Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из истории названия предмета.





Предмет и методология ТГП.

 

Каждая наука имеет свой предмет исследования, т.е. строго определенный круг явлений и закономерностей. Предмет науки есть угол зрения на объект науки. Предметом общей теории государства и права являются государство и право как явления общественной жизни, а также закономерности их возникновения и функционирования, сущность, содержание и формы. Юридические связи и юридические отношения, государство и право рассматриваются в общей структуре общества через призму обеспечения функционирования экономики, политики и иных социальных отношений. Таким образом, государство и право существуют для того, чтобы экономика и политика общественного развития носили предсказуемый характер.

Предмет науки теории государства и права обширен, но в результате его исторического развития сформировался предмет учебной дисциплины теории государства и права. Предметом учебной дисциплины теории государства и права являются сведения о государстве и праве, получившие подтверждение в научных исследованиях и на практике большинства ученых и государственно-правовых систем.

 

Лекция 2.

 

Из истории названия предмета.

 

Название «Теория государства и права» появилось 125 лет назад. В ХIХ в. преподавалась общая теория права (Шершеневич, Коркунов). Тогда появились первые юристы по квалификации.

Правовая культура является элементом общей культуры. «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».

Общая теория права имела первичной основой философию права (ХVII-XVIII вв.), которая изучала вопрос о закономерностях возникновения и функционирования права. Эта дисциплина базировалась на философии права по Гегелю. Преподавать в России сначала стали философию права в Московском и Петербургском университетах.

Также общая теория права базировалась на энциклопедии права. Энциклопедия – это наука о понятиях, условиях их формирования. В этом она соприкасается с историей государства и права зарубежных стран и историей государства и права России. Первым российским профессором-юристом был Десницкий. Он синтезировал философию права с общей теорией права.

В начале ХХ в. появляется социология права, наука о месте права в системе общественных отношений, о взаимодействии общества, права и государства. Широко используется опыт французской, немецкой, американской социологий права. Таким образом,

 

ОТП

|

   

ФП ЭП СП

   

Философия права Сами нормы Реальная юридическая

заключается в права в законах, практика, реальные

осознании права, т.е. теория права юридические отношения.

правового сознания. (без практики).

 

Соединение теории государства и теории права в одну науку – теорию государства и права, - в советской России произошло в 20-е гг. П.А.Кропоткин в своей работе «Узаконенная месть - работа правосудия» в 1906 г. писал о власти, государстве. Но для нас более важна другая дата – 1920 г. – когда в Свердловске Ленин читал свою знаменитую двадцатиминутную лекцию «О государстве». Ленин: «…этот вопрос о государстве является самым запутанным…». Тогда же прозвучал тезис, что существует полугосударство на пути капиталистического развития.

Таким образом, следует обосновать, почему возникает государство, как функционирует, из чего состоит. Ответ на эти вопросы дает теория государства:

ТГ

|

   

ФГ ЭГ СГ

Закономерности История государства. Социология

возникновения, государства близка

понятие и признаки к социологии политики.

государства.

 

 

С 1932 г. и до начала 80-х гг. преобладала марксистско-ленинская теория. Общность основ позволила им синтезироваться.

 

Особенности предмета ТГП.

 

1.Теория изучает государственно-правовую надстройку в целом, обобщает весь опыт человеческого развития, а не конкретного государства.

2.Содержанием теории являются только основные, общие закономерности, где проявляется сущность и социальное назначение государства и права.

Сущность отличает теорию государства и права от других дисциплин.

Социальное назначение подразумевает понимание, для чего государство и право нужны людям.

3.Единство государства и права.

 

Функции теории государства и права.

 

1.Познавательная.

2.Эвристическая (открывает перспективы для развития государства и права).

3.Прогностическая (определение тенденций в развитии изучаемых явлений).

Любая функция зависит от тех задач, которые ставят перед собой люди. Задача государства – исследование. Отсюда его функции, т.е. основные направления деятельности, вытекающие из сущности и социального назначения.

