Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Участие библиотечных работников в повышении образовательного и культурного уровня населения





К началу рассматриваемого периода в республике, как и во всей стране, появились необходимые материальные и идеологические предпосылки для начала коренной перестройки культуры. Поэтому наряду с задачами, направленными на превращение страны из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию крестьянского хозяйства, стали актуальными задачи роста культуры и народного просвещения, перехода ко всеобщему обязательному начальному образованию, ликвидации неграмотности и малограмотности. Больше внимания стало обращаться дальнейшему расширению сети учебных и культурно-просветительных учреждений.

В эти годы принято большое количество решений и директив различных инстанций, касающихся библиотечного дела: постановление Оргбюро ЦК РКП(б) от 16 февраля, решение Всесоюзного совещания по вопросам культурно-просветительной работы в деревне (16-20 февраля), резолюции V Всероссийского съезда работников просвещения (20-25 февраля), решение совещания при ЦК партии по работе в деревне от 17 марта («О политпросветработе в деревне»), постановление ЦК РКП(б) о работе общества «Долой неграмотность» от 30 мая, тезисы Агитпропотдела ЦК РКП(б) «Очередные задачи по самообразованию» (март 1925 г.) и др. Практически каждые месяц-два появлялись директивы Центра, так или иначе связанные с развитием деятельности массовых библиотек. Среди них важнейшим документом стало постановление ЦК РКП(б) «О деревенских


библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» от 7 сентября 1925 г. [97, 35-37].

Названные документы свидетельствовали прежде всего об усилении идеологического давления партийных органов на организацию библиотечного обслуживания населения. В сознание библиотечных работников усиленно внедрялась мысль о том, что их главной задачей является политическое просвещение населения, превращение библиотек в центры, активно содействующие мобилизации масс на выполнение планов социалистического строительства. В то же время помимо обязательной идеологии в этих решениях предусматривалось множество конкретных и действенных мер, в целом имевших позитивное значение для библиотечного дела как в целом по стране, так и на местах. В них подчеркивалось важное значение библиотечного строительства, указывалось на необходимость превращения библиотек в опорные пункты культурно-просветительной работы среди населения, расширения сети библиотек и передвижек, обеспечения библиотек соответствующими библиотечными кадрами, улучшения издания книги и комплектования библиотек на местах и др.

Понятно, что повышение внимания к массовым библиотекам со стороны заинтересованных органов имело ощутимые практические последствия. Однако, несмотря на конкретность указанных документов, они не намечали, за счет каких источников предстояло решать актуальные проблемы библиотечного дела. Инициированные решениями центральных органов, аналогичные документы в регионах страны, в том числе и в Чувашской АССР, предусматривая позитивные для библиотек мероприятия, также обходили вопросы финансирования библиотечной работы. Это не давало возможности принципиально решать главные проблемы библиотечного дела, вело к половинчатости их реализации, поэтому многие наиболее важные и значимые для библиотек пункты оставались невыполненными.

В связи с этим, несмотря на появившиеся хорошие темпы и верные


направления библиотечного строительства, набранные в 1925-1926 гг., в
следующем году вновь стали ощутимыми негативные тенденции. Особенно
это проявилось в уменьшении ассигнований на снабжение библиотек.
Исследование соответствующих материалов позволили автору выявить
следующие причины. Во-первых, перераспределение государственных
средств на приоритетное финансирование мероприятий по ликвидации
безграмотности и малограмотности, развитие школьного,

профессионального, высшего и среднего специального образования.

Во-вторых, ограниченные возможности местного бюджета требовали его экономии, прежде всего на культуре и библиотечном деле.

Изменения и новые направления в библиотечной политике определились в декабре 1927 г., когда XV съезд ВКП(б) взял курс на подготовку к массовой коллективизации и форсированной индустриализации страны [120, 256-257]. Так же, как и в начале нэпа, выработанная съездом политическая и экономическая доктрина предусматривала приоритетное направление госбюджетных средств в ключевые сферы промышленности и сельского хозяйства. Но восстановленное и укрепившееся к 1927 г. народное хозяйство страны позволило не только избежать сокращения финансирования библиотечного дела, но и увеличить его, заметно укрепив местные бюджеты. Об этом свидетельствуют данные о финансировании учреждений народного образования Чувашии из местного бюджета. Если в 1928-1929 гг. выделено 140700 рублей, что на 191,4% больше, чем в 1927-1928 гг., то в 1929-1930 гг. - 274100 рублей, на 194,8% больше по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Однако из-за остаточного принципа финансирования библиотек и изб-читален состояние библиотечного дела республики улучшилось незначительно. Особенно слабо финансировались избы-читальни. Так, смета 1928-1929 финансового года по районным бюджетам предусматривала


