Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнения на формирование зрительного образа





– Игра «Волшебный мешочек». Взрослый держит перед ребенком непрозрачный мешочек с мелкими предметами. Ребенок должен ощупать предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами, лежащими в миске с песком.

– «Что бывает?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие ему известны предметы, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее).

– «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного (стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный.

– «Что на что похоже?» В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток мчащихся под мостом машин напоминает реку. Один и тот же предмет полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде «дом похож на кубик».

 

 

 

 

 

Детский рисунок в науке

 

Детские рисунки не всегда считались достойными внимания взрослых. Более того, само понятие детства очень молодо – современные представления о возрастных категориях сложились примерно к XIX веку. Когда оно наконец было признано особым этапом развития личности, многие исследователи начали изучать детское рисование. Это связано прежде всего с появлением новой науки – детской психологии. Для изучения особенностей психологического развития ребенка ученые обратились к предметам детского творчества. До этого рисование рассматривалось строго как учебный предмет, было академическим, не допускающим в рисунках «детскости» и отклонений от заданных шаблонов и правил.

Одним из первых серьезных трудов о детском творчестве была книга «Искусство ребенка» итальянского искусствоведа Коррадо Риччи, изданная в 1887 году (в русском переводе – «Дети‑художники», вышла в Москве в издательстве Саблина в 1911 году). Риччи открыл своеобразие детского творчества. Фактически он первый увидел в детских рисунках не жалкие неумелые каракули, а закономерные этапы развития, заметил некоторые общие для всех черты и предложил разграничивать два основных периода детского рисования: доизобразительный и собственно изобразительный. Ему же принадлежит революционное для педагогики того времени открытие – о том, что рисование детей основано не на сходстве с реальным объектом, а на представлении о нем самого автора.

Интерес к рисункам нашел отклик в трудах по детской психологии. Рисование в них стали связывать с особенностями развития различных психических функций. Об этом, в частности, писал Дж. Селли в своих «Очерках психологии детства», показывая сходство становления схематического рисунка и речи.

Теорию о взаимосвязи развития детского рисунка и речи поддержали многие исследователи. Например, Вильям Штерн соотносил «каракули» с лепетом ребенка и двусложными словами, называл первые рисунки детей «символами», а не изображением предметов («Психология раннего детства до шестилетнего возраста», 1922). В книге «Духовное развитие ребенка» (1918) немецкий психолог Карл Бюлер не только указывал на общие особенности развития речевой функции и детского творчества, но и подчеркивал влияние речи на рисование.

Благодаря возникшему интересу детское рисование наконец было принято как своеобразная деятельность, имеющая совершенно другие цели, нежели рисование взрослых. Из‑за несоответствия детского рисунка «видимым» реалиям его стали рассматривать как форму игры. Этот подход описан в книге французского исследователя Жорж‑Анри Люке «Детский рисунок» (1927).

Периодизацию стадий развития детского рисунка предложил Георг Кершенштейнер в книге «Развитие способности к рисованию» (1905, в русском переводе вышла в издательстве Сытина в 1914 году). Именно ее взял за основу российский психолог Лев Выготский[2], укоренивший эту версию в отечественной психологии. В нашей книге за основу принята периодизация стадий детского рисунка, составленная Анатолием Смирновым (Смирнов А. А. Психология ребенка и подростка. М., 1927). Обобщив несколько известных классификаций, он предложил различать пять основных стадий в развитии детского рисунка.

1. Лишенные смысла штрихи, или каракули. Это непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке.

2. Бесформенные изображения. Визуально они иногда неотличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл.

3. Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).

4. Правдоподобные изображения, или «полусхемы». Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи – положения.

5. Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.

Серьезные исследования детского рисунка повлияли на изменение отношения к творчеству ребенка и практически полностью изменили педагогическую концепцию того времени. Вместо заучивания академических шаблонов и оттачивания «правильной» техники детям позволили творить и экспериментировать. В начале XX века в Европе и США зародилось принципиально новое направление в обучении детей рисованию. Собственно, обучения в прежнем понимании уже не было – использовались игровые методы, большое внимание уделялось сенсорному опыту.

Освобождение детского творчества от школьной муштры началось в 1897 году, когда чешский педагог Франтишек Чижек открыл в Вене уникальную Школу детского искусства. Ее девиз – «никаких рамок, никаких правил» – позволял детям экспериментировать с художественными средствами, изобретать собственные техники и наконец‑то не ориентироваться на «похожесть». Школа существовала до 1938 года, и основные ее идеи разлетелись по европейским и американским учебным заведениям.

