|
Учет, проверка и обработка библиотечного фондаСущность учета – регистрация д.-в в отдельности и подсчет их общего количества. Объекты учета – д.-ты, независимо от их вида и материальной основы. Задачи у.:1. документировать поступление, выбытие и местонахождение документов, 2. контроль за расходованием гос. средств и сохранность фонда, 3. содействие аккуратному и бережному отношению к фонду, 4. давать информацию о размере фонда, его составе, структуре. Учету предъявляются требования: Обязательность ведения его всеми библ.-ми, Полнота сведений о фонде (все виды д.-в), Единообразие приемов и форм учета д.-в, Точность сведений о фонде, Своевременность и оперативность учета, Соответствие единиц учета фонда единицам использования фонда, Единицы учета фонда должны облегчать размещение, сохранность и проверку фонда. Функции учета состоят в том, чтобы фиксировать наличие и местонахождение документов в фонде. Величина и движение фонда измеряются в основных и дополнительных единицах. Основными единицами (кроме газет и неопубликованных д.-в) является название и экземпляр. Дополнительные: годовой комплект, метрополка, подшивка. Для отдельных видов документов установлены специальные единицы учета: - для журналов – экземпляр (том, №) и название издания за все годы; - для газет – годовой комплект и название газеты; - для АВД – экземпляр и название; - для электронного д. – название и экземпляр. Учет ведется в 2 формах: статистический и бухгалтерский. Виды учета: - Интегрированный (суммарный) – дает количественную характеристику фонда в целом и по частям. Формой учета является «Книга суммарного учета БФ», ведется в традиционной или электронной форме. Состоит из: раздела поступления д.-в, раздел выбытия, раздел- итоги движения фонда. В ЦБС ведется «Книга суммарного учета БФ…ЦБС», - Индивидуальный (дифференцированный) учет – регистрация отдельных названий и экземпляров. Формы учета: книжная (Инвентарная книга), карточная (карточка учетного каталога), листовая (лист актового учета), регистрационная карточка на определенный вид издания. Единицы: название и экземпляр. Специфика индив. учета в ЦБС - всем экземплярам названия присваивается один инвентарный №. В РБ на учет всех видов д.-в есть стандарт: «Библиотечная статистика. Основные положения»(2000 г.). В 2002 г. НББ издана «Инструкция по учету и сохранности БФ в РБ» Учет осуществляет отдел комплектования. Обработка БФ – комплекс операций по подготовке д. к хранению и использованию. Проводится в отделах обработки и каталогизации. 2 вида обработки: - научная – проставление полочного шифра, составление БЗ, шифра хранения, полного индекса, инвентарного индекса. - техническая – 1. замена мягкого переплета твердой обложкой, 2. штемпелевание книги, 3. оформление паспорта, 4. мелкий ремонт, реставрация. Во всех библиотеках проводят плановую или внеплановую проверку фонда – определение наличия зарегистрированных документов в БФ. Цель– установить наличие зарегистрированных учетных единиц. В соответствии с Законом РБ проверка БФ проводится: при смене материально-ответственного лица, при выявлении кражи, в случае стихийного бедствия, при реорганизации и ликвидации библ.-ки. 2 способа проверки: - определение наличия либо отсутствия д.-в по инвентарной книге, - сверка наличия д.-в в фонде с помощью контрольных талонов. Для проверки БФ создается специальная комиссия из работников библ.-ки, выявляет состояние учета, правильность исключения д.-в, недочеты, выделяют устаревщие д.-ты. В инвентарной книге проставляется дата проверки. Результаты фиксируются в акте, кот. сопровождается списком недостающих учетных единиц.
