Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЫПОЛНЕНИЕ И КОНТРОЛЬ СТРАТЕГИИ





 

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ

 

В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

Первый этап — углубленное изучение целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

• Уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды.

• Доведение идей стратегического плана и смысла, целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.

Второй этап разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников.

На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.

Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений.



Пятый этап корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Содержание и типы стратегических изменений. Выполнение стратегии направлено на решение трех задач. Во- первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. Во-вторых, это оценка соответствия выбранной стратегии и внутриорганизационных процессов с целью ориентации деятельности предприятия на осуществление принятых стратегических решений. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивации, нормы и правила поведения, квалификация работников и т.п. В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием.

Все отмеченные задачи решаются посредством изменений, которые фактически составляют содержание процесса выполнения стратегии.

Проведение необходимых изменений способствует тому, что на предприятии создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько предприятие готово к эффективному осуществлению стратегии. Можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа стратегических изменений.

1. Перестройка предприятия предполагает фундаментальные изменения, затрагивающие миссию и организационную культуру предприятия. Данный тип изменений характерен для ситуации, когда предприятие меняет свою отрасль и соответственно продукт, и место на рынке. В случае перестройки организации возникают самые большие трудности с выполнением стратегии, поскольку они происходят и в технологической области, и в сфере трудовых ресурсов.

2. Радикальное преобразование предприятия проводится на стадии
выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при
этом в ней происходят изменения, вызванные, например, ее слиянием с
аналогичной организацией. В этом случае слияние различных культур, появление
новых продуктов и выход на новые рынки требуют сильных
внутриорганизационных изменений, касающихся организационной структуры.

3. Умеренное преобразование осуществляешься в том случае, когда
предприятие выходит на рынок с новым продуктом и стремится завоевать для
него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный
процесс и маркетинг.

4. Обычные изменения связаны с проведением преобразований в
маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации.
Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает
деятельность предприятия в целом.

Стратегические изменения носят системный характер. В силу этого они затрагивают все стороны предприятия. Вместе с тем можно выделить два среза организации, которые являются основными при проведении стратегических изменений. Первый срез — это организационная структура, второй — организационная культура.

Организационная структура как объект стратегических изменений. Организационная структура каждого предприятия имеет свои характерные особенности и отражает мнение руководства о наилучшей системе соподчинения, политику назначения на должность и повышения по службе, распределения заданий между подразделениями и т.д. Изменения корпоративной стратегии ведут к изменениям в организационной структуре предприятия. Если структура не соответствует рассматриваемой стратегии, то необходимо решить выполнима ли стратегия и какие изменения в организационной структуре и кадровые перемещения необходимо сделать для успешного осуществления стратегии.

• Следует ли объединить отдельные виды деятельности в группы?

• Должны ли решения приниматься централизованно руководством или
децентрализовано (управляющими на местах)?

• Должна ли организация иметь жесткое управление (с множеством правил и
проверок)?

• Целесообразно ли построение многоуровневой организационной структуры с
узким интервалом управления или «плоской» структуры — с меньшим числом
уровней управления, каждый из которых имеет широкую сферу контроля?

Централизованная функциональная структура эффективна при ограниченном ассортименте производимой продукции. По мере изменения масштаба производства, приобретения собственных источников сырья и (или) сетей распределения сверхцентрализованные структуры управления перестают соответствовать новым условиям. Диверсифицированные компании вынуждены переходить к децентрализованной структуре управления с выделением самостоятельных хозяйственных подразделений.

Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов, наиболее значимыми из которых являются:

• размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации;

• географическое размещение организации;

• технология;

• динамизм внешней среды;

• стратегия, реализуемая предприятием.

Организационная культура как объект стратегических изменений. Организационная культура — это сформированная на протяжении всей истории предприятия совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работающих. Культура определяет нормы, устанавливающие правила поведения персонала на всех уровнях управления, и оказывает влияние на способность организации к смене стратегического курса.

Общепринятые на данном предприятии ценности, или «до- минирующие убеждения», определяют приоритеты развития, устанавливают, что имеет решающее значение для выживания и успеха предприятия, например, убеждение в превосходном качестве и сервисе, в важности экономического роста и тд.

Выделяют пять факторов, определяющих формирование и: применение организационной культуры:

• ценности и убеждения высшего руководства;

• реакция руководства на критические ситуации;

• отношение к работе и стиль поведения руководителей;

• критериальная база поощрения сотрудников;

• критерии отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

Каждый из факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном изменении культуры предприятия. На стадии выполнения стратегии основные усилия направляются на то, чтобы привести организационную культуру в соответствие с выбранной стратегией.

Управление реализацией стратегических изменений. Исследователи консалтинговой фирмы ADL выделяют пять основных подходов, в которых в качестве главного признака от- мечен управленческий стиль лидера и (или) команды менеджеров предприятия. Их краткая характеристика представлена в табл.7.

Таблица 7

Управление реализацией стратегических изменений

 

Подход Главный стратегический вопрос для лидера (и/или команды менеджеров) Ключевая роль менеджеров предприятия
1. Командир (авторитетный подход) Как я формирую стратегию организации? Специалисты в области стратегического планирования
2. Контролер (контролирующий подход) Стратегия организации мною усвоена. Как я должен проследить за её реализацией? Контроль за реализации по всей структуре
3. Партнер (подход, основанный на сотрудничестве) Как я должен вовлечь менеджеров в стратегическое планирование, чтобы они были ответственными за реализацию стратегии с момента её запуска? Основные координаторы
4. Культурный лидер (подход, основанный на изменении организационной культуры) Как я могу вовлечь в процесс реализации стратегии персонал предприятия? Обучающие тренеры
5. Воспитатель чемпионов (чемпионский подход) Как я должен мотивировать менеджеров, чтобы они стремились стать чемпионами бизнеса посредством реализации эффективных стратегий? Задание стартовых условий и арбитражных победителей

В зависимости от конкретной ситуации выбирается один из пяти типовых подходов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

Заключительный этап стратегического управления — контроль хода реализации стратегического плана. Контроль необходим для выявления и предотвращения угроз, связанных с выполнением стратегии. Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в такой последовательности:

1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.

2. Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть
достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для
оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию
стратегических целей. В системе контроля стандарты разрабатываются для
оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе
устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.

3. Оценка результатов функционирования за обозначенный период.

4. Сопоставление фактических результатов функционирования с установленными
стандартами. На этом этапе решается также вопрос: допустимы ли выявленные
отклонения от принятых стандартов.

5. Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше
допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Отметим,
что система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов
и стандартов (например, поставленные цели могут оказаться излишне
оптимистичными).

В управлении предприятием различают три типа контроля: Стратегический (результаты функционирования более чем за год), тактический (6 — 12 месяцев), операционный (до 6 месяцев), т.е. наряду с иерархией стратегий существует и иерархия контроля. Для корпоративного уровня характерен в основном стратегический контроль, при котором главное внимание фокусируется на поддержании баланса между различными видами бизнеса. На уровне отделений преобладает тактический контроль, который концентрирует внимание менеджеров на улучшении конкурентной позиции предприятия. В процессе тактического контроля, как правило, отслеживаются уровень издержек и доля рынка. Для функционального уровня характерен в основном операционный и тактический контроль, в рамках которого ежедневно или еженедельно отслеживаются такие показатели функционирования, как количество выполненных заказов, число рекламаций и т.д.

Эффективная система оценки и контроля через механизм обратной связи обеспечивает информацией не только процесс реализации стратегических планов, но и первоначальную разработку стратегии.

Вопросы к 7 главе для написания сквозной зачетной работы по данной дисциплине:

18) Вчем будут заключаться конкретные мероприятия предлагаемые Вами для обеспечения выполнения и контроля за выбранной Вами стратегией управления на Вашей фирме на ближайшие 3-5 лет.


Вопросы для написания сквозной контрольной работы по стратегическому менеджменту:

Гл.1:1) Дать краткое определение стратегического управления. Гл.2:2) Дать краткую характеристику особенностей сферы бизнеса и

конкретной фирмы, выбранной Вами в качестве объекта

стратегического управления.

3) Перечислить и схематично представить двенадцать основных

этапов разработки стратегии развития выбранной Вами фирмы на

перспективу (на 3-5 лет вперед). Гл.З4) Сформировать «видение»фирмы, выбранной в качестве объекта

стратегического управления.

5) Сформулировать миссию фирмы.

6) Перечислить общие цели фирмы и специфические (частные).
Гл.47) Построить матрицу PEST-анализа для анализа макросреды вокруг

фирмы- Вашего объекта исследования.

8) Заполнить таблицу результатов анализа внешних стратегических
факторов (возможностей и угроз), ориентируясь на условный
пример.

9) Наполнить конкретным смыслом модель «Пять сил
конкуренции» применительно к условиям конкретной фирмы.

10) Заполнить свою таблицу ключевых факторов успеха.

Гл. 5: 11) Провести анализ сильных и слабых сторон в деятельности Вашей фирмы по различным сферам деятельности: производству, маркетингу, финансам, кадровому потенциалу, степени управляемости и др. Пример такого анализа в сфере производства приведен в методичке. Остальные сферы деятельности проанализировать самостоятельно.

12) Заполнить таблицу «Сильные и старые стороны предприятия» для своей фирмы, руководствуясь приведенным условным примером.

Гл.6: 13) Построить схему иерархической структуры стратегий на

Вашей фирме.

14) Сформулировать корпоративную (портфельную) стратегию -
если она имеется на Вашей фирме.

15) Выбрать базовую деловую стратегию для Вашей фирмы (или ее
подразделений ,если это корпорация).

16) Выбрать базовую конкурентную стратегию из четырех
возможных и внутри нее обосновать (преимущества, условия,
риски) конкретного вида стратегии конкуренции.

17) Выбрать ведущую функциональную стратегию.

Гл.7:18) В чем будут заключаться конкретные мероприятия предлагаемые Вами для обеспечения выполнения и контроля за выбранной Вами стратегией управления на Вашей фирме на ближайшие 3-5 лет.

 

 

 


Список литературы:

1) Алмазова Н.И. «Стратегический менеджмент» Учебник, пер.с англ.,М.-: Издательство «Проспект»,2003г.-336 с.

2) Фатхутдинов Р.А. «Стратегический менеджмент» ,учеб.лит. М.-:Издательство «Дело», 2004г.- 472с.

3) Зайцева Л.Г., Соколова М.И. «Стратегический менеджмент»,учебник-серия Homo-faber; Изд.-«Вергус»,2002г.-396с.

4) Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. «Стратегический менеджмент»,Изд-во«Форум»,2004г.-478с.

5) Афанасьев В.Я., Зайцев Л.Г. «Стратегический менеджмент»уч.,М.: Институт новой экономики,2002г.-754с.

6) Винокуров В.А. «Организация стратегического менеджмента на предприятии», М.: Центр экономики и маркетинга,1999г.-295с.

7) Бандурин А.В. «Стратегический менеджмент организации». Курс лекций.Москва-2002г.-659с.

8) Артур А.Томпсон - мл. Дж. Стрикленд «Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа»,Изд-во «Вильямс»,2005г.-856с.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.