Американский педагог Джон Дьюи внедрил методику свободного рисования в школах США, подчеркивая, что ребенок должен быть главным участником творческого процесса, а не способным копировальщиком образцов, созданных педагогом. Главный упор делался на освобождении творческой энергии ребенка, а цель обучения сместилась с получения результата на обеспечение ребенка средой для занятий творчеством.

К сожалению, российская педагогика не поддержала тенденцию освобождения самобытного детского рисунка от правил. Вместо отказа от давления в школе было решено создать систему обучения рисованию и в детских садах. Учебные программы, которые были составлены в середине XX века, почти без изменений до сих пор используются в государственных детских садах и яслях. Например, детей учат пошагово рисовать заданную картинку (см. рекомендации в книге Н. П. Сакулиной «Рисование в дошкольном детстве», Москва, Просвещение, 1965), срисовывать по образцу узоры, стимулируя технические навыки и не давая возможности самостоятельно передать впечатления в зрительных образах.

 

Детский рисунок в искусстве

 

Кроме ученых‑психологов, феноменом детского рисунка заинтересовались культурологи и философы. Интересным следствием этого внимания стала теория биогенетизма, появившаяся в Европе также в начале XX века. Следуя утверждению о том, что развитие индивида повторяет процесс исторического развития человека (онтогенез повторяет филогенез), сторонники теории предлагали рассматривать становление детского рисунка как зеркало эволюции изобразительного искусства. Немецкий историк Карл Лампрехт доказывал эту теорию примерами в книге «Собирайте рисунки детей» (1909). В отечественной литературе идею биогенетизма подробно описывал Анатолий Бакушинский (Художественное творчество и воспитание, 1925), проводивший параллели между творчеством на разных этапах человеческой цивилизации и особенностями развития психики.

Согласно этой теории, первые формы рисования – каракули – соответствуют архаическому искусству, их цель – освоение пространства. Далее, схематические рисунки, с их непропорциональными элементами, напоминают средневековую живопись, где значимое по смыслу выделялось графически. Постепенно рисунок приобретает пластичность и перспективу, к которым человечество пришло в художественных образах Ренессанса и более поздних периодов.

«Прорыв» детского рисунка оказался настолько значительным, что затронул не только ученых‑специалистов, но и художников, нашедших в нем новые идеи и свежий стиль. Живописцы, творившие во время «открытия» детского рисунка, с энтузиазмом осваивали его приемы на практике. Даже не вдаваясь в большое искусствоведческое исследование, это можно показать на нескольких ярких примерах. Наиболее заметными направлениями живописи, ориентирующейся на элементы детского рисунка, были дадаизм и примитивизм, но первыми обратили внимание на художественные особенности детского рисунка французские кубисты.

Кубисты принимают двумерное, «плоскостное» изображение детского рисунка и так же, как дети, стремятся показать предмет одновременно во всех ракурсах. Художники признают условность пространства и нарушают линейную перспективу. Жорж Брак изображал предмет не одной целостной формой, а множеством граней, что роднит его работы с детским схематическим рисунком.

 

Жорж Брак. Дом в Лестак. 1908

 

Отсутствие эталонов и свобода при выборе художественных принципов, присущие детскому рисунку, вдохновляла многих художников. Эта манера восхищала примитивистов, сознательно не использовавших «взрослые» художественные навыки или не развивавших свою технику. Многие художники‑самоучки создавали непосредственные произведения на уровне детских правдоподобных рисунков, другие стремились к этому и намеренно воспроизводили особенности такого стиля.

 

Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909 Портрет напоминает детский правдоподобный рисунок человека. Это типичная схематическая женская фигура. Ее характерные черты – некоторое несоответствие пропорций, плоскостное изображение, поза с раскрытыми руками лицом к зрителю, положение на листе (от края до края картины, голова выше птиц)

 

Творчество Пауля Клее сравнивают с периодом детского рисования, когда ребенок пытается найти определенный образ в бесформенных изображениях или каракулях. Клее экспериментировал с геометрическими формами и линиями, составляя из графических элементов ассоциативные образы. Так же, как ребенок изображает не видимый объект, а собственное впечатление, Клее провозглашал принцип «Искусство не изображает видимое, а делает видимым».

