|
Было бы хорошей традицией учить своих детей не придерживаться слепо традиций.Любая глупая и жестокая традиция может быть воспета в народном творчестве и возвеличена в человеческом сознании. Людям свойственно воспевать то, что выделяется своей красочностью из серой череды будней, при этом не задумываясь над тем, насколько варварское и бесчеловечное действо они превозносят. В людоедствующих племенах распевают песни о великих победах и праздниках по поводу торжественного приготовления и последующего поедания тушки врага. В различных религиозных песнопениях воспевается принесение в жертву животных и милость богов, которая за этим непременно последует. В традициях практически всех народов есть один - два жестоких обычая, воспетых и горячо любимых всеми. К чему такой возмущенный вид? Вы не согласны? Считаете, что у цивилизованных народов ничего подобного нет и быть не может? Давайте вместе припомним один обычай, который распространен в большинстве именно цивилизованных стран. «В лесу родилась елочка, в лесу она росла… …. Срубил он нашу елочку под самый корешок» Припомнили? Как по вашему, чем, кроме глупой традиции, обусловлено «зверское убийство» лесной красавицы? Кстати, весьма поэтично воспеваемое в десятках произведений.
Конечно, человеческое общество много дает не только непосредственно для физического выживания человека, но и для применения способностей к творчеству, которое крайне необходимо для развития духовных качеств личности. Вы никогда не задумывались, почему после изобретения фотографии продолжают обучать на художников, а с изобретением компьютерных программ для составления рифмованных и ритмизированных текстов или композиций из различных звуков, не исчезли поэты и композиторы? Потому, что творчество - это полет души, а фотография - механическое отображение реальности. В то же время, развитие творчества, также как становление духовности и рост самосознания, напрямую связано с жизнью человека в присущем ему социуме. Люди коллективно создают условия для проявления естественных стремлений души человека и его духа в искустве, архитектуре, творчестве. Художник без красок и холста не напишет картину. Скульптор не пойдет самостоятельно изготавливать инструменты из руды и добывать мрамор. Архитектор - никто, без строительных рабочих. В то же время, структура общественной организации стремиться организовать и упорядочить свою деятельность по определенным для всех единым правилам и нормам. Традиции, мораль, обучение и воспитание по единому образцу, религиозное вероучение, законодательство, уклад, наказы и завещания предков, мода и этикет, - все эти, в той или иной мере, активно действующие явления общественной жизни, стремятся свести существование отдельной личности к определеннному стандарту. Выход за рамки такого стандарта в лучшем случае не поощряется, в худшем - осуждается и наказывается, порой достаточно жестоко. Конечно, с точки зрения функционирования по принципу единого организма такая организация общества вполне оправдана. Но с точки зрения развития отдельного человека, выявления и совершенствования его скрытого потенциала, рассмотренная структура создает не только некоторые благоприятные условия, но и определенные трудности, преодолеть которые рядовому человеку без направленной решимости практически невозможно. Но именно через преодоление этих трудностей человек и обретает себя истинного. Нравственные законы и нормы морали даются народу со стороны с той же целью, что и религия. Недостаточно развитый человек вынужден верить сложившимся нормам поведения, не понимая их действительного смысла. Достигая определенного уровня развития, он уже самостоятельно слушает голос своего сердца и не преступит нравственных норм не из боязни порицания или наказания, а потому, что это неестественно и дисгармонично.
Иногда ощущая неудержимую потребность в совершенствовании своего духа, человек понимает, что не может противостоять соблазнам и искушениям, которые навязывает ему общество. Именно исходя из противоречий между потребностями в духовности и требованиями общественной жизни человек принимает одно из двух решений. Или это решение о том, чтобы отказаться от выполнения настойчивых требований души и целиком заняться карьерой и прочими социально значимыми делами. Или он решает отбросить стремленя исключительно к материальным благам и обретать духовные ценности. Если человек не обращает внимания на настойчивую потребность в развитии духовного начала и стремится всячески заглушить в себе требовательный голос души, погрузившись в погоню за «золотым тельцом», к концу жизни его, как правило, ждет разочарование в пройденом пути. Он остро ощущает бессмысленность прожитой жизни и эфемерность достигнутых материальных благ. Если же он внемлет голосу своего истинного «Я», то обретет в конечном итоге больше, чем когда-либо мог мечтать.
