Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Читатели городских и сельских библиотек военных лет





Изменение жизненных условий народа, вызванные военной обстановкой, сказалось на характере организации обслуживания читателей. Смыслом политико-просветительной и культурно-массовой работы в годы войны стало решение задач - подготовить население к суровым испытаниям войны, связать воедино боевой порыв воинов и патриотический энтузиазм рабочих, колхозников, интеллигенции и служащих в тылу, формировать в народе твердую уверенность в победе, повысить политическую сознательность и активность трудящихся, мобилизовать все силы на отпор гитлеровской агрессии и разгром врага. Изучение многочисленных архивных документов позволило автору выделить основные направления в организации процесса обслуживания читателей в условиях военного


времени.

В исследуемый период основным направлением деятельности библиотек и изб-читален стало военно-патриотическое воспитание населения.

На достижение этой цели была направлена пропаганда политических и военно-оборонных знаний в библиотеках, читальнях, клубах. Силами политпросветработников систематически проводились беседы, доклады, читались лекции. Эти мероприятия тесно увязывались с практикой, с задачей усиления оборонной мощи страны. При их организации использовались примеры героизма рабочих и колхозников в труде, в выполнении государственных обязательств, направленных на укрепление Красной Армии [389, 15, 145-149; 387, 3, 61]. Широкий размах пропаганды военных знаний получила в Чебоксарском районе, где только за первое полугодие 1943 г. проведены 1117 мероприятий, в том числе 894 лекции, доклада и беседы [321,60].

С первых военных дней библиотекари стремились приобщать читателей к чтению книг по истории нашей страны. Историческое прошлое страны неразрывно связано с его настоящим. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

Знание исторических событий помогает лучше понимать, что стойкость и героизм в дни тяжелых испытаний имеют глубокие корни в истории развития нашего государства. Это познавательное, просветительное, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории политико-просветительные работники стремились раскрыть при пропаганде исторической литературы.


Литература по истории пропагандировалась с помощью библиотечных плакатов, альбомов, проведения читательских конференций. Особое место занимали книжно-иллюстративные выставки. Они состояли из разделов: «Борьба русского народа с иноземными захватчиками», «Великие русские полководцы» и др. Большим спросом пользовались переведенные в народной стихотворной форме русские народные былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Микуле Селяниновиче и др. [418, 864, 45-52]. Большой любовью среди различных возрастных категорий читателей пользовались легендарные полководцы и герои гражданской войны. В связи с этим работники библиотек всеми силами пропагандировали литературу о М.В.Фрунзе, В.И.Чапаеве, С.Г.Лазо, А.Я.Пархоменко, Г.И.Котовском, Н.А.Щорсе и др.

Стремясь содействовать воспитанию читателей в духе патриотизма, беззаветной преданности Родине, библиотеки и избы-читальни много внимания уделяли и пропаганде литературы о героическом прошлом родного народа, о военных подвигах бойцов и командиров Красной Армии, о героях гражданской войны. Особым успехом у читателей пользовались читательские конференции, литературные чтения, книжные выставки по этой тематике.

Совместно с другими идеологическими учреждениями библиотеки организовывали чтение лекций и докладов на темы: «Отечественная война 1812 г.», «Разгром немецких оккупантов на Украине в 1918 г.», «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Суворов - великий русский полководец», «Ленин - вождь и организатор Красной Армии», «Красная Армия родилась и окрепла в боях с врагами советского государства», «Красная Армия - детище советского народа», «Великая освободительная миссия Красной Армии», «Герои Отечественной войны», «Всевобуч - могучий резерв Красной Армии», «Советские партизаны - могучая сила в борьбе с гитлеровскими захватчиками». Много слушателей собирали лекции, доклады, беседы и на другие темы из истории борьбы русского народа за свою независимость: о


Кутузове, Багратионе, Александре Невском, Минине и Пожарском и о других славных русских полководцах, о противохимической и противовоздушной обороне, о военной и государственной тайне, о стратегии и тактике армий в современной войне и др. [379, 135, 117].