 

Пауль Клее. Теплый ветер в саду Франца Марка. 1915 Пейзаж напоминает рисунок ребенка, пробующего сложить образ из геометрических фигур, как домик из кубиков. Перспектива нарушена, изображение не трехмерно. Клее экспериментировал с разными простыми фигурами и пытался передать впечатление лишь с помощью цвета

 

Пауль Клее. Кукольный театр. 1923 Фигура куклы написана в стиле детского схематического рисунка: нарушены пропорции тела (слишком большая голова, маленькие тонкие ножки без ступней, не хватает ушей), изображение плоское. Туловище без живота и талии – очень распространенный способ изображения принцесс и красавиц у девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 

Вслед за ними дадаисты провозгласили простоту детского мышления основой художественного творчества.

Дадаисты, отвергавшие все каноны и смело обращавшиеся с начатой картиной, творили в совершенно ребяческом духе. Так дети, начав рисовать один объект, вдруг заканчивают картинку совершенно по‑другому. Они иногда меняют цвет, закрашивая одну и ту же деталь, а в их рисунках часто встречается асимметрия парных объектов (например, глаз и ушей человека). Дадаисты провозглашали полную бессвязность собственного творчества, что напоминает импульсивные рисунки детей, не связывающих отдельные изображения в цельную картину или сюжет.

 

Марсель Янко. Без названия (Маска, портрет Тристана Тцара). 1919

 

Общность с детским творчеством легко увидеть и в полотнах экспрессионистов. Приверженцы этого направления сводили форму предметов к абстрактным конструкциям и придавали большое значение символике цвета (каждый рисунок ребенка является в какой‑то мере деформацией – выделением главного и «забыванием» ненужных черт).

Одним из ярких представителей экспрессионизма был Джексон Поллок, работы которого напоминают детские эксперименты с красками на стадии испытания материалов. Множество малышей двух‑трех лет с удовольствием используют «капельную» технику Поллока, изобретая ее самостоятельно.

 

Джексон Поллок. За гранью объяснимого. 1952

 

Сюрреалист Хуан Миро также близок к графическим опытам ребенка. Этого художника прежде всего занимала проблема реальности предметного мира, и он соединял внешний и внутренний миры в одно целое. Это то, что сюрреалисты считали своим «духом детства» – реальность духовного мира и его проникновение в настоящий. Миро стремился к освобождению сферы подсознания от контроля логики, к образу как знаку. Он писал о себе, что картина появляется «сама», потому что не он управляет кистью, а процесс рисования ведет его.

 

Хуан Миро. Крыло жаворонка, с золотисто‑голубым воссоединяет сердце мака, спящего на усыпанном диамантами лугу. 1967 Само название картины напоминает детский фантазийный комментарий к рисунку. Дети рассказывают о своих образах в процессе рисования и играют с ними, и часто готовая картинка становится только последней ассоциацией. В детских рисунках часто можно увидеть не сам образ, а только чистую субъективную ассоциацию. Так и на этой картине – крыло жаворонка и сердце мака

 

 

 

 

 

Каракули

 

Обычно ребенок пробует рисовать еще до первого дня рождения. Это, конечно, не рисование в нашем понимании и не изображение конкретных предметов. Начальная стадия развития детского рисунка носит название доизобразительной, и в ходе нее ребенок преодолевает три этапа: период марания (посвященный пробам материалов), ритмических каракуль (автор повторяет движения и наносит схожие штрихи) и ассоциативный период (для него характерны попытки увидеть в каракулях образ).

К моменту начала рисования дети уже способны координировать свои движения и следить, как материал оставляет след на поверхности. Рисование учит их владеть телом и выполнять задуманные действия. Кроме того, это наглядный способ запечатлеть свое присутствие в мире.

 

Ребенку чуть меньше года – самое время рисовать на себе и на стенах

 

Первое время материалы для рисования интересуют ребенка только своими свойствами. Малышу требуется опробовать новую субстанцию и проанализировать данные многих рецепторов. Самыми важными являются тактильные ощущения, поэтому родителям не стоит удивляться и сердиться, когда ребенок начнет испытывать художественные средства всем телом.

Первые штрихи – это проявление общей исследовательской активности ребенка, результат взаимодействия с предметами и общения с людьми. Каракули служат «мостиком», который преодолевает разрыв между действиями и представлениями, и относятся к периоду «марания».

