Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сельские библиотеки и читальни -пропагандисты печатного слова и книги





Особенностью работы сельских библиотек и изб-читален в рассматриваемый период, по сравнению с предыдущим этапом, было то, что основное внимание стало уделяться содержанию работы. Раньше


осуществлять такую задачу не представлялось возможным: сначала требовалось время на ликвидацию общей неграмотности сельского населения, организацию сети библиотек, налаживание их работы, накопление соответствующей литературы, поэтому тогда на первом месте перед библиотеками стояли организационные вопросы.

Следующая особенность работы библиотек села и изб-читален заключалась в том, что они осуществляли более упорядоченную деятельность в помощь сельскому хозяйству и самообразованию жителей деревни.

Новым в библиотечном обслуживании сельского населения этого периода являлось широкое вовлечение самих крестьян и представителей сельской интеллигенции.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в республике по мере увеличения возможностей государственного бюджета стало увеличиваться финансирование деятельности массовых библиотек. Важнейшими следствиями этого стало начало роста их сети, улучшения их работы по пропаганде книги. В связи с широким развитием новых форм производства в сельском хозяйстве (совхозов, колхозов, машинно-тракторных станций) и индустриализацией экономики характер работы библиотек и изб-читален коренным образом изменился. В числе основных задач ставилась пропаганда агротехнической литературы.

В условиях раздробленного, единоличного крестьянского хозяйства размах пропаганды сельскохозяйственной литературы и эффективность внедрения в производство достижений агротехнической науки крайне ограничивались. Безусловно, единоличное крестьянское хозяйство ограничивало использование агрозоотехнических знаний в производстве, но это играло скорее второстепенную роль. Главной причиной невозможности полнокровной работы библиотек в помощь сельскому хозяйству являлась почти всеобщая неграмотность.


Осуществляя ряд мероприятий по усилению политико-просветительной работы в деревне, по превращению изб-читален, народных домов и библиотек в центры культурно-просветительной работы на селе, Наркомпрос и его органы на местах добивались, чтобы они способствовали повышению культурного уровня и политической сознательности крестьян, пробуждали в них тягу к чтению, к знаниям, использовали книжные богатства для партийно-воспитательной работы.

С 1932 г. началось создание по одной образцовой избе-читальне в каждом районе и колхозных клубов при колхозах, в первую очередь, при крупных. Из числа передовых изб-читален, показывающих образцовую работу, можно назвать Орининскую избу-читальню Татаркасинского района. Она вела разностороннюю и содержательную работу по стимулированию интереса колхозников к книге. Читателей, постоянно пользующихся услугами избы-читальни, насчитывалось 187 человек, многие из них систематически выбирали книги для чтения. Например, Афанасьев В., 56 лет, мельник колхоза, за первое полугодие 1935 г. прочитал 7 книг; среди них: «Тихий Дон», «Избранные произведения Тургенева», «Индия во власти капитала» и др. Трофимов М., 30 лет, рядовой колхозник, за это же время прочитал 12 книг, среди которых: «Революционное движение в капиталистических странах», «Как научиться метко стрелять», «Занимательная техника наших дней» и др. [417, 1203, 126]. В целях пропаганды книги организовывались различные тематические книжные выставки («Уголок новостей», «Уголок госкредита и сберегательного дела», «Военный уголок», «Уголок безбожника», «Дорожное строительство», «Уголок сельского хозяйства». Так как книг было мало, выставки назывались уголками) [429, 1025, 56-57]. До 1932 г. в читальне один раз в месяц выпускалась стенная газета. С 1932 г. - один раз в 10 дней по 13-15 экземпляров. Газета попадала в каждый колхоз, каждое селение и способствовала мобилизации масс на выполнение планов хозяйственно-


политических кампаний. В 1933 г. всего выпущено 28 номеров с общим количеством 334 экз. (редактор газеты - избач Орининской избы-читальни Моисеев). В ходе подготовки и проведения весенней посевной кампании выпущены 7 номеров, во время уборки урожая - 7 номеров. Остальные выпускались к кампаниям по хлебозаготовке и сдаче государству, выполнению финплана, товарообороту, вовлечению вкладчиков в сберкассу.

