Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАКТИКИ





 

Учебная практика студентов, обучающихся по специальности / направлению подготовки «Библиотечно-производственная деятельность» (БИД), включает учебно-ознакомительную и собственно учебную практику.

Учебно-ознакомительная практика направлена: на получение первичных представлений о составе и структуре профессиональных знаний, умений и навыков; о направлениях теоретического и практического обучения; на формирование первичного профессионального самосознания.

В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен знать основные типы библиотечно-информационных учреждений, орга­низационно-правовые формы библиотечно-информационной деятель­ности.

Учебная практика направлена: на углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения; на формирование первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности; на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин; на формирование у студентов целостной научной картины и профессионального мышления; на развитие потреб­ности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений.

В результате прохождения учебной практики студент должен владеть основными технологиями библиотечно-информационной деятельности, в том числе по профилю подготовки.

 

Производственная практика направлена на: закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; формирование профессиональных умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к профессии, убеж­денности в правильности ее выбора; устойчивой и адекватной профессиональной направлен­ности; формирование опыта творческой деятельности, исследовательского подхода к про­цессу профессиональной деятельности; проверку профессиональной готовности к самостоя­тельной трудовой деятельности.

После прохождения производственной практики профессиональные знания и умения студента-практиканта должны соответствовать следующим квалификационным требованиям.

Студент должен

Знать:

· задачи и технологии библиотечно-информационной деятельности;

· требования к современному методическому оснащению библиотечных процессов;

· факторы и условия успешного обеспечения информационных запросов пользователей.

Уметь:

· планировать и анализировать собственную деятельность;

· ориентироваться в многообразии библиотечных процессов;

· формулировать конкретные задачи и определять путь их решения;

· организовывать последовательное выполнение технологических процессов для успешного решения поставленных задач.

Приобретение первоначальных навыков и умений избранной профессии в процессе производственной практики могут быть освоены через следующие практические виды деятельности:

1) формирование фонда библиотеки (комплектование, организация, расстановка, учет, хранение, управление фондом);

2) каталогизация документов (библиографическое описание, определение полочных и каталожных индексов, координатное индексирование с помощью ключевых слов и предметных рубрик, создание системы каталогов, алфавитно-предметного указателя, работа с электронным каталогом и базами данных);

3) библиографическая деятельность (создание системы картотек, рекомендательные списки и библиографические указатели, обучение студентов основам информационной культуры);

5) библиотечное обслуживание на абонементе и в читальном зале (индивидуальная и массовая работа с пользователями, выставочная деятельность, реклама и т. д.).

Данные виды деятельности способствуют приобретению профессиональных, организационных и творческих навыков / общепрофессиональных и предметных компетенций через включение в производственную деятельность различных отделов библиотеки, приобщение к конкретным производственным задачам, участие в библиотечном производственном процессе.

В результате прохождения производственной практики у студента должны сформироваться компетенции:

общекультурные: · готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; профессиональные: · готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;· способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность; · владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки;· готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности; · готовность к решению задач по организации и осуществлению информационного планирования, учета и отчетности; · способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений; · способность управлять профессиональными инновациями; · способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности; · готовность к социальному партнерству; в области проектной деятельности: · готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; в области научно-исследовательской и методической деятельности: · способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности; · готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности;· готовность к аналитико-синтетической переработке информации; в области информационно-аналитической деятельности:· готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов; в области психолого-педагогической деятельности: · готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки.

 

Педагогическая практика студентов является составной частью образовательного процесса в педагогическом вузе. Она предназначена для закрепления полученных теоретических знаний, а также освоения студентами навыков будущей профессии – библиотекаря-библиографа, преподавателя.

Педагогическая практика направлена на формирование у студентов функциональных компетенций; развитие способностей к выполнению задач в профессиональной и образовательной сферах; умение анализировать и интерпретировать учебную и учебно-методическую литературу, моделировать, проводить и оценивать отдельные элементы образовательного процесса; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых, новыми образовательными технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы.

