Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерная периодизация изменений в детском рисунке





Некоторые исследователи рисунка предлагают рассматривать добавление деталей к изображению человека в соответствии с возрастом ребенка, по годам (например, см. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. – Прага, Авиценум, 1978). Такая классификация интересна, но нередко затруднительна. Некоторые дети вводят дополнительные детали в изображение еще на стадии головоногов, а другие – только когда рисуют человека со всеми частями тела.

Тем не менее эту периодизацию можно использовать для опоры.

Четыре года : туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.

Пять лет : в изображении появляются детали – уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по‑разному.

Шесть лет : уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы).

Семь лет : переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет : шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет : ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять‑одиннадцать лет : появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.

Изображение человека столь важно для ребенка и так хорошо отражает его развитие и психическое состояние, что существует несколько проективных методик с использованием этого образа (подробнее в главе «Графические тесты»). Но и без детальной интерпретации рисунка родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:



– ребенок старше четырех лет вообще не рисует человека;

– ребенок пяти лет все еще рисует «головоногов»;

– на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

– лица у персонажей всегда грустные;

– ребенок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого‑нибудь.

 

 

Вопросы родителей

 

– Наш ребенок не прошел стадию головоногов, мы сразу научили его нарисовать человека со всеми частями тела. Ему уже почти шесть, но он до сих пор рисует этого человечка без изменений, как я когда‑то учила. Даже никаких деталей не вводит. Как быть?

– Обычно дети, которых переучили и показали «как нужно» рисовать, критически относятся к рисункам других детей, говорят им, что «так рисовать неправильно» и тому подобное. Попробуйте обсудить с ребенком изображение головоногов каких‑нибудь еще авторов. Во‑первых, следует показать, что любые варианты имеют право на существование. Второе – попытайтесь проиллюстрировать вместе с ребенком его любимые сказки. Поговорите о персонажах, которых ему нужно изобразить. Ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея! Помогите найти необходимые детали, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее. Только сами при этом ничего не рисуйте!

 

– Вы говорите, что головоногов ребенок рисует в три года. Нашему уже четыре, и до сих пор только каракули. Это нормально?

– Любые возрастные рамки указываются примерно. Конечно, нормально. Если ребенок хорошо развивается и во всем соответствует своему возрасту, то вам нужно только немножко подождать. Проверьте остальные показатели: рассказывает ли он, чтó рисует, изображает ли нечто похожее на круг, пытается ли интерпретировать каракули. Если да и он играет во время рисования, то причин для беспокойства нет. Головоноги придут в свое время.

 

– Ребенок‑дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет. Нормально ли это?

– Постоянный отказ от рисования, неважно, чего именно, не самый хороший показатель. Понаблюдайте за тем, как проходят занятия рисованием: почему ребенок так переживает, что у него не выходит как хочется. Дошкольный возраст – период всемогущества. И если ребенок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего в этом случае на время отойти от образных рисунков и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Словом, поделать что‑то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже». Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам и человеку в частности.

 

– Ребенок рисует одного и того же человека, с одинаковыми деталями, постоянно. С ним все в порядке?

– Все нормально и даже очень хорошо, если он сам придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребенку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по‑вашему, слишком затянулось, посоветуйте ребенку нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ. Кого именно изображает ребенок? Если это близкий человек или любимый персонаж – пусть любуется им снова и снова!

 

– Вы не рекомендуете показывать ребенку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?

– Каждый ребенок так или иначе иногда копирует чужие рисунки просто потому, что дошкольный возраст – это время некритического подражания. И конечно, он попытается воспроизвести изображение, которое хорошо удается сверстнику. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребенку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы самостоятельно.

 

– Что делать, если я могу заниматься с ребенком очень мало? А няни‑бабушки учат «как надо» – домик рисуют так, собачку эдак… Будет ли толк, если я начну заниматься с ним свободным рисованием?

– Толк будет в любом случае. Для ребенка главный авторитет – родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития – просите ребенка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это сразу даст вам много хорошего: снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребенок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия, которые помогают лучше почувствовать эмоциональный мир другого человека. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребенком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.