За большую работу по мобилизации тружеников села на выполнение сельскохозяйственных работ многотиражная газета Орининской избы-читальни премировалась 5 раз: республиканской газетой «Канаш» - 2 раза, районной газетой, обкомом партии и по итогам Всероссийского конкурса печати [429, 1025, 52].

Сложная обстановка в деревне выдвигала задачи дифференцированного подхода к политпросветработе среди крестьянства. В центре внимания библиотек и изб-читален находились колхозники, бедняки и середняки, среди них велась основная просветительная работа. При избах-читальнях с их широким привлечением проводились собрания по вопросам проведения той или иной работы на селе (хлебозаготовки, весенней сельхозкампании и др.). Много внимания уделялось индивидуальной работе с домохозяевами и членами их семей [383,408,18].

Рост колхозного движения способствовал появлению в сельской местности библиотек нового типа - общественных колхозных библиотек. В 1935 г. в Чувашской АССР действовали 12 колхозных клубов и 219 красных уголков, которые имели библиотеки, многие из которых неплохо организовали свою работу. Широкую популярность среди населения имела библиотека колхоза им. Куйбышева Канашского района, которой заведовал комсомолец Языков. Он умело организовал работу с читателями, проводил коллективные читки. Библиотеку ежедневно посещали 20-30 человек. Колхозники интересовались событиями внутренней и международной жизни страны. Большим спросом пользовались у них произведения А.С.Пушкина,


Л.Н.Толстого, А.М.Горького, М.А.Шолохова и др. [304].

Значительное место в деятельности библиотек занимали обобщение и популяризация опыта передовиков. Для этого в библиотеках и избах-читальнях проводились слеты ударников, широко использовались лекции, громкие читки, вечера встречи с передовиками. Для слабо подготовленных слушателей проводили повседневное чтение газеты одного названия. Для более подготовленных использовался другой вид громкого чтения газеты -тематическое, сущность которого сводилась к организации чтения на какую-либо определенную тему из нескольких газет. При этом за основу бралась статья одной газеты, которая наиболее четко и полно освещала интересующий слушателей вопрос. Далее к ней присоединялось чтение статей из других газет, притом не только за один день, но и за определенное время [224, 180]. Наравне с громкой читкой газет и беседами, важное место в пропаганде опыта передовиков занимали вечера вопросов и ответов. Получили широкое распространение и пользовались популярностью среди населения стенные газеты и боевые листки, выпускаемые вместе с общественными организациями.

Важным направлением работы сельских библиотек, изб-читален, колхозных клубов и красных уголков являлись массовая пропаганда агротехнических знаний и борьба за культурный быт.

Все культпросветучреждения проводили определенную работу по агроучебе. Она велась и в пунктах ликвидации безграмотности, и в школах малограмотных. Для изучения использовались популярные сельскохозяйственные брошюры, имеющиеся в библиотеках и школах. Работа по ликвидации агронеграмотности среди бедняков, середняков, колхозников, рабочих совхозов, низовых советских и кооперативных работников велась в сельскохозяйственных кружках, организованных при культурно-просветительных учреждениях. В их работе принимали участие учителя, агрономы, учащиеся школ колхозной молодежи. Силами


просветительных учреждений организовывались сельскохозяйственные курсы. Агроучебу вели 1500 сельскохозяйственных кружков, которые посещали 36950 человек, и 44 сельскохозяйственных курса, на которых занимались 1560 слушателей (См.: Приложение, таблица 25).

В целях улучшения агротехнической пропаганды проводились агрокультпоходы. Так, в период агрокультпохода, организованного в 1932 г., при участии политпросветработников проведены 39330 докладов и бесед, 28470 читок газет и брошюр, 1620 художественных постановок, распространена литература на сумму 37637 руб., организованы 243 световые газеты, 9 культкомбайнов, 24 агитповозки, которые вели широкую разъяснительную работу. Вновь организованы 184 красных уголка, выделены 508 чтецов, 67 культбригад, собрана 4261 книга, выпущены 2349 колхозных и бригадных стенгазет и распространена литература на сумму 13138 рублей; работали 82 передвижки. Агрокультпоход завершился проведением красного акатуя [381, 269, 61-87; 381, 273, 16; 381, 120, 2]. Агрокультпоходы проводились и в последующие годы. Для улучшения регулярной доставки книг до читателей организовывались книжные базары, книжные ярмарки, книжные повозки.

