|
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАКТИКИСтр 1 из 17Следующая ⇒
Учебная практика студентов, обучающихся по специальности / направлению подготовки «Библиотечно-производственная деятельность» (БИД), включает учебно-ознакомительную и собственно учебную практику. Учебно-ознакомительная практика направлена: на получение первичных представлений о составе и структуре профессиональных знаний, умений и навыков; о направлениях теоретического и практического обучения; на формирование первичного профессионального самосознания. В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен знать основные типы библиотечно-информационных учреждений, организационно-правовые формы библиотечно-информационной деятельности. Учебная практика направлена: на углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения; на формирование первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности; на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин; на формирование у студентов целостной научной картины и профессионального мышления; на развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений. В результате прохождения учебной практики студент должен владеть основными технологиями библиотечно-информационной деятельности, в том числе по профилю подготовки.
Производственная практика направлена на: закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; формирование профессиональных умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к профессии, убежденности в правильности ее выбора; устойчивой и адекватной профессиональной направленности; формирование опыта творческой деятельности, исследовательского подхода к процессу профессиональной деятельности; проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности. После прохождения производственной практики профессиональные знания и умения студента-практиканта должны соответствовать следующим квалификационным требованиям. Студент должен Знать: · задачи и технологии библиотечно-информационной деятельности; · требования к современному методическому оснащению библиотечных процессов; · факторы и условия успешного обеспечения информационных запросов пользователей. Уметь: · планировать и анализировать собственную деятельность; · ориентироваться в многообразии библиотечных процессов; · формулировать конкретные задачи и определять путь их решения; · организовывать последовательное выполнение технологических процессов для успешного решения поставленных задач. Приобретение первоначальных навыков и умений избранной профессии в процессе производственной практики могут быть освоены через следующие практические виды деятельности: 1) формирование фонда библиотеки (комплектование, организация, расстановка, учет, хранение, управление фондом); 2) каталогизация документов (библиографическое описание, определение полочных и каталожных индексов, координатное индексирование с помощью ключевых слов и предметных рубрик, создание системы каталогов, алфавитно-предметного указателя, работа с электронным каталогом и базами данных); 3) библиографическая деятельность (создание системы картотек, рекомендательные списки и библиографические указатели, обучение студентов основам информационной культуры); 5) библиотечное обслуживание на абонементе и в читальном зале (индивидуальная и массовая работа с пользователями, выставочная деятельность, реклама и т. д.). Данные виды деятельности способствуют приобретению профессиональных, организационных и творческих навыков / общепрофессиональных и предметных компетенций через включение в производственную деятельность различных отделов библиотеки, приобщение к конкретным производственным задачам, участие в библиотечном производственном процессе. В результате прохождения производственной практики у студента должны сформироваться компетенции: общекультурные: · готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; профессиональные: · готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;· способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность; · владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки;· готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности; · готовность к решению задач по организации и осуществлению информационного планирования, учета и отчетности; · способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений; · способность управлять профессиональными инновациями; · способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности; · готовность к социальному партнерству; в области проектной деятельности: · готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; в области научно-исследовательской и методической деятельности: · способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности; · готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности;· готовность к аналитико-синтетической переработке информации; в области информационно-аналитической деятельности:· готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов; в области психолого-педагогической деятельности: · готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки.
Педагогическая практика студентов является составной частью образовательного процесса в педагогическом вузе. Она предназначена для закрепления полученных теоретических знаний, а также освоения студентами навыков будущей профессии – библиотекаря-библиографа, преподавателя. Педагогическая практика направлена на формирование у студентов функциональных компетенций; развитие способностей к выполнению задач в профессиональной и образовательной сферах; умение анализировать и интерпретировать учебную и учебно-методическую литературу, моделировать, проводить и оценивать отдельные элементы образовательного процесса; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых, новыми образовательными технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы. Приобретение первоначальных навыков и умений профессии преподавателя в процессе педагогической практики может быть освоено через обучение пользователей библиотеки основам информационной культуры: 1. правилам библиографического описания, в том числе аналитического описания; 2. алгоритмам поиска информации по традиционным каталогам и картотекам; 3. различным видам поиска по электронному каталогу; 4. методике поиска информации в Интернете; 5. использованию информации с сайта библиотеки.