Библиотекари стремились приобщать читателей к чтению русской классической художественной литературы, которая всегда была связана с народом, отражала лучшие черты его национального характера, популяризировала героизм его лучших представителей, побуждала мысли и чувства. В ее пропаганде библиотеки использовали все способы идеологического и эмоционального воздействия на массы. Так, например, Ядринская районная библиотека с помощью актива организовала в библиотеке 15 выставок литературы, 17 фотомонтажей, посвященных Отечественной войне, составляла обзоры, рекомендательные списки и альбомы на темы: «Героизм наших земляков, воинов Красной Армии», «Фашизм - лютый враг человечества». Работал стол справок, который за семь месяцев выдал 138 справок по самым различным вопросам. Регулярно, один раз в месяц, выпускалась стенная газета, в выпуске которой активное участие принимали читатели [48].

Формированию чувства патриотизма, готовности встать на защиту Родины способствовало чтение литературы о революционных, боевых и трудовых традициях народа. О значении воспитания людей на героических традициях писал В.А.Сухомлинский: «Сила духа как нравственная доблесть начинается с веры в нравственные святыни нашего Отечества, народа... Человек, верящий в святыни нашей идеологии, обладает великим даром любви и ненависти» [302, 13]. Интересной формой пропаганды произведений печати об историческом прошлом и привлечения внимания трудящихся к чтению общественно-политической литературы являлись выступления библиотекарей в кинозалах клубов и кинотеатров перед демонстрацией фильмов на исторические темы. В этих целях библиотеки взаимодействовали


с клубными учреждениями и кинотеатрами. В фойе клубов и кинотеатров в дни демонстрации исторических кинолент развертывались книжные выставки литературы, проводились библиографические обзоры с разнообразной тематикой. В своей совокупности эта работа способствовала большому притоку в библиотеки новых читателей [341, 48, 4].

Мощным источником, оказывающим воспитывающее воздействие на мысли, чувства и сознание читателей, служили произведения чувашских писателей, написанные непосредственно в условиях ожесточенных схваток с фашизмом. Библиотечные работники широко использовали вышедшие в первые же дни войны коллективные сборники чувашских писателей и поэтов, полные гнева и ненависти к врагу, напавшему на родную землю («С красным знаменем», «Антифашистский фольклор» и др.). Большим спросом у читателей пользовались сборники рассказов и повестей, стихов и поэм М.Шумилова (Уйп Мишши), Л.Агакова, Я.Ухсая, Н.Шелеби, П.Хузангая, К.Пайраша, И.Тукташа и многих других поэтов и писателей, воспевающих героизм сынов и дочерей родного народа на фронтах Великой Отечественной войны и героический труд тружеников тыла: рабочих, колхозников, интеллигенции [418, 864, 45-52].

Важнейшей задачей, стоящей перед библиотеками, была организация оперативной правдивой информации о событиях в стране и за рубежом, особенно о положении на фронтах, о трудовых буднях тыла.

Основным документом, в котором давались сообщения о ходе военных действий на фронтах Великой Отечественной войны, о положении в гитлеровской Германии и оккупированных странах, в эти годы являлись сводки Совинформбюро. Они содержали официальную правительственную оценку военной обстановки, освещали ход боевых действий подразделений и частей Красной Армии, рассказывали о мужестве советских воинов, о героических буднях тыла, о самоотверженной борьбе советских людей на временно оккупированной территории.


Работники многих библиотек с помощью актива, получив сводки Совинформбюро, размножали их на пишущей машинке или переписывали от руки, вывешивали на стендах в агитпунктах, в красных уголках жилых домов и других местах, где собирался народ. Ими также организовывались витрины: «На фронтах Великой Отечественной войны», «Доски материалов текущего момента», где читатели ежедневно могли знакомиться как с утренним, так и с вечерним сообщением Совинформбюро.

Библиотекари и заведующие избами-читальнями, находясь в гуще самой жизни и регулярно получая потоки свежей информации, стремились своевременно и доходчиво рассказать населению о важнейших событиях военной жизни страны. Кроме того, они пропагандировали директивы государственных органов, постановления Государственного Комитета Обороны, выступления руководителей партии и государства. Для доведения до населения правдивой информации о событиях в стране и за рубежом, о положении на фронтах, о трудовых буднях тыла работники библиотек и изб-читален организовывали коллективные слушания выступлений, речей и документов, передававшихся по радио, рассказывали о них на рабочих местах, в общежитиях, рабочих казармах, на призывных пунктах, оформляли выставки, стенды. Выставки давали богатый материал для повседневной агитационно-пропагандистской работы. К ним обращались многочисленные читатели, агитаторы, пропагандисты. При большой активности читателей проходили лекции и беседы, организованные в политико-просветительных учреждениях.