ассигнования в сумме 50 рублей на одну избу-читальню [429, 524, 5]. Этих средств хватало только для выписки необходимой периодической печати, совершенно не оставалось для приобретения литературы. Между тем, кооперативные, хозяйственные и общественные организации в этот период не принимали почти никакого участия в финансировании изб-читален [426, 123,110].

Развитие культуры Чувашии требовало увеличения капитальных вложений. 30 августа 1928 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР по докладу правительства Чувашии принял постановление о культурно-хозяйственном состоянии Чувашской республики. В нем предусматривалось увеличение ассигнований из центральных фондов на культурное строительство. Однако эти ассигнования в республику поступили лишь частично [166, 46-54].

Назревшая необходимость коренного улучшения обслуживания населения книгой требовала дальнейшего расширения библиотечной сети и комплектования ее литературой, на что указано постановлением «Об издании и распространении массовой книги и укреплении библиотечного дела в Чувашской АССР», принятым в декабре 1928 г. Чувашским обкомом партии. Так, как в постановлении не были определены конкретные источники финансирования, добиться заметного улучшения этой работы не удалось. Число массовых библиотек Наркомпроса в 1929 г., как в 1928 г., оставалось неизменным. Сравнение сети библиотек и изб-читален по стране и республике показывает, что в 1928-1929 гг. на 100 тыс.населения по стране приходилось 13 изб-читален и 18 библиотек, а по Чувашской АССР -соответственно 15 и 0,6 [338, 50-53].

В 1928-1929 гг. сеть учреждений народного образования, состоящих на местном бюджете Чувашской АССР, включала 7 библиотек и 95 изб-читален, в 1929-1930 гг.- 10 библиотек и 100 изб-читален. Постановлением от 10 июня 1930 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР наметили новые мероприятия по


экономическому и культурному развитию Чувашской республики и выделили для этого дополнительные средства [166, 59-61]. За счет дополнительных ассигнований были открыты 34 избы-читальни по одному работнику в штате, 11 библиотек по два работника в штате [429, 520, 88; 429, 524, 70]. Расходы в местном бюджете республики возросли с 2892,6 тыс.рублей в 1928 г. до 26772,8 тыс.рублей в 1934 г., или 26 рублей 80 коп. на душу населения вместо 3 рублей 20 коп. (Расходы по просвещению, производимые в дореволюционное время Казанским губернским земством, составляли за год 14 коп. на душу населения) [323, 6].

Следующей важнейшей предпосылкой позитивного решения задач реконструкции народного хозяйства и подъема культуры республики явилось вхождение Чувашии в состав Нижегородского края (1929-1936 гг.), что создало благоприятные условия для планомерного и ускоренного развития экономики и культуры республики.

В решениях краевых органов власти внимание акцентировалось на преодолении экономической и культурной отсталости национальных районов. И эта задача решалась успешно. Это прежде всего отражалось в темпах выделения средств на развитие экономики. На развитие промышленности Чувашской АССР в 1927/1928 хозяйственном году, до вхождения в Нижегородский край, выделялись 2,4 миллиона рублей, а в 1929/1930 хозяйственном году - 6,4 миллиона рублей. Если по всему Нижегородскому краю за эти годы прирост капитальных вложений составил 97%, то по Чувашии - 266% [224, 182-183]. Одновременно увеличились расходы и на народное образование (См.: Приложение, таблица 23).

Коренная перестройка библиотечной работы потребовала привлечения к ней широких масс населения. Н.К.Крупская, принимавшая активное участие в библиотечном строительстве, отмечала: «Стройка новых фабрик и заводов, быстрое развитие колхозов и совхозов, успехи в ликвидации безграмотности, рост развития городских и деревенских масс повысили до чрезвычайности


тягу к знанию. В библиотеки хлынула масса читателей, а книг нет, сеть ничтожна. Вопрос о возможно скорейшем развитии библиотечного дела встал сейчас во весь рост. Это столь же важно, как и ликвидация неграмотности. Надо, чтобы и за это дело взялись сами массы» [135, 244].

