Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Митраизм после падения Римской империи.





 

Первым германским племенем, принявшим митраизм явились вестготы. Император Юлиан уделял большое внимание обращению задунайских варваров, а после поражения при Адрианополе, готы были вынуждены окончательно принять митраизм.

 

Подобное случилось с вандалами и аланами, которые после поражения 407 года (-310) осели по Рейну федератами.
В ходе гуннских войн патриархат Сирмия серьезно пострадал и именно с этих пор начался упадок Сирмия как одного из центров митраизма. Последними ударами оказались нашествия славян и авар, так что к 852 году (135) князь Великой Моравии вынужден был посылать за авторитетными миссионерами в Константинополь.
После отпадения Британии, местные братства все настоятельнее требовали большей независимости от Галльского Патриарха. В конце концов их требования были удовлетворены на V соборе братств в Эфесе. Британия получила своего Патриарха. Пожалуй из всех патриархий именно Британская оказалась наиболее продвинутой в плане миссионерства, а также в целом наиболее культурно развитая и интересная. Огромное влияние британцы оказали на распространение митраизма в бессейне Балтики, так что к 1000 году большая часть Скандинавии и европейские княжества викингов (в Лузитании) приняли митраизм. Британские и ирландские жрецы и ученые котировались по всей Европе и даже в Византии.

 

Италийская Патриархия считается самой авторитетной в Европе, так как формальный глава митраистского Братства - Император, находится в Италии. Помимо Италии, Патриархия включает в себя южногерманские герцогства (Бавария), Прованс и альпийские территории.

 

Восточная патриархия охватывала всю Византию, однако в Сирии и Египте у официального центра была серьезная оппозиция в виде Арианства (сирийский митраизм). Начало этого учения происходит из учения "перса" Ария, не признавшего никейский символ веры. После вторжения арабов Аламундара именно эта оппозиция помогла арабам прочно оккупировать захваченные территории и стать господствующим толком митраизма здесь.

 

Африканская патриархия после арабского завоевания не погибла, однако вынуждена была уступить главенствующее место Арианству. Однако кровавых столкновений между ортодоксами и арианами не происходило, все решалось (вернее не решалось) в теологических спорах, отчуждения между ортодоксами и арианами не было.
Галльская патриархия являлась крупнейшей патриархией Гото-Римской империи и включала в себя помимо Галлии, Испанию и северные германские герцогства. Однако серьезнейшим испытанием на прочность явились Священные Войны, длившиеся около века.

 

Священные войны.

 

В 717 году (1 ЯСМ) в Испанию вторглись арабы-ариане. С целью противодействия императорская армия Марка Атаульфа двинулась из Саксонии в Испанию и при переходе через Пиренеи (в Басконии) нашли странную скалу. Патриарх Галлии объявил эту скалу Истинным Камнем.

 

После победы при Толедо и изгнания арабов в дикой горной местности началась постройка Храма Священной Скалы и защищающей его Цитадели Света. В данной политике прослеживаются также и определенные моменты соперничества Галльской и Италийской патриархий (в Италии Император, зато у нас в Галлии Истинный Камень), но как бы то ни было строительство было окончено и Храм предстал во всем величии.
VIII-X века (I-III вв ЯСМ) явились временем политической нестабильности и децентрализации Римской империи. Местные дуксы забирали все больше власти на местах, превращая императоров в номинальных властителей. В конце-концов империя развалилась на ряд независимых дукатов, сплоченных властью Императора лишь номинально.

 

Первая половина X века (III века ЯСМ) протекала особенно тяжело. В Испании царил настоящий хаос. Некогда единый диоцез превратился в конгломерат из 24 дукатов и виконтств (графств). Положение еще более осложнилось после вторжения в 190г ЯСМ (907г) прорвавшихся через Ла-Манш викингов Ролло и основания ими дуката Нормандия в ряде областей Северной Лузитании.
Воспользовавшись этим и использовав авантюристическую политику дукса Валенсии Бертрана в 250 году (967год), в Испанию вторглись полчища мавританских христиан. Дуксы Севильи, Кадиса и Кордовы заключили с нечестивцами предательский сговор и 2 года спустя Валенсия пала и галлилеяне стали хозяевами всего Валенсийского дуката. Расплата не заставила себя долго ждать. В 254 году ЯСМ (971) армия мавров взяла штурмом Севилью и Кордову, а на следующий год - Кадис. В течение 5 следующих лет к ногам завоевателей пала вся Испания за исключением территорий к северу от Дуэро - будущий дукат Леон, а также Нормандии (правда очень уменьшившейся в размерах). В 263 году ЯСМ (980г) христиане вторглись в дукат Барселона и нависла угроза потери Храма. Обстоятельства требовали неотложных мер, патриархи Галлии и Италии, а также Император призвали всех верных на священную войну в защиту Храма. Этот поход рассматривался как репетиция Последней Битвы. В результате удалось набрать огромную армию - добровольцы ото всей Галлии, германские рыцари, гвардия Императора, лузитанские норманны и даже британские наемники. В 265 году ЯСМ (982г) неподалеку от Храма состоялась Битва у Священной Горы. По свидетельству очевидцев в этом бою сам Митра помогал своим сторонникам. Так или иначе, армия, возглавляемая дуксом Тулузы Марком (впоследствии прозванным Мартеллом) одержала блестящую победу. Мавры вынуждены были отступить и очистить территорию к северу от Эбро.

