Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ты не помнишь, как все начиналось





В будущем компьютеры будут весить не более чем 1,5 тонны.

Журнал Popular Mechanics, 1949 год

Кажется, самое время начать причитать: «Нынче не то, что прежде!» — и с тоской по прошлому вспоминать времена, когда в квартире были один телефон и телевизор. Даже не в квартире, а во всем доме. Однако в этом случае отсчет времени с момента, когда началась информационная перегрузка, будет некорректным. Информационная среда вокруг нас начала меняться не двадцать и даже не пятьдесят лет назад. А компьютеры и мобильники — вовсе не пионеры в этом революционном движении.

До нашей эры

Давайте обратимся к событиям… пятитысячелетней давности. Три-пять тысяч лет назад родовые общины состояли из десятков, а племена — из сотен людей. Их количество ограничивалось не только высокой смертностью, но и кочевым образом жизни. Ситуация изменилась благодаря переходу к оседлости, ставшей возможной, когда кочевники научились выращивать и хранить зерно (способность «создавать» еду можно назвать первой инновацией нашей цивилизации). Именно оседлый образ жизни привел к появлению и затем росту постоянных поселений. Если раньше у племен не было своей среды и основным источником информации служила природа, то теперь начала формироваться собственная социальная среда. Людей, проживающих в одном месте, стало больше, а значит, появилась потребность в распространении информации — чтобы все члены общины были в курсе происходящего.

По мере развития общества появлялись потребности и менялись способы передачи знаний. Постепенно сформировалась информационная инфраструктура, направленная на обеспечение и защиту интересов вначале лидеров племени, затем — вождей и, наконец, государства (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Взаимосвязь количества людей и создания и потребления информации

Ни одно государство не может существовать без информационной инфраструктуры. В качестве одной из таких инфраструктур выступали культовые религиозные центры. Они изначально выполняли не только социальную функцию, но и роль источника официальной информации. Когда письменность еще не была распространенным явлением, именно стены храмов становились средствами массовой информации. И эти «СМИ», как правило, пропагандировали достижения государства, прославляли величие лидера и служили для устрашения врагов. Так что даже самые первые СМИ были фундаментально связаны с политикой.

И сегодня в любом древнем храме вы можете увидеть рисунки, на которых, как в комиксах, изображены некие действия. Для современников это были не просто графические элементы, а целые истории с очень конкретным сюжетом и смыслом.

На протяжении тысячелетий с изменением цивилизаций менялась и информационная инфраструктура. Так, в Древней Греции ее основными элементами, кроме религиозных сооружений, стали форум (место, где собирались люди, оглашались новые законы, решения о начале войны или о казнях, обсуждались новости) и театр. И там, и там информация передавалась в устной форме, ключевым инструментом трансляции был голос.

Затем основным двигателем развития информационной инфраструктуры стало такое важное изобретение цивилизации, как бумага. Появившиеся библиотеки, разумеется, не были массовыми и не имели значения для распространения информации, но зато играли важную роль в ее сохранении. Бумага оказалась гораздо удобнее, чем камень или глина, чтобы писать, хранить, искать и передавать нужную информацию. Кстати, благодаря возможности отправить гонца со свитком едва ли не в другую часть света стало возможным управление большим количеством земель.

Изобретение в середине XV века Иоганном Гутенбергом типографского станка по значимости и степени влияния на жизнь людей можно без преувеличения приравнять к изобретению интернета. К тому времени книги уже не считались экзотикой: в каждом монастыре, да и у знати были богатейшие библиотеки. Но, разумеется, ни о каких тиражах говорить не приходилось: книги переписывались вручную. А станок Гутенберга совершил настоящую революцию. Отныне любую книгу можно было напечатать довольно быстро, при этом издаваться начали не только «предания старины глубокой», но и современные произведения. Одновременно большое количество людей получило доступ не просто к книгам, но к одинаковой информации, объединившей людей в аудиторию, как сегодня это делают фильмы или телевизионные программы. Считается, что именно книгопечатание нанесло значительный удар по католицизму и ослабило влияние католической церкви.

