Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВИДЕНИЕ, МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ





ФОРМИРОВАНИЕ ВИДЕНИЯ

 

Видение организации — это образное представление смысла деятельности и отдаленных перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности:

• что представляет собой организация, при самых благоприятных условиях;

• какой она должна стать в перспективе;

• к чему она стремится в своих «мечтах».

Формирование видения — это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть несколько лет. Видение будущего крупной компании — это представление о политической, экономической, социальной ситуации в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.

Видение относится лишь к будущему(возможно неосуществимому): оно теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.

Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям:

• вдохновлять;

• быть простой, как воспоминание или образ; • заслуживать доверие;

• содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки миссии.

 

ПРИМЕР

Видение Kodak: «Мы хотим стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».

Видение Xerox: «От копировальной техники — к офису будущего».

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ БИЗНЕСА И МИССИИ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ

Понятие миссии. Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, — оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.

Основные компоненты миссии:

1.Краткая характеристика круга удовлетворяемых потребностей

2.Категории целевых групп потребителей (их особенности)

3.Конкурентные преимущества.

 

Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в табл.1.

 

 

Компоненты миссии организации.

Таблица 1

Компоненты Содержание
Краткая характеристика потребительской ценности   Какова полезность продукта или услуги, производимых предприятием?
Категории целе-вых потербителей Кто является целевым потребителем предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные организации, индустриальных крупных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом со средним уровнем доходов.
  Конкурентные преимущества Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий? В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении и др. Каковы новейшие ценности и этические принципы предприятия? Ставит ли оно на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др.

 

ПРИМЕР

Миссия опытно-конструкторского бюро:

«Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду».

 

ПРИМЕР

Миссия концерна (АВПК) «Сухой»:

«Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего, марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворять потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа».

Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА

Установление общих долгосрочных целей. Цель- это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.

3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.

4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

5. Финансы. Общая цель — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.

6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.

7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.

Критерии качества целей. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

К числу основных характеристик целей относятся:

Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ.

Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель.

Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.

Непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель — «сохранение трудового коллектива» — привела к снижению мотивации труда.

Определение конкретных целей (задач). Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

 

ПРИМЕР

Конкретные цели в различных областях деятельности:

маркетинг — ежегодно предлагать на рынок новый то- вар; расширить число потребителей на 10%;

финансы — увеличить рентабельность с 10 до 12% к концу года;

кадры — ввести систему участия в прибыли к концу второго года.

Цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса.

Определение миссии и целей служит основой для выбора стратегии и общей политики предприятия. Стратегия задает на- правление реализации миссии и целей, а политика определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений.

 

ПОСТРОЕНИЕ ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ

Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей (рис. 7).


Ключевые цели по подсистемам организации

 

               
   
     
 

 

 


Подцели по подсистемам организации

                                       
               
         
 

 

 


Рис. Иерархия целей организации.

 

 

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

общая цель должна содержать описание конечного результата;

при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;

подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;

фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и

сложности поставленных целей, от организационной структуры. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.


Вопросы к 3 главе для написания сквозной зачетной работы по данной дисциплине:

4) Сформировать «видение»фирмы, выбранной в качестве объекта
стратегического управления.

5) Сформулировать миссию фирмы.

6) Перечислить общие цели фирмы и специфические (частные).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.