 

– Ребенок рисует только мультяшных персонажей и никогда – настоящих людей или что‑то еще. Я не знаю, как на это реагировать, потому что рисунки какие‑то отталкивающие: вампиры и тому подобное.

– К сожалению, такие образы замусоривают воображение, и ребенок часто уже не хочет и не может придумать что‑то еще. Вы не указали, сколько лет ребенку. Если он еще не очень большой и вы контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребенком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.

 

– Что делать, если «шаблон» уже давно создан и никакими другими образцами его не сдвинуть? Ребенок не желает рисовать ничего, в том числе и абстракции, которые просто не приемлет. Он рисует одно заученное изображение, и всё.

– Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон – либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. На семинарах для родителей я часто прошу нарисовать елку, и 99 процентов аудитории неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы.

Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребенка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления. И – второй метод – выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребенок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.

 

– Ребенок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур. То есть «положительные» и «отрицательные» персонажи выходят похожими. Нужно ли специально учить, как рисовать выражение лица?

– Попробуйте поиграть в рисование эмоций. Предложите ребенку нарисовать его радость – скорее всего, это будет абстрактная работа. После чего предложите нарисовать радостного человека. Такого, радость которого видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость. Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? Элемент игры всегда спасает ситуацию – можно поиграть и во время рисования. После этого для сравнения сделайте те же самые упражнения с какой‑нибудь негативной эмоцией – от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.

 

Схемы

 

Период изобразительных схем, для которого характерны рисунки с примитивной выразительностью, ребенок обычно проходит в возрасте четырех – шести лет. В это время он создает иерархию ценностей для известных ему предметов и явлений окружающего мира. Значимость предмета передается на рисунке c помощью увеличения размера (например, любимая собака может изображаться выше стоящего по соседству дома). Развиваются и пространственные представления – рисунок обретает верх и низ.

 

Рисунок мальчика 4 лет. Гуашь

 

Но главное, теперь ребенка интересует не только процесс рисования, но и полученный результат.

 

Девочку попросили изобразить самолет. Художница выполнила задание, опираясь на моторный образ: на картинке изображен след от летящего в небе самолета – две вертикальные линии, сливающиеся в одну

 

Узнавание предметов в случайных линиях, поиск смысла в каракулях сменяется намеренным, запланированным рисованием. Начинается все с одного или нескольких признаков предмета, причем первыми для ребенка будут характерные движения и действия. Рисунки этого периода неправдоподобны: ребенок выражает свое отношение к предмету, а не изображает его реальные качества. Чаще всего дети начинают с ассоциаций движения: улетевшая птица на рисунке будет представлена плавной линией, похожей на траекторию полета.

Ведущая деятельность в этом возрасте – сюжетно‑ролевая игра. И основой рисунка становится сюжет, рассказ о событиях. Дети этого возраста постоянно используют в игре предметы‑заместители, обозначающие вещи из обихода взрослых. Изображение для ребенка тоже превращается в символ реального объекта или явления, оно способно изменяться во время рисования. Рисуя собаку, ребенок может тут же закрасить ее со словами «собачка спряталась». Сюжет непостоянен, персонажи ведут себя довольно раскованно – исчезают и появляются, общаются с автором картины («Я нарисовала фею, и она мне помахала»). Так же ребенок воспринимает чужие изображения. При чтении книги он может закрыть неприятный образ рукой, поговорить с персонажами на иллюстрациях. Эта особенность детского восприятия прекрасно описана у Корнея Чуковского в книге «От двух до пяти» (глава 9 «Продолжаю прислушиваться»):

В детском саду воспитатель показывает детям картинку. На картинке мальчуган убегает от разъяренного гуся; вдали домик, окруженный деревьями. Пятилетняя девочка берет указку и сильно стучит по домику.

– Я стучу, – поясняет она, – чтобы мальчику скорее открыли, а то его гусь укусит.

В два года Кате очень понравилась картинка, изображавшая козликов на лужайке. Она стала тянуть маму за руку:

– Пойдем туда, в картинку, к козликам!

