Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Последствия Смутного времени





Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.[20

предпосылки реформ

страна стояла накануне великих преобразований. каковы же были предпосылки петровских реформ?

россия была отсталой страной. эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.



отставала русь и в области духовной культуры. в народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. орлов а.с., георгиев в.а. история россии. учебник. - м: проспект, 2003.-351с.

россия xvii века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств запада и востока.

следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -- основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. город отделялся от деревни. выделялись промысловые и земледельческие районы. развивалась внутренняя и внешняя торговля.

во второй половине xvii века начинает изменяться характер государственного строя на руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в сибири.

белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской россии: "боже мой, какие эпохи, какие лица! да их стало бы нескольким шекспирам и вальтерам скоттам! " xvii век был временем, когда россия установил постоянное общение с западной европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. учась и заимствуя, россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития россии грандиозные реформы петра. реформы петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". уже до петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами петра, в ином шедшая даже дальше их. подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. реформа, как она была исполнена петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. обновление россии нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. платонов с. ф. курс лекций по русской истории. м., 2000.-422с.

реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

 

2. реформы петра 1

2.1 военная реформа

в этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. в россии создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. главными из них были воинский 1716 г. и морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал петр i.

развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

в армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия -- к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

в начале xviii в. впервые в истории россии на дону и на балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. в основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

2.2 реформы органов власти и управления

в первой четверти xviii в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

с 1708 года петр i начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках петра, который после окончания северной войны получил титул императора. в 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти -- сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась сенату. коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

в 1708 -- 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. при губернаторе существовала губернская канцелярия. но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. после введения подушной подати были созданы полковые дискриты. квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

2.3 реформа сословного устройства русского общества

петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой петр. между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. петр установил новую обязанность дворян -- учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. и наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались петром на видные государственные должности. ключевский в. о. о русской истории. спб.: дельта, 2003.- 567с.

2.4 церковная реформа

важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. в 1700г. умер патриарх адриан, и петр i запретил избирать ему преемника. управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". в 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "святейший правительствующий синод", или духовная коллегия, также подчинявшаяся сенату.

церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. эти действия петра i вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. уничтожение патриаршества отражало стремление петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. объявив себя фактически главой церкви, петр уничтожил ее автономию. более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. платонов с. ф. учебник русской истории. ростов-на-дону: феникс, 2004.-298с.

2.5 реформы в области культуры и быта

главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

петр i в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в москве и петербурге.

развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. с 1702г. систематически выходила первая русская газета "ведомости".

с развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

в это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

в этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная петром i кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. это было началом музейного дела в россии. платонов с. ф. учебник русской истории. ростов-на-дону: феникс, 2004.-322с.

логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. академии наук в петербурге.

с первой четверти xviii в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

в живописи на смену иконописи приходит портрет. к первой четверти xviii в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

изменения в быту затрагивали массу населения. старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. петр i учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти xviii в., имели большое прогрессивное значение. но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. алексеев ю.г. государь всея руси. м.: инфра-м, 2002.-269с.

2.6 экономическая реформа

серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. в первой четверти xviii в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

в промышленности россии в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в россии действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

изменился характер торговли. развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение россией выхода к балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

особенностью внешней торговли россии этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.

интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". в свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. к первой относились купцы и промышленники, а ко второй-мелкое купечество и ремесленники. правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

3. последствия реформ петра i

в стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в xvii веке, переросли в первой четверти xviii века в качественный скачок. средневековая московская русь превратилась в российскую империю. в ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. коренным образом изменились место россии и ее роль в международных отношениях того времени.

естественно, все эти изменения происходили на феодально- крепостнической основе. но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. он еще не утратил возможности для своего развития. более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

уже в период правления петра великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

сложность и противоречивость развития россии в этот период определили и противоречивость деятельности петра и осуществленных им реформ. с одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. с другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. в результате петровских преобразований россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. преобразовательная деятельность петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. действия петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. по меткому определению пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

заключение

преобразования первой четверти 18 в. позволили россии сделать определенный шаг вперед. страна получила выход к балтийскому морю. было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж россии, она стала великой европейской державой. укрепился господствующий класс в целом. была создана централизованная бюрократическая система управления страной. усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство.

своеобразие исторического пути россии состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая россию в страну догоняющего развития.

своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. в свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. и все повторяется вновь. циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути россии. так и формируется -- как отклонение от обычного исторического порядка -- особый путь россии.

таковы были несомненные успехи россии в первой четверти 18 в.

 

"Просвещенный" абсолютизм Екатерины II

Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле, не имея на то прав. Она, по словам Ключевского, “совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца”. Свержение Петра III являлось полнейшей неожиданностью для подданных, далеких от придворных интриг. Когда в Москве был получен манифест о восшествии Екатерины II на трон и губернатор, огласив его перед военным гарнизоном и жителями города, выкликнул здравицу в честь новой самодержицы, она повисла в тишине: солдаты и народ молчали. Пошли слухи о Екатерине как о царице “ложной”, фактически — самозванной. В столице наблюдался рост настроений в пользу томившегося в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, вплоть до возможного бракосочетания с ним новой императрицы. Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением. В манифесте от 28 июня и 6 июля она постаралась обосновать свои действия, оправдывая их “опасностью всему Российскому государству”, проистекавшей из изменнической политики Петра III, волей “всех наших верноподданных” и самого Бога. Екатерина всячески подчеркивала свою приверженность новой родине, ее языку, обычаям и вере. Она ходила из Москвы пешком на богомолье к Троице - Сергию, целовала руки духовенству, ездила в Киев и поклонялась печорским угодникам.

Новая императрица решила также для начала дезавуировать ряд действий своего предшественника: приостановила секуляризацию церковных имуществ, отменила мирный договор с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь объявлялась обязательной. Однако ближайшие события показали, что ни о каком разрыве с прежней политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор с Фридрихом II, и в том же году Екатерина II провела секуляризацию имений духовного ведомства, распространив ее в 1768 г. на территорию Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение дворян от обязательной службы. Историк С. С. Татищев в 1776 г. не без удивления отмечал: “Как ни велико, на первый взгляд, различие в политических системах Петра III и его преемницы, нужно, однако, сознаться, что в нескольких случаях она служила лишь продолжательницей его начинания”. Отмеченная Татищевым преемственность была характерна для политики всех монархов ХVШ в. Прежними оставались главные задачи: усиление могущества империи, укрепление абсолютистского строя и позиций его социальной основы — дворянского сословия.

Вместе с тем в политике Екатерины II имелись и качественные новшества, которые позволяют характеризовать ее время как период “просвещенного абсолютизма”. “Просвещенный абсолютизм” не был изолированным фактом русской политической жизни. В роли “просвещенных” монархов выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II. Историки по-разному оценивают цели и суть политики “просвещенного абсолютизма”. Так, Н. П. Ерошкин отождествляет ее с “пропагандой показного либерализма”. “Образ “просвещенной” государыни на троне России, — пишет он о Екатерине II, — должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин связывал политику “просвещенного абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще до воцарения. — ...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...”. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти — не та, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления— это огромность государственного “пространства”: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства”. Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. “Наказ” намечал также направления экономической политики — Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор “Наказа” принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой — сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Сам созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики “просвещенного абсолютизма”. Комиссия была задумана как сословно - представительное совещание, в работе которого должны были принять участие все сословия государства, кроме помещичьих крестьян. Правда, открытая с большой торжественностью и широко разрекламированная Комиссия не решила своей главной задачи — не создала нового кодекса законов, основывающегося на “Наказе” императрицы. Но принципы “просвещенного абсолютизма”, провозглашенные в “Наказе”, нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины П. Уже в 1762—1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар в системе монополий в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым повелевалось, “чтоб отныне впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы... строить и размножать”. 17 апреля 1767 г. было предписано “никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать” — объявлялась, таким образом, свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право “заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний”.

Однако не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия “Наказа” нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность. Императрица, несмотря на настойчивые требования аристократии, не пошла на то, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками, сохранила сословие государственных крестьян, ограничившись спорадическими, хотя и крупными, пожалованиями “свободных сельских обывателей” частным владельцам (преимущественно в бывших польских имениях). Лифляндскому дворянству Екатерина II “советовала” воздерживаться от чрезвычайных поборов с крестьян.

Но, с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились “на многие своевольства и продерзости”, должны “сверх подлежащего за их вины наказания” оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект “Учреждения об управлении губерниями”, получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 — 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу “Учреждения” 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного “суда равных”. Наряду с трехъярусной системой выборных судебно - сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии — для дворян, городовой суд и губернский магистрат — для горожан, нижняя и верхняя расправы — для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.