№1 Кніга і чытанне як фактары сацыялізацыі асобы. Роля бібліятэкі ў працэсе сацыялізацыі Механизм социализации действует на различных уровнях: Биологическом (физиология),уровень организма, психолог (личность), соц-псих (группа), социал(общества в целом). С-ция вкл-т активное изменение природн, соц. изменений, качеств.изменения Ч-ка. Основным содержанием С-ции явл. передача опыта, норм, склад жизни, богатства .Соц. личности возн.в19в во Франции.В 20 в.идет процесс формирования развития Ч-ка.Сложил. 2 подхода на роль соц-ии.1.рассматривать, как процесс адоптирования Ч-ка к обществу(субьект-обьект).2.В процессе с-ции Ч-к адаптируется к обществу и сам воздействует на его(субьект-суб).С-ция 2-х сторонний процесс: 1Усвоен. сац.норм.2.Активно приоьрет. свой личн. опыт(обогощает развитие общества).В России в60гг. 20ст.употребил терминн Соц. Психология изв. психол. Парыгин. Его точка зрение(С-ция- включ. в себя вхождение в общ-во,адаптация в нем, усвоение всех ф-ций,ролей,норм,правил и обязан. весь многосторон. процесс,кот. включает и биолог. предпосылки,и непосредственн. участие Ч-=ка, соц. знания, отношения, умения практич. Деят. А др. Альбуханова, Кона,Леонтьева рассматривали С-цию, как Воспитание. Отл.черты С-ции от В-ния:это неспец.процесс и происх., как влияние на общ-во. Характерн. Стихийность. Происходит в связи с активной деят-сти,неспец. свободного усвоения коммуникативности. Увеличение сам-сти индивида. Процесс С-ции:этапы, уровни, институты. Стадии (детство, порростковый возр., юнасть, сталость, старость). Ступени С-ции (перенимание соц. опыта, формирование самосознания, выбор профессии, активн. проф. и творч. деят-сть.Сферы С-ции (семья, школа, ВНУ, коллектив-сверстников и рабочий, досуг.Основн. Факторы С-ции(общения,СМИ). Основ. методы (внушение, переубеждение,психол. помощь- только в условиях взаимопонимания. Спецыфика С-ции (псих.-физиолог- ограниченные возмож., соц.-психол.- возр группы пользоват).Общение в б-ке: непосредственным, и опосредованным. Непосред общение -систему взаимоотношений между читателем и библиотекарем и носит характер непосредственных контактов между конкретными людьми. Опосред общение -отсутствием непосредственного контакта между теми, кто создаёт информационные продукты и услуги, и теми, кто их потребляет. Н-р: расстановка фонда в открытом доступе, и каталоги, картотеки, базы данных, и библиографические указатели, книжные выставки -продукты деятельности библиотекаря-библиографа, средства коммуникации между ним и пользователями. Информацион. процессы в общ. проходят ч-з осн. каналы связи(личные, спец. И массовых коммуникаций).информация, кот. куммулирует в обществе явл. соц-ой. Соц. влияние книг. Печать выполняет ряд ф-ций,отражая реальную дейстит-сть).Книга предполагает более глубок. и спецефич. воздействие, другое восприятие.Худ. Книгареализует свою соц. Ф-цию 2-х аспектах:1.как СМИ.».Как спец. Форма иску-ва. Также несет ценностно-ориентир., нравствен., эстет.ф-ции. Научн. Л-ра способств. соц-ции интеллектуальной сферы Л-сти. Особую роль играет Искусство – помогает Ч-ку вкл. В систему конкретн. истор.соц-ции жизни, с-му дух. развития ч-тва. Русская клас-ка – дух. Ценности ист-х мыслителей и чувств.Ф-ции чтения (ценностно-ориент., фактором пробуждающего личностн. Потенциал индивида. С-ция и влияние б-ки.1.располагает инфо богатством, предоставляет читателю. 2.пропоганда лит-ры ч-з разл формы информирования.3.Имеет возможность влиять на чтение конкретн лич-й, максимально точно учит ее потребности на данный момент.;4.Близка к СМИ.5. Ее д-сть не ограничена, в отл от школы. 6.сопутсвует Л-стина протяж всей ее жизни. Чтение-деятельность,кот занимает значит место в жизни каждого.Б-ка оказ знач воздействие на чтение, как процесс с-ции л-сти, организуя его, предавая ему целеустремленность и глубину. Самоадукация,повыш проф уровня Важна координация деятельности б-к с другимиорганизац и учрежден.