Следующим этапом развития информационной структуры в обществе стал прообраз газеты — плакаты, выполнявшие задачи информирования и агитации. Наконец, появились печатные газеты, тиражи которых позволили сделать новости доступными весьма широкой аудитории. А вот начавшие выпускаться позже толстые журналы составили конкуренцию, как ни странно, не газетам, а… книгам. Редактор отбирал художественные произведения и печатал их частями: в каждом номере по отрывку из 5–6 повестей и романов с обязательным обещанием «Продолжение следует». Читатель за месяц прочитывал не одну книгу, а несколько эпизодов из разных изданий. Можно сказать, что литературные журналы внесли свою лепту в развитие «клипового» мышления.

XX век стал эпохой активного развития фотографии, кино и телевидения. О них, как и обо всех вышеописанных носителях информации, при желании вы найдете немало любопытных подробностей.

Сто лет назад

Конечно, настенные рисунки не перегружали сознание и не грозили зрителям интеллектуальным инсультом. Но и не XXI век породил эту проблему.

Информационная перегрузка возникла… с появлением электричества в повседневной деловой и частной жизни в эпоху промышленной революции (в отличие от «традиционных» политических переворотов, эта революция затянулась более чем на сто лет). Именно индустриальная революция не только привела к смене элиты и технологий, но и создала новую информационную инфраструктуру, предложив неизвестные прежде ресурсы и сформировав не существовавшие раньше потребности.

Электричество, обеспечив возможность искусственного освещения (изобретатель — Томас Эдисон, 1879 год)56, позволило увеличить световой день человека на несколько часов. А затем дало импульс изобретению таких устройств, как холодильник (Карл фон Линде, 1874 год), телефон (Александр Белл, 1876 год), трамвай (Эрнст фон Сименс, 1879 год), посудомоечная машина (Джозефина Кокрейн, 1887 год), радио (Александр Степанович Попов, 1895 год), фотовспышка (К. Хуберт57, 1899 год), электронно-лучевая трубка для воспроизведения телевизионного изображения (Борис Львович Розинг, 1907 год), факс (Артур Корн58, 1902 год), мобильный телефон (Bell Laboratories59, 1947 год) и т. д.

С начала XX века жизнь людей стала наполняться различными устройствами, которые не только облегчали быт, но и незаметно ускоряли привычные процессы, ранее — столетиями и тысячелетиями — занимавшие определенное и неизменное время. Сам человек не научился быстрее мыть посуду, стирать или разогревать еду, но посудомоечная и стиральная машины, а также микроволновка сократили необходимое для этого время. Освободившиеся минуты и часы заполняют другие действия: темп жизни растет, а количество разных операций, которые выполняются в течение светового дня, увеличивается.

Отметим, что не все воспринимали прогресс как гарантированный путь к счастью: «Трансценденталисты появились, когда буржуазная культура была одурманена технологическими возможностями и “совершенствованиями”, как тогда было можно выражаться, которые нес с собой прогресс. Паровой двигатель, железная дорога, фабрики, научно обоснованный процесс управления — все это должно было сократить расстояния, облегчить торговые связи и приумножить богатства. Однако со временем трансценденталисты пришли к заключению, что, несмотря на все материальные выгоды, технологический прогресс может стать угрозой природе и духовному единению человека и природы. “Предметы в седле, человек под седлом”, — сетовал Эмерсон. “Не мы едем по железной дороге, железная дорога едет по нам”, — отозвался Торо. <…> Цивилизация, воздвигающая стены между человеком и природой, несет лишь отчуждение и несчастье», — цитирует Дэвид Брукс в своей книге «Бобо в раю» американских писателей и мыслителей Ральфа Эмерсона и Генри Торо.

В то же время начинает расти и становится сложнее и насыщеннее информационное поле. С появлением все более совершенных устройств и способов передачи информации человек переходит от потребления локальной информации, связанной с местом жительства, родственниками, знакомыми и сферой деятельности, к информации, косвенно касающейся его самого. Растут тиражи газет и журналов, люди все больше времени тратят на новости из жизни политиков и артистов, события, произошедшие в городе, государстве и других странах. Так, с начала прошлого столетия потребление информации постепенно набирает обороты (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Принципы мировой инфраструктуры за последние 100 лет практически не изменились

Промышленная революция сформировала новое понятие — массовый рынок. Производство с высокой скоростью, в больших объемах товаров одинакового качества потребовало максимально оперативной их реализации. Желательно по высокой цене. Рождается маркетинг, а растущее информационное поле обогащается рекламными сообщениями. Конечно, реклама существовала и раньше, но масштабы массового рынка изменили и ее качество, и технологию распространения. В частности, для увеличения территории охвата появляется наружная реклама, причем сообщения становятся все менее информативными и все более провокационными. Возрастающая конкуренция за внимание потенциального потребителя товара оправдывает даже самые дерзкие средства.