Значительную помощь читателям, интересующимся происходящими в стране и за рубежом событиями, оказывали регулярные консультации, организуемые библиотекарями, избачами и привлекаемыми из числа учителей и других представителей сельской интеллигенции активистами. С большим эмоциональным накалом проходили организованные многими библиотеками встречи тружеников тыла с фронтовиками. Такие встречи


оказывали не только эмоциональное, но и огромное идеологическое воздействие на сознание людей. Они побуждали читателей к трудовым подвигам на производстве.

В своей работе с населением библиотеки широко использовали письма от сынов и дочерей чувашского народа, находящихся на фронте, а также командиров и комиссаров подшефных соединений, в которых они рассказывали о своей личной солдатской жизни, успехах и действиях войсковых частей, о тех последствиях, которые оставляли после себя немецко-фашистские захватчики. Вот отдельные выдержки из них: «На все деревни и города, где временно побывали немецкие гады, жутко смотреть: все сожжено; где раньше был какой-нибудь населенный пункт, можно узнать только по развалинам и торчащим трубам и печам» (А.Суворов). «Я по своей воле, по своей просьбе ушел на войну. В такое тяжелое время мое сердце не выдержало... Украина... Отсюда 10 тысяч восемнадцатилетних девушек увезли навсегда на каторгу в Германию, многих повесили. Пришлось увидеть, как из одного колодца вытащили 17 грудных младенцев, у которых выколоты глаза, отрезаны уши и нос» (В.Журавлев) [321, 24].

Суровая правда войны, о которой рассказывали в своих выступлениях фронтовики, о чем писали в своих письмах воины-земляки, имела большое воспитательное и мобилизующее значение, способствовала укреплению связи фронта и тыла. У трудящиеся республики росло понимание: чтобы победить врага, необходимо работать еще напряженнее и производительнее.

Так, при активном воздействии со стороны политпросветработников формировалось сознание советского общества, которое явилось мощным фактором достижения победы в Великой Отечественной войне и которое можно охарактеризовать как патриотическое. Это - ориентация на социальные ценности того времени, которые привлекали широкие слои населения: обращение к исторической памяти общества, истории его борьбы с иноземными нашествиями, интернационализм, разоблачение фашизма,


который рассматривался как главный враг, готовность к защите отечества, идея ведения справедливой войны, уважение и любовь к Вооруженным силам, формирование яркого, привлекательного образа воина-патриота, воина-героя [47, 63]. Воспитанное на этих ценностях, советское общество во время войны, даже в самые трагические моменты, твердо верило в свою победу.

В ходе войны произошло осознание обществом смертельной угрозы его истребления и порабощения фашизмом, понимание того, что от исхода этой войны зависит существование Отечества. Появились новые ценностные ориентации общества, его установки и мотивы, начали складываться новые нормы, новый стереотип его поведения. Началась психологическая адаптация общества к условиям ведения войны. Все подчинялось достижению победы над врагом. В изменение психологического состояния общества в плане усиления патриотического сознания во время войны неоценимый вклад внесли политико-просветительные учреждения системы Наркомпроса - библиотеки, избы-читальни и др.

Размышляя о том, без чего не могло быть победы, Маршал Советского Союза Г.К.Жуков писал, что умножили наши силы крепкое единство социалистических наций и народов, союз рабочих и крестьян, сплоченность всех трудящихся, молодежи, интеллигенции вокруг лозунга «Все для фронта, все для победы» [76, 370].

Война против фашистской Германии явилась суровым испытанием единства и дружбы народов СССР. Германские фашисты надеялись вызвать раскол среди советских народов. Их пропаганда и практическая деятельность были направлены на то, чтобы вызвать национальную рознь. Неотъемлемой частью плана агрессии был расчет на разжигание межнациональной розни на основе русофобства. Фашистские главари делали ставку на предполагаемое столкновение между собой народов Советского Союза. Они стремились оживить национализм, разжечь вражду в советском обществе, подорвать


единство советского народа. Гитлеровцы вели планомерную пропаганду национализма и расизма.

