени, чем они думали изначально.

Конечно, ваши предки могли оставить и оставили вам в наследство поведенческие шаблоны и привычки, которые помогают реализовать ваш врожденный потенциал. Но мы – психотерапевты и психоаналитики. К нам обращаются, по крайней мере, изначально, за помощью, со своими насущными проблемами и беспокойствами. Это предполагает сама природа нашей профессии. Однако в процессе работы с клиентами мы пытаемся научить их дифференцированному взгляду на своих родителей, бабушек и дедушек, на далеких предков. Погружаясь в наследие предков, мы находим в нем и зло, и благо. Вам удастся сделать решительный шаг к зрелости, когда вы осознаете и примите все – и хорошее, и плохое – перешедшее к вам от значимых людей вашего рода.


Жизнь представляет собой серию выборов. Выборы приводят к действиям. Действия ведут к последствиям. Действие плюс его последствие – именно это мы называем кармой. Результаты многих наших поступков влияют не только на нас, но и на наших близких. Последствия поступков наших предков отдаются сегодня эхом в нашей жизни. В этой книге мы будем использовать термин «карма» по отношению к вызвавшим неотвратимые последствия действиям нас самих и наших предков. Карма, если она сильная, распространяется на три и более поколения. Вот почему мы называем это «семейной кармой».

 

 


Цели и средства


При выборе плана действий, вы настраиваетесь на определенные желаемые цели. Вы основываете свое действие на воспринимаемой информации, имеющей отношение к выбранной цели. Цель представляется вам некоторым улучшением, шансом, возникшим в вашей жизни, ценным результатом. Возникает вопрос: позволят ли ваши действия достичь желаемых результатов. Подобно чудодейственным лекарствам, борющимся с конкретной болезнью, но обладающим нежелательными побочными эффектами, ваши действия могут привести к непредвиденным последствиям. Как бы то ни было, карма как выбор, действие и последствия – это встроенная интерактивная матрица восприятия и системы ценностей.

Более того, всякая цепь восприятий и ценностно-ориентированных целенаправленных действий приводит к результату, который в свою очередь является ситуацией, напоминающей или отличающейся от более ранней, в которой вам пришлось действовать. Таким образом, ваша жизнь представляется бесконечным циклом действий и результатов, основанных на том, что вы цените и как воспринимаете действительность.

С одной стороны, никто не ставит под сомнение очевидную истину: пнешь собаку – она завизжит. Если вы относитесь к людям плохо, логично ожидать от них такой же ответной реакции. Но карма действует на многих уровнях, и последствия ваших действий не всегда проявляются непосредственно за ними. Карма может передаваться из поколения в поколение. То есть, одно поколение за другим могут повторять одну и ту же схему действий и претерпевать неизбежные результаты (или наоборот, пользоваться ими с выгодой для себя). В самом деле, мы несем ответственность за большую часть нашей кармы, но мы также можем наследовать карму от наших предков или из прошлой жизни.

 

Три источника кармы


Работая с сотнями пациентов, мы пришли к выводу: существует три источника кармы, к которым каждому из нас следует обращаться, дабы полностью раскрыть высокий потенциал души. Это сам человек, его семья, и карма прошлой жизни.

Во-первых, вы должны освободиться от кармы, возникшей в нынешней жизни. Это ваша личная карма. Как только вы определили созданные вами условия и ситуации, причиняющие неудобства, служащие вам плохую службу, вызывающие у вас стресс, вы должны принять необходимые меры, чтобы изменить эти условия и ситуации. Может быть, вы обратились к неподходящей вам сфере деятельности. Может быть, вы попали в зависимость от каких-либо видов деятельности, причин, отношений. Может быть, вы кого-то обидели, и только вам под силу облегчить эту боль искренними словами и поступками. В любом случае, где бы вы ни увидели нежелательные плоды своих действий, в ваших силах освободиться от возникшей кармы, сделав все возможное для исправления положения, чтобы прийти к желаемым результатам.

Во-вторых, вы должны повлиять на карму вашей семьи – родителей, бабушек и дедушек, других предков – освободить свою душу от их непреднамеренной кармы. Может быть, вы работаете на удовлетворение амбиций бабушки и дедушки, а не своих собственных. Случается, что вы реагируете на ситуацию так, как это принято в семье. Как часто случается, потом вы распознаете эти методы и понимаете, что они вам не подходят, более того, они могут вступать в противоречие с вашими глубинными интуитивными устремлениями. Или же вы можете придерживаться линии поведения, которая, как вы сознательно понимаете, обречена на провал, но вы чувствуете что, не в силах преодолеть этот шаблон.