 

Наступление продолжалось и постепенно, к 295 году (1012г) в руках мавров осталась только Франкия и Южная Валенсия. В 301 году ЯСМ (1018г) началось общее восстание арабов-митриастов Атласа, вызванное фанатичной религиозной политикой мавров и совпавшее с восстанием населения Франкии и началом 4-ой Священной войны и общим натиском испанских митраистов на юг. В 307 г (1024г) мавританская столица Испании Севилья пала. Последним осколком христианства в Испании осталась Гранада, которая была взята армией норманнского (лузитанского) дукса Вильгельма Завоевателя в ходе 5-ой Священной войны в марте 349 года ЯСМ (1066г).

 

Христианская империя берберов рухнула и последние откатились назад в Сахару. Марокко и атлантическое побережье перешло в руки митраистских арабских эмиров.

Вопр.2

Католицизм

Разделение западной и восточной церквей.

 

Внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали в себе ход политической истории. Политическое и культурное разделение римской империи на Запад и Восток (III-IV вв.н.э.)привело и к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи (около 476г.) необычайно вырос авторитет главы церкви – римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти и не пытались выйти из под опеки императоров. Во время иконообрядческого движения в Византии (VIII-IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы лишить ее всякой самостоятельности и еще более подчинить себе, императоры запрещали поклонение иконам (тем самым ослабляя притягательность церковных обрядов для верующих) и конфисковывали церковно- монастырские земли. Правда, почитание икон было потом восстановлено (842 г.), но земли не были возвращены церкви, и самостоятельность ее была окончательно подорвана.

Именно потому восточные патриархи не могли подчиниться власти римского папы. Последний, однако, все более настойчиво притязал на первенство во всем христианском мире. Организационные и догматические разногласия между восточнй и западной церквями, отражавшие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели наконец к формальному разрыву между этими церквами (1054 г.).

Главные догматические расхождения, которые доныне разделяют эти церкви – западную (римско–католическую) и восточную (Греко-православную), следующие:

1. Догмат западной церкви об исхождении Святого Духа и от Бога-Отца и Бога-Сына (“filioque”) в отличии от догмата восточной церкви, которая признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца; это разногласие сами руководители и православной и католической церквей всегда считали главнейшим и даже единственным непримиримым.

2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед Богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению.

3. Практика индульгенций- отпущение грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.

4. С этим же связано и католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе в 1439г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть в последствии в рай, причем срок пребывания души в чистилище, опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников), может быть сокращен.

5. Учение о непорочном зачатии Девы Марии, существовавшее еще в IX в.и возведенное в 1854 г.в догмат.

6. догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870г.

Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр.

Канонические отличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества),недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап, признание 21 (вместо 7, признаваемых православием) Вселенского собора, запрещение мирянам читать и толковать Библию (теперь, правда, это запрещение ослаблено), нерасторжимость брака и пр.

В большинстве этих отличий так или иначе проявляется значительно более мощная организация католической церкви, выработавшей в течении веков разнообразные действенные и в то же время гибкие способы влияния на массы верующих и пользовавшейся во многих странах огромной политической властью.

Отчужденность между римско-католической и православной церквами сохранилась доныне, хотя прежние кровавые столкновения между их сторонниками теперь и прекратились. Папская курия не раз пыталась, ценой мелких уступок в обрядах, подчинить себе восточные церкви. Так возникали унии: Флорентийская 1439 г., Брестская 1596 г. Последняя охватывала часть западнобелорусского и украинского населения и преследовала цель крепче подчинить его католической Польше; но эта уния не смягчила религиозной розни, а еще больше усилила ее.

 

Схоластика и мистика.