В этих условиях требовалась активизация работы по воспитанию у трудящихся чувства патриотизма и пролетарского интернационализма. С этой целью библиотеки и избы-читальни вели широкую пропаганду литературы об историческом опыте совместной борьбы русского народа и других народов нашей страны за свою свободу и независимость.

Актуальность задачи интернационального воспитания трудящихся, вставшей перед библиотеками национальных республик, усиливалась еще и тем, что война вынудила часть советских людей фронтовых и прифронтовых районов покинуть родные места и временно поселиться в восточных областях, краях и республиках страны. Из 5017 тыс. эвакуированных и размещенных на территории РСФСР, 70715 человек приютила Чувашия. Это были люди разных национальностей и профессий: из Белорусской ССР прибыли 5276 человек, из Украинской ССР - 1646, из Литовской ССР - 581, из Эстонской ССР - 1656, из Карело-Финской ССР - 4000, из Молдавской ССР - 178 человек. Остальные были перебазированы из западных областей РСФСР.

По состоянию на 1 января 1942 г., в республике насчитывалось 17085 эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет, из которых 705 человек прибыли организованным путем (детские дома и детсады), а 16880 - со своими родителями. Детей школьного возраста было 7795 человек, по национальности: русских - 6614, евреев - 614, украинцев - 183, эстонцев -175, латышей и литовцев - 102, белоруссов - 49 и прочих - 58 человек [321,27].

Трудящиеся Чувашии проявляли подлинный интернационализм в отношении эвакуированного населения. Они делились жильем, оказывали им всяческую помощь. Политпросветработники принимали активное участие в мобилизации местного населения по приему, организации расселения и


созданию нормальных материально-бытовых условий и по трудоустройству эвакуированного с прифронтовых районов населения [291, 31]. Эвакуированные трудились в промышленности, связи, государственных учреждениях, на транспорте и т.д. Основная же часть трудоспособного населения - свыше 15 тыс. человек - работала в колхозах и совхозах. Всего в республике трудоустроено 96% эвакуированных [321, 33].

В воспитании у трудящихся чувства патриотизма и интернационализма библиотеки и избы-читальни использовали различные формы массовой работы. Особое место среди них занимали лекции. Широкое распространение лекции как формы агитационно-пропагандистской работы во многом объяснялось тем, что в годы войны люди нуждались в информации, общении, стремились быть вместе, их объединяло переживание за близких, воюющих на фронтах, желание узнать о военных событиях, поделиться последними новостями. Лекции стали одним из самых действенных методов для оказания помощи читателям в более глубоком понимании интернациональных, военно-оборонных вопросов, героического прошлого русского народа.

Наиболее распространенным методом работы библиотек по интернациональному воспитанию населения являлись книжные выставки, которые давали широкие возможности для пропаганды литературы о дружбе народов. Они устраивались к знаменательным датам календаря и важнейшим общественно-политическим и хозяйственным событиям. Например, Цивильская, Ядринская районные библиотеки организовывали постоянно действующие книжные выставки по интернациональной тематике и давали рекомендательные списки, составляли указатель основных источников, подбирали нужную литературу, составляли рекомендательную картотеку, использовали имеющиеся наглядные пособия. Чебоксарская районная библиотека за 1945 г. устроила 33 выставки на различные темы, которые сопровождались консультациями, организацией справочных столов, реже -


составлением рекомендательных списков. К сожалению, в архивных документах нет сведений о числе посетителей и количестве выданных с выставок книг, однако косвенные данные позволяют сделать вывод о том, что выставки играли важную роль в популяризации книги, привлечении в библиотеки и избы-читальни новых читателей [437, 708, 211].

Общепринятой формой пропаганды по этой тематике стало устройство плакатов и монтажей. Особенно полно и художественно оформлялись плакаты-монтажи в Урмарской, Марпосадской, Ядринской и ряде других районных библиотек. Плакаты-монтажи устраивались главным образом к годовщине писателей-интернационалистов [437, 708, 213].