 

Многие наши пациенты испытали большое облегчение, когда смогли проследить такие закономерности в своей жизни и в жизни предков, когда осознали наличие аналогичных моделей, отношений, комплексов, болезней, стилей отношений и т.п. Но вы не можете изменить еще не выявленное. Увидеть и признать блага и проклятия своих предков, распознать вашу семейную карму – это решающий шаг, он часто становится настоящим откровением.

 

В-третьих, вы должны освободиться от кармы, созданной в предыдущих жизнях, кармы прошлой жизни. В последние несколько лет исследователи собрали убедительные доказательства, поддерживающие идею прошлых жизней и происхождения кармы. Для некоторых людей прошлые жизни – часть их верований, для других идея о прошлых жизнях – нонсенс. Но эмпирические свидетельства продолжают накапливаться и будут поддерживаться исследованиями. Таким образом, все больше людей смогут принимать всерьез реальность кармы прошлой жизни.

 


Когда вы осознаете, что ваша жизнь обременена результатами выбора как вашего, так и других людей, или последствиями прошлой жизни, вы можете начать делать иные выборы, способные исцелить ваши раны, исправить обиды и – мы надеемся – привести вас к более полному ощущению реальности, в которой вы живете, к целостности и подлинности.

 

Индивидуальная карма


Джим – недавно ушедший на покой бизнесмен. Он только что продал свою очень успешную компанию, отложил значительную сумму и надеялся наслаждаться жизнью вместе с женой, детьми, внуками и друзьями. В пору расцвета своей деятельности, он был жестким предпринимателем, сосредоточенным на своей работе в ущерб иным сторонам жизни. Его жена, преданная и любящая, заполняя пустоты, созданные отсутствием Джима, нашла другие интересы и друзей. Его дети женились и переехали на другое побережье США. У Джима, действительно, никого не осталось. В возрасте 59 лет, с большим запасом денег, с крепким здоровьем и потенциальным долголетием, Джим оказался самым одиноким человеком на планете. Он одевался, но пойти ему было некуда. Джим решил обратиться к помощи психотерапии. Он попался в свою собственную кармическую ловушку.

Мы делаем выбор в погоне за богатством, отношениями, властью, успехом и т.п. Как это часто приводит нас к пренебрежению другими возможностями или врожденным потенциалом, если те не вписываются в выбранную нами программу успеха. И то, чему мы посвятили нашу энергию, и то, чем мы пренебрегли, генерирует нашу индивидуальную карму. Осознание того, что достижения зачастую не соответствуют нашим надеждам, открывает нам глаза. Путь к центру и сути жизни зачастую проходит по ее боковым коридорам. Даже в горе мусора можно найти золото.

Ответственность за индивидуальную карму полностью лежит на нас: мы привели ее в движение, и мы за это расплачиваемся. Вот, например, человек, у которого нет друзей. Он может оплакивать свою судьбу; может обвинять других; может стать циничным, горьким, и угрюмым. Но что нужно для того, чтобы просто найти друзей? Дружба развивается, когда мы культивируем ее – нашей открытостью, заинтересованностью, общими интересами, честностью и наслаждением от общества друг друга. Для зарождения и развития дружбы должно пройти время, этого требует начальный этап. Мы должны прислушиваться к нашему другу, мы нуждаемся и в том, чтобы он мог выслушать нас. Дружба – улица с двусторонним движением. Человек, у которого нет друзей, по какой-то причине лишен необходимых навыков взаимного общения. Отсутствие друзей – следствие этого недостатка. Разве мы не слышали, как люди говорят об одиноком, сварливом человеке: «Он держит все в себе»?

 

Семейная карма


Может показаться странным, что мы несем ответственность за последствия действий наших предков. Очевидно, что если они иммигрировали в США, мы не родились в той стране, что была их родиной. Если они вложились для нас в трастовый фонд, мы сейчас получаем от него дивиденды. Но наши предки сделали другой выбор и совершили иные действия, установившие системы энергетических полей, способные оказывать длительное влияние на наши мысли, эмоции, выбор и модель поведения. Лежащая в основе концепции семейной кармы идея состоит в том, что наш выбор влияет на наших детей и, возможно, внуков, и наоборот – выбор наших родителей, бабушек и дедушек, а иногда более отдаленных предков также создает последствия, с которыми нам все еще приходится иметь дело как с проклятиями или благословениями. Мы – носители кармы предков и мы должны ею управлять, освобождаясь от проклятия или усиливая благословение. Каждое поколение должно продолжать эволюционную траекторию семейной линии, максимально эффективно использовать унаследованные от предков благословения и нейтрализовать проклятия предков. Пока мы не осознаем полученные от предков элементы системы, мы не сможем изменить их влияние на нашу жизнь. Другими словами, большая часть семейной кармы находится в зоне бессознательного. Точнее: в большинстве случаев семейная карма действует вне нашего сознания, в области психического

неизвестного, в бессознательном.