В рассматриваемый период привлекательным методом в пропаганде агрозоотехнических знаний стали тематические читательские конференции, на которых обсуждались работы на сельскохозяйственные темы. Их основное значение состояло в том, что они представляли комплекс мероприятий по пропаганде литературы по сельскому хозяйству, включающий в себя организацию выставок сельскохозяйственной литературы, составление рекомендательных списков, сбор отзывов на книги, информацию в газетах, проведение громких чтений, вечеров вопросов и ответов, консультации специалистов.

Культпросветработники разъясняли крестьянам основные директивные документы, привлекая актив к пропаганде книги, к распространению


передового сельскохозяйственного опыта. Так, Дятлинская изба-читальня Козловского района собрала актив из 60 человек, создала совет из 13 членов. При читальне работали 6 кружков. Во время весеннего сева избой-читальней проведены 16 бесед, организованы художественные выставки, громкие читки газет и доклады. Большую работу провела читальня по культурному обслуживанию дорожного строительства, организовала культповозку, провела 15 бесед, 18 громких читок и т.д. [317].

В целях пропаганды книги библиотекари и избачи устраивали красочно оформленные книжно-иллюстративные выставки, составляли настенные рекомендательные списки книг и т.д. Пробуждению интереса к той или иной интересующей читателей книге способствовало и ознакомление с отзывами о ней самих читателей.

Привлечению всего сельского населения в библиотеки и избы-читальни способствовали передвижки и книгоношество. Так, в Мариинско-Посадском районе при библиотеках и избах-читальнях ежегодно действовали 69 передвижных библиотек, которые насчитывали около 5 тыс.экземпляров книг, в основном на сельскохозяйственные темы. Кроме того, колхозы района обслуживались 8 книгоношами. Иваньково-Ленинская сельская библиотека Алатырского района обслуживала население не только своего сельсовета, но и население окрестных сельских советов. В целом по району действовали 16 передвижек от 2 сельских и 1 районной библиотеки [429,541,180-186].

Инструктивно-методическую помощь сельским библиотекам в пропаганде печатного слова и книги оказывали районные библиотеки. Они обслуживали передвижками колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции, организовывали межбиблиотечный абонемент.

В довоенный период распространению сельскохозяйственной литературы способствовал введенный правительством технический минимум для работников сельскохозяйственного производства, который предполагал


обязательное повышение квалификации, общего теоретического уровня по основным вопросам агрономии.

Значительным подспорьем в работе библиотек по агропропаганде стал выпуск литературы по сериям «Передовой опыт в сельском хозяйстве», «В помощь звеньевому», «Библиотечка колхозного полевода», «Агрономические беседы». Недостатки сельскохозяйственной литературы восполняли журналы «Агробиология», «Селекция и семеноводство», «Советская агрономия», «Социалистическое сельское хозяйство», «Пчеловодство», «Коневодство», «Колхозное производство» и др. Важным событием сельской библиотечной жизни стало издание рекомендательного библиографического журнала «В помощь сельскому библиотекарю и читателю».

Следующим направлением деятельности библиотек и изб-читален в рассматриваемый период являлась работа по культурному обслуживанию различных хозяйственно-политических кампаний.

В этом плане наиболее ответственной и актуальной для сельской местности являлась работа библиотек и изб-читален среди колхозников и рабочих совхозов во время выполнения ими весенне-осенних полевых работ. Задача политпросветработников при этом заключалась в мобилизации тружеников деревни на своевременное и качественное проведение весеннего сева, уборки урожая, в ведении широкой разъяснительной работы по обеспечению выполнения государственных планов, повышению продуктивности животноводства, увеличению производства и заготовок продукции сельского хозяйства.

Подготовку к весеннему севу политпросветучреждения начинали еще в зимний период, организуя агрозоотехучебу, пропаганду литературы по растениеводству и животноводству не только в колхозах, но и в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Избачи и библиотечные работники принимали участие в подготовке и проведении митингов колхозников, в организации выступлений участников художественной


самодеятельности в период проведения смотров готовности к севу, пробных выездов в поле, в «день первой борозды» и др.