Задачи Российской Федерации как государства изложены в преамбуле Конституции РФ, а функции просматриваются через полномочия Правительства РФ, указанные в основном законе.

До недавнего времени приоритет был у познавательной функции, но сейчас юристы отдают предпочтение эвристической функции.

 

Социальные и технические нормы. Их соотношение.

Технические нормы – это правила поведения людей по отношению к объектам природы и техники. Они не регламентируют правила поведения людей, а каждый сам отвечает за невыполнение этих норм.

В каждом государстве действует определенный перечень технических норм: ГОСТ (государственный стандарт), ОСТ (отраслевой стандарт), СНИИ, и т.д.

Связь между социальными и техническими нормами просматривается в следующем: то, что обеспечивает безопасность и эффективность использования техники, объектов природы, обеспечивает устранение обязанности и меры ответственности. Например, музыкальный центр требует инструкции по эксплуатации для сохранения возможности замены его со стороны продавца.

В обществе идет работа по усовершенствованию технических норм. Например, авария на Чернобыльской АЭС произошла из-за нарушения технических норм и эксплуатации реакторов. Мы сталкиваемся с техническими нормами, не задумываясь об этом.

 

Лекция 7.

 

Формы государства.

 

Форма есть внешнее выражение сущности и социального назначения, т.е. те внешние признаки, которые характеризуют государство как организацию публичной власти и населения.

Государство в отличие от страны обладает вполне объективными признаками.

Формы государства:

1. Форма правления.

2. Форма устройства.

3. Политический режим (или форма режима).

 

Исторически сложились три вопроса:

- "Кто правит и кем?"

- "Какова территория правления?"

- "Как правит?"

 

Форма правления.

Форма правления характеризуется структурой высших органов государственной власти, порядком их образования, прекращения полномочий, сроком полномочий, распределением компетенции и связью с личностью и обществом.

Если обобщить эти признаки применительно к существующим государствам, то можно сгруппировать по общим признакам различные формы правления.

1. Монархия – это форма правления единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, передающего ее по наследству, представляющего государство по своему усмотрению и юридически безответственного.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, а при феодализме стала основной формой правления. В современных условиях она сохранилась в ряде стран Европы, Азии, в так называемых странах Содружества. В современных условиях должность монарха как главы государства не направлена на осуществление функций государства непосредственно, а предназначена для обеспечения преемственности, порядка и единения народа.

 

Монархия:

а) Абсолютная, т.е. не ограничена религией, сословно-представительными учреждениями, государственным вмешательством в частную жизнь (декреты, указы), подчинением вертикали власти. При этом духовная сфера испытывает колоссальный кризис.

б) Сословно-представительная.

в) Конституционная, т.е. парламент является и законодательным, и представительным органом. Ни один монарх не может менять Конституцию.

Конституционная монархия бывает двух видов:

- парламентарная (правительство формируется большинством победивших на выборах, правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом);

- дуалистическая.

2. Республика – это форма правления единоличного или коллегиальных органов государства, избираемых на определенный срок, имеющих определенную компетенцию, осуществляющих власть по мандату народа и юридически ответственных. (Древние Афины, Сан-Марино).

 

Виды республик:

 

1. Парламентская.

2. Президентская.

3. Президентско-парламетская.

4. Парламетско-президентская.

5. Народная (например, республика Советов), т.е. все ветви избирались населением без учета разделения на ветви.

 

Исторически сложились две формы объединения людей в госудастве.

Это объединения подданных и объединения граждан.

В первом случае отсутствует равенство (подданный не равен государству). Она получила форму государства – монархии. Во втором случае – республика. Нельзя считать, что форма правления не зависит от воли народа. Различаются формы правления в зависимости от степени влияния народа на деятельность власти и классифицируются с помощью дополнительных элементов формы государства, т.е. с помощью формы республики.

Нелегитимен закон, принятый с нарушением процедуры принятия.

Республика советов не входит в классификацию деления на парламентскую и президентскую. Которое делится по принципу деления государственной власти на три ветви.

В парламентской республике (она более прогрессивная) больше начал демократии, в них присутствует высшая форма парламентского контроля, а процедура избрания президента неодинакова – президента может и не быть.

