Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопр.1 Культ предков в Др. Китае





 

Древнейшие верования Китая.

Индия – царство религии, метофизика опыта, метофиз спекуляции, метод действия и т.д. Постоянная игра разума (Нирвана дает через отр.). В Китае административная практика очень сложна (из-за условий жизни маленькая территория). В Китае можно выжить только благодаря совместному труду. Китаец – трезвый реалист мысли человека. Всегда готов видеть перед собой эталон высшей добродетели для подражания.

Индиец интровертен (думает о своем спасении и выходе в Нирвану. Для этого монашество, аскез, освещен от материальных оболочек).

Китаец не ценит акт материальное бытие и его интересует его тело и жизнь. Святыми здесь считаются правители, которые правили для общества, для жизни. Специальные религиозные структуры видны во многом.

В Китае есть высшее божественное начало, но это не религия бога творца. (Мир рожден из абсолюта – святое небо – субстанция, верховная абстрактная всеобщность, это не объект, ей нельзя подражать, слится и т.д.). Буддизм в Китае настроен на реальную жизнь. В Китае Б. Принимает новые черты (как и любая мировая религия). В Китае существует даосизм построенный на познании мира и на попытке понять взаимные связи между вещами (все сходится на том, что нет начала и нет конца). Это не религия творца и не религия спасения. Китаец не ищет спасения и не имеет творца. В древнем Китае мало мифологии т.к. туда нечего поставить. В Китае место мифов занимют сказания о легендах и мудрецах.

Яоц, Фунь и Юй – мудрые правители под социум в прекрасном состоянии. Были воплощены соцмальные этические нормы.

Нет идеи сохранения могущества, мощь. Для Китайцев важен размер жизни, покой и т.д. В Китае шел процесс десокрализованной религии сознания. Уход всяких сверхъестественных из религии. Древних богов «спускали» на землю, делали правителями и возвышали на небесное представление. С эпохи Хань (3 в до н.э.) из другого Китая рождается феодальный Китай – дикий наплыв народов – дикий наплыв суеверий и мифов – но в конечном итоге на религию сознания это сказывается мало.

Мистическое в религии не было, даже святые ритуалы были важны этически и социально, а не религиозно. Религиозной структуре Китая была свойственна незанчительная и социальная роль духовенства и жрецов. К монахам относятся с пренебрежением, но они существуют. Из-за ассоциации образа жизни к ним относятся все несчастья. Конфуций – его ученые были уважаемыми. В конфуцианство ценно образование. Существует Аристократия, но для полной власти надо пройти ряд экзаменов. Каждая деревня должна выдвинуть сегуны на гос. Экзамен по китайской литературе, сдав который он становися низшим чиновником. Затем он может стать либо чиновником, либо ученым. Многие особые религии Китая складывалисьв древности. Древнее государство Шань-Инь(предгосударство), цивилизованный город, появляется во 2 веке до н.э. в Бассейне реки Хуанхе. Роль высших богов – Шанди – предки, им приносят жертвы (и человеческие). Верили в духов и т.д. (все, что для характерно для постоянного тотемизма). Просьбы к предкам писались на панцирях. Все сопровождалось мантикой и заданиями. Гадали по трещинам на костях. Именно занятие мантикой и гадание на трещинах привело к уменьшению сокрального в религии. Существует огромное захоронение вождей, покровителей рода. Шанцы стремилис подчеркнуть мощную устойчивость. От предков ждали содейстия и помощи – огромная роль мантики в религии – большая роль гадания и жертвоприношения. Шанские гадатели изобрели письменность(культура заговора). Гадатели были близки к власти. Вопрос ставился однозначно и однозначно толковался – рациональное и реалистичесское мирвосприятие. Эпоха Шань длилась недолго. 1027 г. до н.э. – создание союза. Джод и разгромил Шанцев. Теперь они Ино и имеют новый социальный статус, Джоу активно заимствовали религию Шанцев. (только культ шанских предков стал культом общих предков). Джоу все переняли т.к. не имели ничего своего. Джоу Тун разработал основу превосходства династии. Народ Шань и Инь перешел в общего предка Шаньди. Джоу Гун свел понятие Шаньди и Небо, сделав всех правителей Китая «сыном неба»(до середины 2 годов) В эпоху Джоу Небо – верх контроля абсолют. Его культу был предан моральный этический акцент (как отношение отца и сына). От неба ждали поддержания порядка в социуме. Для добродетеля существует слово Де-высшее соответствие. Если правитель терял Де, его смещали, это предписано религией. Джоуское Небо стало олицитворением рационального начала. Претендуя на родство с небом они стали называть страну Поднебесной, Китайцы дети неба, Китай – центр страны. Император главный кто выполняет ритуалы – осуществление долга. Культ умерших предков был перенесен на предков вообще. У обычных людей не было культа предков. Имея много предков человек имел преобщение к Де и имел право на управление областями. Распространен был куоьт земли у низших земледельцах(крестьян). В древнем Китае ритуалы вызова дождя и урожая занимали женщины жрицы (их могли приноситьв жертвах на алтарях) Алтари ставили и у во дворах (чем богаче тем знатнее род). Захват Ше означал полную военную победу. Весной и осенью около Ше устроили большие праздники и карнавалы. Особая культура чиновников-жрецов усилит характер рациональной духовной системы