В период весеннего сева и уборки урожая культпросветработники проводили регулярные громкие читки газет во всех бригадах, в поле, выпускали стенгазеты, организовывали обслуживание колхозников книгоношами и передвижными библиотеками. Так, в Татаркасинском районе в период весеннего сева среди плугарей, сеяльщиков и бороновальщиков работали 388 чтецов. Лучшими чтецами стали: Яргунин в колхозе «Юнга», Тенеев в колхозе «Новая Юнга», Веретенкин в колхозе «Новый путь», Харитонов в колхозе «Большевик», Орехов в колхозе «Трудовик», Григорьев в колхозе «Красное Сормово», Калинин, Трофимов в колхозе «Восток», и др., которые, ежедневно встречаясь с колхозниками на их рабочих местах, разъясняли важнейшие документы, читали статьи из газет. Избы-читальни совместно со школами организовали 16 культбригад, которыми осуществлено 118 постановок [417, 1203, 117].

В семи колхозах Порецкого района выделялись культармейцы, которые в обеденные перерывы читали колхозникам книги и газеты, в пяти колхозах по инициативе изб-читален и красных уголков заключались договоры между бригадами на лучшее проведение сева. Кроме того, «в период подготовки к севу по инициативе изб-читален и красных уголков выданы 214 экз. сельскохозяйственной литературы, выпущены 33 стенные газеты. Написаны 70 плакатов и лозунгов, организованы 22 художественные постановки. Все избы-читальни оформлялись новыми плакатами, лозунгами, картинами» [429, 866, 30-30 об.].

В период хлебозаготовительных кампаний культпросветучреждения использовали такие новые формы обслуживания населения на рабочем месте, как культповозки, культкомбайны, красные обозы и др. К примеру, во время уборочной кампании 1933 г. в Ядринском районе организованы 28 красных обозов, на заготовительных пунктах устроены 2 митинга. По данным 25


культпросветучреждений, во время уборочной кампании проведены 77 общих собраний колхозников и единоличников, 13 собраний женщин, проведены 208 читок газет и журналов, 5 художественных вечеров. Во всех производственных бригадах работали бригадные чтецы, книгоноши. С их помощью в бригадах работали передвижные библиотеки, выпускались стенные газеты, работали красные и черные доски, организовывались громкие читки газет и журналов. Выпущены 46 колхозных, 231 бригадная стенгазета, распространены книги, газеты [429, 1020, 64-64 об.].

В некоторых районах для культурного обслуживания во время весенне-осенних полевых кампаний организовывались концертные группы, агиткультбригады. В Алатырском районе политико-массовую работу на уборке урожая проводили 520 агитаторов и чтецов. Работающих в поле колхозников обслуживала концертная группа. Культбригада имела библиотеку, радиоустановку, звуковую передвижку, музыкальные инструменты, газеты и журналы. Разнообразные агитационно-массовые мероприятия проводились в колхозе «Путь Ильича», где агитаторами работали активисты села. Учитель А.С.Катков, например, ежедневно бывал в полеводческих бригадах, прочитал 4 доклада, провел 15 бесед и 7 громких читок газет [243].

Несмотря заидеологизированность, проводимые мероприятия тепло воспринимались тружениками полей, вдохновляли их на выполнение и перевыполнение планов и обязательств. Благодаря содействию библиотек успешнее выполнялись посевные и уборочные работы, повышалась производительность труда. В условиях преобладания ручного труда в сельском хозяйстве подобное стимулирование тружеников имело не только политическое, но и экономическое значение.

Помощь в подготовке библиотечных работников и их актива к проведению культурно-массовых мероприятий во время весенне-осенних полевых работ оказывали отделы народного образования. В некоторых


районах проводилось предварительное обучение чтецов методике громкого чтения. Например, в Ядринском районе в 1933 г. (заведующий районо Н.Ильин) до начала уборочной кампании в пяти участках проведены пятидневные курсы бригадных чтецов с участием 70 человек. Кроме того, во время уборочной кампании 14 раз проводились слеты культактива, в работе которых участвовали 279 человек [429,1020, 64-65].