Иногда люди, почувствовав стремление к духовному развитию, впадают в крайность, противоположную стремлению к материальным благам, принимая решение удалиться от мирских забот и стать отшельником. Следование такому решению отрывает человека от социума, выводит его на более легкую дорогу познания себя, но в то же время разрывает необходимые для развития социальные связи и влияния. Человек развивает только одну свою сторону - индивидуальность, забыв о том, что он является частицей великого целого. Любой, самый крепкий и неприступный замок, мгновенно развалится, если лишить его фундамента, на котором он стоит. Опыт в материальном мире дается не для того, чтобы погружатся в себя и там пребывать, забыв все мирское. Значимость влияния окружающего мира нельзя преуменьшать, но нельзя и целиком зависеть только от материальных благ. Во всем должна быть «золотая середина». Не считать материальный мир необходимым для развития и стремиться уйти от общественных отношений в полное уединение, также безрассудно, как представлять его единственно существующим и исключительно реальным. В первом случае, отрицается смысл божественного замысла и необходимость развития через познание взаимосвязей в материальном мире. Во втором случае, человек не может приблизиться к себе истинному и топчется в потемках без цели. Как сибаритство, так и аскетизм, одинаково вредны для развития человека, как божественной индивидуальности.
Позвольте рассказать вам одну старую притчу, которая прольет свет на мою позицию по этому сложному вопросу. Однажды один молодой человек, проснувшись по утру, ощутил смутную, но настойчивую потребность, чтобы ему объяснили - в чем его предназначение и что, на самом деле, представляет мир вокруг него? Он мысленным взором окинул свою жизнь и понял, что жил также, как все остальные его соседи. Так, как жили его родители и как они учили жить его. Он кое-чего добился в жизни, получил образование, устроился на работу, женился, но в это утро он ощутил, что этого недостаточно. Необходимо было выяснить, в чем состоит смысл жизни и определить свое место в ней. Конечно, в это утро он вспомнил и о том, что проповедовал священник в том храме, который он, как и все люди их селения, посещал в определенные дни. Но в словах священника, которые раньше его вполне устраивали, в это утро чего-то недоставало, чувствовалась какая-то недосказанность и нелогичность, ранее не замечаемая. После того, как страждущий осознал, что в своей памяти он не отыщет ответов, он решился идти искать их в большом мире за пределами селения. Долго путешествовал наш герой по различным городам и странам. Изучил основы других вероучений, но и в них не смог найти ответа. Жил в монастырях, постился и укреплял свой дух различными физическими нагрузками, но и это не принесло желаемого. Пытался постичь истину, одиноко прозябая в лесной землянке и размышляя целыми днями над мучившими его вопросами, но и здесь его ждало разочарование. Тогда он снова отправился в путь, в надежде найти себе учителя, который сможет все ему объяснить. Он приходил к разным именитым учителям, прилежно занимался у них, но ни одно учение не пролило свет на решение мучивших его вопросов. Чувство неудовлетворенности в душе было неумолимо. Видя его страдания, один добрый человек подсказал ему, что высоко в горах есть долина, в которой живет мудрый и древний учитель, который сможет утолить его жажду знаний. Наш герой наскоро собрался и двинулся в указанном ему направлении. Он долго поднимался по горной тропинке и в конце концов, очень устав и стерев ноги до кровавых мозолей, под вечер вышел к высокогорной долине. От удивления у странника расширились глаза и отвисла челюсть. В долине цвел роскошный сад из тысячей плодовых деревьев. По шелковистой траве гуляли тучные, как бегемоты, и пушистые, как облака, овечки. Вдалеке игриво резвились великолепные породистые скакуны. Посреди этого великолепия стоял громадный и прекрасный дворец, сверкая в лучах заходящего солнца элементами филигранной отделки из драгоценных камней. Множество слуг ухаживало за садом и выполняло различные хозяйственные работы. Молодой человек нерешительно пошел по вымощеной гранитом тропинке по направлению ко дворцу и вскоре встретил садовника, который возился рядом с гигантской цветочной клумбой, подравнивая композиции из роз и жасмина. - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, чей это дворец? - спросил он у садовника. Я