Приобретение первоначальных навыков и умений профессии преподавателя в процессе педагогической практики может быть освоено через обучение пользователей библиотеки основам информационной культуры:

1. правилам библиографического описания, в том числе аналитического описания;

2. алгоритмам поиска информации по традиционным каталогам и картотекам;

3. различным видам поиска по электронному каталогу;

4. методике поиска информации в Интернете;

5. использованию информации с сайта библиотеки.

 

Педагогическая практика способствует осознанию профессиональных, организационных и творческих основ профессии библиотекаря-библиографа, преподавателя.

 

Принципы, цели и задачи педагогической практики

 

Педагогическая практика является одним из факторов профессиональной подготовки специалиста по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Она позволяет студенту ознакомиться со спецификой и технологией обучения пользователей основам информационной культуры, с задачами, функциями и содержанием процесса обучения.

Цели практики

· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;

· формирование умений передачи пользователям знаний по основам информационной культуры;

· овладение методикой преподавания библиотечно-информационных дисциплин.

Задачи практики

 

· ознакомление с методикой обучения пользователей;

· приобретение первичных навыков, необходимых для реализации функций педагога (воспитательной, образовательной, психологической, организационной и т. д.);

· ознакомление с методами и способами массово-просветительской работы библиотек с разными группами пользователей;

· ознакомление с методами и способами преподавательской деятельности в профильных ссузах и вузах;

· адаптация и усиление интереса к будущей профессии;

· развитие коммуникативных способностей.

 

Во время прохождения практики студент организует и проводит теоретические и практические занятия по основам информационной культуры, а также культурно-информационные мероприятия с различными группами пользователей:

· критико-аналитические (различные виды обсуждений художественной и отраслевой литературы, литературные диспуты, громкие чтения, вечера вопросов и ответов);

· позитивно-иллюстративные (различные встречи с интересными людьми, литературные вечера и литературно-художественные композиции; игровые программы и т. д.);

· рекомендательно-информационные (устные журналы, премьеры или презентации книг, обзоры литературы и т. д.);

· опосредованной рекомендации книг (экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки и т. д.).

 

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в орга­низациях составляет 6 часов вдень при шестидневной рабочей неделе.

Для студентов, обучающихся по специальности общее количество часов составляет:

· учебная практика – 2 недели, 72 ч.;

· производственная – 4 недели, 144 ч.;

· педагогическая – 2 недели, 72 ч.

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки:

· учебная практика – 5 недель, 180 ч.;

· производственная практика – 6 недель, 216 ч.

Режим работы практиканта может быть изменeн в соответствии с внутренним распорядком работы библиотеки.

БАЗЫ ПРАКТИКИ

 

Базами профессиональной практики студентов специалитета, бакалавриата и магистратуры мо­гут выступать библиотеки разных организационно-правовых форм, соответствующие направлению подготовки и обеспе­чивающие высокий профессиональный уровень методического сопровождения студентов-практикантов: универсальные библиотеки (областные научные, юношеские, детские) и муниципальные общедоступные публичные библиотеки; вузовские, академические, научно-технические, специальные (обслуживающие особые категории пользователей) и т. д.

При выборе базы библиотеки-практики используются объективные критерии. К ним относятся:

· соответствие профиля основной деятельности организации содержанию ООП;

· обеспеченность квалифицированными руководителями;

· оснащенность современным обору­дованием, использование прогрессивных методик и технологий;

· возможность получения ма­териала для выполнения курсовых работ и ВКР.

Во время прохождения практики студент работает в качестве помощника библиотекаря или библиографа в различных отделах библиотеки.

Базой педагогической практики студентов мо­гут выступать библиотеки разных организационно-правовых форм и учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, способные обеспечить уровень подготовки, соответствующий стандарту специальности и высокий профессиональный уровень методического сопровождения студентов-практикантов:

· общедоступные публичные библиотеки (областные научные, юношеские, детские; районные, муниципальные), вузовские, академические, специальные, научно-технические и т. д.;

· учреждения среднего и высшего профессионального образования.

При выборе базы практики используются следующие критерии: соответствие профиля основной деятельности содержанию основных образовательных программ; обеспеченность квалифицированными руководителями; оснащенность современным обору­дованием, использование прогрессивных методик и технологий; возможность получения ма­териала для курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.