В целях привлечения масс к библиотечной работе Главполитпросвет с 1 августа 1929 г. по 1 июня 1930 г. организовал библиотечный поход, который ставил перед библиотеками важные задачи: оживление библиотечной работы, увеличение числа читателей библиотек, привлечение внимания населения и общественных организаций к участию в библиотечном строительстве, активное продвижение политической, сельскохозяйственной и научной литературы в помощь осуществлению пятилетнего плана развития народного хозяйства и др. [33, 3-7]. В ходе библиотечного похода проводились обследование состояния библиотечной сети, сбор книг для библиотек, к библиотечной пропаганде книги привлекался актив. Большое внимание уделялось организации приближения книги к населению, обслуживанию новостроек, колхозов, совхозов, цехов и бригад. Все это способствовало оживлению массовой и индивидуальной работы с читателями.

В Чувашской республике организацией библиотечного похода занимался штаб из представителей различных организаций. Ввиду того, что члены штаба постоянно находились в разъездах, они не смогли развернуть необходимую работу [429, 449, 83]. Библиотечный поход в республике не принял массового характера. Положительных результатов достигли лишь некоторые районы. В Урмарском районе, например, за несколько месяцев библиотечного похода собрано около 800 рублей, выросло число книгонош, частично пополнились фонды библиотек, в библиотеки привлечены сотни новых читателей. К 1 июня 1930 г. в районе насчитывались 5783 читателя, из которых читатели в возрасте от 8 до 12 лет составляли 37%. Росло число читателей среди учителей. Однако отсутствие квалифицированных


специалистов не позволяло в широких масштабах развернуть библиотечную работу [429, 449, 88-91].

Библиотечный поход в условиях того времени не мог разрешить всех поставленных задач по коренному улучшению библиотечного дела. Тем не менее он привлек внимание общественности к вопросам библиотечной работы, способствовал привлечению новых читателей. Возросла популярность библиотек среди населения.

Перелом в организации библиотечного дела начался после того, как
началась реализация задач, выдвинутых постановлением ЦК ВКП(б) «О
мероприятиях по улучшению библиотечной работы» (30 октября 1929 г.).
Постановление, признав состояние библиотечного дела

неудовлетворительным, «резко отстающим от культурного роста масс рабочих и крестьян и задач социалистической реконструкции народного хозяйства», обязало местные органы власти «превратить библиотеки в культурные центры, активно содействующие мобилизации масс на выполнение пятилетнего плана». Снова в числе задач по подъему библиотечного дела была отмечена необходимость всемерного расширения сети библиотек, улучшения их материального положения, привлечения к библиотечному делу трудящихся масс и открытия для всеобщего пользования ведомственных библиотек [122, 198]. Начатый по инициативе масс библиотечный поход приобрел после указанного постановления значительно больший размах.

Реализация этого важного для дальнейшего развития библиотечного дела постановления не сразу получила достойные масштабы. Выполнение задач, намеченных в постановлении, осложнялись особенностями его развития в республике. Кроме того, прошедшая в 1930 г. очередная реорганизация Народного комиссариата просвещения ухудшила руководство библиотечным делом, так как


Главполитпросвет был ликвидирован и его функции были переданы различным секторам, учрежденным в новой структуре Наркомпроса. При этом библиотечное дело оказалось в введении разных отделов, и, в частности, деятельностью массовых библиотек стал ведать сектор массовой школьной и политпросветработы [358, 1,1-3].

Заметно усилилась цензура библиотечного дела. Постановление ЦК ВКП(б) предложило в 1929/1930 гг. «провести просмотр книжного состава библиотек и очистить его от идеологически вредной и устаревшей литературы». Выполняя это распоряжение, Наркомпрос издал цензурную инструкцию «О пересмотре книжного состава массовых библиотек политпросветских и профсоюзных» (1930 г.).