 

Великий мудрец Конфуций (Кун-фу цзы, VI–V века до н. э.) принял за образец идеальной жизни баснословную древность, правда которой давно утеряна в мире, но сохранилась в старинных книгах. Значит, чтобы исправить кошмар современности, нужно постичь древнюю культуру, явленную в слове. Этому и должен посвятить себя благородный человек, притязающий на управление другими людьми. Намереваясь устроить современное ему общество по идеальному образцу, Конфуций во множестве заимствовал архаические обычаи и представления, часто толкуя их по-своему, наделяя их иным содержанием.

Так случилось и с культом предков. Своим мертвым прародителям поклонялись многие народы, но в архаическом китайском обществе ритуал почитания умерших родичей получил весьма широкое распространение и со временем начал обставляться пышным церемониалом. Особенно торжественным был обряд по клонения предкам главы клана, в котором участвовали его ближайшие родственники, родовая знать. Они в свою очередь, пусть и менее пышно, поклонялись собственным предкам. Ритуал сопровождался жертвоприношениями, песнями, танцами, обильными возлияниями. Вот как в древней «Книге песен» (Шицзин, XI–VI века до н. э.) описана величественная церемония:

Более или менее очевидно, что в этом весьма архаическом песнопении описан обряд принесения жертвы предку, согласно комментаторской традиции — первым государем династии Чжоу, У-ваном, своему отцу, Вэнь-вану (Просвещенному). В церемонии участвуют вассальные правители. «…Сын Неба возносит молитву к духу покойного родителя, прося его принять от него жертву, насладиться ею и дать этим покой сердцу сына. Затем он поет гимн доблестной личности отца, создавшей на земле мир и на небе тихую радость, а в потомстве — полное преуспеяние в основном доме. Наконец, засвидетельствовав благостыню, которою пользуется приносящий жертву сын, он чтит при этом и свою мать, достойную супругу достойного князя» [5].

Заметим, что в случаях, когда обряд отправлял не государь, как описано выше, в непосредственный контакт с предками рода мог вступать только старейшина — старший по возрасту член клана. Иными словами, уже в глубокой древности общественным уважением пользовались не только умершие, но и старшие из живых. Да и умершие, строго говоря, считались не вполне мертвыми, поскольку оказывали едва ли не решающее влияние на жизнь потомков. Конфуцию, который вообще не любил ничего придумывать наново, осталось только актуализировать это влияние, сделать его частью общего культа древности, когда жили мудрые правители и их добродетельные подданные, ставшие предками нынешних правителей и подданных соответственно. Он вывел почитание предков за пределы сравнительно узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны.

Хотя Конфуций строил свое учение в основном на базе древних обрядов, ритуалов, культа и этики, связанных прежде всего с верхним пластом религиозных верований, он и его последователи сделали все возможное, чтобы распространить свои принципы на возможно более широкие массы народа. До той поры распространенный в основном среди знати культ предков сделался основой религиозно-этических норм низших слоев, оттеснив на второй план привычные суеверия, магические практики и пр.