В работе по воспитанию чувства интернационализма широко использовалась такие формы, как громкие читки и беседы. Они проводились как в стенах библиотек и изб-читален, так и на полях во время летних сельскохозяйственных кампаний, проводились в госпиталях, в промартелях, в общежитиях рабочей молодежи - там, где жили или трудились представители различных национальностей.

Большим успехом у читателей пользовались читательские конференции по интернациональной тематике. Однако, как свидетельствуют архивные документы, они проводились редко и в основном районными библиотеками и то не всеми. Также нерегулярно проводились библиографические обзоры - в республиканской и районных библиотеках. Это объяснялось тем, что многие библиотекари не были готовы к проведению указанной работы, поскольку не имели соответствующей подготовки и опыта общения с читателями: из всех библиотечных работников районов и сел специальное образование имели всего 10 человек [439, 708, 210-214).

В целях улучшения работы по интернациональному воспитанию населения и увеличения количества читателей, книговыдачи, посещаемости отдельные библиотеки предпринимали специальные меры. Для формирования интереса к чтению, политпросветработники организовывали


беседы с читателями, проводили устные рекомендации, стремились активно использовать книжный фонд библиотек. Например, Ядринская, Марпосадская и другие районные библиотеки готовили художественные плакаты с указанием выписываемой периодической печати, вывешивали рекомендательные списки, оформляли витрины новинок, информировали читателей о новинках устно, в беседах при выдаче книг и т.д. [439, 707, 210].

Стремление читателей к расширению своего политического кругозора вызывало значительный интерес к чтению общественно-политической литературы. Удовлетворению спроса читателей во многом способствовало массовое поступление в библиотеки и избы-читальни этой литературы, изданной Чувашским книжным издательством. Так, в 1943 г. увидели свет приказы Верховного Главнокомандующего, доклады и речи руководителей партии и государства о Великой Отечественной войне Советского Союза, вышедшие брошюрами на чувашском и русском языках тиражом в 85 тыс.экземпляров. Кроме того, издательство выпустило ряд политических, популярных, мобилизующих книг, рассчитанных на массового читателя. Всего по разделу общественно-политической литературы на чувашском и русском языках выпущено 41 название общим тиражом в 200000 экземпляров [418 864, 45-52]. Увеличение поступления литературы в библиотеки и избы-читальни позволяло улучшить обслуживание читателей.

Анализ архивных документов показывает, что во многих библиотеках республики за годы войны выдача общественно-политической литературы значительно увеличилась (См.: Приложение, таблица 41). Спросом у читателей пользовалась также художественная литература. Произошло десятикратное увеличение числа выданной военной литературы. Это, как можно заключить на основе изучения архивных данных, связано с тем, что в библиотеки массово начали поступать книги воинов-фронтовиков.

В пропаганде общественно-политической и военно-оборонной литературы широко использовались передвижные библиотеки. Каждая


районная библиотека имела от 5 до 25, передвижных библиотек (Порецкая -56), которые выдавались колхозам, совхозам, машинно-тракторным станциям, промышленным артелям и предприятиям, на которых работали представители различных национальностей [437, 707, 211]. Проводимая библиотеками и избами-читальнями работа способствовала улучшению обслуживания читателей: в 1945 г. читаемость в республиканской библиотеке составила 22,5, в районных - 20,5, в городских - 12,0, в сельских - 9,0, в детских - 13,0; посещаемость соответственно - 22,6, 16,9, 12,5, 11,6, 10,1 (См.: Приложение, таблица 45).

Разносторонняя работа библиотек и изб-читален, направленная на укрепление дружбы между народами, их доверия друг к другу способствовала воспитанию у читателей и посетителей проводимых ими мероприятий чувства интернационализма, единства, сплоченности, понимания, что только общими усилиями можно отстоять свою независимость и свободу.

В условиях войны в новых направлениях развернулась работа библиотек в помощь читателям, работающим в промышленном производстве. Они организовали широкую пропаганду производственно-технических знаний непосредственно на предприятиях, в рабочих общежитиях. Своей агитационно-пропагандистской работой они содействовали притоку в промышленность новых контингентов трудящихся, помогали рабочим, не имеющим достаточной квалификации, в основном женщинам, подросткам, молодежи, овладеть новыми производственными профессиями, выполнить военно-оборонные, производственно-технические задачи военного времени [449,1,58-60].