 

Более оживленная политическая и культурная жизнь в Западной Европе в сравнении с восточной вызвала и появление на Западе более обширной богословской литературы. Делались попытки как-то согласовать церковные догматы с сохранившимися обрывками античной образовательной науки. Так родилась особая церковная «наука» - схоластика (XII – XIII вв.). Богословы-схоласты в самой «ученой» манере рассуждали о религиозных вопросах, старались примирить библейско-евангельское учение с философией Аристотеля (единственного, кого еще помнили из античных писателей). Науку – или то, что называли тогда наукой, - и философию ставили на службу религии; тогда и родилась крылатая фраза: «Философия есть служанка богословия» (“Philosophia est ancilla theologiae”). Первыми и самыми известными схоластиками были Ансельм – архиепископ контеберрийский, Пьер Абеляр, Альберт «Великий», Фома Аквинский (последний и доныне считается в католических кругах непревзойденным ученым и философом). Оплотом схоластической науки были университеты – Парижский, Болонский, Оксфордский.

В отличии от этих богословов, старавшихся «рационализировать» христианское вероучение, другие церковные деятели, сознавая несовместимость религии с наукой, склонялись к мистицизму. Они стремились к тайному богопознанию, к общению с Богом, предавались аскетизму, доводили себя до экстаза. К человеческому разуму и здравому смыслу они относились с пренебрежением. На всякие сомнения в правдоподобии церковного учения они склонны были отвечать словами Тертуллиана: «Я потому-то и верю, что это нелепо» (“Credo quia absurdum”). Это мистическое течение восходит к древнему визионизму. Наиболее известный представитель средневекового мистицизма – Бернард, аббат монастыря Клерво (XII в.).

 

Преследование науки христианской церковью.

 

К подлинной науке средневековая церковь относилась чрезвычайно подозрительно. Попытки свободного научного исследования встречали упорное сопротивление с ее стороны, ибо в них представители церкви видели – и с полным основанием – угрозу подрыва авторитета Библии. Особенно усилились гонения на науку в эпоху Возрождения. Вольнодумцев сажали в тюрьмы, казнили или силой и угрозами заставляли отрекаться от своих убеждений. Английский философ и ученый Роджер Бэкон (18 век) долгие годы сидел в монастырской тюрьме. Учение Коперника было осуждено и запрещено. Итальянские мыслители и ученые Джордано Бруно и Джулио Ванини подверглись жестокой казни. Великого астронома Галилея принудили отказаться от учения о вращении Земли вокруг Солнца. Преследовались и многие другие ученые. С 1559 года существует и то и дел переиздается составленный папской курией «Список запрещенных книг» (“Index librorum prohiitorum”), куда вносятся все вольнодумные научные сочинения. Количество мучеников науки, которые наравне с еретиками и «ведьмами» погибали на кострах святейшей инквизиции, во много раз превысило число христианских мучеников первых веков. Ни одна другая религия не преследовала так науку и свободную мысль, как христианская.

 

Вопр.3

Русский посадский храм.

Посадский храм.

В первые десятилетия XVII в. внутренняя Смута и иностранное (инославное) вторжение привели, с одной стороны, к утрате зодчими профессиональных навыков, а с другой — к консервации традиции как гарантии истинно православного облика храма. Поэтому московские соборы Покрова Богородицы в Рубцове (между 1619 и 1626) и Казанской иконы Богоматери на Красной площади (1636) воспроизводят тип «годуновского» бесстолпного храма с горкой кокошников, а церковь Покрова Богородицы в Медведкове (1635) представляет миниатюрный вариант собора Покрова на Рву. Однако начатая строительством в те же годы церковь Св. Троицы в Никитниках (30–50-е гг. XVII в.) уже дает новую модификацию облика православного храма, широко распространившуюся в посадском зодчестве в 40–80-х гг. XVII в. Конструктивно ее отличие от бесстолпных храмов XVI в. невелико: вместо крещатого в ней использован простой сомкнутый свод. Главное в ее облике — обилие декора, отчасти генетически связанного с орнаментикой европейского позднего Ренессанса и маньеризма. Полностью изменилось соотношение декора и несущей его стены: стена почти исчезла под колонками, ширинками, карнизами, наличниками, изразцами. Это явление, получившее название «узорочья», в литературе связывается с т. н. обмирщением церковного зодчества, сближением облика храма и богатых палат. Однако это объяснение грешит анахроничностью: богатый декор вначале получает широкое распространение именно в храмах, а не в светских постройках и явно объясняется желанием украсить дом Божий «паче всех иных» согласно изменившимся вкусам времени. Распространение сомкнутых сводов, часто также относимое на счет обмирщения, и характерную поперечную ориентацию внутреннего пространства бесстолпных московских храмов правильнее интерпретировать как следствие возрастания личностного, индивидуального благочестия, стремление к более близкому молитвенному общению с Богом. Замкнутое пространство небольшого посадского храма словно вытягивается вдоль солеи, позволяя всем молящимся наилучшим образом видеть и иконостас, и действия священнослужителей; значительно усиливается ощущение предстояния перед иконостасом, молящийся физически приближается к иконам и может более непосредственно обратиться к заступничеству святых.