Для оказания политико-просветительным учреждениям методической помощи в мобилизации колхозников на уборку урожая, в ведении широкой разъяснительной работы среди колхозников, в организации сельскохозяйственных работ районными библиотеками ежегодно проводились совещания сельских библиотекарей и избачей по этим вопросам, составлялись рекомендательные списки общественно-политической и агротехнической литературы. Так, Порецкая районная библиотека (заведующая Назарова) составляла рекомендательные списки литературы, план мероприятий по обслуживанию колхозников в поле, укомплектовывала передвижки, из актива читателей выделяла чтецов, беседчиков, книгонош, проводила совещание сельских библиотекарей района по этим вопросам. Подобная работа проводилась в Козловской, Алатырской, Ядринской, Красночетайской, Чебоксарской районных библиотеках.

На основе методических рекомендаций районных библиотек составлялся план работы библиотек и изб-читален на период уборки, который утверждался исполкомами сельских советов и общими собраниями колхозников [191].

Однако не везде и не всегда в период сельскохозяйственных кампаний политпросветучреждениями проводилась необходимая культурно-разъяснительная работа. В ряде колхозов она проводилась от случая к случаю, плохо сочеталась с хозяйственными задачами района, того или хозяйства. Нерегулярно выпускались стенные газеты [386, 41, 147-148].

Еще одним, показательным для своего времени, направлением


деятельности библиотек и изб-читален по обслуживанию хозяйственно-политических кампаний являлась культурно-массовая работа во время подготовки и проведения выборов в Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и в местные советы. В это время они проходили регулярно, что требовало пропагандистской и разъяснительной работы всех политико-просветительных учреждений, в том числе библиотек, среди населения. Библиотекари и избачи организовывали выставки книг и библиотечные пункты на избирательных участках, обзоры и выставки соответствующей литературы, беседы и громкие чтения, вели среди населения массовую пропаганду книги по вопросам государственного, хозяйственного и культурного строительства, Конституции, избирательной системы и многим другим вопросам, интересующим население, выпускали стенгазеты, вывешивали плакаты, отражающие работу советских органов и депутатов. Повсеместно в избах-читальнях и библиотеках вывешивались наказы депутатам.

В работе библиотек в этом направлении большое место занимали массовые мероприятия. Особым успехом пользовались читательские конференции по обсуждению произведений художественной литературы, а также книг производственной тематики, привлекавшие широкие круги избирателей. В отчете о работе политпросветучреждений Шихирдановского района Чувашской АССР в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет СССР за период с 15 сентября по 15 октября 1937 г. отмечается, что по разъяснению и изучению Конституции и избирательного закона организованы 104 временных кружка, которыми охвачены 3877 человек, проведены 1122 занятия, на которых слушателями заданы 214 вопросов, выступили 168 человек.

С учетом интереса населения к вопросам, связанным с выборами, в избах-читальнях, клубах, красных уголках проведены 295 читок и бесед с охватом 4697 человек, выпущены 39 стенгазет и 202 бригадные газеты,




проведены ПО радиослушаний, которыми охвачены 2414 человек [417, 1389, 90]. Разносторонняя работа изб-читален стимулировала интерес колхозников к библиотеке, к книге.

Для изучения Положения о выборах в районах проводились семинары с заведующими клубами, избами-читальнями и красными уголками. Для оказания методической помощи регулярно проводились семинары руководителей кружков [420, 1002, 93].

В период подготовки и проведения выборов в местные советы депутатов трудящихся работники изб-читален, колхозных клубов, домов культуры и библиотек помогали избирателям изучать избирательный закон; вели агитацию за кандидатов. Так, в период выборов в местные советы депутатов трудящихся в 1939 г. политпросветработники провели среди избирателей свыше 28257 групповых и индивидуальных бесед, докладов и лекций. При избах-читальнях работали 2694 кружка по изучению избирательного закона. В одном только Янтиковском районе силами актива изб-читален проведены 1745 докладов и бесед; выданы 3735 справок по вопросам выборов и техники голосования; привлечены сотни новых читателей. Кроме того, проводились вечера художественной самодеятельности и выступления музыкальных кружков. В организации массовых политических мероприятий принимали активное участие сами заведующие избами-читальнями, работая непосредственно руководителями агитколлективов, агитаторами и беседчиками. 11 заведующих избами-читальнями работали председателями и членами окружных и участковых избирательных комиссий [386, 275,14-17].