Парламентская республика – ФРГ, например, где президент избирается парламентом; в Италии – членами обеих палат на общем собрании, плюс представители областей.

В парламентской республике правительство формируется либо как коалиционное на основе фракций из депутатов, либо не из депутатов.

Здесь президент избирается либо парламентским путем, либо составом выборщиков – расширенный (ФРГ, Италия).

В XVIII в. Ш.Монтескье разделил государственную власть на три ветви.

 

Разделение государственной власти идет тремя путями:

1. Функционально, т.е. у органов каждой из ветвей свои полномочия.

2. Институционально, т.е. у органов каждой из ветвей свои органы и учреждения.

3. Персонально, т.е. если вы судья. То вы уже не депутат (этот принцип родился давно – ФРГ).

Республика Советов народных депутатов построена на игнорировании государственной власти.

Для разделения властей:

1) способ образования этих органов такой, чтобы другие органы влияли на него. Народ формирует законодательную власть и представителей исполнительной власти.

2) Компетенция органов ветвей власти не должна дублировать друг друга.

Республика Советов близка к парламентской, т.к. разделение властей есть, но народ формирует вертикальную систему подчинения. Избираемые органы власти формируются непосредственно народом, при этом судьи были подотчетными. Исполнительную власть представляют исполкомы, президиумы. Главный орган власти – правительство – формируется советом или народом. В него входили депутаты с мандатом. Это были безальтернативные выборы. Их особенность в том, что формально существовал глава государства – председатель Президиума Верховного Совета СССР, представлявший законодательную власть.

Ядро политической системы – партия, идеология. Они объединяли народ. Также – единая собственность, экономика.

В 1990 г. в России было 1,5 млн. депутатов подотчетных народу. Сейчас – 50 тысяч депутатов на всю Россию. Законодательные и судебные власти источником власти имели народ. Стержень системы сдержек и противовесов – глава государства. Но с точки зрения демократии, республика Советов более приемлема.

Глава государства в парламентской республике обнародует законы, издает декреты, указы, является верховным главнокомандующим (ФРГ, Австрия, Италия, Швейцария, Испания, Индия).

 

Три типа совершенства форм государства и уровня демократии:

(По Ильинскому)

1.Страны с парламентарной формой правления (Италия, Швейцария).

2.Страны, ориентируемые на средние слои (Франция, ФРГ, Англия и

др. страны содружества).

3.Страны с низким уровнем культуры, как правовой так и обычной (США, стр. Латинской Америки, Япония)

 

Президентские республики.

 

Право формируется президентом, а утверждается парламентом. Президент вносит кандидатуру главы правительства на рассмотрение в парламент. Если его не утверждают до трех раз, то президент может распустить Государственную Думу. Президент может быть главой исполнительной власти, а может и не быть. Президент имеет также право на вето. Внепарламентский способ избрания президента – коллегия выборщиков, народным или учредительным собранием.

 

Смешанные формы правления:

1) смесь республики и монархии (дуалистическая монархия в Японии)

2) парламентско-президентская

3) президентско-парламентская

 

 

Функции государства.

Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, обусловленные сущностью и социальным назначением, закрепленные в нормах права и в компетенции высших органов государственной власти.

 

  Функции государства       Компетенция высших органов государственной власти     Функции государственных органов и гос. организаций

 

Есть объективные (основные) направления деятельности, единые для всех государств, а есть – субъективные (временные). Объективно обусловленные функции закреплены в Конституции или ином законе, четко отграничивающим компетенцию. Субъективные - в актах главы государства или Парламента при создании необходимых органов и наделении их компетенцией. В том же порядке они ликвидируются или реорганизуются.

Социальное назначение всех государств одно – обеспечивать блага граждан. А сущность – разная. Государство выполняет функции политического характера, например, подавляет один господствующий класс. Государство в развитии не являлось организацией общества. Сущностные функции государства, выражающие его главную направленность, носят классовый, политический характер и в условиях недемократического режима влияют и на определение других функций государства, и на их выполнение.