В инструкции подчеркивалось, что изъятию подлежат не только дореволюционные издания, но и выпущенные после Октябрьской революции, так как в их числе «имеется немало книг малоценных, идеологически невыдержанных, научно или практически непригодных». Эта литература может вызвать у читателей «ряд неверных представлений», послужить для классового врага «орудием противодействия мероприятиям партии и советской власти, средством для ведения в заблуждение трудящихся».

Библиотекарям предлагалось весь оставшийся после чистки книжный фонд разделить на две части: книги, имеющие большое значение «для политического воспитания масс» и книги, которые «не продвигаются, а выдаются лишь по определенному спросу». Эту категорию книг библиотекарям предлагалось не рекомендовать читателям [7, 77-79].

В целом в этот период несколько активизировалась организационно-методическая работа по улучшению библиотечного обслуживания населения в национальных республиках и областях. В 1930 г. по решению коллегии Наркомпроса проведено Всероссийское совещание работников просвещения


национальных районов, на котором обсуждался доклад «Основы культурной пятилетки нацмен». Совещание отметило серьезные недостатки в культурном строительстве в национальных районах: вопросы просвещения среди национальных меньшинств РСФСР в планах первой пятилетки почти не затрагивались, несмотря на то, что многие из них отставали в уровне культурного развития от средних показателей. Резолюция совещания указала на необходимость усиления внимания к развитию культурной работы среди трудящихся нацменьшинств [225, 43-44].

В интересах улучшения деятельности политпросветучреждений в Чувашии был проведен ряд мероприятий: в феврале 1932 г. - I съезд культурного строительства с широким участием сельского актива, на котором рассматривались вопросы ликвидации неграмотности, усиления просветительной работы в деревне и др.; в конце марта - республиканское совещание политпросветработников; в сентябре - подобное же совещание по вопросам культмассовой работы; в декабре бюро обкома партии приняло решение организовать в каждом районе по одной образцовой избе-читальне, создать при крупных колхозах колхозные клубы, улучшить снабжение литературой, изжить бесхозяйственность и бескультурье в содержании самих изб-читален.

Проведенные мероприятия способствовали усилению внимания органов народного образования и общественных организаций к сельским библиотекам и избам-читальням, повышению ответственности политпросветработников в улучшении их работы. Увеличение бюджетных ассигнований способствовало росту количества небольших библиотек при клубах и красных уголках: если в 1931 г. имелись 28 таких библиотек с книжным фондом 6000 экз. (в среднем по 215 экз.), то в 1932 г. -соответственно 61 и 22398 (в среднем по 367 экз.), в 1933 г. - 170 и 72838 (в среднем по 428 экз.). Кроме того, создавались передвижные библиотеки в отдельных цехах, рабочих бараках и общежитиях. В 1930-1931 гг.


количество изб-читален увеличилось до 236, массовых библиотек - до 19 [388, 17, 136; 381, 273, 23].

В республике с преобладающим числом сельского населения основным политпросветучреждением оставались избы-читальни. Они существовали исключительно на средства местного бюджета. В среднем одна изба-читальня приходилась на 3 сельских совета, на 7 колхозов (в Аликовском районе одна изба-читальня приходилась на 17 колхозов, один красный уголок - на 5 колхозов. В Алатырском районе одна изба-читальня обслуживала 12-18 селений в радиусе 6-9 км [429, 859, 24]). Вследствие этого наблюдался низкий охват обслуживаемых селений, слабо разворачивалась массовая просветительная работа, имело место недостаточное руководство кружковой работой, красными уголками и плохое снабжение книгами. В действующих избах-читальнях не имелось в достаточном количестве книжных полок и шкафов, столов, скамеек, ламп для освещения и т.д. Часть из них числилась только на бумаге.

Основным недостатком в развитии библиотечного дела Чувашской АССР в рассматриваемый период явилось слабое снабжение их литературой, в частности, литературой на чувашском языке. Так, в Шоршельской избе-читальне Марпосадского района книги на чувашском языке составляли всего 27% от общего количества имеющейся литературы: 359 из имеющихся 1315 книг. В Цивильской центральной библиотеке - 648 из 3978 книг (16%) [429, 520, 88].

Это объяснялось не отсутствием этой литературы. Наоборот, как свидетельствуют архивные документы, из года в год увеличивалось издание литературы на родном языке. Только в 1932 г. Чувашгиз издал 230 названий книг на чувашском языке. Кроме того, выходили 10 газет общим тиражом 70000 экз. Издаваемая литература по разным причинам не вывозилась в библиотеки и избы-читальни [429, 660,307; 417, 480, 61-62].


