Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Счастье как элемент эффективности





Никогда не начинайте работать до завтрака; а если вам все-таки нужно начать работать до него, съешьте сначала завтрак.

Генри Уиллер Шоу (Джош Биллингс), американский писатель (1818–1885)

Круглосуточный сервис

Дэвид Брукс в книге «Бобо в Раю» упоминает, что в работе на смену иерархии сегодня приходит «креативный хаос», откровенно паразитирующий на семейных ценностях. Компании обещают стать для сотрудников семьей и домом, и часто так и происходит: некоторые компании даже позволяют людям оставаться в офисе на ночь, и своих коллег те видят чаще, чем членов семьи.

Вы привыкли существовать по принципу доступности 24 часа в сутки 7 дней в неделю? Вы гордитесь тем, что всегда на связи? Действительно, быть на расстоянии вытянутой руки, что называется, in touch, — это так современно! Но радостно ли? Если вам не приносят счастья звонки от клиентов, партнеров, руководителей или просто знакомых, когда вы играете с сыном в футбол или любуетесь на закат, — пришло время установить свои правила. Потому что до сих пор вы ежедневно (и еженощно) подстраивались под установки, придуманные для вас и за вас другими людьми.

Боитесь в этом случае потерять работу или испортить отношения с друзьями? Тогда читайте дальше — чтобы, начав жить по своим представлениям о комфорте и ответственности, не просто не проиграть, но и насладиться эффектом от правильного выстраивания своей позиции. То есть вырасти в глазах окружающих.

Итак, мы приучили себя быть на связи постоянно. Вначале это казалось забавным и повышало самооценку, так как создавало очередную иллюзию чрезвычайной эффективности. Отсутствие границ между офисом и рабочим временем с одной стороны и личным пространством с другой заставило нас жить в состоянии перманентного ожидания, которое мы пытаемся удовлетворить, постоянно проверяя почту или социальные сети и не спуская глаз с телефона. «Мобильные устройства круглосуточно семь дней в неделю обеспечивают нас уведомлениями о работе, — пишет Эндрю Смарт в книге “О пользе лени”22. — Физически не осталось таких мест, где мы не можем работать. Разум никогда по-настоящему не отдыхает. Современный информационный сотрудник всегда на посту».

Если вы полагаете, что такое поведение повышает вашу конкурентоспособность, то история о знаменитом физике Эрнесте Резерфорде — специально для вас.

«Однажды вечером ученый зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, он застал там одного из учеников.

— Что вы делаете здесь в этот час? — спросил Резерфорд.

— Работаю, — ответил юноша.

— А что вы делаете днем?

— Работаю, разумеется, — отвечал ученик.

— И утром тоже работаете?

— Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

— Послушайте, а когда же вы думаете?!»23

Боитесь, что, если много думать, времени на карьеру уже не останется? Тогда, как вы считаете, должность президента Гарвардского университета — достойное достижение? Данный пост в 1933–1953 годах занимал химик Джеймс Конант. Рассказывают, что в ответ на приглашение возглавить университет он поставил условие: он не будет приходить на работу по средам, так как должен ездить в Вашингтон. Условие приняли. Однако в реальности никаких поездок не было — просто для ученого было важно хотя бы один день в неделю проводить наедине со своими мыслями.

Деловая или оцифрованная социальная активность вытесняет развитие личности, оставляя на первом месте лишь то, что позволяет заработать деньги (или создает иллюзию возможности обогащения). И будни, и праздники превращаются в бесконечный рабочий день, бизнес-информация занимает пространство, которое мы могли бы (да и должны) разделить с друзьями и родными, и качество жизни катастрофически ухудшается.

Потеряв грань между работой и отдыхом, человек перестает чувствовать себя свободным. И даже если позволяет себе однажды вечером или в отпуске пропустить чей-то звонок, то испытывает мучительное чувство вины. Вы заметили, что, перезвонив, начинаете диалог, как правило, с извинения: прости, не мог ответить? И не важно, что вам позвонили в обеденный перерыв, выходной или праздничный день.