Рисунок девочки 1 года 3 месяцев. Каракули направлены в разные стороны. Пастель, шариковая ручка

 

Затем ребенок чувствует в движении определенный ритм, закономерность. Появляются так называемые «ритмические каракули», со штрихами, нанесенными примерно в одном направлении.

 

Рисунок девочки полутора лет. Большинство штрихов направлены одинаково. Пастель, шариковая ручка, карандаш

 

Рисунок девочки 2 лет. Пастель

 

Детские каракули – образ и двигательный, и зрительный одновременно. Рисуя, дети учатся воспроизводить свои движения, создают их видимое воплощение. Им нравится многократно повторять заученный жест (эту же особенность можно наблюдать в играх‑потешках), водить рукой по листу бумаги туда и обратно.

 

Рисунок мальчика 2 лет. Штрихи очень интенсивны и ритмичны. Простой карандаш

 

Начав с однообразных вертикальных или горизонтальных штрихов, постепенно ребенок научится делать отрезки разной длины и, стуча по бумаге, ставить точки.

 

Рисунок девочки 1 года 3 месяцев. Простой карандаш

 

Поначалу ребенок «не замечает» листа. Убрав за художником бумагу, вы увидите на столе или полу хвостики линий. Малышу потребуется время, чтобы понять, что у поверхности есть границы, и научиться оставаться в их пределах.

 

Рисунок девочки полутора лет. Видно, что ребенок рисовал не только на листе: рисунок «продолжается» вниз, границы не соблюдены. Гуашь

 

Рисунок девочки 1 года 5 месяцев. Внизу, вверху и справа рисунок не помещается на листе

 

Со временем появляются округлые линии и зигзаги. А после одиночных черточек ребенок пробует штриховку.

 

Рисунок девочки 2 лет 5 месяцев. Гуашь

 

Нередко, к сожалению, родители стремятся скорее помочь ребенку перейти на следующий этап развития рисунка. Им не терпится увидеть осмысленные изображения. Не стоит торопиться! Чем естественней проходит формирование рисунка, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.

Вот, например, малыш увлеченно рисует однообразные вертикальные штрихи. Мама «приходит на помощь» и изображает воздушный шарик, к которому ребенок подставляет свою черточку – получается «настоящая» картинка. Ребенок рисует красками и хлопает ладошками по листу – ему предлагают подрисовать в нужном месте глазки и лапки, чтобы вышел ежик. Таким образом родители не дают ребенку самому додуматься до того, что в любом штрихе скрывается смысл. А ведь чем больше ассоциативных связей возникает в мозгу, тем выше уровень интеллекта. На следующем этапе развития рисунка малыш как раз будет занят поиском «предметов» в своих каракулях, и не нужно мешать ему самостоятельно одолеть эту ступеньку.

 

Рисунок девочки 2 лет 6 месяцев. Каракули располагаются в соответствии с замыслом, а не хаотически. Это означает переход на следующий этап – рисование в задуманном месте и поиск смысла в изображении

 

Помочь ребенку на первых этапах очень просто: нужно обеспечить ему комфортные условия для рисования. Самое главное – заранее примириться с тем, что художник будет страшно пачкаться. Если дома тепло, раздеть его догола или почти догола, а пол в «мастерской» застелить клеенкой. За стол малыша лучше не сажать – и неудобно, и мало места. Чем меньше ребенок, тем большего размера выдавайте лист и кисть.

 

Замечательный выход – рисовать на обратной стороне рулона обоев

 

Впрочем, на первом этапе кисточки почти не нужны. Дети увлеченно рисуют и ладонями, и ступнями. Это важное и полезное занятие – обследовать собственное тело и способы его применения. Совсем недавно было сделано открытие, что оно принадлежит только маленькому хозяину и он сам – отдельное существо. Поэтому дети с удовольствием оставляют везде свои отпечатки. И не стоит критиковать ребенка, если он «вылезает» за разрешенную поверхность, красит пол или стол. Лучше оставлять у него на виду изобразительные средства, которые легко отмыть.

Едва заполучив карандаш, дети тут же пробуют его на всех доступных поверхностях. В первую очередь страдают свежевыкрашенные стены или новые обои. Родители то и дело находят в квартире росписи.

 

Дети рисуют на кафеле в ванной легкосмываемыми красками

 

Девочка рисует красками на листе бумаги, закрепленном на двери. Рисунок не ограничился листом, досталось и двери

 

Разумеется, ребенку тут же делают внушение за «баловство», иногда даже запрещают рисовать до того возраста, как он перестанет пробовать пишущие средства где угодно. То есть лишают освоения материала в самый подходящий для этого период. Но и те дети, которых наказывают за «порчу имущества», с завидным упорством продолжают рисовать именно на стенах. Почему? Просто потому, что им это необходимо.