Планирование и прогнозирование биб. деят-ти Планирование биб. деят-ти закл. в определении: целей, задач и направлений работы б-ки; тематики, содержания, форм и методов раб. б-ки; объемов работы, матер-технич. и финанс-х затрат на выполнение план-х заданий. Цель планирования – оптимальное по времени и качеству исполнение задач библиотеки. План работы – система взаимосвязанных общей целью заданий деятельности учреждения на определенный период времени. Задания определяют порядок, термины и последовательность исполнения работ. План отражает осн. направления, тематику, содержание, формы и методы деят-ти б-ки, систему показателей объемов работ и затрат рабочего времени. Система планов б-ки: Перспективный (на 5 лет). Определ. общее разви-тие б-ки, основн. задания долговременного значения и уровень, кот. должна достигнуть б-ка за данный период. Вкл. 1) основные показатели работы по годам, 2) перспект. напр-ния д-ти б-ки, 3) капитальные работы. Стратегич. пл-е закл. в определ. целей б-ки, необх. для их достижения ресурсов. Задача – инновационное развитие б-ки. Разработка вкл.: Структура: 1) анализ состояния дел в б-ке; 1) хар-ка целей; 2)определения целей управл-ния; 2) меры их достиж. 3) выбор стратегии их реализ.; 3) ресурсы 4) распределение ресурсов… 4) изменения стр-ры б- ки, развитие коллектива. Отличия стр. и персп.: при разраб. ПП исходят из пожеланий коллектива, СП- определ. руководство; СП сост. не по годах, а по термину реализ. намеченных целей. Сост. из глав, кот. посвещ. 1 напр-нию. Годовой (тек.) (на 1 год): 1) основные задачи на год; 2)свод гл. числ-х пок-лей по осн. напр-ям деят-ти; 3) формирование фонда и отражение его в справочном аппарате; 4) мероприятия по притяжению польз-лей, улучш. их обслуж-ния; 5) организационная и методич. деят-ть; 6) развитие МТБ и технологич. базы; 7) доходы и расходы; 8) повыш. квалиф. сотр-ков… 3. (тек.). Структурные подразделения сост. квартальные планы по той же схеме. На его основе сотрудник сост. месячный план. При планир. определ. фонд рабочего времени и его расход для правильного распределения объемов работ между структурными подразделениями и сотрудниками б-ки. ФРВ – годовое кол-во рабочих дней б-ки, структ. подразделения, сотрудника (дни в году-выходные-потери раб. времени (2-5%), пересчитанные в кол-во часов (умнож. на 8). В зависимости от срока действия планы дел. на: перспективные – долгосрочные (на 10 лет и более); среднесрочные (охватывающие 5-летний срок); текущие (годовые, квартальные, месячные). С точки зрения сферы действия, различают сводные и внутри биб. планы. Св. пл. охватывают совокупность б-тек, находя-щихся на одной территории (сельсовет, район, область) и принадлежащих одному или неск. ведомствам. Напр., единые планы биб. обслуж. населения в гор., районах, обл., св. планы б/г/ф-ой, исследю и метод. работы. Вн. биб. пл. определяют деят-ть отдельной биб-ки и ее отделов, сотрудников, пл. отдельных крупных мероприятий, рассчитанных на длительный срок.
5.Биб. статистика. Учёт и отчетность. Биб. ст-ка (самост. наука – с.17в.) – науч. дисципл., кот. изучает количественные отношения различных процессов биб. дет-ти, разраб-ет приемы колич-го анализа, кот. позвол. выявить закономерности развития б-тек. Фрумин, Матульский. 2000г. ГОСТ «Биб. ст-ка». Задачи БС: разраб. системы показателей (масштабы, темпы развития биб. деят-ти; созд. методов расчета показателей и связей между ними; обесп. наблюдения и контроля за биб. деят-тью в целях выявления проблем развития; исслед. фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций. Стат. исслед-е – процесс изуч. биб. деят-ти на осн. правил, спец. стат. методов. Этапы: Стат. наблюдение – научно-организованное наблюд. Получ. данные первичной информации; Группировка мат-лов – разделение данных на группы и подгруппы. Подведение итогов в виде таблиц; Обработка показателей – изучение стат. данных для выявления характерных закономерностей изучаемых процессов. Учёт – регулярный сбор данных о состоянии и развитии б-ки. 3 вида учёта: 1. Оперативный – постоянная регистрация каждого процесса работы б-ки по мере её выполнения. - ОУ фондов б-ки (Кн. суммарного учёта; Инвент. кн.); - пользователей (кол-ва читателей; формуляр); - сотр-ков (личные дела; технологич. карты процессов). 2. Статистический – количест. хар-ка фактов в целях изучения деят-ти б-к. Устанавливает точные данные о величине, составе, движению фонда; к-ву и составу польз-лей, книговыдач и т.д. 3. Бухгалтерский – фиксирует оборот материальных, финансовых и трудовых ресурсов б-ки (сметы, накладные, квитанции). Учет и отчетность обесп. рук-лей информацией. «Инструкция по учету и сохранности БФ в РБ». На основе данных первичного учёта (регистрация в документах установленной формы событий и фактов по мере их осуществления) ведётся отчётность, т.е. периодически подводятся итоги, описывается и анализируется работа за определённый период времени (месяц, квартал, год). Годовой информационный отчет призван всесторонне охарактеризовать деятельность библиотеки, подвести итоги. По нему судят о месте библиотеки в системе культурно-просветительских учреждений и ее роли в обслуживании населения книгой. Отчет – важный источник для изучения и распространения нового опыта. Цель его – глубоко проанализировать работу минувшего года. Обсолютные показатели: - кол-во книговыдач К; - кол-во читателей Ч; - объем фонда Ф; - кол-во посещений П. Относительные: Обращаемость = К/Ф (степень использования фонда) Читаемость = К/Ч (интенсивность чтения) Кн/обеспеч-ть = Ф/Ч (средн. число книг на 1 польз-ля) Посещаемость = П/Ч (активность посещения б-ки).
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|