Цифровые технологии изменили наше расписание: от 8 часов работы 5 дней в неделю до 24 часов в течение 7 суток. До 2008 года это не только не раздражало, но даже придавало жизни драйв. Все резко изменилось в 2008 году: разразившийся в мире экономический кризис вынудил большинство компаний значительно сократить персонал. При этом необходимый объем работ не уменьшился, а распределился между оставшимися сотрудниками. И вот тогда информационная нагрузка превратилась в перегрузку, причем весьма значительную.

Любопытный факт: французские профсоюзы и организации работодателей в 2014 году заключили соглашение, согласно которому сотрудники компаний вправе игнорировать рабочие звонки и письма после 18:00 в соответствии с законом о 35-часовой рабочей неделе. Сегодня из-за мобильных устройств, позволяющих задействовать сотрудников в любое время суток, рабочая неделя 250 тысяч служащих в высокотехнологичном и консалтинговом секторах приблизилась уже к 40 часам, что, по мнению профсоюзов, недопустимо24.

Неограниченные возможности цифрового мира создают ощущение всемогущества, но они не способны ни удлинить день, ни подарить второе воскресенье. И если выходные вы проводите за компьютером, значит, вы не едете с детьми на пикник и не встречаетесь с друзьями. Чудес не бывает.

Кстати, гаджеты сыграли злую шутку с нашим представлением о времени. Помните, в главе 3 мы цитировали письмо Линдса Реддинга? «С появлением цифровых технологий наша работа значительно ускорилась. …Специалисты быстренько подсчитали, что теперь за одно и то же время мы можем в три раза больше работать и в три раза больше зарабатывать для них денег».

Действительно, цифровые технологии, увеличив потребление информации в пять раз, изменили представления людей о том, как быстро она должна появляться. Ожидание скорости в выполнении работы, которое вы наблюдаете у ваших партнеров, руководителей, клиентов, продиктовано современной технологичной средой. Однако реальная жизнь не ускорилась ни на секунду: люди ходят и дышат в том же темпе, что и тысячи лет назад, а женщины по-прежнему девять месяцев вынашивают детей. Человек и природа не стали быстрее от близости к высоким технологиям.

И поскольку, как писал Линдс Реддинг, наши бедные перенапрягшиеся нейроны не поспевают, имеет смысл озвучить вслух свои правила.

Если от вас ждут выполнения «как можно скорее», а вы заинтересованы в том, чтобы сделать «как можно качественнее» (хотя бы ради своей репутации!), то во избежание конфликтной ситуации нужно использовать информирование. Без эмоций и по делу: «Письмо получили, работа займет 12 часов и результат вы получите завтра в 13:00». Во-первых, так вы сами сформируете ожидания вашего заказчика (руководителя или жены), причем весьма конкретные. Во-вторых, избавите себя от стресса и навязанного чувства вины: «Я не успеваю и всех подвожу!» Наконец, минимизируете (а если ваши визави вменяемы, то и вовсе сведете к нулю) такие отвлекающие от работы и раздражающие факторы, как звонки с вопросом «Когда же?!», СМС с бессмысленным напоминанием «Ждем» и письма с истеричным «Ну о-о-очень нужно!». В итоге вы выигрываете по всем пунктам: получаете достаточно времени для полноценной работы, выполняете ее в комфортных условиях и подтверждаете свой профессионализм и умение держать слово — поскольку не обманываете ожидания и присылаете результаты ровно в 13:00 на следующий день.