 

Основная часть этой книги посвящена рассмотрению нескольких путей, по которым происходит наследование семейной кармы. Для начала, однако, мы хотим рассказать об одном из самых удивительных и убедительных свидетельств в пользу семейной кармы, которое нам удалось обнаружить: семейной карме приемных детей.

 

Карма приемных детей


У наших друзей есть приемная дочь, пережившая трудности в подростковом возрасте и в юности. Наши друзья ломали голову, пытаясь понять, почему их девочка сталкивается с такими проблемами, да еще в такой опасной и самодеструктивной форме. «Что же мы сделали не так?» – спрашивали они друг друга, пытаясь, как обычно, взять на себя ответственность.

Но как бы часто они не задавали этот вопрос, родители не могли подойти к удовлетворительному объяснению деструктивных попыток, которые предпринимала их дочь в надежде преодолеть свои страдания. В разгар всех этих грустных событий, приемная дочь обнаружила своих биологических родителей. Неожиданно для всех, оказалось, что ее биологическая мать прибегала к тем же неблагополучным стратегиям решения проблем, обращаясь к наркотикам, когда ее жизненные проблемы угрожали сокрушить ее. Хотя девочку удочерили почти сразу после рождения, т.е. она не могла перенять этих механизмов выживания, копируя поведение биологической матери, в состоянии стресса она прибегла к тому же средству, что выбрала ее мать! Поскольку это не было усвоенное поведение, единственным удовлетворительным объяснением была семейная карма.

 

Карма прошлой жизни


Для западного читателя, прошлые жизни могут казаться спекулятивной гипотезой. Тем не менее, в работе с отдельными пациентами мы нашли, что даже после освобождения от их индивидуальной и семейной кармы, часто сохраняется остаток кармы, которую мы не можем объяснить на основе этих двух структур. Такая карма может быть отголоском прошлой жизни.

 

Свидетельство Бориса Мэтьюза об опыте прошлой жизни


До юношеского возраста меня преследовала фантазия, источник которой, как мне кажется, можно соотнести с прошлой жизнью. Фантазия состояла в том, что если люди вдруг узнают мои истинные мысли и чувства, они побьют меня булыжниками из мостовой. Я никогда не жил в городах с мощеными улицами, дети никогда не кидались в меня камнями. Прошло много времени, прежде чем мне удалось поставить под сомнение абсолютность этой фантазии. Только тогда, когда я экспериментировал, рассказывая «безопасным» людям про мою фобию быть забросанным камнями на улице, я начинал открывать для себя тот факт, что они не «бросают в меня камни». Постепенно я начал понимать, что то, что я принимал за достоверность, было, на самом деле, слепой верой. И я не мог точно определить ее происхождение, разве что предположить, что она, возможно, происходит из реального опыта в какой-то прошлой жизни.

Я уже много лет не испытывал этой фантазии. С тех пор я научился ощущать мир гораздо более безопасным и надежным. Я допустил других людей в свое внутреннее пространство и обнаружил, что большинство из них не собираются делать мне больно. В самом деле, некоторым из них я даже нравлюсь!


Профессор Ян Стивенсон провел тщательные исследования более чем трех тысяч случаев возможного перевоплощения, сообщая только о тех, которые отвечают его высокому исследовательскому стандарту. Например, дети в возрасте от 2 до 5 лет иногда проявляют фобии, необъяснимые имитацией поведения другого члена семьи или неким послеродовым травматическим опытом. «Фобии почти всегда соответствуют тому, как именно умер запомнившийся ребенку человек». Необычная для семьи ребенка или для привычной ребенку модели игра также позволяет проследить отголоски прошлой жизни. В игре сигналами проявляются воспоминания о предыдущих воплощениях. Начиная говорить, дети могут воспроизводить фрагменты прожитого ранее. В 22 случаях (из 66 историй, описывающих необычные игры) были обнаружены соответствия рассказов ребенка событиями биографий уже умерших людей. В таких случаях игра моделировала некоторые аспекты жизни этого умершего, а также его народа, профессиональной группы, или способа смерти.

 


Родинки и врожденные дефекты иногда соответствуют ранам на теле человека. «Около 35







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.