Значительную помощь читателям, работающим в промышленном производстве, оказывали политико-просветительные работники г. Канаш, которые наряду с этим начали развертывать, хотя и медленными темпами, пропаганду естественнонаучной литературы. Здесь за декабрь 1944 г. -


январь 1945 г. прочитаны 48 научно-популярных лекций на темы: «Успехи советской науки в советское время», «Наука и техника в современной войне», «Борьба с детскими эпидемиями» и др. [449, 1, 69-70].

Еще одним направлением деятельности библиотек и изб-читален по организации обслуживания читателей стало приобщение населения к чтению естественнонаучной литературы. Чтобы упорядочить эту работу, придать ей целенаправленный характер, 22 декабря 1944 г. на совещании заведующих районными отделами народного образования рассматривался вопрос о состоянии и задачах научно-просветительной пропаганды, в ходе обсуждения которого заслушаны доклады заведующих Аликовским и Канашским районными отделами народного образования. Постановка этого вопроса на совещании призвано на мобилизацию внимания библиотечных работников к естественнонаучной пропаганде, так как, судя по выступлениям из районов, дело это почти во всех районах находилось тогда в стадии начала развертывания. В целях облегчения учета проводимых лекций в районы посылались путевки с условием их возвращения, но эта форма учета не везде дала положительные результаты. Только по данным некоторых районов, она стала постепенно налаживаться.

Так, в Аликовском районе действовала лекторская группа из 34 человек, которые получили от районного отдела народного образования 80 путевок по 15 темам для чтения лекций в 59 населенных пунктах. В январе 1945 г. в 22 населенных пунктах прочтены лекции на темы: «Солнечная система», «Об астрономических явлениях», «Применение действия волчка в технике», «О борьбе с заразными болезнями» и др. На них присутствовали 873 человека. В декабре 1944 г. - январе 1945 г. в Канашском районе прочитаны 48 научно-популярных лекций. Чтение подобных лекций неплохо организовывалось также в Ибресинском, Яльчикском районах [449, 1, 69 об.-70].

Большая работа по обслуживанию читателей велась в период подготовки и проведения различных хозяйственно-политических кампаний


на селе. Особую активность библиотеки и избы-читальни проявляли, в частности, в период весеннего сева, уборки урожая и заготовки сельскохозяйственных продуктов. В период этих кампаний работа значительной части политпросветучреждений села переносилась на обслуживание книгой в поле. Так, по данным 13 районов республики, в период уборки урожая в 1942 г. при политико-просветительных учреждениях работали 3508 чтецов и беседчиков, 3171 агитатор. Ими только в течение августа проведены 3364 доклада, 11754 читки газет и журналов, 7416 бесед. Основным содержанием работы агитаторов в период уборки являлись: чтение сообщений Совинформбюро, освещение эпизодов с фронтов Отечественной войны, вопросы соревнования на уборке, разъяснение постановлений Совнаркома и др. Многогранная работа по обслуживанию осенне-весенних полевых кампаний проводилась в Алатырском, Аликовском, Цивильском, Чебоксарском районах [449, 21, 23-24 об.; 449, 20, 28-31; 449, 21,2-22].

Воодушевленное успехами Красной Армии, крестьянство республики с небывалым подъемом трудилось на полях. Но и в горячее время колхозники внимательно следили за событиями на фронтах Отечественной войны, интересовались международным положением и событиями внутри страны. Удовлетворению этих запросов посвящали свою деятельность библиотечные работники. Они стремились держать всех колхозников в курсе событий, происходящих внутри страны и за ее рубежами. Там, где библиотечные работники умело и своевременно организовали привлечение населения к чтению сельскохозяйственной литературы и вели ее пропаганду в тесной связи с хозяйственно-политическими задачами своего района, родного хозяйства, там ощущались результаты их работы: колхозники добивались высоких урожаев, повышения продуктивности животноводства и досрочно выполняли обязательства перед государством.

