|
Архитектура Залесья домонгольского периода.Зодчество Залесья Каменное строительство в Залеской земле, называемой обычно Владимиро-Суздальской, началось с воспроизведения киевской традиции. Здания здесь строились по типу одноглавой четырехстолпной церкви, но, в отличие от киевской традиции, были выполнены из белокаменных блоков и подчинены строгой системе пропорций – все их основные величины кратны общему модулю – стороне подкупольного квадрата. Их структура и лаконичные формы близки киевской традиции. В то время между Владимиром и Киевом шла борьба за главенство над Русью, поэтому князь владимирский Андрей Боголюбский не мог больше опираться на киевскую традицию и намеренно обратился к иным школам зодчества, судя по летописям, к мастерам «от немец», отсюда и прослеживающаяся далее в залесской архитектуре романская традиция. Результатом этого стал владимирский Успенский собор – храм, по высоте больше Софии Киевской (32,3 м), в его основу положена структура городского шестистолпного собора. Объем здания расчленен лопатками, к которым приставлены тонкие полуколонки с резными капителями. Широкий архитектурно-колончатый пояс делит фасады на лаконичную массивную нижнюю часть и легкий, тонко украшенный верх. Самый известный памятник архитектуры Залесья – храм Покрова богородицы на Нерли. Храм невелик, высота до зеркала купола – 20,5 м, сторона подкупольного квадрата – 3,10 м. Массивность стен и столбов при малой величине и традиционной схеме (одногл. четырехстолп.) привела к напряженной вертикальности затесненного внутреннего пространства. Из-за «стандартности» размеров некоторых архитектурных форм окна и аркатурный пояс имеют те же размеры, что и на Успенском соборе. В отличие от романской традиции, где внешние формы тяжеловесны, храм Покрова на Нерли кажется миниатюрным и невесомым, но формы неожиданно высокого интерьера крупномасштабны и монументальны. Синтез изначальной византийской и привнесенной романской традиции открыл владимирцам путь к появлению самобытной архитектурной школы, которую нельзя отнести ни к одной из традиций, ни к византийской, ни к романской культуре. Это – русская средневековая культура. Пик ее развития – нач. 13в, он же и явл. концом развития, т.к. города Залесья были разорены нашествием Батыя. Билет 11 Вопр.1 Религиозные воззрения Древней Месопотамии Создание культа могущественных богов.(нет мелких божков).Аналогия соц стратификации-иерархия богов.(быстрый шаг из неолитич культа полубожеств к упорядоченной сис-ме богов)рано слож гос-во(благоприятн экология,избыточн ресурс) В начале III тысячелетия до н.э. в Нижней Месопотамии возникли многочисленные города-государства. Наиболее значительными номовыми государствами можно считать Ур, Урук, Лагаш, Умму, Эреду, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш. Во главе номовых государств стояли правители, носившие титулы эн, энси, лугаль. В ХХVIII-ХХVII вв. до н.э. руководство городом-государством принадлежало эну - верховному жрецу, следившему за городским строительством, организацией ирригационной сети, общественными работами в целом, наблюдавшему за деятельностью административного аппарата. Лугалем (большим человеком, господином) именовался военный вождь. К середине III тысячелетия до н.э. вырисовывается новая фигура лугаля-гегемона. В отличие от прежних правителей, находившихся в политической зависимости от советов старейшин своих номов, лугаль-гегемон искал опоры в своих личных сторонниках и дружине, с помощью которой он мог преследовать цель завоевания других номов, возвышаясь над отдельными советами старейшин. На протяжении веков шла постоянная борьба за преобладание с возвышением то одного, то другого города. В конце XXIV в. до н.э. доминирующую роль в Нижней Месопотамии стала играть Умма, правитель которой Лугальзагеси подчинил своей власти весь Шумер. Однако вскоре Лугальзагеси лишился власти, оказавшись не в состоянии сдержать натиск более сильного государственного образования.Характерная черта-непризнание единого прапвителя сыном бога.многокультурнная,многоэтнич цивилизация,но склад. единый культ богов. Шумеры, аккадцы, вавилоняне почитали общие космические божества: Ан (Ану по-аккадски) - бог неба, Энлиль (Эллиль) - бог жизненных сил, необузданной стихии (буря, «владыка-ветер»); Энки (Эйя по-аккадски) - владыка подземного мирового океана пресных вод, поверхностных земных вод. Значительнейшей популярностью на протяжении всей истории древнемесопотамской цивилизации пользовались главные астральные божества: Уту (Шамаш (аккад.) - бог Солнца; Нанна (Син - аккад.) - бог Луны. Центральное место в вавилонском пантеоне принадлежало Мардуку - главному богу Вавилона. «Владыка богов», «отец богов» - основные эпитеты Мардука. Свящ животные-бык и змея(хтонический мир,мудрость) Характеризуя отношения людей и богов в Древней Месопотамии, обратим внимание на феномен «личной религии», самые ранние проявления которой относятся к началу II тысячелетия до н.э. в месопотамии- тщат наблюд за природой и явлениями(лунный и солн календари).ликвид одних богов,появл других,отбор-склад. единая мифология. Халдеи записали евреям ветх завет. Зиккураты-культ сооруж на месте капищ.вокруг них позднее-города храмы. Сооруж на «подушках»,-возвыш.,в наход внутри цитадели.храмы часто консолид в себе кроиме основн бога культ древн божков,ктр. ассимилир. вэтом образеОснователем первого в истории Месопотамии централизованного государства «Царство Аккада» стал Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.), сделав своей столицей г. Аккад. Под властью Саргона были объединены Шумер, Северная Месопотамия. В общегосударственном масштабе царь обладал деспотической властью, которая утверждалась с помощью репрессий и насилия. Сын Саргона Римуш в ответ на восстания вырезал целые города. Хотя при Саргоне номы и сохраняли свою внутреннюю автономию, однако энси стали теперь по существу ответственными перед царем чиновниками. Несмотря на активную политику, проводившуюся внуком Саргона Нарам-Суэном (2236-2200 гг. до н.