С появлением радио в жизнь почти каждого дома вошли вечерние радиопостановки. А во второй половине ХХ века начинает свою экспансию телевидение, дополняя ставшее на тот момент уже привычным информационное потребление парой часов телепросмотров по вечерам, а затем столько же — в утреннее время. Вытесненное телевизором радио занимает тем временем почетное место в салоне личного автомобиля. Таким образом, информационное потребление возрастает до 4–6 часов в день.

Параллельно увеличивается и объем информации, которую мы потребляем помимо нашей воли. Количество людей, живущих в городах, неуклонно растет. Новая урбанистическая реальность стимулирует создание сложных транспортных систем: трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль, электропоезда. В городах уже практически невозможно встретить человека, который не пользуется общественным или личным транспортом. Людям приходится преодолевать все более длинные расстояния, каждая поездка погружает в новую информационную среду и провоцирует потребление дополнительной информации.

Более интенсивная деятельность в течение дня — выросшее количество разнообразных операций и связанных с ними визуальных, тактильных и звуковых контактов — еще один многоплановый источник информации.

Количество сообщений в информационном поле каждого человека увеличилось, а число часов в сутках осталось прежним. Поэтому выработалась оправданная условиями привычка — потребление все более коротких сообщений. На смену книгам пришли ежемесячные журналы и еженедельные газеты, обеспечивающие читателю большое количество коротких историй.

Еще до начала эры сотовых телефонов и Facebook, «прерываемых коммуникаций» и псевдомногозадачности, человечество целое столетие, благодаря появлению электричества и промышленной революции, находилось в состоянии роста потребления информации. И та волна, с который мы сталкиваемся сегодня, — всего лишь ее логическое продолжение и переход на следующий этап развития. Не беремся утверждать, но позволим себе предположить, что современный житель мегаполиса пребывает в том же шоковом состоянии от переизбытка информационного потребления, что и крестьянин начала прошлого столетия, попавший из деревни в большой город.

Сегодня

Если возникновению информационной перегрузки послужила промышленная революция и изобретение электричества, то новый виток развития информационной среды — в конце ХХ века — связан с началом широкого использования электронного информационного поля. Невероятно, но еще в середине прошлого столетия никто и представить не мог масштабов этих перемен: «Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос для пяти компьютеров», — такой прогноз в 1943 году сделал основатель компании IBM Томас Уотсон.

Отныне в повестку дня, и без того насыщенную интенсивным информационным потреблением, добавились новые каналы. При этом, в отличие от большинства предыдущих каналов, они требуют еще больше внимания, поскольку подразумевают интерактивность (взаимодействие). Для человека это означает необходимость фокусировать внимание, хотя и без того за счет постепенного проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь количество фрагментарных информационных контактов постоянно увеличивается.

Конечно, за минувшие двадцать лет мы адаптировались к предлага­емым обстоятельствам. Но привычно — не значит комфортно. В ситуации постоянного дефицита внимания и времени человек не может качественно, а не количественно использовать информационное поле в своей жизни, адекватно воспринимая и анализируя происходящее. То, что прежде доставляло удовольствие или могло быть трансформировано в знание, потеряло эту ценность.

Безусловно, каждый из нас может назвать немало возможностей, которые открывают перед нами технологии. Мы многое обрели. Но давайте перечислим, что мы потеряли.

Мобильные телефоны и интернет-коммуникации сделали человека доступным 24 часа в сутки 7 дней в неделю. При этом абсолютно девальвировались ценность живого контакта и понятие «частная жизнь» (вспомните, что мы говорили в главе 1).

Электронная почта, в отличие от традиционной, вынудила человека оперативно формировать и формулировать свою реакцию. В ограниченный отрезок времени нужно дать ответ на 5, а то и 15 писем!