В культурно-просветительной работе библиотек и изб-читален продолжали иметь место трудности и недостатки из-за неподготовленности и текучести кадров, отсутствия инструктивно-методической помощи, нерегулярного снабжения литературой, разобщенности различных ведомств и организаций в культурном строительстве и т. д. Многие библиотеки не обеспечивались соответствующими помещениями и оборудованием.

Заслушав доклад Наркомпроса и содоклад Центральной библиотеки, Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР 4 ноября 1933 г., принял постановление «О состоянии библиотечного дела в Чувашской АССР», которое предусматривало инвентаризацию книжного фонда библиотек, улучшение работы по повышению квалификации библиотекарей, оказание систематической методической помощи районным и сельским библиотекам, организацию во всех хозяйствах колхозной библиотеки, развертывание сети передвижных библиотек, порядок снабжения массовых библиотек литературой и т.д. Всем отделам народного образования совместно с органами РКИ и прокуратурой при широком участии ударников-рабочих, колхозников и просвещенцев рекомендовалось провести массовое обследование библиотек, изучить состояние книжных фондов, движение книги в массы и возврат ее в библиотеки [429, 1023,1-1 об.].

Данное постановление имело исключительно важное значение не только для республики. Оно свидетельствовало о том, что библиотечное строительство в стране осуществлялось с учетом накапливающегося на местах опыта, на основе общих тенденций, имело сходные недостатки и проблемы с другими регионами, которые преодолевались объединенными усилиями. Подтверждением этому явилось постановление ЦИК СССР от 27 марта 1934 г. «О библиотечном деле в Союзе ССР», которое, указав на недостатки в организации обслуживания населения книгой, аналогичные с перечисленными в постановлении Совнаркома Чувашской АССР, определило конкретные пути дальнейшей реализации планов по укреплению


материальной базы библиотек, увеличению книжных фондов, более полному и эффективному их использованию, улучшению подготовки кадров и их закреплению [199, 1-4].

В нем впервые отмечались значительные успехи в библиотечной работе: увеличение сети массовых библиотек; появление и укрепление новой сети библиотек - на заводах и фабриках (сети профсоюзных и технических библиотек), в колхозах и совхозах (сети колхозных и совхозных библиотек); проникновение книги в цехи, в бригады, к рабочему станку (передвижные библиотеки и книгоношество); рост количества читателей в библиотеках. Тем не менее ЦИК указал на недостатки в работе библиотек, недостаточное руководство библиотечной работой со стороны Наркомпросов и их органов на местах, а также со стороны ВЦСПС и других организаций, имеющих в своем введении библиотеки.

Выполняя указанное постановление, Наркомпрос РСФСР 25 июня 1934 г. предложил всем край(обл)оно и Наркомпросам АССР произвести обязательную перерегистрацию всех без исключения библиотек, какому бы ведомству или организации они ни принадлежали и независимо от того, зарегистрированы они в 1933-1934 гг. согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 20 июля 1933 г. или нет [429, 1022, 54]. 28 августа 1934 г. Президиум Горьковского краевого исполнительного комитета в аналогичном постановлении установил конкретные сроки проведения перерегистрации библиотек края - с 1 по 20 сентября 1934 г. [420, 569,11].

Большое общественное значение имела Всесоюзная библиотечная перепись, проведенная в 1934 г. Она способствовала привлечению внимания к положению библиотечного дела партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций на местах, наглядно показала начавшиеся сдвиги в библиотечном обслуживании населения по сравнению с первыми годами советской власти, имеющиеся достижения и недостатки.

Анализ итогов библиотечной переписи показывает, что на 1 октября


1934 г. обслуживанием населения Чувашской республики, как городского, так и сельского, занимались библиотеки различных типов: массовые, детские, юношеские, учебные, научные, специальные (См.: Приложение, таблица 26). Книжный фонд между библиотеками в городской и сельской местности республики распределялся намного равномернее, чем в целом по стране. На долю сельских библиотек приходилось 48,1% всех книг, в том числе на долю массовых - 58,8%, тогда как в целом по стране - 12% [323, 191].