Поскольку объективные функции государств являются главными для общества и человека, необходимо их четкое закрепление в правовых актах. Т.е. функции не есть абстракция. Нечеткое закрепление объективных функций в Конституции, иных правовых актах (т.е. декларация, дублирование компетенции, отсутствие механизма ответственности государственных органов за эффективное выполнение этих функций и т.д.)

Свидетельствуют либо о превалировании политических, субъективных функций, либо о некорректном юридическом закреплении их в правовом акте. Функции производны от целей и задач, а структура от функций.

 

Классификация функций.

 

В отечественной государственно-правовой науке была сфера (внутри или за пределами государства), в которой реализуются основные направления деятельности.

1. Функции делятся на:

- внешние

- внутренние

Критерий не имеет приоритетного значения, т.к. Россия входит в мировое интеграционное экономическое и политическое пространство. Внешнеполитическое ведомство – МИД. Осталась и внешне-правовая функция. Экономика не может осуществляться только в пределах государства; социальная функция распространяется и на наших соотечественников за рубежом.

Деление на внешние и внутренние функции остается, но оно уже не носит приоритетного характера. Например, экологическая функция не осуществляется одной страной (Чернобыль).

2. Временной критерий:

а) временная функция, например, перепись населения, т.к. связана с социальными и др. функциями;

б) чрезвычайная – действует пока не ликвидируются последствия чрезвычайной ситуации. Это сезонная функция (например, чрезвычайная ситуация на Дальнем Востоке, когда деньги на отопление выделили лишь 28 декабря).

3. Отраслевой критерий:

а) коммуникативная - возможность и необходимость обеспечения единого пространства, общение людей друг с другом;

б) информационная – обеспечение права гражданина на получение информации, официальных программ органов власти об их деятельности;

в) культуры, образования;

г) финансовая;

д) энергетическая;

е) транспортная;

ж) природоохранная;

з) экологическая;

4. Межотраслевой критерий:

а) политическая – функция государства обеспечить демократический стабильный режим властеотношений. Политическая функция обусловлена необходимостью гармонизации отношений органов власти, партий, общественных объединений, граждан, местного самоуправления. Для этих целей служат отчеты выборных лиц, референдумы, выборы, плебисцит (акт по факту обсуждения какого-либо документа). Политическая функция обеспечивает учет различных политических и социальных групп и не допускает их столкновения (например, пропорциональная система выборов).

б) экономическая функция участвует в формировании и функционировании необходимого государственного сектора экономики, в т.ч. в сферах естественных монополий, в стратегии и тактике развития отечественного производства и сферы услуг ("государственный протекционизм").

Функции надо рассматривать комплексно. Экономическая функция помогает формировать бюджет государственного развития, чтобы государство могло выступать гарантом инвестиций.

Экономическая и политическая функции необходимы, чтобы обеспечить стабильность, предсказуемость политики и экономики в данной стране. Для государства и права эти функции приоритетны. Выбор политики приоритетов

опирается на развитие многоукладной экономики, развитие форм собственности и организационно-правовых форм.

в) функция обороны - связана и с экономикой и с обеспечением армии. Это комплексная функция. Она необходима для обеспечения целостности границ (развивается и формируется военная доктрина, т.е., основные положения о Вооруженных силах и военном участии государства в защите интересов и суверенитета народа; производство передовой военной техники).

г) функции национальной безопасности:

- идеологическая

- финансово-экономическая

- нравственная

- информационная

- военная

- энергетическая

- демографическая

- продовольственная

- геополитическая

- криминальная

- транспортная

- экологическая

- и т.д.

Например, образовательная функция для обеспечения доступа равного бесплатного образования и на конкурсной основе в высших учебных заведениях.

 

 

Нормы права.

Нормы права появляются там и тогда, где и когда их предмет складывается последовательно и отличается постоянством. Они появляются при изучении социальных конфликтов как средства разрешения противоречий, инцидентов, частных социальных конфликтов.

Признаки правовых норм:

1. Общеобязательность, необходимая для обеспечения правового порядка.