 

Годовалая девочка рисует красками. Это обычная гуашь, которая прекрасно справляется со своей задачей. Ребенок в этом возрасте пробует художественные средства прямо на своем теле, а заодно на всех поверхностях, до которых может дотянуться

 

Рисунок мальчика полутора лет. Брызги краски и вода. Конечно, при таком рисовании нередко страдает «рабочее место»

 

Таким способом ребенок отмечает факт собственного существования в данном пространстве, «присваивает» территорию. Рисование для него – наглядный результат взаимодействия с миром. Ведь совсем недавно он не осознавал себя самостоятельным человеком! И сейчас ему требуются эмпирические подтверждения нового ощущения.

Кроме того, «пачкать обои» гораздо удобнее, нежели рисовать на столе или на полу, – дети предпочитают делать это на бегу и на уровне своего роста. Ранний возраст – это фаза подражания, и ребенок пытается участвовать в бытовых действиях. Правда, делает он это особым способом.

Масштаб «разрушений» во время творческого процесса может испугать родителей и вызвать у них желание избегать стихийного рисования до того времени, как ребенок подрастет. Но кроме красок, мелков и карандашей, рисовать можно любыми подручными средствами: водить пальчиком по рассыпанной на столе муке и запотевшему стеклу, чиркать палочкой на песке. Чем больше вариантов вы придумаете вместе с ребенком, тем лучше.

 

Рисунок девочки 2 лет 8 месяцев. Спичкой по кофе, насыпанному через сито на бумагу

 

Так выглядит рисование свекольным соком

 

Полезно помнить, что на этом этапе излишне хоть как‑то направлять действия ребенка. Пустите все на самотек. Если малыш уже который месяц выводит однообразные штрихи, не нужно показывать ему, как рисовать зигзаги или волнистые линии. Как в любом аспекте психологического развития, события форсировать незачем. Все обязательно произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку.

В этом возрасте самым удобным материалом для рисования будут краски (гуашь). Они позволяют рисовать ручками, давая тактильные ощущения, и оставляют яркий след. Хорошо использовать краски, не требующие разбавления водой. Наливать их лучше в блюдца или одноразовые тарелки, поскольку ребенок рисует ладонью и ему трудно залезать в маленькую баночку или коробочку.

 

Из баночки краску не достать всей ладошкой

 

Поначалу можно ограничиться одной краской, ребенку не нужна целая палитра. Основное удовольствие – ощущать краску руками и переносить ее на себя или поверхность. Поэтому цвет совершенно не важен. Но если есть выбор, учтите, что дети до трех лет выбирают самые темные оттенки, поскольку след от них заметней.

Мелки малышу нужны самые толстые, чтобы обхватить их кулачком, и без обертки. Лучше всего подходит нетоксичная и мягкая масляная пастель. Карандаши в этом возрасте обычно непопулярны, а если и используются, то чаще не по назначению – перекладывать их из одной коробочки в другую интереснее, чем рисовать.

 

Фломастер зажат в кулачке

 

Некоторые родители и педагоги стараются сразу же научить ребенка «правильно» держать карандаш или мелок. Не стоит волноваться об этом! У вас будет достаточно времени потом. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по‑взрослому – мелкая моторика еще не настолько развита. К тому же, ребенок стремится задействовать сразу максимум рецепторов, поэтому хватает интересный предмет всем кулачком. Еще одна веская причина не переучиваться – свобода действий с карандашом. Для удержания карандаша тремя пальчиками требуется чрезмерная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Рука ребенка устает, потому что на этом этапе такой захват нефизиологичен. Захват кулачком позволяет произвести больше движений. Например, дети ставят точки и маленькие черточки, стуча карандашом по бумаге, как молотком, – так интенсивно долбить «щепотью» не получится.

 

Ребенку явно неудобно держать инструмент «по‑взрослому»

 

 

Вопросы родителей

 

– Полезно ли рисовать красками для ванной?

– Как рисование – не имеет смысла, поскольку следы творчества тут же смываются. Эти краски могут быть дополнительным развлечением, но не основным художественным средством.

 

– Можно ли начинать рисовать с фломастеров?