Вместе с тем, библиотечная перепись выявила ряд недочетов в библиотечной работе: малочисленность книжных фондов сельских библиотек при относительно большой их сети, неравномерное распределение книжных богатств и т.д. К примеру, если в целом по Вурнарскому району на одну библиотеку приходились 620 книг, то в библиотеках при неполных средних и средних школах - в среднем 136 книг, в библиотеках при учреждениях - 336 книг, в библиотеках при избах-читальнях - 576 книг. Близко и выше среднерайонных показателей имели только библиотеки при пропагандистских организациях (597 книг), библиотеки при предприятиях (1610 книг) и библиотеки при совпартшколах, техникумах и рабфаках (6182 книги). В фондах библиотек района насчитывались 49574 экз. литературы, в том числе на чувашском языке только 18632 книги (37,6%), на русском -30942 книги (62,4%). В ходе библиотечной переписи подобное состояние выявлено и в других районах (429, 1207, 156).

Имеющийся книжный фонд библиотек и изб-читален не удовлетворял читателей. Продолжала оставаться актуальной необходимость расширения сети библиотек на селе, увеличения в них количества книг. Из 620 библиотек сельской местности в своем фонде свыше 1000 книг имели только 13,5%, от 201 до 1000 книг - 48,0%, до 200 книг - 38,5%. Не хватало литературы на чувашском языке. Большая часть литературы как на русском, так и на чувашском языках пришла в ветхость или устарела (429,520,88).


Решающее значение в подъеме культуры народов многонациональной страны имела всеобщая грамотность, позволяющая нерусским народам развить у себя прессу, школу, театр и культурно-просветительные учреждения. Изучение динамики развития общеобразовательной школы в Чувашии показывает, что за 1931-1940 гг. наиболее быстро росла сеть семилетних и средних школ и за этот счет заметно сокращалась сеть начальных школ. Число учащихся в I-IV классах в 1940 г., по сравнению с 1933 г., увеличилось в 1,1 раза, в V-VII классах - в 2,5 раза, а учащихся VIII-X классов - в 120 раз, что во многом объясняется массовым открытием средних школ (См.: Приложение, таблица 30).

Одновременно с развитием системы школьного образования набирала темпы работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых, ставилась задача охватить обучением грамоте все население: не только неграмотных, но и малограмотных.

Политпросветучреждения прилагали большие усилия, чтобы способствовать ликвидации неграмотности и малограмотности. Их роль в этой работе стала значительной, так как знания, полученные в школе ликбеза, требовали закрепления и развития путем систематического чтения литературы. Поэтому библиотеки и избы-читальни вели работу совместно с ликбезами, организовывали обслуживание книгой малограмотных читателей, проводили между собой соревнования по ликвидации неграмотности. На избачей возлагалась ответственность за обучение 15-20 неграмотных и руководство работой групповодов-индивидуалов в ближайших селениях [429, 192, 192].

Дифференцированную работу вели политпросветработники по ликвидации неграмотности среди женщин. Они развернули индивидуально-групповое обучение как в деревне, так и в городе. Например, в г.Канаш 47 женщин обучались индивидуально (к ним на дом ходили грамотные). Организовывали детские уголки и комнаты для детей женщин, посещающих


ликпункты [429, 520, 24].

В Чувашской АССР к делу ликвидации неграмотности среди взрослого населения стремились привлечь всех имеющих образование не ниже школы-шестилетки в возрасте от 18 до 40 лет. К обязательному обучению в объеме программы школы грамоты со сроком обучения не менее 3 месяцев привлекали неграмотное население республики в возрасте от 14 до 35 лет включительно. [147, 174; 420, 166, 29]. В республике в походе за ликвидацию неграмотности активное участие принимали все политпросветработники, учителя и активисты. Штабы ликбеза и всеобуча брали на учет неграмотных и малограмотных, организовывали их учебу. При каждой школе, библиотеке, избе-читальне, в общежитиях рабочих, клубах работали пункты по ликвидации неграмотности и малограмотности [224, 211].