 

Во время рисования ребенок постоянно комментирует свои действия – так же, как озвучивает их в игре. Замечено, что творчество без словесного сопровождения менее удачно, картинки при этом бедны деталями. При «молчаливом» рисовании чаще используются устойчивые шаблоны, ребенок реже изменяет и дополняет новыми деталями знакомый образ.

Символ и предмет, изображение и изображаемый объект для маленького художника неразделимы. Рисуя знакомые предметы, дети ориентируются на свой тактильный и двигательный опыт, поэтому объекты, которые недоступны для непосредственного контакта (фантазийные, вымышленные, незнакомые), вызывают у них трудности и неузнаваемы в законченном рисунке.

 

Листопад. Рисунок девочки 4 лет 5 месяцев. Восковые мелки, гуашь. В изображении явлений важны ощущения

 

Для полноты картины ребенок иногда изображает предмет и снаружи, и изнутри. По его логике, зарисовать внешнюю сторону предмета недостаточно, чтобы передать сложный образ. На основе всего своего опыта ребенок наполняет изображение признаками, которые хочет подчеркнуть, рисует одновременно несколько сторон предмета (как архитекторы рисуют виды с разных точек). Цель такого подхода – суммировать собственные знания о предмете в одном рисунке.

 

Мама и две дочки. Рисунок девочки 5 лет 3 месяцев. Пастель, шариковая ручка. Это попытка изобразить дом с разных точек зрения. Справа виден навес над крыльцом и входная дверь. Сверху – черепица крыши и труба. На переднем плане – комната в доме. В комнате мама и две маленькие дочки, одна из девочек в кроватке (справа), вторая играет на ковре (в центре)

 

Рисунок мальчика 4 лет. Фломастер. Корабль изображен не только сбоку, показано внутреннее помещение

 

Люди и животные, как правило, изображаются без внимания к позе, характерной для выбранного сюжета. Например, на рисунке сидящие в машине люди нарисованы по обычной схеме головоногов (голова и стоящие ноги):

Папа и я в машине. Рисунок мальчика 5 лет. Фломастеры. Человечки нарисованы анфас, машина – в профиль

 

Поначалу ребенок заполняет лист хаотично, может поворачивать его во время рисования. Фигуры словно «разбросаны» по бумаге в произвольном порядке. Наряду с этим в картинках можно увидеть интересные попытки передать динамику и пространственные отношения предметов.

 

Рисунок девочки 4 лет 5 месяцев. Акварель. Кот «бежит», поэтому у него так много лапок. Прием напоминает способ передачи движения в рисунках первобытных людей

 

Рисунок девочки 4 лет. Фломастеры. Солнце расположено рядом с девочкой и задевает ее лучами – это означает, что оно на нее светит

 

Рисунок девочки 4 лет 6 месяцев. Фломастеры. Изображены дети на прогулке. Чтобы показать, как человечек забирается на горку, художница рисует его над ней, при этом ноги тянутся до земли – он еще не поднялся, а только карабкается

 

В период раннего дошкольного детства ребенок рисует, опираясь на «память руки», то есть кинестетические раздражители. Эти двигательные ощущения могут даже вытеснять представления о предмете, зрительные образы. Изображая предмет, ребенок использует шаблон, усвоенный из прошлого опыта, сочетание линий (обычно замкнутых, силуэтных), которые для него связаны с объектом. Внешнего сходства при этом чаще всего не бывает. Одно и то же изображение повторяется много раз, ребенок может отказываться рисовать другие предметы или же рисует незнакомые с помощью давно отработанного графического образа. Но опора на двигательный канал восприятия иногда позволяет ему точно передать ощущения от предмета, и ребенок создает узнаваемые характеры.

 

Птицы. Рисунок девочки 4 лет. Гуашь. При нереальных цветах – точность передачи движений и поз

 

Один и тот же графический «канон» часто используется для рисования разных предметов, объединенных для ребенка определенной ассоциацией.

Это одна из причин, по которой ребенок многократно повторяет как‑то раз удавшееся изображение: он просто полагается на моторную память. Вторая, не менее важная, – природная способность отрабатывать навыки и бесконечно повторять действие, которое вышло хорошо.