Поток спама, в том числе хорошо замаскированного под «приличные» письма, вынуждает нас терять время, дабы отделить зерна от плевел.

Создающий порой только иллюзию удобства обмен короткими сообщениями (IRC, ICQ, СМС и т. д.) формирует многозадачность коммуникации. Однако человек, как мы уже убедились, в единицу времени способен качественно решать только одну задачу. Если же мы ведем одновременно диалог с большим количеством людей, то уровень решений снижается. Переключая внимание между коммуникациями, обычно не связанными друг с другом, мы вынуждены каждый раз восстанавливать предысторию общения, затрачивая дополнительное внимание.

Отсутствие завершенной формы любой электронной информации и постоянные гиперссылки на продолжение темы в другом месте вызывают психологический эффект незавершенного дела. Так называемый безграничный контент лишил нас чувства удовлетворенности, потому что логического конца в информационном потоке, основанном на HTML60, не существует. Постоянные обновления и изменения требуют непрерывной актуализации уже потребленной информации.

Новое явление — «протребление», сделавшее нас одновременно производителями и потребителями услуг, вынуждает нас выполнять чужую работу. Термин «протребитель» ввел американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего»61, развенчав миф об удобстве самообслуживания. Нам кажется, что теперь, отправляясь в путешествие, мы обладаем преимуществом: мы можем, например, выбрать самый подходящий отель. И тратим время и силы на то, что двадцать лет назад за нас сделала бы сотрудница турфирмы. Мы вправе найти и забронировать удобный авиарейс, но тем самым добровольно берем на себя функции турагента: тратим время на поиск, а потом долго вбиваем в нужные графы свои данные. Авиакомпании под видом того, что так клиентам будет удобнее, делегировали им свои функции.

Пользователи интернета, даже не подозревая об этом, становятся бесплатными рекламными агентами, добровольно участвуя в распространении вирусной рекламы через почту, чаты и социальные сети.

Еще одна новая и непривычная функция: «протребитель» одновременно и источник, и транслятор, и потребитель информации. В социальных сетях мы ее не только потребляем, но и пересылаем. И сами получаем ее так же — причем нередко одну и ту же, но из разных источников. В результате на один и тот же контент тратится в несколько раз больше времени, чем следовало бы.

«Я считаю, что “цифра” не принесла (в кино) революционные изменения, потому что она не дала ничего принципиально нового… “Цифра” — только способ кодировки, инструмент, и не главный. Но следствием развития технологий явились опасные тенденции. Одна из них — доступность каждому человекообразному животному работы камерой. А оттого — обесценивание изображения, смыслов… Раньше инструменты были за семью печатями — надо было упорно изучать технологию. И это являлось препятствием перед проникновением в кино отчаянных дурней. Сегодня этой преграды нет»62, — говорит в интервью мужскому журналу GQ кинорежиссер Александр Сокуров.

Неограниченный объем сведений загрязнил информационное пространство: мы постоянно рискуем получить некачественную информацию. В главе 11 мы обязательно расскажем об инструментах, позволяющих найти ценные крупицы в бескрайнем информационном поле. Однако качество контента снизилось катастрофически — это факт.

Раньше мы жили в пространстве с отлично продуманным профессиональным контентом и могли рассчитывать на то, что опубликованный труд априори содержит проверенные факты и обоснованные гипотезы. Но современному интернет-содержанию доверять опасно. Мы наблюдаем засилье дилетантов практически во всех сферах: не нужно оканчивать университет, набираться опыта, доказывать свой профессионализм — достаточно создать сайт, чтобы провозгласить себя экспертом в чем угодно. Приходится потратить ценнейшие ресурсы — время и внимание, чтобы разобраться, что за нужной информацией вы обратились к шарлатану (а если не разберетесь — потеряете еще и деньги).

Писателями и блогерами могут теперь считаться все желающие независимо от наличия таланта, ума и стоящих мыслей. Еще два десятилетия назад человека сочли бы дурно воспитанным, если бы он сообщал всем окружающим, что только что сходил в туалет. Сегодня фотографии у зеркала в общественном туалете — не просто норма, а практически неотъемлемая часть Instagram.