В свою пользу

Если вы хотите стать свободным человеком, придется создать правила и привычки, которые позволят совмещать процесс и результат. Если вы не сделаете этого или будете постоянно от них отступать, то вам навяжут правила другие. И тогда вы рискуете окончательно потерять личную свободу и никогда не достичь значимых для себя целей

Поэтому, решив, скажем, что с 20:00 вы принадлежите только себе и своей семье, вы предупреждаете об этом всех, кто имеет привычку звонить поздним вечером. И не надо бояться, что кто-то сочтет ваши слова демонстрацией пренебрежения: напротив, озвучив собственные установки, вы станете более понятны для своих знакомых. И прежде чем сообщать работодателю или клиентам, что они могут звонить в любое время, подумайте хорошенько. Ограничьте дни и часы, когда с вами можно связаться по мобильному телефону. В конце концов, практически любые услуга и разговор могут подождать до утра или до понедельника. Если же ситуация экстренная и речь идет о жизни и смерти, то звонить нужно точно не вам, а в специальные службы, которые действительно работают круглосуточно.

Разумеется, давая подобные рекомендации, мы понимаем, что выполнить их непросто. А кто-то убежден, что и вовсе невозможно. Исследование Randstad показало, что 40% сотрудников компаний чувствуют вину, не занимаясь деловыми вопросами во время отдыха, и считают себя не вправе прерывать связь с офисом ни в отпуске, ни в выходные. Мы осознаём, что все эти люди сочтут наши советы диверсией, направленной на разрушение их успешной карьеры.

Поэтому отдельно скажем о том, как стремление к сохранению личного пространства cкажется на имидже и деловой репутации.

Поверьте, весьма позитивно.

Человек, которому можно позвонить 24 часа в сутки, скорее всего, находится на одном из начальных этапов карьерного роста. Только востребованный профессионал позволяет себе строго защищать собственное время и очень внимательно относится к отдыху, необходимому для восстановления ресурсов. Загнанная лошадь умирает, а уважающий себя специалист относит себя скорее к элитным скакунам, нежели к ломовым лошадям, на которых можно пахать от рассвета до заката. Кстати, разницу в рыночной стоимости полевой лошадки и элитного коня объяснять не приходится.

Договариваясь о дальнейших коммуникациях, сразу обозначьте удобное для общения время. Отчасти это и маркетинговый ход: чем дороже профессионал, тем сложнее доступ к нему. И, как показывает практика, такая позиция добавляет ценности в глазах реальных и потенциальных клиентов

Почему мы так настойчиво рекомендуем утвердить собственные правила? Потому что общих правил еще не придумали. В современном мире до сих пор ведутся споры по поводу мобильной этики. Например, как вести себя, если звонок раздался некстати: все-таки ответить, ограничиться извинением, что не можете говорить, или вообще не брать трубку? Единого мнения не существует. Если вам действительно неудобно общаться, то вряд ли получится нормальный разговор. Фраза «не могу говорить» кому-то кажется проявлением невежливости, а пропущенный звонок, как мы уже отметили, провоцирует чувство вины.

Именно поэтому нам кажется, что проблему решает выключение телефона (этой возможностью стоит воспользоваться, пока аппараты еще не вмонтированы в тело). У абонента не создастся ощущения, что его игнорируют, проявляют к нему неуважение. Какие могут быть обиды, претензии и оправдания, если вы вне зоны доступа?

А вот такую полумеру, как отключение звука, вряд ли можно счесть удачной. В этом случае вы подсознательно будете ждать звонков и переживать, что пропускаете их. Да и терзания — отвечать или нет — сведут к нулю все ваши усилия сосредоточиться на чем-то другом. Но при этом разумно подключить услугу, позволяющую узнавать о пропущенных звонках. Тогда, вернувшись в деловой режим, вы не потеряете связь с реальностью и в очередной раз убедитесь: пока вы были «вне зоны», мир не перевернулся и никто не обратился к вам с жизненно важными вопросами. Увидев список звонивших, вы сами решите, кому и в каком порядке перезвонить. Ведь теперь вы управляете ситуацией и решаете, с кем и когда общаться.