 

Рисунок девочки 4 лет 5 месяцев. Фломастеры. На картинке изображены лампы, в которых легко узнается шаблон солнца

 

Следующий рисунок может быть хорошим примером того, как дети способны узнавать даже самые неузнаваемые и неправдоподобные рисунки сверстников.

 

Рисунок девочки 3 лет 6 месяцев. Гуашь. Девочка изобразила леопарда. Взрослые высказывали предположения вроде «жучок» или «божья коровка». Дети, которым показали рисунок, сразу сказали – «леопард в пятнышках»

 

Примечательно, что даже при отсутствии сходства объектов и их «портретов» дети способны узнавать и интерпретировать рисунки своих сверстников.

Елочка. Рисунок мальчика 5 лет. Фломастеры

 

Схематичные рисунки любопытны и тем, что в них появляются основы перспективы. Дети начинают структурировать изображение, рисунок приобретает условные верх и низ.

 

Рисунок девочки 5 лет 4 месяцев. Фломастеры. Типичное разделение на «небо» и «землю»

 

Первый прием организации пространства листа – это рисование «неба» и «земли». Обычно они отчеркиваются по верхнему и нижнему краям. Иногда эти линии появляются даже на тех рисунках, которые требуют другого обрамления (например, ребенок по привычке рисует «небо» в комнате, отмечая таким образом верх).

Обычно взрослые стремятся показать ребенку, что «такого неба не бывает» – им необходима линия горизонта. А в представлении ребенка небо в виде линии наверху вполне возможно: ведь оно очень высоко и никак не может соприкасаться с землей. Рисунок ребенка – отражение его мышления, которое развивается темпами, заданными природой. Это графическое изображение системы ценностей и мировоззрения, образ мира. Как раз в этом возрасте дети начинают разделять пространство на верх и низ, обнаруживают вертикаль и горизонталь, что и пытаются изобразить.

 

Рисунок девочки 5 лет. Фломастеры. Здесь есть попытка передать перспективу: птица сидит на дереве, девочка стоит под ним. Изображение плоскостное – ветви растут строго в стороны и все примерно одинаковые

 

Наш дом и елочка. Рисунок девочки 5 лет. Фломастеры

 

От отношения автора полностью зависит и размер персонажей. Человек – самый важный элемент рисунка, он затмевает собой все другие фигуры.

 

Рисунок девочки 4 лет 6 месяцев. Цветные карандаши. Персонаж выше горки, а цветок почти равен ей

 

В дошкольном детстве ребенок движется к большому перелому – кризису социализации семи лет. Он нацелен на общение и взаимодействие с другими людьми и рисует их огромными и значительными. В то же время собачка может быть крохотной, потому что ребенок старается уменьшить ее от страха, а цветок вырастает выше дерева, потому что он красивый.

 

Рисунок девочки 5 лет. Фломастеры. На рисунке – фонтан, цветок, корабль в море. По высоте все предметы почти одинаковы

 

Поскольку ребенок не рисует с натуры, а изображает ощущения от объекта по памяти, картинка выходит схематичной. Это выражается в элементарном «перечне» характерных признаков и слабом соотношении частей и целого. Если предложить ребенку перед рисованием как следует рассмотреть или по возможности ощупать предмет, больше впечатлений будет получено и переработано в художественный образ, который от этого заметно выиграет.

 

Свеча горит. Рисунок мальчика 4 лет. Гуашь. Ребенок рассматривал пламя свечи, а после изобразил ее не глядя

 

 

Вопросы родителей

 

– Вы пишете, что не надо говорить ребенку о неправильных пропорциях в изображениях (например, что человек выше дома). Но разве это не мешает развитию? Ведь малыш должен получать правильные сведения о мире!

– Развитию это нисколько не мешает. В данном случае ребенок не воспринимает информацию, а, наоборот, ее генерирует. Рисунок – отражение его развития. В реальности ребенку прекрасно известны физические свойства предметов и он давно знает, что человек не может быть выше дома. Таким образом он подчеркивает важность человека по сравнению со всем остальным на картинке. Отнеситесь к этому как к сказкам: там много такого, чего «не бывает», при этом они не мешают, а помогают усвоению сведений о реальном мире. Так же и детский рисунок – это естественный процесс, он не может мешать развитию.