Увы, к контенту плохого качества постепенно привыкают и уже возводят его в ранг нормы (или варианта нормы). Представьте, что вы побывали в Петербурге, созданном итальянскими архитекторами, а потом оказались в городке, где все дома построены самоучками. Вас шокирует контраст? Но жители этого городка не обращают внимания на странный вид своих кривых и убогих домиков, потому что все улицы вокруг такие. А значит, это и есть норма.

Помните притчу о колодце, рассказанную Пауло Коэльо? Злой колдун отравил колодец, и все местные жители сошли с ума, кроме короля и королевы, у которых был свой источник воды. Но в глазах подданных именно они стали выглядеть безумцами. И лишь когда они решились выпить из отравленного колодца, все вокруг приняли их «за своих».

Не хочется пафосно сравнивать интернет с отравленным колодцем, но стоит прислушаться к мнению известного бизнес-тренера Светланы Васьковской: «К информации сегодня нужно относиться, как монархи — к еде». Чтобы не быть отравленными, они приказывали слугам пробовать приготовленную для них пищу. Если вам некому поручить проверку информации «на вкус», хотя бы отнеситесь внимательно и избирательно к ее источникам.

Глава 10

Интеллектуальный инсульт

Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь.

Ирвин Ялом, «Когда Ницше плакал»

Психолог из Лондонского университета Гленн Уилсон в 2005 году провел эксперимент, участниками которого стали сотрудники офисов. Условия напоминали реальную работу: привычную деятельность постоянно прерывали СМС, звонки, письма и сообщения в социальных сетях. В конце дня специалисты измерили IQ участников исследования. Результат оказался впечатляющим: подобное отвлечение внимания снижает IQ на 10 пунктов! Рассказывая об этом эксперименте, для сравнения всегда приводят курение марихуаны, которое отупляет человека вдвое меньше: на 5 пунктов.

Информационный потоп

Согласно исследованию How Much Information, проведенному Калифорнийским университетом в 2009 году, количество потребляемой в неделю информации с 1986 года выросло в 5 (!) раз. С 250 тысяч слов в неделю до 1,25 миллиона! И если человек самостоятельно не устанавливает плотину, то риск захлебнуться и утонуть в этом потоке более чем вероятен. Хотя у большинства из нас есть иллюзия, будто мы управляем информационными потоками. Например, отказавшись от телевизора в пользу интернета.

Вы замечали, с какой гордостью сейчас говорят: «Я не смотрю телевизор, у меня дома нет телевизора»? Один из основателей корпорации Apple Стив Джобс говорил: «Когда ты молод, ты смотришь телевизор и думаешь, что телекомпании сговорились, чтобы сделать людей тупыми. Но когда становишься чуть старше, понимаешь: это не так. Люди сами этого хотят. И это куда хуже. Заговор — это не страшно. Ты можешь пристрелить уродов! Устроить революцию! Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос. В этом правда»63.

Характеризуя телевидение как огромную копилку бессмысленных шоу, бездарных сериалов и навязчивой рекламы, продвинутые пользователи и социально активные люди ушли в сеть, где читают и смотрят «только то, что хотят». Но на самом деле речь лишь о смене аналоговой технологии на «цифру». При этом у телевизора среди всех его сомнительных достоинств есть одно безусловное преимущество: поток информации ограничен. Это может быть 3 или 150 каналов, но в любом случае количество поддается исчислению (мы не говорим о Smart TV). И если, перебрав все кнопки на пульте, вы не нашли ничего подходящего, то выключаете телевизор. Потому что, как бы ни хотелось поваляться на диване или отсрочить важное дело, смотреть скучные, непонятные или откровенно раздражающие передачи вы не будете.

Мы ни в коем случае не агитируем «за телевизор», но будем объективны: там поток информации четко структурирован, расписание программ ставит все точки над i. Если не предвидится интересных фильмов, можно спокойно выключить телевизор: сюрпризов ждать бесполезно. А у интернета нет ни структуры, ни программы, ни конечной точки. Информационному потоку не видно конца, и всегда есть ощущение, что вот сейчас, за следующим щелчком мыши, появится что-то очень ценное или просто любопытное. В итоге времени тратится гораздо больше, и при этом человека постоянно преследует чувство незавершенности и неудовлетворенности. Именно это ощущение мешает выключить компьютер: на смену одному ролику на YouTube моментально приходят десять других, высвечиваясь яркими картинками на экране.