– Фломастеры лучше давать не раньше младшего школьного возраста (в шесть‑семь лет), и то не как основной материал. Они не позволяют ребенку научиться управлять художественным средством. Чтобы рисовать фломастером, усилия не нужны: невозможно регулировать нажим, как у карандаша, цвета слишком неестественные, и смешивать их нельзя. А получение нового цвета очень важно при освоении материалов. Кроме прочего, обычно фломастеры токсичны (в отличие от мелков или пастели) и не годятся для малышей.

 

– Ребенок все тянет в рот. Подождать с рисованием?

– Когда ребенок больше грызет карандаши, чем рисует ими, можно рисовать каким‑либо съедобным материалом, например кусочком свеклы. Еще одно хорошее средство – соки, замороженные в формочках для льда. Старайтесь объяснять ребенку, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Годовалые дети уже отлично все понимают. И это не повод лишать ребенка радости творчества.

 

– Вы рекомендуете не учить «правильному захвату». А если ребенок так привыкнет держать карандаш, ведь потом не переучишь?

– Ребенок учится постепенно. Есть дети, которые сразу же захватывают карандаш правильно, но они скорее исключение. Обычно ребенок до трех лет рисует, зажав карандаш в кулаке. Уверяю, такой захват не останется навсегда и уйдет на соответствующем этапе развития мелкой моторики.

 

– Можно ли уже в раннем возрасте определить способности к рисованию?

– Можно даже не определять – в таком возрасте они есть у всех детей без исключения. Сохранятся ли они на протяжении всего детства и далее, зависит только от родителей.

 

– Мой ребенок полутора лет не любит пачкать руки, и краски ему неприятны. Даже если на руку попала маленькая капелька, сразу плачет, чтобы я вымыла. Поэтому ему не нравится рисовать. Что ему предложить вместо красок?

– К сожалению, замена красок в данной ситуации не выход. Если ребенок в раннем детстве боится испачкать руки и дотронуться до «пачкающего» предмета, это серьезный и неприятный показатель. Может быть, ребенок получил негативную реакцию родителей на испачканные руки? Если это так, старайтесь снять строгие требования к «опрятности», не помещайте ребенка в стерильную среду. Позволяйте ему возиться в песке, глине, играть с водой. Служите примером, если он сам боится опустить туда руки. Так же и с рисованием – покажите, как рисовать ладошками. Если вы будете относиться к этому положительно, проблема исчезнет. Полтора года – важный период для получения тактильных ощущений от различных субстанций, не упускайте это время.

 

– Ребенок не проявляет интереса к рисованию. В чем причина? И продолжать ли предлагать?

– Причину, не зная подробностей, назвать невозможно. Чаще всего ребенок отказывается рисовать, если за этим действием закрепилось плохое переживание. Например, испачкался – и мама поругала, или укололся карандашом. Продолжайте предлагать, но не навязывайте. Рисуйте в присутствии ребенка, получайте удовольствие от этого процесса, тогда ребенок обязательно присоединится!

 

– Вы говорите, что можно рисовать съедобными материалами. Не привыкнет ли ребенок баловаться с едой? Можно ли его от этого отучить?

– Про годовалого малыша никак нельзя сказать, что он балуется с едой! Это обычный исследовательский интерес. Позвольте ему «побаловаться» таким образом, узнать, каково на ощупь то, что вы даете ему для еды. Это обязательно пройдет, но в раннем детстве малышу необходимо так знакомиться со всеми продуктами. Ему нужно получить как можно больше сенсорного опыта. Приучать в таком возрасте «есть красиво» – верный способ отбить аппетит.

В настоящее время существует множество методик «сенсорного развития». Но не стоит забывать, что ребенку прежде всего интересен окружающий мир и никакие дидактические пособия или суррогаты его не заменят. Вот замечательный пример сенсорного развития – шлепать ложкой по тарелке с бульоном. И запах, и вкус, и цвет, и брызги во все стороны! Еда – один из трех основных процессов в жизни ребенка (наряду со сном и хождением в туалет), и малышам очень важно получать в это время информацию от различных органов чувств.

 

– Если я сама не умею и не люблю рисовать, стоит ли мне самостоятельно заниматься с ребенком или лучше пригласить для этого учителя?