 

– Что делать, если ребенок не хочет отказываться от навязчивого образа, рисует только один предмет?

– Мы уже знаем, что ребенок способен многократно повторять однажды получившийся мотив, но это не значит, что ему не нужно придумывать другие. Главное для ребенка – передать впечатление. Просто позаботьтесь о том, чтобы он получал «материал»: хорошие, яркие эмоциональные переживания, которые ему захотелось бы выразить в графике.

 

– У детей, рисующих вместе, почти одинаковые картинки. Что делать, чтобы, рисуя одно и то же задание, они могли создавать собственные образы?

– Успех совместного свободного рисования во многом зависит от атмосферы в группе и от ведущего ее взрослого. У детей всегда есть лидер. Заметен он взрослому или нет, дело не меняется – дети будут копировать его работы. Поэтому нужно постараться и отмечать в рисунке каждого ребенка то, что достойно похвалы, обращать внимание на детали, которых нет в чужих картинках. Также ведущий может придумывать задания, которые невозможно выполнить одинаково. Например, есть упражнение – рисование из геометрических фигур. Один ребенок придумывает образ из круга, другой – из квадрата и так далее. Копирование хорошо «снимается» любыми экспериментами с цветом: рисуйте абстракции, цветное настроение, кляксы и прочее.

 

– Если ребенок всегда рисует молча, нужно ли просить его рассказывать во время рисования? Это не мешает сосредоточиться?

– Это не мешает, а, наоборот, помогает осмысливать образы. Если ребенок сам ничего не говорит, задавайте наводящие вопросы. Конечно, не нужно добиваться того, чтобы автор объяснял каждый штрих, но проговаривать изображения полезно и для развития речи, и для самого рисования.

 

– Старший ребенок‑дошкольник начал повторять за младшим, который рисует каракули. Что делать?

– Вполне возможно, что это не единственное действие, которое старший вдруг стал повторять за младшим. Принять появление маленького брата обычно не очень легко, поэтому родителям придется подождать. Развитие старшего от этого копирования ничуть не пострадает – таким образом ребенок выражает свои переживания. Поскольку малыши обычно вызывают у окружающих больше восторгов, чем подросшие и не всегда послушные старшие, нужно стараться отмечать те моменты, когда ребенок ведет себя соответственно возрасту. Похвала действиям, которые подходят старшему ребенку и делают его «большим», обязательно поможет. И, конечно, все дети обожают кого‑то учить. Попросите его показать малышу, как рисовать домик, машинку, маму. Пусть старший почувствует свою ведущую роль и объяснит младшему, как смешивать цвета, познакомит с любимыми приемами рисования. Если же старший упорно хочет рисовать на уровне малыша, оставьте его в покое: значит, ему необходимо пройти этот период заново.

 

– Вы говорите о том, что для ребенка важнее всего информация от двигательного канала восприятия. Значит, он будет лучше рисовать то, что двигалось?

– Движутся не только объекты – ребенок тоже может двигаться относительно какого‑либо предмета. Познание мира происходит в движении: например, малыш, ползающий в тесном манеже, получает меньше информации, нежели тот, который обследует ползком квартиру. То же самое верно и для ребенка постарше – ему гораздо интереснее взобраться на гору, нежели посмотреть на нее из окна. У ребенка еще несовершенно пространственное восприятие, поэтому рассматривание статичных предметов не дает ему столько впечатлений, как собственное движение к ним.

 

– Если ребенок рисует свои впечатления, а не настоящий объект, есть ли смысл учить его рисовать с натуры, изображать реальные свойства?

– Учить можно, но не так, чтобы добиться от дошкольника правильных пропорций и внешней похожести объекта. Рисование с натуры может принести пользу, если вы учите «играючи». Возьмите в зоопарк маленький блокнотик и восковые мелки, попросите ребенка зарисовать любимых животных, чтобы потом показать папе или бабушке (взрослые, конечно, должны угадывать и ахать). Ребенок увидит объект прямо перед собой, но, скорее всего, упорно изобразит только те качества, которые считает нужными. Не требуйте от него достоверного рисования, а это живое и эмоциональное впечатление очень поможет его развитию.