К примеру, в колхозе «Сталь» Красночетайского района, где


культпросветработники провели значительную работу по приближению агитационно-пропагандистской, культурно-массовой работы к колхозному производству, расширили круг читателей, там колхозники показывали образцы героизма в труде на колхозном производстве. Такие колхозники и колхозницы, как А.Ф.Канцелярова, А.М.Спиридонова, М.С.Кириллова, Е.Т.Мамуткина, Е.В.Аргалькина, Ф.М.Балалайкин, С.И.Анисимов и многие другие на уборке урожая ежедневно норму выполняли от 150 до 200%. В Баймашкинском колхозе «Прогресс» этого же района эвакуированная Имуан Хабибуллина ежедневно на уборке урожая норму выполняла на 190-200% и вырабатывала по 3,5 трудодня вместо 1,75 трудодня [387, 250,1-15].

О хороших результатах деятельности политико-просветительных работников в решении военно-хозяйственных задач, по обслуживанию читателей свидетельствуют многие архивные документы. Так, авторитетным и уважаемым человеком на селе являлась заведующая избой-читальней колхоза «Динамо» Шемуршинского района Ельцова. В избе-читальне, которую она возглавляла, работали драматический, хоровой, физкультурный и оборонный кружки, силами которых проведены 8 вечеров художественной самодеятельности, беседы и доклады о текущем моменте; имелись газетная витрина, доска «Последние известия». Читальня провела коллективную читку интересующих население книг: «Радуга»|В. Васильевской, «Непокоренные» Б.Горбатова, «Они сражались за Родину» М.Шолохова и др. [238]. Богатый опыт работы накопила Аматчинская изба-читальня Марпосадского района. Она провела 10 докладов и И бесед о текущем моменте. При читальне работал кружок по изучению документов партии и государства, которым руководил доцент Чувашского педагогического института В.К.Кузьмин [238].

Подобных примеров положительной работы изб-читален и библиотек можно привести много. Такие политпросветучреждения, как Чуварлейская и Ям-Посадская избы-читальни, Иванького-Ленинская сельская библиотека


Алатырского района, Болыне-Яушевская сельская библиотека Калининского района, Липовская изба-читальня Козловского района, Кожевенская сельская библиотека Порецкого района, Байдеряковская изба-читальня Яльчикского района, подняли свою работу до уровня предъявляемых к ним в условиях войны требований. Неплохо работали избы-читальни в Яльчикском и Красноармейском районах. Умело организовали обслуживание читателей, широко использовали книжные фонды для агитационно-массовой работы и распространения знаний, необходимых населению в дни войны Алатырская, Аликовская, Порецкая, Ядринская районные библиотеки. В целях мобилизации тружеников села на решение этих задач в библиотеках и избах-читальнях создавались и функционировали различные кружки. Особой популярностью пользовались кружки художественной самодеятельности [421,416,23-25].

С 25 октября 1943 г. по 1 апреля 1944 г. согласно положению о проведении смотра художественной самодеятельности в сельской местности и районных центрах РСФСР в Чувашской республике при активном участии и руководстве политпросветработников прошел смотр художественной самодеятельности. В период смотра особо отличились следующие коллективы: чувашский ансамбль песни и пляски Шихазанского районного дома культуры (12 человек. Руководитель - Шульгина, директор РДК), драмкружок избы-читальни с.Стемасы Алатырского района (11 человек. Руководитель - Титова, зав. избой-читальней, учительница), драмкружок Аликовского РДК 96 человек. Руководитель - С.П.Никитина, директор РДК), колхозный хоровой кружок дер.Кумаши Вурнарского района (22 человека. Руководитель - Григорьев, зав. избой-читальней) [429, 2470, 36].

Смотр сельской художественной самодеятельности показал, что даже в суровые для Родины дни, художественная самодеятельность жила и развивалась. По неполным данным, по Чувашской АССР за время смотра собрано и сдано в фонд обороны и в помощь детям семей военнослужащих


50 тыс.рублей [429, 2470, 38].

