Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ





Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них 1

 

1 Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.

2. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.

3. Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.

4. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов, увязки покупателей всех разработанных программ.



5. Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

 

2.3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Составляющие стратегического управления. Стратегическое управление предприятием включает двенадцать основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений – основных этапов (рис. 2):

1. Сфера бизнесавид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.

2. Видениеэто образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия.

3. Миссия, или общественно значимая роль,предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.

4. Установление целей бизнеса. Построение иерархии целей от общих к специфическим.

5. Анализ внешней среды (макросреды).

6. Анализ среды непосредственного окружения (микросреды).

7. Анализ внутренней среды.

8. Дополнительный анализ конкурентных сил.

9. Анализ и выбор возможных стратегий:

а) корпоративной (портфельной);

б) деловой (базовой) для отдельных единиц бизнеса;

в) конкурентной (базовой и конкретной);

г) функциональной;

Стратегияинтегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности по четырем уровням.

 

 

1.Сфера бизнеса 2.Видение 3.Миссия

 

 

4.Цели 5,6,7,8 Анализ среды 9.Выбор 4 видов стратегии

 

 

10.Программы и планы 11.Входные барьеры

 

12.Реализация стратегии и контроль

 

Рис. 2. Основные этапы - цепь перспективно-целевых решений стратегического управления.

10. Программы и планы это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.

11. Входные и выходные барьеры.

12. Реализация стратегии и контроль за ее исполнением.

 

Дадим краткую характеристику отдельных этапов стратегического управления.

Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT- анализ внутренней среды).

Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:

формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

определение долгосрочных целей;

определение среднесрочных целей.

Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации по четырем уровням, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации на каждом уровне. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, портфельный анализ, схемы, матрицы, рисунки.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

 

Контрольные вопросы ко 2 главе для написания сквозной зачетной работы по данной дисциплине:

2.Дать краткую характеристику особенностей сферы бизнеса и конкретной фирмы, выбранной Вами в качестве объекта стратегического управления.

3.Перечислить и схематично представить двенадцать основных этапов разработки стратегии развития выбранной Вами фирмы на перспективу (на 3-5 лет вперед).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.