 

Правдоподобные изображения

 

К концу дошкольного детства на смену ролевой игре приходят соревновательные игры. Их участники испытывают особые эмоции – радость от подчинения общим правилам. В связи с этим у детей появляется желание упорядочить и другие виды своей деятельности, в том числе рисунок. Благодаря этому он обретает строгие каноны.

Психические процессы ребенка шести‑семи лет – память, внимание, восприятие – уже являются произвольными. Теперь ребенок рисует не спонтанно, а планирует, что изобразить, и помнит, с чего начал работу. За картинкой закрепляется ее название, и оно не меняется, если автор вновь видит работу через некоторое время. Персонажи сразу устанавливаются на своих местах и не перемещаются по рисунку. Лист перестает быть игровым полем, и юный художник, к радости взрослых, начинает рисовать то, что им понятно: внешний вид предметов или явлений. Происходит важное изменение – ребенок рисует объект, а не впечатление от него.

Как правило, в этом возрасте дети уделяют внимание более сложным атрибутам вещей. К форме, цвету добавляется взаимоотношение частей, масштаб, направление, расположение в пространстве. Предметы изображаются реальными, наделенными своими настоящими качествами.

К примеру, в относительную норму приходят пропорции. Они уже верны в плоскостном изображении, и только в сложных сюжетах со множеством планов могут встречаться погрешности. Если на предыдущей стадии человек на рисунке мог быть выше дома, то теперь все объекты примерно соответствуют своим настоящим размерам, изображаются в близком к реальности масштабе. Ребенок пытается правдоподобно изобразить перспективу, осмысленно расположить объекты на рисунке, передать динамику, наполнить картинку эмоциями. Чаще всего он рисует человека. Это образ его «я» и свидетельство постоянного стремления к общению.

 

Рисунок девочки 8 лет. Цветные карандаши

 

Рисунок девочки 5 лет. Гуашь. Видна попытка изобразить ближний и дальний планы, белочка сложена вполне пропорционально

 

Рисунок девочки 7 лет. Цветные карандаши. Кроме основного образа, тщательно проработан фон, заметны попытки передать объем – тумба под чайником изображена в перспективе

 

Рисунок девочки 7 лет. Цветные карандаши. Появилось трехмерное изображение и перспектива. Заметны попытки выдержать масштаб и пропорции. Дом располагается не на нижнем краю листа, а на холме, покрытом травой

 

Рисунок девочки 5 лет. На рисунке – настоящая, четко обозначенная линия горизонта

 

Рисунок девочки 5 лет. Акварель. На картинке есть дальний и ближний планы. Примечательно, что деревья на заднем плане уменьшены в размерах

 

Что происходит дальше? В подростковом возрасте рисунок становится еще более реалистичным, окончательно исправляются формы и пропорции. Многие подростки увлекаются стилизацией изображения, изобретением и копированием разных техник.

 

Рисунок девушки 16 лет. Шариковая ручка

 

Адаптивная, психологическая роль рисования снижается. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок, рисуя, выражает свои переживания, а у подростка для этого есть осознание и хорошо развитая речь. В целом на этой стадии развитие рисунка заканчивается, и если человек не продолжает занятия, то во взрослом возрасте у него сохраняется детский правдоподобный рисунок.

 

 

Вопросы родителей

 

– Ребенок начинает рисовать дальний план, но совершенно неправдоподобно, не умеет выдерживать пропорции. Стоит ли показывать ему верные примеры и подходят ли для этой цели пошаговые самоучители рисования?

– Сложно рекомендовать, не видя рисунков, но если уж рисовать перспективу начал сам, то можно поправлять и помогать рассчитать пропорции. Лучше всего вместе понаблюдать за предметами и побеседовать, как передать величину объекта на заднем плане. Пусть движется путем проб и ошибок, это развивает глазомер и руку эффективнее, нежели готовые схемы из самоучителя.

 

– С какого возраста ребенок может серьезно заниматься рисованием в художественной студии?