Как свидетельствуют архивные документы, десятки изб-читален, колхозных клубов и библиотек стали настоящими центрами агитации и пропаганды, очагом культуры на селе. К ним относятся: Ходаровская изба-читальня и сельская библиотека Шумерлинского района, Кутакинская изба-читальня Цивильского района, Алатырская районная библиотека, Карачевская изба-читальня Козловского района, колхозный клуб колхоза


им.Молотова Вурнарского района и др. [420, 1002, 94-97].

Изучение избирательного закона и подготовка к выборам в органы государственной власти не везде проводились на должном уровне. Основные недостатки в этой работе состояли в слабом руководстве культурно-массовой работой со стороны культпросветработников, недостатке соответствующей литературы, слабой работе среди молодежи, женщин и др. [420, 1002,93-94].

Высокая общественно-политическая активность полтпросветработников способствовала повышению их авторитета среди населения. Об этом свидетельствует тот факт, что многие заведующие избами-читальнями избирались депутатами местных советов. Так, депутатом районного совета депутатов трудящихся избрана заведующая Карачевской избой-читальней Козловского района С.Федорова, председателем исполкома Абызовского сельского совета депутатов трудящихся Вурнарского района избран заведующий Абызовской избой-читальней И.Майоров. В Цивильском районе 11 заведующих избами-читальнями стали депутатами сельских советов и т.д. [386,275,14-17].

Актуальным направлением деятельности библиотек и изб-читален в рассматриваемый период стала массово-разьяснительная и культурная работа среди жителей республики во время месячников дорожного строительства.

Учитывая исключительную важность дорожного строительства в деле реконструкции сельского хозяйства и индустриализации страны, (к началу 30-х гг. из 11060 километров общей протяженности дорог в республике твердое покрытие имели только 1245 километров), в Чувашии развернулась громадная работа по шоссейному, грунтовому дорожному строительству [101, 88]. В этих условиях перед библиотеками и избами-читальнями встала новая задача - мобилизовать внимание общественности на дорожное строительство, принять активное участие в этом важном мероприятии.

В целях успешного осуществления культурного обслуживания дорожного строительства и активного участия в нем библиотек и изб-читален


Наркомпрос Чувашской АССР 27 апреля 1932 г. предложил районным отделам народного образования и всем культпросветучреждениям заранее начать разъяснительную работу среди сельских жителей о задачах дорожного строительства, о необходимости обязательного участия населения в этом важном государственном деле, развернуть работу по организации ячеек «Автодора», вовлекая в них широкие массы трудящихся [429, 869, 23].

Ежегодно в конце мая - начале июня в районах проводились совещания политпросветработников с вопросами о подготовке к месячникам дорожного строительства. На совещаниях библиотечные работники прикреплялись к отдельным участкам строительства дороги; выделялись организаторы «культповозок», прикреплялись к «культкомбайнам» и т.д. [101, 88; 224, 245]. При библиотеках и избах-читальнях работали краткосрочные курсы для подготовки дорожных уполномоченных, чтецов и редакторов стенгазет [397, 1025, 58].

Во всех районах работники библиотек и изб-читален принимали активное участие в культурном обслуживании участников месячников дорожного строительства, используя для этого разнообразные формы и методы: культповозки, культкомбайны, культбригады, художественные агитпропбригады и т.д. Они организовывали культурное и библиотечное обслуживание строителей дорог также путем использования кинопередвижек, радиоустановок и организации коллективного радиослушания, лекций, докладов, бесед, громких читок газет, книг и т.п. [429,869,23].

Например, для культобслуживания месячника Мало-Яльчикский район организовал 5 культпалаток, ответственными за работу которых являлись лучпше избачи [232]. В Канашском районе 13 избачей заключили между собой договор о соревновании на лучшее культобслуживание месячника дороги. По обслуживанию дорожного строительства Центральная библиотека организовала 5 библиотек-передвижек с 603 книгами. При


проведении месячников в библиотеке организовывались также специальные выставки, обзоры литературы. При этом работниками библиотек широко использовались статьи о ходе месячника, о передовиках, об успехах и трудностях дорожного строительства, о соревновании бригад, сельских советов, колхозов, районов за досрочное выполнение заданий строительства дорог, напечатанные в республиканских и местных газетах [428, 1022, 25-26].