Кроме того, он дополнил обновленный культ предков учением о сыновней почтительности (кит. сяо), чем фактически лишил почитание умерших родичей мистического статуса, приравняв этих последних просто к уважаемым членам общества. Зато принцип сяо был им поставлен, пожалуй, выше прочих моральных принципов его учения и уж, во всяком случае, следование ему считалось безусловным нравственным императивом. Впрочем, о содержательной стороне понятия сяо Конфуций говорил довольно расплывчато, не старался дать ему точное определение. Скорее ему хотелось очертить круг возможных представлений о сяо — истинных и ложных. Как-то он сказал: «Ныне сыновней почтительностью именуют способность прокормить. Но ведь кормят и лошадей с собаками. Коли нет благоговения, то в чем же разница?» Знаменитый истолкователь Конфуциева наследия Чжу Си (XII век) так объясняет сказанное Учителем: «Смысл тот, что, содержа скотину, человек тоже имеет основание ее кормить, и значит, если он способен кормить своих родителей, не проявляя к ним особого чувства благоговения, то в чем будет отличие содержания родителей от содержания скотов?» [6] Иными словами, Конфуций резко осудил бездумную, лишенную ритуальной значительности и душевного трепета заботу о родителях, каковой, видимо, грешили и знать, и простонародье. В другой раз мудрец так ответил на вопрос о сути сыновней почтительности: «При жизни служи родителям по ритуалу, умрут — похорони по ритуалу и принеси им жертвы по ритуалу». Ритуал здесь — это ли, знаменитые «китайские церемонии», на самом деле — правила чинного достойного поведения, регламентирующие буквально каждый шаг человека внутри социума. В данном случае речь идет о полном и беспрекословном послушании, облеченном в соответствующие внешние формы. Именно правила ли обязывали уважать родителей, заботиться о них при жизни, угождать, исполнять любой каприз без малейшего колебания или осуждения. Образцовый сын зимой согревал родительскую постель, даже будучи взрослым, спрашивал их согласия на любой сколько-нибудь значимый поступок, т. е. буквально растворялся в них, навсегда оставаясь в положении ребенка. Фактически вплоть до смерти отца великовозрастный сын был социально и юридически неполноправным. Даже занимая высокий пост, он по смерти кого-то из родителей должен был выйти в отставку и три года соблюдать траур. И власть обязана была содействовать (и охотно содействовала!) ему в этом.

 

Культ умерших предков.

Если высшее трансцендентное начало в культе Шанди было перенесено в чжо-уском Китае на культ Неба, то отношение к Шанди как к первопредку и к окружавшим его ди как к обожествленным умершим предкам правителя было с течением времени перенесено на умерших предков вообще. Это не означает, что обожествлялся каждый покойник. Простые люди жили и умирали в древнем Китае, как и во всем мире, в лучшем случае они оставляли по себе память в сердцах и умах своих близких. Но правители и знатные аристократы, число которых в чжоуском Китае резко увеличилось по сравнению с Инь, как правило, претендовали на родство с правящим домом и на божественный статус своих умерших предков.

Считалось, что человек наделен двумя душами - материальной (по) и духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю - и именно для ее ублаготворения с покойным отправляли на тот свет его вещи, женщин, слуг (после эпохи Инь людей, как правило, с покойным не сопогребали). Вторая душа отправлялась на небо, где занимала место, строго соответствовавшее статусу ее обладателя. В домах правителей и чжоуских аристократов в честь умерших предков сооружались специальные храмы, в которых на алтарях устанавливались таблички с именем покойного. Существовал даже табель о рангах, согласно которому чжоуский ван имел право на семь, удельный князь - на пять, а знатный аристократ на три таблички в храме его предков. Принося жертвы в честь этих предков, правители и аристократы чжоуского Китая уже не ожидали, как то было в Инь, непосредственного божественного вмешательства покойников в их жизнь (хотя подчас в чжоуских хрониках встречаются записи и такого рода, как, например, о появлении духа предка, дающего советы или делающего выговоры). Гораздо большее значение этот культ имел для практических потребностей на этом свете. Престиж человека, его место в обществе, степень и близость его родства с правителем, т. е. знатность его,- все это было, как и в других аналогичных обществах древности и средневековья, связано с его происхождением. А происхождение, фиксируемое через посредство культа предков, обусловливало не только место человека в чжоуском Китае, но и его право на руководство многочисленными менее знатными сородичами и другими людьми, прежде всего содержавшими его крестьянами-общинниками.

 

 

.

 

Вопр.2.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.