– С классической художественной школой или студией лучше подождать до той поры, когда рисунок станет правдоподобным (ребенок сам начнет верно рисовать перспективу и передавать объем). Если есть возможность посещать студию, где не учат рисовать шаблонно и не показывают сразу же «как надо», а ориентируются на способности ребенка, то в любом возрасте.

 

– Ребенок в десять лет совершенно бросил рисовать. Это нормально?

– Обычно к подростковому возрасту страсть к рисованию ослабевает, но все же стоит проверить, не было ли у него каких‑нибудь отрицательных переживаний, связанных с рисованием.

 

– Ребенок постоянно замазывает все, что нарисовал, темной краской. Даже то, что я прошу оставить, замалевывает в конце рисования. Что делать?

– Если это происходит постоянно, лучше проконсультироваться у специалиста, поскольку желание спрятать свои образы может указывать на переживание сильных потрясений.

 

– Если ребенок рисует линию горизонта и разные планы, но при этом не соблюдает масштаб и пропорции, нужно ли указывать ему на ошибки? Или он позже заметит их сам?

– На этот вопрос ответить сложно – нужно учитывать все особенности рисунка. Если ребенок начал рисовать линию горизонта сам, а не по требованию взрослых, то, скорее всего, рисунок постепенно меняется и эта линия – первый этап изменений. Если вы думаете, что он слишком затянулся, порисуйте один и тот же предмет в разных ракурсах, поиграйте в загадки (ребенок изображает что‑то с необычного ракурса, а родители отгадывают), это веселое занятие. То же самое – с перспективой. Для начала понаблюдайте за предметами: посмотрите на объекты вблизи, а потом издалека. Обсудите, что меняется. Ребенок до младшего школьного возраста плохо воспринимает перспективу, для него дальний предмет может быть просто «маленьким». Лучше всего проделать несколько подобных опытов, меняя положение известных предметов.

 

– Ребенок очень талантливо рисовал, с удовольствием занимался в студии, но сейчас, в тринадцать лет, все бросил. Я не знаю, как его мотивировать.

– Подростковый возраст – известное испытание для родителей. Если занятия были действительно интересны ребенку, а не маме, то спустя некоторое время, после проверки родителей «на прочность», он снова к ним вернется. Подростковый возраст – время поиска себя. Возможно, ребенок не видит смысла в занятии рисованием. Предложите ему практическое действие, например расписать стены в своей комнате. Подросткам более всех необходима внятная цель, они должны видеть результаты своего труда. Отметка в школьном или студийном журнале – это не тот результат, который «котируется» у подростка. Придумайте подходящее задание, где нужно применить свои способности. Например, сделать фотоальбом семейной поездки в интернете.

 

– Если дома постоянно играть с ребенком во время рисования или рисовать какие‑нибудь абстракции, не помешает ли это при обучении в школе? Там ведь нужно рисовать конкретные объекты, натюрморты. Не лучше ли заранее научить ребенка делать правильно?

– Если у ребенка хорошо развит глазомер, визуальное восприятие и моторика руки, то больше никаких специальных подготовительных занятий не требуется. Лучше заниматься с ним так, чтобы при рисовании развивалась фантазия (соответственно, и умственные способности), чем заранее разучивать любые шаблоны, в том числе и рисовальные.

 

– Ребенок занимается рисованием с удовольствием, но с точки зрения обучения безуспешно. То есть он упорно рисует не так, как требуется, и получает плохие отметки. При этом рисует постоянно. Что делать, чтобы он выполнял то, что нужно на занятии?

– Если ребенок любит рисовать, ходит на занятия и при этом категорически отказывается выполнять то, что на них задают, нужно посмотреть на отношения учителя и ученика. Вполне возможно, что это скрытый протест. Стоит поговорить с учителем, попытаться мягко выяснить у ребенка, что его не устраивает на занятиях. Узнайте, совпадают ли требования педагога с возможностями ребенка, доступны ли объяснения. Есть также дети, которые отстаивают «собственный стиль»: рисуют один и тот же рисунок, удачно придуманный когда‑то. В таком случае попросите учителя найти задание, включающее «любимый рисунок».

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.