С именем Патриарха Никона связана попытка ограничить типологию православных храмов под влиянием изменившегося исторического сознания, которое вызвало ориентацию на храмы в греческом и русском вариантах.Показательно намерение Патриарха Никона повторить со всей возможной точностью наиболее святой образец всего христианского мира — храм Воскресения и Гроба Господня в Иерусалиме, причем, не ограничиваясь воспроизведением архитектурных форм, скопировать и топографию, т. е. как бы перенести иерусалимские святыни на московскую почву. Идеологически это обусловливалось окончательным вызреванием представления о Св. Руси как духовном центре православного мира (само словосочетание «Святая Русь» впервые встречается в письменных источниках в XVI в.).

На протяжении 2-й пол. XVII в. наблюдается беспрецедентное возрастание интереса к символике храма. Патриарх Никон издал книгу «Скрижаль» (1656). В этом труде толкование архитектуры и богослужебных принадлежностей занимает 65 глав из 122. Не исключено, что «Скрижаль» оказала влияние на архитектуру храмов, построенных по заказу митр. Ростовского Ионы Сысоевича, где фресковые иконостасы на восточных стенах воспроизводят описанные в «Скрижали» каменные алтарные преграды, возрожден крещатый свод как возвращение в интерьер архитектурного воплощения креста. Таковы церкви Воскресения (ок. 1670), Спаса на Сенях (1675), св. Иоанна Богослова (1683) ростовского архиерейского дома (две последние перекрыты крещатым сводом).

Попытка Патриарха Никона выделить и канонизировать «истинно православный» тип храма не увенчалась успехом, поскольку это противоречило древнехристианскому принципу относительной независимости формы от функции и архитектурной оболочки от происходящего в ней богослужения. В 80-х гг. XVII в. в русском храмостроении появились новые центрические ярусные композиции, вероятно, как замена шатровых церквей, строительство которых практически прекратилось. Они имели украинское происхождение, хотя конструкция бесстолпного храма с восьмигранным объемом на четырехграннике («восьмериком на четверике») была известна в шатровом зодчестве. Наиболее последовательно ярусное построение проводилось в храмах с четырехлепестковым планом, где к центральному высокому объему примыкали низкие полукруглые «лепестки» боковых притворов и алтаря. Однако более простым в исполнении и удобным функционально был вариант с прямоугольным планом и полукруглым алтарем, предусматривавший с запада довольно обширную трапезную. При этом собственно украинский тип «пятибанного», т. е. пятибашенного, храма с высокими объемами притворов и алтаря был представлен на русской почве единичными примерами (Большой собор Донского мон-ря, 1684–1689). Высокие и торжественные церкви получили особенное распространение в богатых подмосковных усадьбах, в т. ч. принадлежавших родственникам царя Нарышкиным (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690–1694; церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове, 1690–1695). Нередко они украшались резным белокаменным убранством, интерпретировавшим маньеристические и барочные западноевропейские образцы (церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах, Московская обл., 1690–1696, освящена в 1706). Такой стиль, переходный от средневековья к новому времени, получил условное название «нарышкинского». Хорошо освещенные интерьеры этих построек с выраженным преобладанием вертикальной оси вызывали у молящихся ощущение «горнего восхождения» — не стремительного порыва, как в шатровых храмах, но плавного, постепенного подъема ввысь, который соответствовал новому, более спокойному и гармоничному мировосприятию. Шатры сохранились в качестве завершения колоколен и крылец. Градостроительная роль храмов в древнерусском городе начиная с Киевской Руси продолжала оставаться ведущей по отношению к жилому зодчеству, тем более что княжеские и царские дворцы, богатые палаты обязательно включали в свой состав и домовые церкви. Тем не менее храмы никогда не ставились в центре больших, открытых городских пространств (напр., посреди торговой площади), чрезвычайно редко они замыкали перспективу улицы. Преимущественным способом расположения было выделение «кармана» сбоку улицы или площади, что способствовало созданию относительно замкнутой зоны, прилегающей к церкви.

 

Билет 19

Вопр.1







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.