За успехи в организации культурно-массовой и разъяснительной работы по мобилизации населения на дорожное строительство в 1933 г. Орининской избе-читальне Татаркасинского района (избач - Моисеев) выделили премию -автомобиль [429,1025, 58].

Наряду с обслуживанием названных хозяйственно-политических кампаний при избах-читальнях регулярно устраивались собрания колхозников, групп бедноты, пленумы сельских советов, райисполкомов, кооперативных и других организаций деревни. Как правило, к таким мероприятиям библиотечные работники и избачи готовили книжные выставки, приурочивали проведение лекций, бесед, громких читок, обсуждение книг, вечеров вопросов и ответов и других массовых мероприятий по пропаганде книги [429, 524, 192].

Большая культурно-просветительная, массово-разъяснительная и организационная работа, проводившаяся политпросветучреждениями по сосредоточению пропаганды книги на выполнении главных хозяйственных задач, обеспечивала повышение трудовой активности населения, способствовала привлечению в библиотеки новых читателей.

Культурно-просветительные учреждения большое внимание уделяли работе по вовлечению женщин в хозяйственное и культурное строительство. Сложные условия работы среди женщин, особенно в национальных республиках, требовали большого такта, четкой дифференциации форм и методов ее организации.

Библиотекари и избачи в работе с женщинами использовали такие


формы и методы, которые соответствовали местным условиям жизни. Опорными пунктами деятельности в развертывании культпросветработы среди женщин явились избы-читальни, красные улахи, женские уголки, семейные посиделки. Стало практиковаться проведение среди крестьянок и колхозниц таких наиболее испытанных и не потерявших своей эффективности форм дифференцированной работы, как проведение женских собраний, конференций, слетов, кружков, устройство конкурсов на лучшее знание стихов, исполнение песен и т.д. [382, 301, 10 об.].

Совместно с членами женсоветов среди женщин проводились громкие читки и беседы об их роли в обществе. Особой популярностью пользовались громкие читки и беседы по вопросам культуры и быта, воспитания детей. В целях активизации антирелигиозной пропаганды при библиотеках создавались специальные «Уголки безбожников», «Для Вас, женщины», «Воспитание детей», проводились тематические вечера, лекции, беседы. Такая разнообразная работа помогла многим труженицам освободиться от пагубного влияния религии и предрассудков, привела многие сотни женщин и девушек в ряды читателей [429, 859, 17].

В работе с женщинами много внимания уделялось санитарно-гигиеническим вопросам. К началу рассматриваемого периода 47% населения болело трахомой, страдало от других широко распространившихся болезней. Культпросветработники вместе с медицинскими работниками вели пропаганду санитарно-профилактических знаний, разъясняли опасность заражения различными болезнями, проводили громкие читки, агитировали за противотрахомное лечение, которое проводилось в обязательном порядке [429, 2124, 77].

В результате активной пропаганды литературы количество читателей-женщин с каждым годом увеличивалось. Многие женщины, в прошлом неграмотные и малограмотные, после овладения грамотой становились активными читателями. Вся эта многогранная работа способствовала


повышению их социальной активности, подготовке их к выдвижению в качестве избачей и заведующих колхозными клубами, библиотеками, детскими домами, повышению их общественно-политической активности, неуклонному росту участия женщин в работе Советов [382, 34, 35].

Основная и самая первая задача в выполнении хозяйственно-политических мероприятий вообще и в развертывании политико-массовой работы, в частности, заключалась в том, чтобы создать крепкий и работоспособный актив при каждой избе-читальне, клубе, библиотеке и других политпросветучреждениях.

Особо это касалось работы среди детей, которые составляли наиболее активную часть читателей сельских библиотек. Поэтому при библиотечных советах создавались секции по работе с детьми. В них входили учителя, библиотекари, родители. Члены секции участвовали в привлечении детей к чтению в библиотеках, пропагандировали литературу, проводили массовые мероприятия, руководили кружками, организовывали дежурство членов совета и активистов в библиотеке, обсуждали планы библиотек и изб-читален по работе с детьми.

