Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Запоминание зрительного образа





 

Зрительная память – одна из форм образной, ее особенность в том, что запоминаемый образ в той или иной степени изменяется. Эта память плохо поддается управлению, она непроизвольна. При запоминании могут происходить трансформации образа: увеличение или уменьшение деталей, смена формы, цвета или пространственного положения.

Лучше всего врезаются в память яркие, неожиданные образы, вызывающие сильный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный). Также прочно запоминается образ, постоянно попадающий в поле зрения, – он усваивается непроизвольно и почти без изменений. Например, некоторые взрослые люди спустя много лет способны описать до мельчайших подробностей картинки или изображения, которые постоянно видели в детстве (рисунок на детском столике и тому подобное).

На способности формировать зрительные образы основано несколько мнемотехник. Например, чтобы запомнить какой‑либо факт, для него нужно придумать яркое символическое воплощение. Когда человек в воображении соединяет несколько таких зрительных образов, мозг фиксирует взаимосвязь. В дальнейшем, стоит только припомнить одно из звеньев этой ассоциации, мозг воспроизведет все ранее соединенные «картинки».

В детском и подростковом возрасте образная память является ведущей, у взрослых людей она слабее словесно‑логической.

 

Формирование зрительного образа

 

В построении зрительного образа важную роль играет сенсорный опыт. В период дошкольного детства мышление ребенка опирается на работу его восприятия. От того, насколько задействованы различные его каналы, зависит полнота и яркость запечатленного образа. Для детского восприятия решающую роль играет кинестетический (двигательный) канал. Зрительный образ в некоторой степени зависит от движения рассматриваемого объекта или от того, можно ли этим объектом манипулировать. Чем больше динамических картин окружающего мира видит ребенок, тем богаче зрительные образы (при условии участия других способов восприятия в исследовании объекта). Поэтому в детском возрасте наблюдение за природными объектами, пристальное разглядывание, эмоциональные впечатления важнее усвоения уже переработанной визуальной информации.



Сейчас довольно популярны методики обучения ребенка по дидактическим карточкам (например, Гленна Домана[1]), на которых изображены предметы и их соотношения. Их недостаток – в отсутствии взаимодействия с окружающим миром, пустой сенсорный «фон». В игре и работе с карточками багаж чувственных образов, развивающих мышление, не наполняется. Поэтому при выборе между «первоисточником» или «обработанной информацией» всегда лучше отдавать предпочтение оригиналу. То есть ребенку полезнее поиграть с одним‑единственным домашним котенком, чем заучивать по карточкам сотни названий животных и определять их по изображениям.

Способность творить образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на нее качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.

 

Компьютер и телевизор

Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребенок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка‑дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект. Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

Каждое изображение, попадающее на сетчатку глаза, переправляется для обработки в мозг, в корковые зрительные центры. И за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни‑Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

 

Женщина, получившая это задание, «сняла» копию с мультфильма. До раскрашивания она многократно обводила и правила рисунок карандашом. На вопрос, с какой целью, ответила: «Чтобы было похоже». Но Винни‑Пух – фантазийный образ, а не портрет реального персонажа. Он не может быть «похож» или «не похож». Автор рисунка сверяла свое представление исключительно с мультипликационной версией

 

Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно‑ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

 

Книжные иллюстрации

Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.

Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.

 

У этого животного явные неполадки с глазами и челюстью. Лучше избегать подобных иллюстраций в период восприятия изобразительных эталонов

 

Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

 

 

При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного.

С точки зрения взрослых, маленькие дети обычно слишком вольно обращаются с книгой. Практически все так или иначе пробуют там рисовать или «дополнять» имеющиеся иллюстрации. Родителям можно посоветовать дать ребенку пару книг, которые не жалко привести в нечитаемый вид. Если таких нет, то сделать простые книжечки самостоятельно – вклеить картинки на скрепленные листы бумаги. Важно понимать, что у ребенка нет желания ничего испортить: он просто подражает пишущим взрослым и пытается проиллюстрировать книжку как художник.

Действиями малышей движет вопрос «что внутри?» Узнать это – их первоочередная задача, и поэтому они стараются разобрать любые предметы, в том числе книги. Критиковать ребенка за такое поведение не нужно, лучше распределить книжное богатство так, чтобы в руках ребенка оказывались только те книги, с которыми он может поступать как угодно (например, самоделки).

Родители обычно опасаются, что ребенок привыкнет относиться так ко всем книгам. Напрасно: ребенок старше двух‑трех лет перестает мять книги или рисовать в них и начинает копировать читающих взрослых. Если ребенок старшего возраста портит книги сознательно, здесь уже можно говорить о каких‑то проблемах поведения. Как правило, сознательным нарушением правил дети привлекают внимание или вымещают плохие переживания.

 

Картинки‑комиксы

Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

 

Игрушки

Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

 

У антропософских кукол нейтральные, но при этом добродушные выражения лиц, им можно «назначить» любой характер и любую эмоцию. Мастер Мария Тимофеева

 

1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла‑парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая‑нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу. Ребенку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

 

Антропософские игрушечные животные максимально обобщены: не медвежонок Винни‑Пух, а медведь вообще. Мастер Мария Тимофеева

 

3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки‑трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

 

Быт

Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.