ищу древнего мудреца, который живет в этих горах. Мне сказали, что он сможет ответить на мучающие меня вопросы. - Наверное ты ищешь моего хозяина. Он очень мудрый и просветленный человек, а кроме того, владелец всего, что ты видишь вокруг. - ответил ему садовник. «Странно»,- подумал молодой человек, - «я искал мудреца, а нашел властителя, который живет в роскоши и богатстве, при этом, похоже, не отказывая себе ни в каких земных удовольствиях. Как может утолить мою жажду знания человек, настолько привязанный к мирским благам? Наверное, в этих горах есть еще один мудрец, тот, которого я на самом деле ищу.». - Извините за беспокойство,- вновь обратился он к садовнику,- вы, случайно, не знаете, не проживает ли в этих горах еще какой-нибудь мудрец, кроме вашего господина? - Мне говорили, что если подниматься дальше в горы по тропинке, которая начинается к северу отсюда, можно дойти до высокой, одиноко стоящей скалы, у подножия которой есть пещера. В ней вроде бы живет какой-то мудрец. - ответил садовник. - Как вы мне помогли,- обрадовался странник, - большое вам спасибо, именно его я и ищу. И он поспешил по еле приметной горной тропинке ввысь, навстречу исполнению своих желаний. Прошло несколько дней и холодных высокогорных ночей, во время которых путник едва не замерз. Наконец он вышел к одиноко возвышавшейся скале, у подножия которой образовалась кривая расщелина, служившая входом в небольшую пещеру. У ее дальней стены на куче соломы, закрыв глаза, сидел старик и на его лице сияла легкая улыбка спокойствия и блаженства, хотя в уголках глаз еле заметно проступала горестная складка. Услышав шорох камней у входа в пещеру, старик открыл глаза и спокойно посмотрел на странника, ожидая, когда тот заговорит первым. Молодой человек смущенно откашлялся и произнес слова приветствия. Затем странник изложил старику историю своих скитаний и попросил взять его в ученики, чтобы он смог наконец обрести спокойствие в свете истины. Старик терпеливо слушал его повествование, а когда молодой человек закончил говорить, спросил, разговаривал ли он с мудрецом, который живет в прекрасной долине по пути сюда. Странник ответил, что он разговаривал со слугой этого мудреца и пришел к выводу, что человек, который живет в такой праздности и роскоши, не может чему-либо стоящему научить его и привести к истинному познанию. Поэтому, он не стал встречатся с этим сибаритом и пошел дальше, найдя, наконец, того великого мудреца, о котором ему так давно говорили. - Глупец,- к удивлению молодого человека, произнес отшельник,- ты не захотел встретиться с моим учителем. Он, в отличии от меня, обладает достаточной силой духа, просветленностью и чистотой мысли, чтобы жить среди людей и роскоши, сохраняя свою духовность и независимость от материальных благ. Я же, избегая соблазнов и дурного влияния со стороны других людей, вынужден прятаться в этой мрачной пещере. Ты пренебрег тем, кто действительно мог помочь тебе в обретении истины.
Почему люди почитают способности различных дервишей, нищих и прочих отшельников, считая их высокоразвитыми и особо духовными существами? Это обусловлено тем, что человек на определенной стадии своего развития, которая стоит несколько выше уровня серого болота толпы, начинает чувствовать потребность в отстранении от себя ее тлетворного влияния и отказе от материальных благ во имя духовности. При этом такие люди выделяют себя из общества своим нетрадиционным образом жизни. Толпа, почуяв кого-то, кто отличается от составляющих ее «винтиков», да к тому же обладает определенными способностями, принимает для себя две манеры оношения к подобным субъектам. Либо их ненавидят и презирают, называя сумасшедшими и опустившимися шарлатанами. Либо превозносят и лебезят пред ними, провозглашая святыми или великими колдунами. Тем не менее, действительно развитый человек не нуждается в уединении и прочих «костылях» для своего развития. Общество не мешает ему совершенствоваться, и, вопреки пословице, он проходит по грязной дороге, совершенно не пачкая ног. Теплый климат создает комфортные условия для проживания не хуже, чем теплый дом, но в то же время оставляет пространство для маневра. Черепахе трудно будет затащить к себе под панцирь все то, чем бы она хотела обладать. Всегда можно, не покидая структуры общества, направить свои усилия не на разрыв сложившихся отношений, а на то, чтобы привнести в них необходимую гармонию и планомерность.