Что заставляет нас щелкать на следующий ролик или бесцельно переходить с сайта на сайт? Любопытство? Наверное. Но гораздо чаще, на наш взгляд, — нежелание выходить из зоны комфорта. Бесконечный контент в интернете позволяет чувствовать себя в безопасности: не нужно напрягаться, прикладывать усилия, решать сложные вопросы, брать на себя ответственность и что-то делать.

К тому же виртуальный мир словно специально создан, чтобы поддерживать нашу склонность к прокрастинации — постоянному откладыванию на потом важных или неприятных дел. Благодаря безостановочному информационному потоку у нас всегда есть оправдание для безделья: надо еще раз проверить почту, посмотреть сообщения в социальных сетях, прочесть пару новостей, посмотреть клип, который выложили в ленту для друзей. Когда все эти пункты выполнены, приходит еще одно письмо или сообщение. Круг не замыкается, бесцельное блуждание по сети не прекращается. Кстати, именно бесцельное блуждание по сети, так называемый серфинг, психологи считают самой тяжелой формой интернет-зависимости. «Поручения создают новые поручения, реклама заставляет нас хотеть потреблять, действия конкурентов требуют ответа. Основное время современный человек тратит на переработку этого потока и генерацию для других. Люди связываются в такую цепочку потребления и производства информации, и мало кто в цепочке задумывается: откуда возникло это событие? Кто сказал, что реакция на него — самое продуктивное вложение нашего времени?» — задается вопросами основатель Ecwid64 Руслан Фазлыев

Существует и еще одна причина интернет-серфинга. Среди пятнадцати нейронных сетей головного мозга, о которых мы говорили чуть выше, есть так называемая сеть удовольствия, один из активаторов которой — предвкушение от познания нового. В ходе эксперимента, который проводили Колин Камерер и его коллеги из Калифорнийского технологического института, добровольцы читали вопросы викторины и оценивали, насколько им интересно получить ответ. Чем сильнее им хотелось узнать, в чем дело, тем сильнее активизировалась их сеть удовольствия. Очевидно, что эта способность человеческого мозга стимулирует научные открытия, изобретения, прогресс в целом. Но будем откровенны: большинство из нас удовлетворяет потребность в познании нового гораздо прозаичнее. Достаточно взглянуть на данные Pew Research Center, чтобы в этом убедиться. В частности, в России 85% людей использовали интернет для общения с семьей и друзьями и лишь 13% — для обучения (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Использование интернета в разных странах

Большинство людей пользуется интернетом для общения и получения информации. Меньшинство — для карьеры и коммерции.

Чем из перечисленного ниже вы занимались в интернете за последние 12 месяцев? (вопрос задавали взрослым пользователям интернета)

Вопрос задавали владельцам смартфонов и людям, хотя бы периодически пользующимся интернетом.

Пакистан не включен из-за недостаточного размера выборки.

Источник: Spring 2014 Global Attitudes survey.

И хотя интернет предоставляет уникальные возможности для самообразования, карьеры и бизнеса, максимальный трафик во всем мире занимают порносайты (по данным американского сайта Online Schoots, 12% сайтов в мире содержат порноконтент), а ролик Gangnam Style за короткое время собрал более двух миллиардов просмотров.

Однако если бы потенциальными жертвами интеллектуального инсульта становились только любители «клубнички» и странных танцев, мы бы не писали эту книгу для вас — людей целеустремленных и ориентированных на то, чтобы быть счастливыми, здоровыми и успешными. Для тех, кто искренне считает, что добиться успеха в эпоху прогресса реально, лишь подчинившись не всегда комфортным правилам, которые диктует новая эпоха. В конце концов, разве не цифровые технологии при всех их очевидных недостатках способствуют повышению нашей эффективности в современном мире?

И вот мы в очередной раз возвращаемся к заветной «эффективности». Это слово, как мантру, повторяют все поклонники круглосуточного использования гаджетов. Таков один из ключевых стереотипов: чем больше информации доступно, тем мы эффективнее. Чем не оправдание информационной перегрузки и ее плачевных последствий? Между тем, если определить эффективность как соотношение вложенных сил и результата, то окажется, что многие люди ее за последние десять лет потеряли. Усилий и времени стали прилагать больше, а результат в лучшем случае остается прежний.

