Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классические подходы и школы в социологии религии.





Э. Дюркгейм: религия и социальная интеграция.

Понимание религии как коллективного представления (верование, миф), как коллективного действия (ритуал), как способа социальной сплоченности. Элементарные формы и универсальные характеристики религиозной жизни. Интегрирующая функция религии.

К. Маркс: религия и социальный конфликт.

Религия как компонент надстройки над экономическим базисом, ее воздействие на общество. Социальные корни и компенсоторная функция религии. «Отмирание религии» как перспектива общественного развития.

Религия в социологии М. Вебера.

Религиозная мотивация социального действия. Исторические типы воздействия религии на общество. Типология религий. Хозяйственная этика мировых религий. Протестантская этика и дух капитализма. Социальный статус, социальное неравенство и религия. Типология религиозных организаций.

Религия как институт культуры в социологии Б. Малиновского.

Религия как способ удовлетворения основных потребностей человека, ее роль в преодолении конфликта между человеческими стремлениями и реальностью. Общие социокультурные функции религии (Б. Малиновский).

10.2. Структура, функции и типы религии.Религиозное сознание, его содержательный и психологический уровни. Религия как совокупность верований, действий, представлений. Функции религии, их универсальный и исторический характер: функции смыслополагания, идентификации, социальной интеграции и дезинтеграции, сакрализации культурных ценностей. Классификация типов религии: система М. Вебера и типология Р. Беллы. Религиозные ценности. Сакральное как феномен. Религиозные доктрины и догмы.

10.3. Религиозная деятельность.Основные уровни религиозной деятельности: индивидуальный, групповой, институциональный. Культовая деятельность, ее смысл и содержание. Основные виды культовой деятельности: магия, пропициальный культ. Внекультовая религиозная деятельность. Нравственные аспекты религиозной деятельности.



10.4. Религиозные организации.Возникновение религиозной организации. Харизма и харизматический религиозный лидер. Социальный аспект эволюции харизматической группы (М. Вебер). Специализация в области религиозной деятельности: появление профессиональных священнослужителей; создание культовых сообществ, их соотношение с социальными общностями. Социальные носители религии: «витальные общности» (семья, род, племя, государство); специальные объединения по религиозному признаку (монашеский орден, религиозное братство и т.п.). Типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (вероучение), культ; специфика их структуры и функционирования (М. Вебер, Э. Трельч, Р. Нибур).

10.5. Религия и религиозность индивида.Определение религиозности и ее эмпирическое изучение. Индивидуальные различия в отношении к религии. Религиозный индивидуализм и официальная религия. Религиозная потребность индивида; факторы формирования религиозности и нерелигиозной личности, специфических форм религиозности и нерелигиозной ориентации. Свобода совести. Религиозные типы (М. Вебер): пророк, законоучитель, учитель этики. Религиозный опыт, его сущность и формы. Многообразие религиозного опыта (У. Джеймс).

 

Социальное прогнозирование и проектирование

11.1. Социальное прогнозирование как сфера научной и практической деятельности. Место социального прогнозирования в структуре научного знания. Социальное прогнозирование как элемент управленческой деятельности. Функции социального прогнозирования в современном обществе. Методологические основы социального прогнозирования. Социальное прогнозирование как функция социологии.

11.2. Социальное моделирование. Понятие и сущность социальной модели. Возможности применения математических методов в социальном моделировании. Принципы построения социальных моделей. Аддетивные и мультипликативные модели. Линейное моделирование. Корреляционно-регрессивный анализ. Этапы социального моделирования. Виды социальных моделей. Возможности применения и недостатки социальных моделей. Социальные модели и социальный эксперимент. Чистота эксперимента.

11.3. Социальное проектирование как отрасль социологии. Понятие и сущность проектирования как сферы человеческой деятельности. Методологические основы социального проектирования. Функции социального проектирования. Социальное проектирование и управление.

Информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования. Нормативная база социального проектирования. Основные методы социального проектирования. Матрица идей. Аналогия и ассоциация в социальном проектировании. Методы мозгового штурма и синектики. Этапы социального проектирования. Анализ общественной потребности как основа социального проектирования. Постановка целей и задач проектирования. Разработка проекта. Реализация проекта. Оценка эффективности проекта.

 

Социологические проблемы изучения общественного мнения

12.1 Общественное мнение как социальный феномен.История изучения и этапы формирования массового сознания. Носитель массового сознания: толпа, масса, «массовый человек». Сущность и структура массового сознания, как вида общественного сознания. Общественное мнение как специфическое проявление массового сознания, как оценка значимого происходящего. Из истории изучения общественного мнения в западной и отечественной социологии. Объект и предмет социологии общественного мнения, место науки в структуре социологического знания.

12.2 Природа общественного мнения.Методологические подходы к определению сущности общественного мнения. Б. А. Грушин о природе общественного мнения. Компоненты сущностной структуры общественного мнения. Динамическая структура общественного мнения. Общественное мнение как форма выражения социальной оценки и как оценочное суждение. Общественное мнение как социальный институт. Функции общественного мнения.