2. Регулируют или охраняют только наиболее значимые конфликтные отношения устойчивого характера (властные, политические, имущественные, экономические, семейные, родственные, финансовые). Только у правовых норм могут быть такие предметы. Предметы правовых норм расширяются. Решает это законодатель.

3. Санкционируются государством и охраняются им. При этом отдельные нормы носят вероятностный характер (т.е. выражают волю различных социальных групп).

4. Системность. Нормы права иерархически-функционально связаны.

5. Формальная определенность (вырабатываются на основе обобщения тех или иных казусов).Пример формальной определенности: статьи особенной части УКРФ с определенным описанием конкретных случаев. Именно формальная определенность правовых норм позволяет достоверно установить, доказать все обстоятельства дела, вынести справедливое решение.

6. Закрепляются в официальных документах, с четкими атрибутами, в установленном порядке и форме.

7. Публичность. Предполагает опубликование, оглашение правовых норм, доступность всем и каждому с определенными исключениями (например, акты государственной важности).

8. Неопределенный круг адресатов и случаев.

Общее у норм права с другими нормами:

- неоднократность применения;

- взаимосвязь (некоторые нормы права закрепляют отдельные обычаи; имеют одни цели).

Есть технические нормы, которые регулируют порядок поведения людей с объектами техники и природы. С момента создания технических норм возникает связь с социальными нормами. В случае же нарушения технических норм, применяются социальные нормы.

Структура правовых норм.

Нормы права имеют свое единое содержание. Они долговечны, если имеют логичную структуру. Способы взаимосвязи структурных элементов нормы права сложились исторически. Постепенно люди убедились, что нормы права действенны, только если содержат определенные требования за неисполнение предписаний. Неизбежность наказания стало основным условием действия правовых норм. Появилась определенная структура. Для реализации регулятивной и охранительной функций нормы права, норма должна:

- иметь логически завершенное содержание;

- определенные условия, при которых содержание нормы права должно осуществляться;

- устанавливать правовые последствия при выполнении или нарушении предписаний норм права.

В соответствии с этим строится структура правовой нормы.

Структура бывает:

1. Логической, которая выражает содержательную связь элементов нормы (гипотеза, диспозиция, санкция).

2. Юридической, которая определяется видом общественных отношений, методом правового воздействия.

Связь правовой нормы и нормативно-правового акта.

Как правило, правовая норма закрепляется в одной статье, но бывают и другие случаи. Например, бывает:

- часть нормы не входит в структуру правового акта.

- Юридическая структура не совпадает с логической структурой. Норма включает в себя диспозицию и санкцию либо гипотезу и санкцию (двухзвенная).

Есть случаи, что 1 норма прослеживается в нескольких статьях нормативно-правового акта.

В юридической литературе сложилось мнение, что регулятивные нормы соответствуют гипотезе и диспозиции, а охранительные - диспозиции и санкции.

Виды правовых норм:

- по видам общественных отношений, которые они регулируют или охраняют: 1.гражданские;

2.административные;

3. уголовные.

- по роли и функциям норм, в механизме правового регулирования: 1.общевидовые;

2.родовые (для инвалидов и т.п.);

3.всеобщие учредительные нормы (нормы- принципы, нормы конституции).

- нормы, устанавливающие определения правовых понятий:

1. дефинитивные;

2. учредительные.

- по степени категоричности предписаний:

1.императивные (основаны на принципе субординации; не допускают отступлений);

2.диспозитивные (договор сделки, например);

Императивные нормы присутствуют иногда в диспозитивных отраслях.

- по формам выражения диспозиции:

1. предоставительно-обязывающие;

2. управомочивающие (право на труд, на отдых);

3. обязывающие (уплата налогов);

4. устанавливающие запрещение действия, описанные в диспозиции;

5. поощрительные;

6. рекомендательные.

- по степени определенности:

1.абсолютно-определенные (1 вариант поведения);

2.относительно-определенные (несколько вариантов поведения);

3.бланкетные;

- по времени: 1.постоянные;

2.временные;

3.чрезвычайные.