Почему так происходит? В основе этой иллюзии — незнание того, что если вы не используете получаемую информацию, то фактически потребляете мусор. Само по себе сверхактивное потребление не делает нас ни умнее, ни эффективнее, не меняет жизнь к лучшему. Более того, значительная часть этих сведений просто не нужна: их нельзя использовать, направить на повышение пресловутой эффективности. А ведь ценность любой информации — в ее практической пользе. Но даже если мы нашли актуальный контент, нам часто не хватает времени, чтобы проанализировать его, и памяти, чтобы его сохранить (мы ведь с вами уже знаем об особенностях кратковременной и долговременной памяти). Мы потребляем эту информацию пассивно, а значит, шансов вспомнить и применить ее в будущем при сегодняшнем объеме потребления информации в 1,25 миллиона слов в неделю — нет. Помните, как говорил писатель и психолог Рудольф Арнхейм (см. главу 2): мы находимся в плену иллюзии, что восприятие равносильно знанию и пониманию.

Конечно, признать этот факт непросто: слишком велико разочарование. Для начала нужно стать честным с самим собой. Подводя итоги дня, оцените, сколько информации вы почерпнули сегодня. Какую ее часть вы считаете не просто любопытной, не абстрактно важной для всего человечества, а полезной лично для вас? Какая доля этой информации в ближайшем или отдаленном будущем должна сработать на ваш успех? Полагаем, искренние ответы все расставят по местам.

Поразительно, как актуально звучат сегодня слова христианского писателя Аввы Исаака Сириянина, жившего в Ассирии и Сирии в VII веке: «Но слово от деятельности — сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностью, — залог стыда».

Кроме того, о какой эффективности может идти речь, если компании терпят миллиардные убытки из-за таких любознательных сотрудников? «Нынешние информационные работники отвлекаются в среднем каждые три минуты: на сообщения, письма, звонки. В итоге примерно 25–50% рабочего времени уходит на то, чтобы вспомнить: “На чем это я остановился?” Исследование Intel показало, что из-за таких прерываний компания ежегодно теряет миллиарды долларов. Современные технологии буквально нас оглупляют», — пишет Э. Смарт65.

Готовность в любую секунду ответить на письмо или звонок можно объяснить и страхом потери, чувством гораздо более сильным, чем возможность приобретения. Эту нашу особенность активно используют маркетологи, убеждая купить товар или услугу, чтобы не потерять деньги или не упустить шанс. Страх потери, описанный Робертом Чалдини в книге «Психология влияния»66, провоцирует нас моментально реагировать на телефон, независимо от того, кто в этот момент рядом с нами. Вдруг, проигнорировав звонок, мы потеряем что-то ценное

Забавно, как в этой ситуации технологии пытаются помочь нам сконцентрироваться. Forest (приложение для iOS, Android и Windows) предлагает, прежде чем приступить к работе, посадить в телефоне… дерево. Человек самостоятельно выбирает отрезок времени, который он посвятит делам, не открывая никакие приложения на смартфоне. Если не выдержит — дерево погибнет, справится — оно будет успешно посажено в виртуальном лесу. Пользователи отмечают, что стимул не погубить деревце оказывается весьма действенным. В эпоху виртуальных ценностей переживания за нарисованное деревце гораздо понятнее, чем ответственность за собственную жизнь.

В режиме мульти

Информационная перегрузка возникает не только из-за огромного объема информации, но и из-за способа и формы ее потребления. Для нас стало привычным использовать одновременно несколько источников: телефон, телевизор, интернет, журнал. Более того, нам кажется, что именно таким должен быть ответ на ускорение нашей жизни. Хотя на самом деле единственный изменившийся фактор, повлиявший на наше ощущение времени и мира вокруг, — информационная среда. Как мы говорили, изменилась скорость создания, передачи и получения информации, и мы стремимся соответствовать этому ритму, пытаясь потреблять информацию так же быстро.

