Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социология труда и экономическая социология





7.1. Мотивация трудового поведения.Мотивация трудового поведения, ее виды. Сущность и содержание мотива. Структура мотивационной системы личности. Мотивы поведения индивида.

7.2. Контроль над трудовым процессом: действия управляющих. Отношение к труду и удовлетворенность им как важнейшие характеристики трудового процесса. Действия работодателей и спрос на труд. Социальные механизмы трудового найма. Характеристика механизма “гибкой занятости”. Содержание и структура понятия “отношения к труду”. Основные факторы и эмпирические индикаторы, характеризующие отношение к труду, их типология. Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура и эмпирические индикаторы.

7.3. Рынок труда.Сущность и основные категории рынка труда. Неоднородность рынка труда. Факторы сегментации рынка. Управление занятостью. Проблемы безработицы и пути ее решения. Сущность и значение нормативных изменений на рынке труда

7.4. Предметная область экономической социологии.Предмет, объект, функции, метод и основные направления экономической социологии. Классификация и структура основных категорий экономической социологии. Структура и уровни научного знания в экономической социологии.

7.5. Качество жизни населения.Качество жизни – сущность интегрального понятия. Взаимосвязь устойчивого развития и качества жизни. Факторы, влияющие на качество жизни населения. Соотношение понятий “качество жизни” и “уровень жизни”. Объективные и субъективные показатели качества жизни.

 

8. Социология организаций

8.1. Характеристика основных научных школ социологии организаций.Классическая школа организации и управления (Ф. Тейлор, Х. Эмерсон, А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Г. Форд, П.М. Керженцев). Разработки школы человеческих отношений (Э Мейо, В. Диксон, Ф. Ротлисбергер, Ф. Херцберг, Д. Мак Грегор, Р. Лайкерт, Н.А. Витке, В.М. Шепель, А. Г. Здравомыслов., В.А. Ядов и др.). Школа социальных систем (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Саймон, А. Гоулднер, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин), Школа социотехнических систем (Дж. Вудворт, А. Райс, Э. Трист, В.Г. Подмарков, О.И. Шкаратан, Н.И. Лапин).



Социальные организации: типология, цели, строение. Понятие социальной организации, ее признаки и структура. Особенности иерархического построения организаций. Сущность управления в организации. Самоорганизация. Сущность типологии как исследования. Общая характеристика типов организационных образований в обществе. Характеристика деловых организаций. Сущность и основные черты хозяйственных организаций. Способы построения организаций. Типология организаций-союзов. Сущность и значение цели в организации. Классификация типов организационной целесообразности. Виды целей. Проблемы формирования, реализации и соотнесения общеорганизационных, групповых и индивидуальных целей участников деятельности. Элементы, структура и функции формальной организации. Сущность, специфика и структура неформальной и внеформальной организации. Специфика механизма самоорганизации.

8.3. Жизнедеятельность организаций; организационное развитие. Жизненный цикл организации. Системный анализ окружающей среды организации. Внутренняя среда организации: основные переменные. Внешняя среда организации: классификация основных факторов. Источники и механизмы, предопределяющие динамику организационного развития. Критерии эффективности организации. Представления о природе организационного развития по критериям позитивности организационных изменений, по механизмам и факторам, определяющим процесс структурных изменений. Типы организационных структур организаций. Сущность организационной структуры. Линейно-функциональная структура и линейно-штабная структура управления. Дивизиональная, региональная, матричная и бригадная структуры. Основные тенденции эволюции организационных структур.

8.4.Управленческое решение; управление в организациях; организационная культура.Понятие об управленческом решении. Классификация решений. Структура управленческих решений. Факторы, влияющие на качество решения. Осуществляемость управленческий решений как критерий измерения управляемости. Руководство как система отношений в процессе и по поводу управления. Проблемы власти в организации. Контроль за отношениями. Типы и виды контроля. Социальный контроль. Организационная патология. Болезни организаций. Конфликт в организации и способы его регулирования. Проблема бессубъектности в организации. Понятие организационной культуры. Миссия организации, базовые цели организации и кодекс поведения как основные элементы организационной культуры. Сохранение и воспроизводство организационной культуры. Типология организационной культуры.

Социология коммуникации

9.1. Системность коммуникации и виды коммуникативных систем. Система языка и коммуникативных систем. Критерии определения типов коммуникативных систем – естественных (естественный вербальный язык, язык жестов, мимики, телодвижений) и искусственных (язык эсперанто, логико-математический язык, музыкальная нотация, химические символы и др.); их общие и отличительные характеристики. Различные виды искусственных коммуникативных систем – априорные, апостериорные и смешанные; их функции и эффективность. Языки программирования. Информационные языки.

9.2. Уровни коммуникативных систем. Обоснование уровней коммуникативных систем. Критерии их выделения. Семиотический уровень. Понятие знака и символа (Ч.Пирс, Ч.Моррис, А.А.Ветров, Ю.С.Степанов). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Понятие о синтактике, семантике, прагматике как о семиотических аспектах, их соотнесенность с социальной коммуникацией. Лингвистический (языковой) уровень. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Металингвистический (метаязыковой) уровень. Понятие «метаязык». Основная функция коммуникативных систем метаязыкового уровня. Высказывание и научный дискурс как коммуникативные единицы. Специфика научного дискурса.

Паралингвистический (невербальный) уровень. Широкое и узкое понимание паралингвистики. Невербальная основа паралингвистического уров ня. Виды невербальных коммуникативных средств – фонационных, кинесических и графических; их функции. Синтетический уровень. Природа синтетического уровня коммуникации – каналы, средства, единицы, функции.

9.3. Категории и функции социальной коммуникации. Социологические доминанты. Понятие категории в социальной коммуникации.

Разграничение понятий социального статуса, коммуникативной роли и социального стереотипа. Понятие функции в социальной коммуникации. Основные и базовые функции социальной коммуникации. Частные функции социальной коммуникации как социологические доминанты. Факторы, обусловливающие актуализацию социологических доминант коммуникации: стратификационный, ситуационный, оценочный и функциональный.

 

 

9.4. Языковая личность и межличностная коммуникация. Обоснование понятия «языковая личность» в социологическом аспекте (Ж.Пиаже, Л.Колберг, З.Фрейд, Т.Парсонс, Ч.Кули, Дж.Мид, Ю.А.Сорокин). «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека. Структура языковой личности. Вербально-семантические, когнитивные и прагматические (мотивационные) характеристики в теоретико-гносеологической модели языковой личности (Ю.Н.Караулов).

9.5. Массовая коммуникация (теоретический аспект). Массовая коммуникация как социальное явление и процесс. Массовая коммуникация, средства массовой информации (СМИ) и технические средства коммуникации. Различные теории, обосновывающие сущность и функции массовой коммуникации на базе доминирующих факторов, определяющих место и роль массовой коммуникации в развитии и деятельности общества. Массовая коммуникация в социолингвистике (А.Д.Швейцер, Л.П.Крысин) и социопсихолингвистике (Е.Ф.Тарасов). Различные подходы к моделированию массовой коммуникации (Дж. Лассуэл, Б.Вестли и М.Маклеан, Г.Гербнер). Основные теоретические проблемы массовой коммуникации.

 

Социология религии









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.