Главное правило в постижении истины заключается в том, чтобы слушать себя и не идти против естественных стремлений истинного «Я», умея отличать их от различных наносных стремлений. Слушайте голос своей души. Человек может стремиться к уединению или наоборот к общению с многими людьми, его выбор может пасть на любую из тысячи дорог к истине, но навязанный путь свернется кольцом и приведет к тому месту, от которого странник начинал свой поход. Выполнение этого правила не так-то просто, как это кажется на первый взгляд. Люди сталкиваются с большими трудностями, пытаясь разобраться в себе и выяснить, где в них звучит голос души, а где направление движения определяется, усвоенными в течении жизни, стереотипами поведения и особенностями характера. Ведь эти факторы влияния практически всеми принимаются за неотъемлемую часть собственной индивидуальности. Достаточно сложно воспринимается людьми тот факт, что характер и традиции не есть необходимая часть их самих и навязываются им средой обитания. В становлении разнообразных стереотипов и традиций не последнюю роль играет процесс формирования характера человека. Рассмотрим, что же из себя представляет этот процесс, но сначала дадим определение непосредственно самому человеческому характеру, как явлению. Характер - это совокупность особенностей личности человека, сформированной под влиянием различных факторов с момента последнего рождения. Он проявляется в образе мышления и поведении субъекта, а также обуславливается многими влияниями окружающей среды и внутренней сути человека, которые в совокупности своих проявлений и составляют процесс формирования человеческого характера. Ознакомимся с некоторыми особенностями означенного процесса.
На формирование характера непосредственно влияет воспитание - то есть система моральных ценностей, правил и норм поведения, внушаемая сначала ребенку, а затем уже взрослому человеку различными социальными структурами, начиная от семьи и заканчивая институтами власти государства, определяющими государственную политику в различных ее проявлениях. Другим фактором влияния является совокупность событий пройденной жизни, отложившихся в памяти лица, перенесшего эти события, и сделавшего определенные выводы и установки на будущее. Определенное влияние оказывает физическая форма человека, пропорции и качества его материального тела, а точнее эмоционально-чувственное отношение к ним, как самого лица, так и его окружения. Нередко, именно от недовольства, или, наоборот, чрезмерного довольства своим телом, в характере людей появляются такие особенности, как неуверенность в себе, чувство превосходства над другими, застенчивость, ощущение собственной неполноценности. Также, на характер человека оказывает непосредственное влияние социальная среда, в которой он вырос. Если человек проживал в роскоши, это могло отложить на его характере такие наслоения, как высокомерие, тщеславие, гордость. Произрастание же в среде бедности, воспитывает в характере подобострастие, униженность, покорность. Серьезное влияние на формирование характера оказывает господствующая в обществе религиозная доктрина или заменяющая (отрицающая) ее система пропагандистских учений. Причем, как религия, так и атеизм, воспитывают в человеке не только положительные, как и не только отрицательные качества характера. Религиозные доктрины часто культивируют формализм, инертность (все в руках Господа), чувство слепого повиновения и приниженности, религиозного чванства и превосходства над другими людьми, не исповедующими ту же религию. Но в то же время, воспитывают чувство верности, любви, доброты, неприятия зла, пробуждают чувство поиска истинного «Я». Атеизм, возведенный в рамки своеобразной заменяющей религию идеологии, в свою очередь воспитывает веру в свои силы, независимость, самоценность. Но и некоторые положительные установки при этом теряются, необходимость в достойном поведении «когда никто не видит» отпадает. Человека приучают относится к себе, как к мыслящему животному, наделенному лишь ограниченными потребностями материального тела в еде и развлечениях.
Мы рассмотрели несколько явлений, присущих организации жизнедеятельности общества, оставив за рамками обсуждения другие, менее значительные, инструменты влияния. Но не всегда описанные факторы имеют решающее значение при формировании характера человека. Очень сильное влияние оказывает на становление характера степень развития духовной составляющей человека и его душевного развития, хотя, на первый взгляд, оно не так заметно, как влияние остальных, приведенных выше, явлений. Тем не менее, это влияние исподволь проявляется в человеческом характере, иногда заставляя его самого удивляться тому, откуда на такой неплодородной почве вырос такой дивный цветок. Людям иногда выпадает возможность заметить те сильные стороны характера какого-нибудь человека, которые вроде бы несоответствуют основным факторам жизни, участвовавшимв его формировании. Этим особенностям личности, по всем понятиям, просто неоткуда было взяться. Так, человек живший в бедности и подчинении, казалось бы, воспитывавшийся в духе покорности, может, тем не менее, иметь гордый и независимый характер. И напротив, человек, воспитанный в семье «львов», иметь сердце «зайца». Так вот, поскольку на становление характера влияет такое количество разнообразных факторов, окончательно сложившийся характер часто обладает множеством особенностей, которые идут вразрез с естественным стремлением истинного «Я» к совершенствованию. Жадность, тщеславие, жестокость, покорность, равнодушие и другие негативные качества характера зачастую определяют жизненный путь человека. Сообразуясь с ними, он строит жизненные планы, совершает различные деяния или воздерживается от них, планирует стратегию своего поведения в различных жизненных ситуациях и манеру общения с другими людьми. Естественно, людям бывает достаточно сложно перешагнуть через сформировавшиеся черты характера и следовать своему истинному пути.