В 1930/1931 учебном году в республике функционировали 120 школ малограмотных. В 1930-1932 гг. работу по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения в Чувашии вели около 14 тыс. членов ОДН и культармейцев. В 1932 г. грамотность взрослого населения республики поднялась до 86% [224, 211]. В итоге проведенной работы к 1934 г. всего обучено 174,6 тыс.неграмотных и 134,2 тыс.малограмотных. Из них на средства местного бюджета приходилось 10-12%, а остальные обучены силами энтузиастов-культармейцев и на средства хозяйственных, кооперативных организаций [426, 123, 108]. Значительное участие приняли в этой работе общественные организации [417,1103,14; 417, 566,19].

Одновременно с достижением определенных успехов в ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения решалась еще одна сложная задача - осуществление всеобщего обязательного первоначального обучения детей. К началу 1933 г. в Чувашской АССР в основном введено всеобщее семилетнее обязательное обучение. Осенью 1933 г. из 23 тыс. детей, окончивших начальные школы, 98% продолжили учебу в пятых классах. Расширилась сеть средних общеобразовательных


школ и техникумов. В 1937 г. в республике работали 655 начальных, 315 неполных средних, 60 средних школ, 24 техникума, 5 рабфаков, 10 школ ФЗУ. В общеобразовательных школах обучались около 177 тыс.детей [354, 37, 9]. В 1937/1938 учебном году число всех школ достигло 1047. По количественным показателям семилетнего обучения Чувашская АССР догнала такие передовые области РСФСР, как Московская, Ленинградская, Ивановская и другие. Неграмотных в возрасте от 14 до 59 лет оставалось 2% [89, 95]. Чувашия, на территории которой до революции функционировали всего 10 гимназий и реальных училищ, в которых обучалось около 1 тыс.человек, в 1940 г. имела 107 средних школ, из них 80 - в сельской местности, в которых обучались более 50 тыс.человек [167, 239].

В работе с малограмотными использовались различные формы и методы: громкие читки газет, журналов, беседы, красочно оформленные книжные выставки, настенные рекомендательные списки книг, ознакомление малограмотных с отзывами о книге, составленными самими же читателями. Такие отзывы помещались в стенгазетах библиотек или специальных альбомах. Особое внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности среди допризывников.

Библиотечные работники и избачи систематически оказывали помощь тем, кто привлекался к работе по ликвидации неграмотности, так как у многих членов общества «Долой неграмотность» не имелось опыта работы с неграмотными [419, 274, 49]. Работу по ликвидации неграмотности библиотечным работникам приходилось вести в острой борьбе с распространявшимися повсеместно слухами типа: «Кто научится грамоте, тому отрубят голову», «Научившихся грамоте женщин отправят в Персию», «Летом будет война, и всех научившихся грамоте вырежут» и т.п. Обманом называли постановление ЦИК о штрафах за непосещение ликпунктов (Мало-Яльчикский район). Мужья уводили жен из ликпунктов (Вурнарский район). Соответствующими органами пресекались подобные слухи. Наиболее


яростные противники ликвидации неграмотности привлекались к суду (Алатырский, Чебоксарский районы) [429, 520, 25].

Многогранная работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, в которой активное участие принимали библиотеки и избы-читальни, дала положительные результаты. Начав с показателей, уступающих среднему уровню грамотности по стране в целом, к 1937 г. Чувашская АССР превзошла средний уровень грамотности населения: если в целом по стране грамотность населения в возрасте от 9 до 50 лет составляла 81,1%, в Татарской АССР она достигла 91%, в Марийской автономной области - 96%, то в Чувашской АССР - 98% [107, 346; 100,474; 147, 346].

По уровню грамотности сельского населения Чувашская АССР также вышла в число передовых областей и национальных районов. По переписи 1939 г., грамотность сельского населения по стране в целом составляла 84%, а по Чувашской АССР - 90,1%. Весьма показателен рост грамотности среди женщин. Уровень грамотности женщин, проживающих в сельской местности, по стране в целом поднялся с 35,4% в 1926 г. до 76,8% в 1939 г., по Чувашской АССР - с 31,9% до 84,9% [297, 271; 325, 83]. Все эти достижения свидетельствуют о том, что важнейшей закономерностью культурного строительства являлись более высокие темпы роста грамотности населения у отсталых в прошлом народов.