Мы стараемся одновременно читать газету и слушать телевизор; писать статью, одним глазом следя за героями фильма; готовить доклад или дипломную работу под песни любимой группы. А бегущая строка на телеэкране во время программы новостей — словно еще одна попытка убедить нас в правдивости теории многозадачности. Поэтому в главе 6 мы так подробно рассказали о научных исследованиях, развенчавших миф о многофункциональности. Однако, учитывая, как часто возникает искушение решать задачи в режиме мульти, остановимся подробнее на побочном эффекте, влияющем не только на низкие результаты работы, но и на физическое и психологическое состояние человека.

Переключение внимания с одного источника информации на другой и последующее возращение к прежнему нарушает восприятие причинно-следственных связей, не позволяет сложить воедино истории, проследить логику событий. Неизбежно какие-то эпизоды выпадают, и мы получаем набор данных, а не полноценную информацию, которую можно было бы затем использовать. При этом необходимость каждое мгновение сосредоточиваться на новом объекте создает напряжение и провоцирует усталость. У людей с хронической многозадачностью возникает стабильный дефицит внимания, полагает бывший профессор медицинской школы Гарварда психиатр Эдвард Хэлловэлл. Даже весьма успешные люди начинают испытывать трудности при упорядочивании заданий, легко отвлекаются и становятся рассеянными. Сама рабочая среда способствует развитию этой патологии.

«Некоторые полагают, что выполнять несколько дел сразу полезно — это, мол, делает ум более гибким. Но научные факты, и их становится все больше, заставляют усомниться в этом. Одно из недавних исследований Эйяла Офира, Клиффорда Нэсса и Энтони Вагнера показало, что сети контроля хронически перегруженных людей не могут отфильтровывать ненужную информацию. Таким людям не удавалось не думать о делах, которыми они в данный момент не занимались. Какой смысл думать о том, что надо перезвонить клиенту или что на телефоне остались неотвеченные письма и твиты, если в данный момент вы обсуждаете с руководством корпоративную стратегию? Мало того, что эти дела никак не связаны с вашей беседой, сейчас вы все равно не можете ими заняться.

В подтверждение того, что дела, которые мы не делаем, могут легко и полностью захватить наше внимание, подавляющее большинство из сорока опрошенных нами недавно топ-менеджеров сообщили: в “свободные” моменты они почти всегда думают о незавершенных делах. То, что наш мозг способен расставлять невыполненные задачи в порядке значимости, для нас — благо. И в то же время — проклятье. Электронные письма, встречи, тексты, твиты, телефонные звонки — нынешняя работа, неструктурированная, нескончаемая, многосоставная, страшным бременем давит на сети контроля и поглощает невероятное количество энергии мозга. Отсюда умственная усталость, которая дает о себе знать в виде ошибок, невозможности “зрить в корень”, ослабленной саморегуляции. При перегрузке сеть контроля выпускает бразды правления, и наше поведение перестает соответствовать расставленным в уме приоритетам, над нами берут верх сиюминутные, ситуационные стимулы. Мы живем на автопилоте, и наш мозг “сдается” — он лишь реагирует на то, что у нас под носом, неважно, насколько это важно», — пишут исследователи67. Может, поэтому нам так часто не хватает времени ни на значимые проекты, ни даже на самих себя? Мы постоянно отодвигаем выполнение серьезных дел, и уже привычным стало, даже будучи постоянно занятым… ничего не успевать.

Один день из жизни обычного жителя мегаполиса выглядит примерно так.

Спальня: проснулся, взял в руки смартфон. Посмотрел френд-ленту в Facebook, прочел сообщения в этой соцсети и «ВКонтакте». Проверил почту — ответил на два письма. Встал с кровати.

Кухня: включил телевизор, сварил кофе или чай, пощелкал пультом, проглотил бутерброд и новости про взрыв, теракт, ДТП, взлет и падение валют и акций.

Автомобиль: включил радио, ответил на несколько звонков, отвлекся пару раз на рекламные СМС. В виде исключения — позвонил на любимую радиостанцию, принял участие в опросе и попросил передать привет жене, сидящей рядом в машине.

Офис: включил компьютер, открыл необходимые рабочие программы и свои страницы в социальных сетях (плюс, разумеется, почта). Ответил на пятнадцать звонков, написал двадцать писем, провел переговоры по скайпу, параллельно отвечая на СМС, благо собеседник не видит. В обед сфотографировал бизнес-ланч, выложил в Instagram с важным







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.