э.), Аккадское царство затем пало под натиском горных племен кутиев.В конце XXII в. до н.э. в Южной Месопотамии складывается централизованное государство - «Царство Шумера и Аккада», возглавлявшееся III династией Ура (2112-2003 гг. до н.э.).Ур-Намму и его преемники создали классическое древневосточное деспотическое государство, в котором все земли, храмовые и правительственные, были объединены в одно государственное хозяйство. Исключительно большое внимание уделялось организации учета и надзора. Др. греция частично заимств. Религ традиции передн азии. бог вавилона-мордук. Вопр.2 Предпосылкивозникновения христианства Источники христианства. Ментнруизм: формировался в 3-2 в. до н. э. Культура минтры (мастдэизм) – сын Охоромазды, бог солнца, огня, покровитель волков. Патриарх среди инанских народов – приобретение воинственности. Играет все большую роль, передний план по отношению к основным космогоническим актам – разделение света и тьмы. Ментроизм вытесняет Агиуромозду – главного противника бога тьмы, характер Сотера-спасителя: белые одежды, диск с 8 лучами (раннее христианство 8-ми конечный крест). Проник на территорию эллинистической Греции, по мере поглощения Руси – проникновение на территорию Италии. Ментроизм – встречается с ранним христианством и активной конкуренцией. Влияние: белые одежды, трапезы с хлебом и вином, день рождения Ментроизма (непорочное зачатье – божественный брак – бог и богиня – день рождения солнца, рождение Ментроизма – 22 июня – 28 декабря - солнцестояние). Минтра – посвящают в религию – омывают водой и облачают в белые одежды. Иоан Креститель – связан с хотологией – культура приближения конца света=>Армагеддон – Апокалипсис. Верование было много, ментроизм – самая сильная тенденция. Иоан Креститель: очищение в воде, осенение их крестом (2 палочки связаны между собой), так и крестят. Христианство: не на крестообразном кресте, а на т-образном. Символом креста стал в 4 в., крестовоздвижница Елена (мать Константина), тайно вывезла крест из Константинополя. Люди носят крест и осеняют крестным знаменем. Сложность крестовых общин – под видом похоронных объединений=>кряг священников: вечеря, обедня, заутрення (коллективные трапезы – восхождение у тотемизму, поклонение изображению – прототип икон). Выдумывали специальные знаки (преверженцы христианства) – изображение якоря (перевернутый т-образная перекладина – тема спасения). Изображение рыб или дильфинов (по гречески исхос – рыба – это абравиатура Иисус Христос, есть на многих храмах – пришло от итальянских футуристов=>изобретение телеграфа). Таким образом христиане размечали могилы и не боялись преследований, совершали сугубо ритуальные похороны. 5 в. – появление изображения креста, т.к. орудие казни слив. С более древних символов, которые использовал И. Креститель. Нормальный крест – это древнее добывание знака огня – добыча трением двух палочек. 2 чистых стихий вода и огонь очищают человека по И.К. (проникновение минтроизма, заротоостр. Символ огня). Вэто время – еще одна вариация креста – знак мира(константинов крест – передает решение битвы с Макценцием в Риме, ему снится сон об огненном ангеле, который показывает крест и говорит, что тот победит с этим знаком.) Это стало знаком мира, много источников формировали крест. В 1 в до н. Э. – борьба митрополита и христианства, во 2 – вытеснение митрополита христ. Основной блок христ. – библия, основная часть – ветхий зовет, сложившийся на протяжении 1000 лет первыезапис. Текты – 11 в. до н. Э.. Происходило: ничего общего с понят. Исхода (высвобождение евреев). Возможно что на переверии жили кочевн. Народ, в период правления Эхонотона – влияние на формирование иудаизма. Тщательно истреблялись памятники эпохи Эхонотона. Движение на поля Полестины этого народа из-за этнического толчка. Их предводитель -–единый и ревностный бог. Знание фиксируется в 11 в. в письменном виде. Укрепление Соломоном, Сааидом. Но существуют судьи и пророки – элита, неподконтрольная гос. Власти. Создание государства и начало строительства храма – калькирование грандиозного египетского строительства, требеют постоянного пожертвования. Создание мощного сословия священнослужителей. Только Ливию и его потомкам можно служить – власть потомков и иерархия(власть духовенства). В иерархии маленький народ пытается выжить(из-за учений Яхмы). В Вавилоне не было особых занятий – евреи занялись созданием текстов, канонизацией текстов в Библии(появление унифицированной библии – 5-ти книжие Иоисеево). Строят новый храм, но страна распадается на 2 части. 66 г. д. Н. Э. – война – разрушение Иерусалима – период диаспоры – рассеяния. 1)10-6;2)2-4;3)1- разгром храма. Первый храм 5-ти книжие. Результат: единственный способ консолидации народа (т.к. лишены собственного государства, языка и крови), остались единством – вероисповедание жесткое ограничение религии, везде живут общины с аристократическим управлением, которы не интегрируют. Христос идет по другому пути – снятие религиозных барьеров. Восточно-средезимноморское сознание, персидские компоненты, создание своей религии философии (греки – авторы философии). Неоплатоническая философия – 3-ий элемент(1 – сев-африканский, 2- метроистические компоненты). Идеальный духовный образ слабое искажение – окружено настоящим миром. Красота – это мысли бога, добро и т.д. – это все мир платонических идей. Христианство никогда не было единым, это мир религии, который распростронен в слишком разных условиях.
Вопр.3 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|