И тогда из вашей жизни исчезнут разные недоразумения. Например, такие: вы уехали на выходные за город или за границу, планируя провести пару дней с любимым человеком в романтическом путешествии. Но идиллия неожиданно прерывается звонком руководителя, партнера или клиента. Вы стремитесь быть эффективным специалистом и поэтому скрепя сердце берете трубку. Или начинаете волноваться — вдруг что-то случилось — и поэтому с тревогой отвечаете на звонок. Потому что есть возможность ответить, и мы хватаемся за нее. Мы всегда на связи, мы решим любую проблему!

А теперь вопрос: можете ли вы реально повлиять на какие-то процессы, находясь на Эйфелевой башне или на берегу Босфора? Что вы в состоянии сделать для клиента или работодателя?

Да, возможности цифровых технологий практически безграничны, но, пожалуй, это та ситуация, когда лекарство в больших количествах становится ядом. Ваша деловая эффективность (количество пользы на единицу времени и действий) на высоте 300 метров над Парижем, мягко говоря, близка к нулю, если, конечно, вы не гид и не проводите там экскурсию. Но, отвечая на звонки и включаясь в переживания по поводу какого-то вопроса, вы отвлекаетесь от тех эмоций, ради которых прилетели в Париж или оказались в вечернем Стамбуле. Вы стремительно теряете внимание, которое так важно сосредоточить на том, что вокруг, и на тех, кто рядом. Что в итоге? Скомканные впечатления, испорченные воспоминания и сведенная к минимуму пресловутая эффективность.

Между тем количество позитивных эмоций, яркие впечатления и трогательные воспоминания — тоже результат вложенных усилий, потраченных времени и средств. Прислушайтесь к мнению французского культуролога Жана Бодрийяра: «В прошлом путешествие было способом оказаться по ту сторону чего-то, уйти в никуда. Ныне это единственная возможность испытать ощущение пребывания где-то. У себя дома, в окружении всевозможной информации, экранов, я не нахожусь нигде, я пребываю одновременно во всем мире, во всеобщей банальности, которая во всех странах одна и та же. Если же я приземлюсь в новом городе и услышу вокруг незнакомый язык, я окажусь именно здесь и нигде больше. Тело обретает свой взгляд. Освобожденное от изображений, оно становится способным к воображению»25. И самое эффективное поведение в данной ситуации — полностью посвятить себя путешествию и сосредоточиться на впечатлениях. Потому что эффективность — это не только заработок, но и то, с каким удовольствием вы проживаете жизнь, насколько вам знакомо ощущение счастья и гармонии.

Известный американский психолог, преподаватель Гарварда Шон Эйкор в книге «Преимущество быть счастливым»26 пишет: «Доктора, находившиеся перед постановкой диагноза в положительном настроении, проявляют почти втрое больше профессиональных качеств и креативности, чем специалисты, чье настроение нейтрально, и первые ставят точные диагнозы на 19% быстрее. Продажи продавцов-оптимистов выше, чем у их пессимистически настроенных коллег, на 56%. И, наконец, студенты, сдающие экзамен по математике в радостном настроении, показывают куда лучшие результаты, чем их нейтрально настроенные одногруппники. Похоже, человеческий мозг был создан с расчетом на то, что пика его производительности можно достичь лишь тогда, когда мы настроены позитивно, а вовсе не негативно или даже нейтрально».

Разумеется, мы понимаем, что сформировать новые привычки и утвердить эти правила не так-то просто. Жизнь не меняется методом шоковой терапии, и улучшения не ограничиваются выключенным звуком телефона на прогулке. Поэтому мы включили в книгу подробные практикумы, разделив конкретные рекомендации, охватывающие весь спектр взаимодействия с гаджетами, на несколько последовательных этапов. И сейчас самое время сделать первые шаги к укрощению устройств, а значит, к личной свободе.

Глава 5







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.