12.3 Отражение действительности в общественном мнении. Уровни отражения действительности в общественном мнении: теоретический и обыденный. Характер отражения, взаимодействие объективного и субъективного факторов. Стереотипы массового сознания. Социологические проблемы изучения отражения действительности через общественное мнение: многозначность толкования различных явлений, «ситуативный аспект», фактор «транзитивности».

12.4 Формирование общественного мнения. Источники и факторы формирования общественного мнения. Уровень обыденного сознания, идеологический и мировоззренческий уровень проявления этих факторов. Роль социальных установок и стереотипов в формировании общественного мнения. Непосредственный опыт индивида и «опыт других». Этапы формирования общественного мнения. Типы общественного мнения. Методы и цели сознательного формирования общественного мнения.

Объект и субъект общественного мнения. Основные виды объектов: факты, события, явления, процессы объективной и субъективной действительности. Критерии объекта суждения. Роль средств массовой информации в формировании объектов общественного мнения. Многообразие субъектов общественного мнения. Носитель и выразитель общественного мнения. Монизм и плюрализм общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.

 

 

13. Политическая социология

13.1. Социальные механизмы политического поведения и участия.Социальная сущность и формы проявления политического поведения и участия. Социальные механизмы политического поведения и участия в сообществах разного типа. Факторы участия субъекта в политике: характер социальной напряженности, степень идеологической мобилизации и индоктринации сознания. Индивидуальное, групповое и массовое политическое участие. Организованные и стихийные, официальные и неофициальные формы массового политического поведения. Особенности участия в митингах, демонстрациях, кампаниях гражданского неповиновения, политических забастовках и насильственных действиях против властей. Социологические исследования политического поведения и участия в России. Показатели и эмпирические индикаторы политического поведения и участия.

13.2. Политическая социализация.Политическая социализация как механизм приобщения индивида к системе политических ценностей общества и как механизм воспроизводства наличной структуры политических отношений. Особенности политической социализации в различных национальных, конфессиональных, профессиональных и возрастных группах. Политическое реформирование и процессы ресоциализации общества. Непосредственная и опосредованная формы политической социализации. Социологические исследования основных агентов политической социализации: семьи, школы, молодежных и религиозных организаций, армейского, учебного и трудового коллектива. Роль СМИ и политических партий в процессах социализации.

13.3. Социология выборов.Место и функции выборов в политическом процессе. Методология и техники социологического анализа предвыборной ситуации: исследование уровня политической и электоральной активности, анализ политических ценностей и предпочтений различных социальных групп и регионов, анализ данных прошлых выборов и референдумов, геодемографический анализ и исследование проблемного поля. Абсентеизм и его причины. Основные этапы и динамика избирательной кампании. Основные принципы управления избирательной кампанией. Главные политические субъекты и типовые стратегии избирательной борьбы. Команда кандидата и особенности ее функционирования на различных выборах. Технологии политического рекламирования кандидата и оценка ее эффективности. Моделирование избирательного процесса и прогнозирование результатов предвыборной борьбы.

13.4.Социологические исследования политических партий и общественных движений.Социология политических партий М. Дюверже. Cоциальные условия возникновения политических партий. Воздействие социальной и институциональной сред на строение и особенности функционирования партий. Основные этапы становления многопартийности в России. Политическая партия как один из способов институционализации социального движения. Национальные, религиозные, социально-экономические, социокультурные движения и формы их политической самоорганизации. Политические семьи и межпартийные блоки. Отличия политических партий от групп интересов.Показатели и эмпирические индикаторы функционирования политических партий.

Социология семьи

14.1. Функции, структура и типология семьи.Специфика рассмотрения семьи как социального института и как малой социальной группы. Специфические и неспецифические функции семьи. Влияние общества на функции семьи, модификация функций. Структура семьи по составу, размеру, числу поколений. Ядро семьи. Многообразие критериев типологизации семьи.

14.2. Жизненный цикл семьи.Семейная динамика как смена одних семейных событий другими. Иерархия строения жизненного цикла, выделение его стадий. Длительность семейного цикла, полный семейный цикл. Возможности построения схем семейного цикла, учиты­вающих реальные тенденции возникновения, формирования и распада семей в России. Критерии классификации семейных событий от момента становления до распада семейной целостности. Родительство как главный критерий семейного цикла.

14.3. Развод и его последствия.Сущность развода — распад семьи. Законодательные основы развода. Демографические аспекты и динамика разводимости. Факторы разводимости: макросоциальные условия, мик­росоциальная среда, факторы стабильности и факторы, деста­билизирующие брак. Последствия развода для взрослых и детей.

14.4. Государственная политика в отношении семьи. Необходимость и сущность семейной политики. Объект и субъект семейной политики. Цели, содержание и средства семейной политики, основные ее принципы. Роль социологии в обоснова­нии семейной политики. Семейная политика в России: становление и современное состояние. Факторы, определяющие ее главные направления. Со­циальная поддержка семей.

 

Социология культуры









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.