– В любом случае предпочтительнее заниматься самим родителям – для них это еще важнее, чем для ребенка. Даже если вы пригласите учителя, ребенок почувствует ваше отношение к процессу и скоро так же возненавидит рисование. Постарайтесь вспомнить себя в детстве – когда‑то же вы любили рисовать? Не может быть, чтобы даже в два‑три года уже испытывали к этому отвращение! Рисуйте как ребенок, а не «как надо». Играйте с красками, попытайтесь познакомиться с ними заново – как ваш ребенок в настоящий момент. На протяжении всего детства ребенку необходима любая совместная деятельность с родителями, тем более творческая.

 

– Обязательно ли организовывать специальное место для занятий?

– Cовершенно необязательно. Оно нужно маме, чтобы было удобнее убирать, а не ребенку. Желание порисовать возникает спонтанно и совсем не связано с местом для занятий.

 

Бесформенные изображения

 

Бесформенные изображения завершают этап доизобразительной стадии. Особенность этого периода в том, что ребенок впервые пытается отыскать смысл в своих каракулях. Внешне рисунок изменился мало, разве что чаще стал умещаться в границах листа, но для автора он уже кое‑что значит. Теперь ребенок хочет обозначить изображение: например, рисуя машинку, он приговаривает «би‑би». На этом этапе рисование наконец переросло «испытание средства» и начало быть «применением средства» с заданной целью.

 

Два кота. Рисунок девочки 2 лет. Карандаш. Картинка уже помещается на листе, расположена в задуманном месте, и ребенок видит в ней смысл

 

Предыдущие опыты и упражнения научили ребенка делать штрихи: длинные, короткие, прямые, зигзагообразные, жирные и тонкие. Теперь ему нравится управлять кистью и получать мазки разной интенсивности и направленности.

 

Рисунок мальчика 2 лет 6 месяцев. Гуашь

 

Идет град. Рисунок девочки 2 лет 7 месяцев. Гуашь

 

Ребенок часто говорит во время рисования, ритмично повторяя короткие слова: «топ‑топ», «кап‑кап» и др. Это комментирование доставляет ему удовольствие, и, опираясь на ритм, он согласованно наносит штрихи на бумагу, то есть осознает свои движения и многократно их воспроизводит.

Поначалу именно ритм и характер движений вызывают у художника смысловые ассоциации. Например, тыча кисточкой по листу, он обнаруживает, что это похоже на то, как идет дождик, и объясняет: «Это кап‑кап». Стадию бесформенных изображений еще называют «стадией интерпретации», поскольку дети в это время начинают рассказывать, что они рисуют.

 

 

Из тучи идет дождик. Рисунок девочки 2 лет 6 месяцев. Гуашь, вода. Девочка нарисовала тучу в левой части листа, потом вымыла кисточку, и с нее на картинку случайно капнула вода. Девочка начала повторять действие, стряхивая воду с кисточки и приговаривая: «Дождик пошел, кап‑кап!» Прием так понравился, что с его помощью она сделала еще одну отдельную картинку

 

Качели. Рисунок девочки 2 лет 9 месяцев. Цветной карандаш

 

По‑настоящему предметного рисования не будет, пока не будет фразовой речи. Когда ребенок научится говорить предложениями, постепенно сформируются навыки изображения отдельных предметов. Но на нынешней стадии образ пока еще возникает из случайных каракулей, ассоциации подсказываются воображением, а внешнего сходства деталей может не быть вообще.

 

Птичкины следы. Рисунок девочки 2 лет. Гуашь. Ассоциация, подсказанная движением

 

Со временем к двигательным ассоциациям добавляются зрительные.

Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Ребенок подкрашивает воду в стаканчике, смешивает краски на палитре, размазывает их по рукам и даже не подходит к листу. Не нужно делать выводов о том, будто бы малышу неинтересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и ребенок должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется.

 

Пингвин. Рисунок девочки 2 лет 3 месяцев. Гуашь. Деталь слева напомнила ребенку склоненную голову и стала опорой для новой ассоциации

 

Мамины ножки. Рисунок девочки 2 лет. Гуашь. Очертания цветных пятен на рисунке напоминают два следа

 

Исследователи полагают, что в период обучения манипуляциям с предметами ребенок проходит три стадии: вначале он выясняет функции предмета, затем запоминает их и использует предмет по назначению, а потом ищет новые способы применения знакомых вещей. К концу раннего детства малыши обычно начинают придумывать новые способы использования хорошо изученных предметов. И во время рисования ребенок, отлично знающий, что делать с карандашом, вдруг начинает макать его в стакан с водой, заворачивае







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.