В этом направлении хорошо работала изба-читальня Хумушинского сельского совета Вурнарского района. Заведующая Степанова сумела поставить работу так, что изба-читальня стала излюбленным местом детей, молодежи и всего населения. Всю работу избы-читальни она тесно увязывала с насущными вопросами хозяйственной жизни. Здесь активно работали оборонные, сельскохозяйственные, драматические, антирелигиозные и другие кружки, руководимые учителями и специалистами сельского хозяйства. Большое место в работе с детьми занимали громкие читки газет и художественной литературы [73]. Неплохо организовали работу с детьми Кутакинская изба-читальня Цивильского района, Еметкинская изба-читальня Козловского района, колхозный клуб сельскохозяйственной артели имени Сталина Вурнарского района и др. [73; 260].


Дети, часто посещавшие библиотеку, избу-читальню, любящие книгу и чтение, помогали библиотекарю и избачу во всех их начинаниях: принимали участие в подготовке массовых библиотечных мероприятий, старались привлечь к чтению своих товарищей и т. д. Наибольший интерес вызывали мероприятия, подготовленные по инициативе самих читателей и при их непосредственном участии. Передовые библиотеки делали первые шаги по воспитанию общественной активности, инициативности, самостоятельности, готовности принять участие в общественно-полезных делах. Это приучало детей обращаться к книге за методическими советами, рекомендациями.

Формы организации детского актива читателей различались в зависимости от возраста, интересов, склонностей и увлечений читателей, а также от творческих способностей самого библиотекаря и избача. Библиотечные работники стремились предъявлять к активистам посильные, но достаточно твердые деловые требования, потому что пониженные требования к активу подрывали его авторитет и тем самым снижали его роль.

Создание актива, его укрепление требовали постоянной воспитательной работы библиотекаря. «Чрезвычайно важным является процесс образования актива. Если этот процесс предоставить самотеку, а с активом не работать, никогда не образуется настоящей рабочий актив»,- писал А.С.Макаренко [159, 33]. Для систематической работы с активом в библиотеках организовывались кружки, клубы. Наиболее распространенными являлись кружки друзей библиотеки, юных книголюбов.

Как показывает исследование архивных документов, наиболее плодотворно, творчески работали секции по работе с детьми в тех библиотеках и избах-читальнях, где* вместе со школьниками активное участие принимали учителя школ. С помощью широкого актива значительно улучшилась политико-просветительная, работа в Калининском, Ядринском, Чебоксарском, Татаркасинском, Алатырском, Порецком и других районах. Многие избы-читальни и колхозные клубы стали очагом культуры, центром


агитационно-массовой и воспитательной работы на селе, проводили большую работу с детскими читателями [444, 33, 106-122].

Привлечению трудящихся к политико-просветительной работе в деревне, повышению культурного уровня и политической сознательности крестьян, пробуждению тяги к знаниям способствовало использование таких методов и форм работы, как соревнование, ударничество, культпоходы, конкурсы, месячники отчетов перед населением.

Другим методом организации общественности вокруг библиотек и изб-читален стала работа с культуполномоченными из представителей сельской интеллигенции и наиболее активных читателей. В целях создания актива библиотек и изб-читален в сельской местности республики проводились выборы культуполномоченных по селениям и членов советов красных уголков, которые одновременно способствовали лучшей постановке пропаганды книги и проведению массовой работы. Передовые библиотеки и избы-читальни добились в этом отношении некоторых успехов. Так, в Визикасинской избе-читальне Цивильского района в целях создания актива и лучшей постановки массовой работы проведены выборы культуполномоченных по селениям, в ходе которых избраны 62 уполномоченных по 17 сельским советам. Кроме того, 27 человек избраны в советы 9 красных уголков [429, 541, 180-186].

Большая работа по повышению политической и агротехнической грамотности населения, по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых развернулась во время Всероссийского конкурса на лучшую культсекцию сельских советов. Основной положительный результат конкурса заключался в переломе в отношении к работе культсекций как самого аппарат







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.