- по сфере действия:

1.международные;

2.государственные;

3.федеральные;

4.субъектов федерации;

5.местного самоуправления;

6.локальные.

Действие норм права.

Рассматривая вопрос о действии норм права, мы подходим к вопросу о юридической силе и действии правовых норм. Право может достичь своего функционального предназначения, связанного с регулированием и охраной общественных отношений, а может остаться на бумаге. Следует разграничивать понятия вступления в юридическую силу и вступления в действие. Нормы права приобретает юридическую силу с момента завершения процедуры принятия и оформления того юридического акта, где они содержатся. Есть акты, которые вступают в силу немедленно (Указ президента), а есть акты, которые вступают в силу с момента опубликования, через 6 месяцев, с определенной даты и т.п.

Право действует одновременно во всех 4 измерениях: по предмету действия, по кругу субъектов, по времени, в пространстве. Под предметом действия понимаются общественные отношения, их конкретный вид. Предмет действия правовых норм совпадает с предметом правового регулирования или охраны. Сюда не включаются бытовые, нравственные, культурные отношения, а также самоанализ. К основным предметам правового регулирования относятся: политические, экономические, социальные, финансовые отношения. Как правило, нормы права регулируют отношения, где присутствует сложный предмет (политические, финансовые и др.), но при этом какой-либо вид отношений преобладает. Учитывая сочетание предметов, сочетаются и методы воздействия на правовые отношения.

Действие во времени.

Время действия включает в себя: время вступления в действие, действие норм, время прекращения действия.

Порядок вступления в действие правового акта, содержащего нормы содержится либо в самом правовом акте, либо в общем предписании отраслевого акта.

Варианты вступления в действие правовых актов.

1. С момента подписания (вступление в юридическую силу и в действие совпадают).

2. С момента опубликования.

3. Спустя определенный срок с момента опубликования(10 дней для законов; 7 дней для подзаконных актов; для актов, касающихся прав граждан после экспертизы Министерства юстиции).

4. С определенной датой, указанной в самом акте.

Приостановление действия осуществляется на основании акта равной юридической силы на определенный срок, либо до принятия акта новой юридической силы.

Прекращение действия:

1.Окончание срока действия акта.

2. Принимается норма, заменяющая данную.

3. Принимается комплексный акт, включающий отмену данной нормы.

5. Норма постепенно утрачивает силу в связи с этапным постепенным вступлением в силу другой нормы.

С понятием действия нормы связано понятие обратная сила закона. Норма права обратной силы не имеет, она распространяется на те отношения, которые рождаются после ее вступления в силу.

Но есть и исключения:

Если эта норма смягчает или освобождает от санкции за совершенное ранее деяние (переживание закона).

Действие нормы в пространстве.

Пределами действия в пространстве правовых норм является территория на которую распространяется юрисдикция данного государства. Состав территории определяет Закон «о государственных границах». Территория государства включает в себя: землю, недра, внутренние территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство.

Нормы права действуют на территории государства, консульств, ВМ судах. Но существует принцип экстерриториальности – юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства, а также дипломатические представители иностранных государств признаются находящимися на территории государства, где они реально пребывают.

Действие по кругу субъектов.

Пределы действия по кругу субъектов определяются следующими факторами:

1.политико-правовое состояние субъекта (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы).

2.возраст.

3.пол. Есть нормы права, ориентированные на всех (13% налог).Есть нормы права, ориентированные на лиц мужского (армейская служба) или женского пола.

4.физическое состояние (больной, здоровый).

5.профессиональная принадлежность (наличие образования, статуса).

Особенности действия по кругу лиц для организаций:

-юридические лица.

-неюридические лица.

-формы организации (ООО, ОАО).

-наличие определенного лицензируемого вида деятельности.

-объем реализации услуг или товара (упрощенная система налогообложения).

Система права и система законодательства.

Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно обусловленная внутренняя структура права, которая определяется совокупностью норм права, связанных между собой функциональной направленностью (предметом и методом) и юридической силой. Система права складывалась исторически. Она носит объективный характер. Система права складывается исторически.