Педагогическая практика способствует осознанию профессиональных, организационных и творческих основ профессии библиотекаря-библиографа, преподавателя.
Принципы, цели и задачи педагогической практики
Педагогическая практика является одним из факторов профессиональной подготовки специалиста по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Она позволяет студенту ознакомиться со спецификой и технологией обучения пользователей основам информационной культуры, с задачами, функциями и содержанием процесса обучения. Цели практики · закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения; · формирование умений передачи пользователям знаний по основам информационной культуры; · овладение методикой преподавания библиотечно-информационных дисциплин. Задачи практики
· ознакомление с методикой обучения пользователей; · приобретение первичных навыков, необходимых для реализации функций педагога (воспитательной, образовательной, психологической, организационной и т. д.); · ознакомление с методами и способами массово-просветительской работы библиотек с разными группами пользователей; · ознакомление с методами и способами преподавательской деятельности в профильных ссузах и вузах; · адаптация и усиление интереса к будущей профессии; · развитие коммуникативных способностей.
Во время прохождения практики студент организует и проводит теоретические и практические занятия по основам информационной культуры, а также культурно-информационные мероприятия с различными группами пользователей: · критико-аналитические (различные виды обсуждений художественной и отраслевой литературы, литературные диспуты, громкие чтения, вечера вопросов и ответов); · позитивно-иллюстративные (различные встречи с интересными людьми, литературные вечера и литературно-художественные композиции; игровые программы и т. д.); · рекомендательно-информационные (устные журналы, премьеры или презентации книг, обзоры литературы и т. д.); · опосредованной рекомендации книг (экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки и т. д.).
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет 6 часов вдень при шестидневной рабочей неделе. Для студентов, обучающихся по специальности общее количество часов составляет: · учебная практика – 2 недели, 72 ч.; · производственная – 4 недели, 144 ч.; · педагогическая – 2 недели, 72 ч. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки: · учебная практика – 5 недель, 180 ч.; · производственная практика – 6 недель, 216 ч. Режим работы практиканта может быть изменeн в соответствии с внутренним распорядком работы библиотеки. БАЗЫ ПРАКТИКИ
Базами профессиональной практики студентов специалитета, бакалавриата и магистратуры могут выступать библиотеки разных организационно-правовых форм, соответствующие направлению подготовки и обеспечивающие высокий профессиональный уровень методического сопровождения студентов-практикантов: универсальные библиотеки (областные научные, юношеские, детские) и муниципальные общедоступные публичные библиотеки; вузовские, академические, научно-технические, специальные (обслуживающие особые категории пользователей) и т. д. При выборе базы библиотеки-практики используются объективные критерии. К ним относятся: · соответствие профиля основной деятельности организации содержанию ООП; · обеспеченность квалифицированными руководителями; · оснащенность современным оборудованием, использование прогрессивных методик и технологий; · возможность получения материала для выполнения курсовых работ и ВКР. Во время прохождения практики студент работает в качестве помощника библиотекаря или библиографа в различных отделах библиотеки. Базой педагогической практики студентов могут выступать библиотеки разных организационно-правовых форм и учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, способные обеспечить уровень подготовки, соответствующий стандарту специальности и высокий профессиональный уровень методического сопровождения студентов-практикантов: · общедоступные публичные библиотеки (областные научные, юношеские, детские; районные, муниципальные), вузовские, академические, специальные, научно-технические и т. д.; · учреждения среднего и высшего профессионального образования. При выборе базы практики используются следующие критерии: соответствие профиля основной деятельности содержанию основных образовательных программ; обеспеченность квалифицированными руководителями; оснащенность современным оборудованием, использование прогрессивных методик и технологий; возможность получения материала для курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|