Данные по избам-читальням, содержащиеся в архивных документах, свидетельствуют, что если в первые годы войны активность кружков была высокой, в них участвовали различные слои населения, то к 1944 г. количество кружков и занимающихся в них людей значительно сократились (См.: Приложение, таблица 40). Причиной этого, на наш взгляд, являются как объективные факторы (предельная занятость в растениеводстве и животноводстве, тяжелые условия военного времени и др.), так и субъективные причины (в основном, нежелание значительной части населения участвовать в работе кружков в связи с увеличением поступающих извещений о гибели близких людей) [429, 2401, 74-75; 429, 2570, 151].

Успех работы библиотек и изб-читален по пропаганде сельскохозяйственных знаний, мобилизации тружеников деревни на высокопроизводительный труд во многом зависел от того, насколько их работники опирались на широкий круг актива, целеустремленно организовали свою деятельность и вели ее в тесной связи с хозяйственно-политическими задачами своего района, родного хозяйства. В эти годы в политико-массовой работе активное участие принимали учителя и ученики старших классов, медработники, специалисты сельского хозяйства, постоянные читатели. Они работали в качестве агитаторов, проводили политинформации, читки газет, беседы, доклады в колхозных бригадах, в избах-читальнях, колхозных клубах, домах культуры, работали по выпуску стенных газет, разъясняли важнейшие постановления партии и правительства, знакомили население с эпизодами Отечественной войны.

Наиболее - активно участвовали в агитационно-массовой работе среди населения учителя. В качестве примера можно назвать коллективы учителей Тобурдановской средней школы Канашского района, Ювановской, Сундырской и Орининской средних школ Сундырского района. Учителя Тобурдановской средней школы Канашского района (руководитель


*


ЗОЇ


агитколлектива Кваскова) провели' более 200 докладов и бесед среди населения, коллектив Ювановской средней школы - свыше 120 докладов и бесед. Только в течение первого полугодия учителя Советского района провели 706 докладов и 856 бесед на темы Отечественной войны [432, 221,88-91].

Вместе с определенными успехами в деятельности библиотек и изб-читален по агрозоотехнической пропаганде в условиях военного времени имелись и существенные недостатки. Имеющаяся в сельских и районных библиотеках сельскохозяйственная литература использовалась далеко не полно. Это приводило к тому, что агрозоотехническая пропаганда в некоторых библиотеках проводилась от случая к случаю, без всякой системы. В ряде районов избы-читальни не имели планов работы. Во многих случаях обучение в агрозоокружках проводилось абстрактно, без привлечения к чтению сельскохозяйственной литературы и без связи с конкретными условиями своего колхоза, своего района. Например, вопросы почвоведения, семеноводства, удобрений и т.д. изучались «вообще», а не применительно к условиям местных колхозов. [429, 2328, 46-47].

Важное место в деятельности библиотек в годы войны занимало обслуживание книгой раненых бойцов, командиров и политработников Красной Армии, находящихся на лечении в эвакогоспиталях: снабжение их книгой, газетами и журналами, выделение пропагандистов и докладчиков для работы среди них. В годы войны на территории Чувашии по решению Государственного Комитета Обороны функционировали 17 эвакогоспиталей на 5210 мест и один сортировочный госпиталь, расположенные в городах и районных центрах республики [325, 45].

В работе среди раненных, в организации их досуга политсоветам и клубам госпиталей большую помощь оказывали библиотечные работники. В эвакогоспиталях регулярно проводились политинформации по вопросам текущей политики, по материалам газет, журналов. Так, например, в


*



эвакогоспитале № 3058 со дня организации госпиталя до 2 февраля 1942 г. проведены 172 политбеседы и политинформации [379, 140, 73]. Политпросветработники также тесно сотрудничали с групповодами, которые два раза в неделю проводили с личным составом госпиталей политзанятия по специальной тематике политотдела Красной Армии.

Во всех эвакогоспиталях функционировали передвижки от библиотек, которые обслуживали книгой раненых бойцов и командиров. По их просьбе библиотечные работники доставляли им книги, проводили в палатках читки, отбирали из газет интересующие материалы и читали бойцам, получившим тяжелые увечья и потерявшим зрение, организовывали коллективные радиослушания с последующим обсуждением [379, 140, 71-74].

Большое внимание обслуживанию бойцов и командиров Красной







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.