|
Секрет успеха - формула «два в одном»Рекламный слоган
Так вот, из истории становления религиозной и научной мысли мы видим, что познание шло двумя совершенно разными путями. Религиозное познание пользуется в своем становлении дедуктивным методом восприятия реальности, в то время как научное знание использует индуктивные методы. В чем же состоят особенности этих двух различных систем мировозрения? Дедуктивное познание идет от общего (высшие истины, полученные путем откровения) к частному (материя, индивидуум). Религия низводит известные ей истины до присущего народу восприятия. Религиозные деятели прекрасно знают, что люди, составляющие массу верующих, не обладают необходимым развитием, чтобы воспринять истинное знание. Поэтому истина подвергается упрощению, кристализуясь в религиозных канонах, в которые людям, не понимающим их смысла, остается только верить. Доказательности такому учению при этом, естественно, не хватает. Индуктивное познание, наоборот, движется от частного к общему. Наука, посредством логических построений, складывает кропотливо собираемые ею факты в кусочки истины, стремясь сложить из нескольких кусочков цветного стекла полноценную мозаику мироздания. Но индуктивное познание не будет вполне эффективным, если не выяснить все элементы, из которых пытаешься сложить общую картину. В то же время научное познание больше доказательно и наглядно. Сделанные им выводы опираются на четкие логические построения и не требуют, чтобы их принимали на веру. В разности способа познания и скрывается великое противоречие между учеными-материалистами и теологами. Одни не могут объяснить, откуда все взялось и в чем смысл бытия, а также, каким образом происходят сверхъестественные, с точки зрения науки и логики, вещи. Вторые могут справиться с этими задачами, непосильными для науки, но во-первых, им не хватает доказательности научного метода познания, а во-вторых, они не могут объяснить противоречия между догмой и жизненными фактами, в том числе подтвержденными достижениями науки. Ведь догматические источники несут истину в крайне зашифрованном и непонятном для народа виде. В них слишком много символов и образов, которые скрывают в себе смысл. Наука же оперирует конкретными данными.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что полноценный способ познания должен включать в себя обе системы. В нем религиозное восприятие будет играть роль отправной точки в познании, от которой оно толкается посредством наиболее эффективного способа - дедукции. Научное изучение реальности необходимо для объективирования, то есть оформления контура объекта веры, придания религиозным утверждениям большей доказательности и основы в материальном мире. Наука выявляет некоторые отдельные элементы реальности, которые дополняются другими, предполагаемыми религией, элементами до общей картины знания. Затем, имея общую картину и отталкиваясь от нее, с необходимостью обнаруживаются недостающие элементы, существование которых определялось с помощью религиозного метода восприятия. На настоящий момент, обеим системам познания не хватает только совместного приложения усилий для достижения полноценного результата в изучении структуры мироздания. Развиваясь, они придут к необходимости объединения усилий для создания из двух половинок - единого и полноценного способа изучения структуры мироздания.
Гармоничность и планомерность перехода к совместной деятельности двух систем познания зависит от того, насколько рьяно будут сопротивлятся этому переходу функционеры самих религиозных и научных структур. Поскольку система познания и обслуживающий ее аппарат зачастую имеют разные цели, люди, составляющие означенный аппарат, склонны сопротивлятся любым изменениям сложившихся традиций. Иерархическая лестница, как науки, так и религии, строится по военному принципу. В обоих системах есть свои стратеги, тактики и солдаты.
В науке к стратегам можно отнести только тех, кто используя свой природный талант, поднялся над ее стандартами и привнес новое направление в ее развитие. Такой человек дает жизнь целой области научного знания, от которой уже отталкивается весь остальной сонм ученых мужей. Тактики развивают основанное стратегом направление, привнося в него свое видение, давая ему развитие в новом русле. Относительно количества солдат их крайне немного, хотя и больше чем стратегов. Солдаты (а в их рядах могут быть и убеленные сединами, заслуженные академики) в ходе всей своей научной деятельности занимаются мелкой суетой вокруг разработанных стратегами и тактиками направлений. Ставят бесчисленные опыты, подтверждающие ранее доказанное знание, уточняют незначительные детали, плодят из студентов себе подобных. Они занимаются не научным познанием в выбранной ими отрасли науки, а функционированием в пределах структуры. Это для них работа, которая дает им возможность существовать и обеспечивать семью куском хлеба. К результату они не стремятся (если не считать таковым зарплату и пенсию).
В религии структура представляет из себя систему, аналогичную научной. Здесь существуют свои стратеги - это просветленные, пророки и мессии, являющиеся, как правило, основателями новых религиозных направлений. Они обладают способностями к познанию основ мироздания и развитым восприятием (естественно, если не являются шарлатанами, что, впрочем, вычеркивает таких деятелей из ряда стратегов). Тактики в религии - это посвященные в таинства его истинного знания или те, кто своим сознанием достиг смысла учения, передаваемоого стратегом. В рядах тактиков могут быть, как духовные лидеры и теологи, так и простые священники. Главное, что они осознанно доносят свет истины, переданной стратегом, до сведения народа в понятной ему форме, не забывая при этом смысла послания, скрытого в одеждах догмы. Естественно, что как и в области структуры научного общества, тактиков в религии значительно меньше, чем солдат. Принцип разделения здесь тот же самый, что и в науке. Для солдата занятие религиозной деятельностью - это работа. Вызубрил молитвы, изучил жизнеописания и труды стратегов, приступил к отправлению обрядов. Осознанности никакой - в лучшем случае вера в правильность намеченного стратегом курса. Причем, как и в науке, в религии солдатом может быть какой-нибудь первосвященник, полжизни руководивший религиозной общиной целой страны. Не только на производстве считается, что трудовой стаж и производственный опыт достойны лучшей награды, чем талант и стремление к цели.
Так вот, друзья мои, если вы заметили, то в отличие от тех немногих личностей, которые двигают на пути развития религиозную и научную машины, функционеры и бюрократы составляют в этих системах большинство. Именно они-то зачастую и становятся камнем преткновения на пути новых прогрессивных веяний. Кому же охота ломать сложившуюся кормушку, которая итак приносит неплохой доход. Но эволюция не стоит на месте. Насущная потребность в изменениях в любом случае рано или поздно «дожмет» ситуацию до необходимых преобразований. Познание реальности проходит свою эволюцию в зависимости от общего коэффициента развитости познающих. На разных этапах развития общества происходит формирование одних представлений и теорий на месте замененных ими других. Все воспринятые крупицы истины укладываются в структурное образование, соответствующее количеству выявленных и осознанных первоначальных данных. С каждым разом истина все ближе, если во вновь созданной системе присутствует адекватность восприятия реально имеющимся, во всей их совокупности, данным. Проще говоря, люди имеют ту систему научного и религиозного знания, до которой «доросли». Мировая история науки и веры - это чередующиеся периоды накапливания фактов и их осмысления, обобщения и выводов из них. Эволюция подводит человечество к истине постепенно, но когда период прошел и пик настал, знание повисает в воздухе, перезревает, а затем неудержимо рушится в объятия мировой общественности, сметая на своем пути любые преграды. Именно на этом этапе людям и выпадает возможность показать, насколько они развиты и способны к выбору собственного, единственно верного пути. Как раз о таком индивидуальном развитии и о том, как на него влияет общество, мы поговорим в следующей части нашей беседы.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|