Одно из свойств характера человека, наиболее зловредно тормозящее процесс развития истинного «Я», следует рассмотреть особо. Это ни что иное, как склонность к привыканию, стереотипизации, шаблонности поведения и мышления. Это качество характера, как мы уже говорили, усиленно культивируется самыми различными общественными институтами. Цель такого воздействия состоит в том, чтобы придать отдельной индивидуальности психологический настрой «винтика», маленькой детальки в отлаженно работающем механизме обустройства общества. Человеку внушается покорность обстоятельствам, законодательству, властным органам, традициям. Чем однообразнее и уже мыслит «винтик», тем проще его контролировать. Как старая шахтерская лошадь, люди всю жизнь бегают по кругу на невидимой веревке, ими же и сплетеной. На все попытки достучаться до души такого человека автоответчик отвечает, что хозяин очень занят и общаться не в состоянии. Проблески душевного света усердно гасятся. Все, что не входит в рамки шаблона, считается или не существенным, или не существующим. Люди, которые пытаются высказать мысли, несоответствующие заложенной програме, объявляются шарлатанами, пройдохами или еретиками. Из-за того, «с какого конца разбивать вареное яйцо», ведутся войны, народы проклинают друг друга. Развитие тормозится на века, поскольку укрепленные в сознании людей догмы и шаблоны активно противоборствуют всему новому, ведь оно не укладывается в их рамки. А под конец жизни, человек оглядываясь на пройденный путь, иногда понимает, что на развилках он сворачивал не туда, куда было необходимо ему, а туда, куда его вели чужие мнения и навязанные взгляды на жизнь. При этом многие люди считают, что совокупность черт характера, по большей части, навязанная им системой различных влияний, как раз и составляет их индивидуальность, их истинное «Я». Мало того, такие же качества и особенности приписываются остальным людям (и не только людям).
Посмотрите на то, как описывают меня и будто бы мои поступки различные религии, учения и культы. Описания серьезно отличаются друг от друга в зависимости от того, в какой исторический перод и в какой общности людей оно было составлено. Но практически во всех описаниях меня наделяют различными пороками, соответствующими преобладающим особенностям характеров людей, составляющих то сообщество, в котором было создано описание. Жестокость, алчность, тщеславие, лицемерие, подлость, праздность, высокомерие - вот далеко не полный перечень качеств, приписываемых мне доктринами различных конфесий на разных этапах истории человечества. При этом в подобного рода «клевете» нет ни злого умысла, ни желания меня оскорбить. Просто люди мыслят о Непознанном и Необъятном категориями привычного. В данном случае, категориями своего собственного характера и миропонимания, сформированного влиянием окружающей среды. Если вожди любят, чтобы им поклонялись, значит такое же свойство естественно и для Верховного Вождя. Цари наказывают за неповиновение и срывают свою злость на придворных, стало быть и Высшему Царю это не чуждо. Люди любят одих и презирают других, наверняка и мне эти качества должны быть присущи. Для чего вы думаете я вам это рассказываю? Если вы подумали, что меня расстраивают все эти заблуждения и я выражаю вам свою обиду, значит вы и сами только что приписали мне некоторые негативные качества человеческого характера. На самом деле, я хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что человеку свойственно считать почти любые качества своего характера естественными проявлениями своей личности. А что естественно, то не без оргазма, то есть не безобразно. Следовательно и прикладывать особые усилия для исправления своего характера вроде бы не обязательно. Но не то обстоятельство, что человек приобретает в процессе жизни определенные негативные качества характера, и даже не то, что он не стремится их как-то исправить является основным препятствием на пути просветления. Так что же это? Попробуем понять это на примере любого «среднестатистического» человека, как любят выражаться средства массовой информации и пропаганды, и посмотреть, как влияет на его жизнь так тщательно взлелеянные им характер и стереотипы.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|