В исследуемые годы наряду с укреплением общеобразовательной школы стало возрастать значение самообразования как доступного самым широким массам средства приобретения политических, технических и естественнонаучных знаний. Самообразование многими учеными рассматривается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека. К основным характеристикам самообразования они относят свободный выбор круга проблем, самостоятельная работа с источниками информации, подвижный


объем знаний, ограниченный степенью насыщения интереса к избранному предмету [9, 4]. Каждый, кто занимается самостоятельно, ставит перед собой конкретные цели, принимает во внимание объем изучаемого материала, следует определенному плану работы, подчас преодолевая значительные трудности, связанные с усвоением новых знаний.

Успешная самообразовательная деятельность личности во многом зависит не только от интереса к новым знаниям, но и от процесса их приобретения, когда обучающимся осознаются общественные требования в дополнительных знаниях, имеется известный уровень интеллектуального развития и образования, способность определять направление поиска новых знаний и планировать познавательную деятельность, умения и навыки использования различных источников знания, и прежде всего произведений печати.

Осуществление библиотеками и избами-читальнями образовательных и воспитательных функций непосредственно связано с удовлетворением самообразовательных потребностей читателей. В рассматриваемый период в силу указанных выше причин библиотечные работники решали в основном задачу формирования у посетителей библиотек и изб-читален навыков самообразовательного чтения, являющегося более узкой, чем задача формирования навыков самообразования. Содержание самообразовательного чтения - это выбор литературы для самостоятельной проработки, усвоения наиболее прогрессивных в определенную эпоху знаний, связанных с потребностями общества. Читатель в каждой книге по различным отраслям знаний, в каждом произведении литературы находит пищу для размышлений, вырабатывает в себе определенные убеждения и нравственные принципы.

В самообразовательном чтении исследователи выделяют общеобразовательную часть, которая включает использование книги и печатного слова с целью овладения профессиональными знаниями [335, 51-60]. Оно включает самостоятельную целенаправленную деятельность


человека, обусловленную назначением приобретаемых знаний и основанную на использовании всевозможных видов произведений печати [9, 5].

Изменение социальных функций библиотеки под влиянием культурных преобразований в обществе по-новому определяет роль библиотеки в руководстве самообразовательным чтением. Организуя эту работу, библиотека не ставит своей целью компенсировать недочеты и пробелы общего или профессионального образования читателей. Она помогает им в постоянном обновлении и углублении знаний, в их переосмысливании под влиянием объективных потребностей жизни.

Организуя самообразовательное чтение различных групп читателей, библиотека учитывает, в какой степени человек осознал общественные, профессиональные, учебные и другие требования в дополнительных знаниях, а также интеллектуальный уровень развития читателя и его способность овладеть намечаемыми проблемами для изучения, ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее усвоенными. Библиотека стимулирует естественные познавательные потребности человека в знаниях и учитывает социальные факторы, воздействующие на читательские потребности и интересы.

Систематическое самообразовательное чтение высоко ценил чувашский просветитель И.Я.Яковлев. Учитывая, что книга является духовным завещанием одного поколения другому, он стремился формировать у воспитанников Симбирской чувашской учительской школы умений и навыков систематического сознательного и критического чтения, а также перечитывания литературных произведений. Он считал, что при этом воспитанники по-новому воспринимают произведения великих мастеров, у них появляются мысли и переживания, умение сравнивать. «Умение же сравнивать, то есть подмечать в предметах сходства и различия и точно обозначать это словами,- писал И.Я.Яковлев,- есть один из верных показателей некоторого логического развития и обладания языком» [335,


122] - показатель духовного развития личности и влияния чтения на этот процесс.

Указывая на роль самостоятельного чтения, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что оно будит интеллектуальные силы личности. Поэтому он много внимания уделял организации разумного самостоятельного чтения, добиваясь, чтобы «книга вошла в духовную жизнь подростков как важнейшая интеллектуальная и эстетическая потребность» [300, 148-150].

Индивидуальная самообразовательная работа с литературой может протекать по-разному, в зависимости от целей, программы и интеллектуального развития личности. Правильное понимание смысла самообразования помогает наметить программу совершенствования своих знаний, которая должна, с одной стороны, расширять общий кругозор, с другой - самостоятельная работа над книгой имеет большое воспитательное значение, так как она формирует взгляды человека, его убеждения, раз<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.