Система законодательства – функционально и предметно обусловленная, хронологически, иерархически связанная совокупность законов, подзаконных актов, юридических прецедентов, нормативно-правовых договоров, взятых в их полноте и единстве.

Система права и система законодательства имеют различия, хотя органически и связаны между собой. Отличия: в основании системы права – правовая норма, а в основании системы законодательства – его источник (закон, принцип);

Система права складывается исторически, в результате правообразования и отторжения ненужных норм, система законодательства больше подвержена субъективному влиянию законодателя, носит революционный характер.

Отрасли права формируются на основании общих предметов и методов. Таким образом основу системы права составляют отрасли, имеющие общий предмет и характерный метод правового регулирования. Под отраслью подразумевается определенный набор методов правового регулирования. Наиболее общими являются подотрасли, институт (имеет четко выраженный предмет и метод, производный от основного предмета и метода отрасли права).

Есть три четких состояния между системой права и системой законодательства:

1.они адекватны друг другу.

2.система права закономерно отстает от системы законодательства. Она ее как бы поправляет.

3.Плазменное: нормы права сами по себе, а нормы законодательства сами по себе (самое опасное состояние).

В марте 2000 был издан указ президента «об общеправовом классификаторе правовых актов РФ». Система права не соответствует системе законодательства (проблема РФ).

Лекция 11.

Структура права.

Публичное право – совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих отношения по поводу интересов и потребностей всех и каждого, государства, где государство выступает как полновластный субъект.

Частное право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения, в которых реализуются интересы и потребности индивидов, социальных групп, основанных на невмешательстве государства в процесс удовлетворения интересов указанными субъектами.

Любое частное право нуждается в государственной защите и гарантии. Процессуальное право – совокупность правовых норм, регулирующих властную деятельность уполномоченных субъектов и заинтересованных лиц, направленную на решение конкретных юридических дел, связанных с реализацией прав и обязанностей в тех случаях, когда без участия этих субъектов права и обязанности реализованы быть не могут.

Процессуальное право происходит в четких процессуальных формах.

Международное и внутригосударственное право.

И международное, и внутригосударственное право основаны на приоритете норм международного права, которое ратифицируется данной страной.

Типы соотношения международного и внутригосударственного права:

1.Международные нормы действуют непосредственно наряду с внутренним законодательством, имея приоритет перед ним.

2.Международные нормы становятся частью внутреннего законодательства после приведения в соответствие с международным правом.

Правовая система – сложное национальное явление, включающее в себя систему права, систему законодательства, правотворчества, правосознание, правовую культуру, юридическую технику, толкование, юридические учреждения и юридическую практику.

Притом, что это национальное понятие, между правовыми системами разных стран есть нечто общее, позволяющее классифицировать понятия по группам или семьям.

Рене Давид выделил следующие критерии классификации:

-преобладающий источник или форма права;

-технико-юридическое содержание правовых норм;

-идеологическая направленность.

На основании этих критериев выделяются правовые семьи:

1-романо-германская;

2-англо-саксонская;

3-религиозная;

4-социалистическая;

5-скандинавская;

6-африканская;

7-китайская;

8-восточно-азиатская и др.

Обновление и сближение правовых систем происходит путем унификации, аккультурации, рецепции норм.

Правообразование и правотворчество. Толкование и систематизация права.

Право складывается в силу объективных факторов. Этот процесс формирования права под воздействием объективных факторов получило название - правообразование.

Объективно в обществе созревает поведение, которое властные субъекты призваны понять, уловить, запретить.

Объективные факторы воздействия на формы права:

-факторы естественной среды;

-человеческие, этнографические факторы;

-факторы экономической среды;

-факторы социально-политической среды.

Монтескье отмечал, что географическая среда и климат воздействуют на менталитет народа и влияют на политико-правовую среду.

Названные факторы требуют учета и оценки законодателя с помощью специальных методов:

1.статистический;

2.функционально-структкрный;

3.социологический;

4.математический.

существуют технологии правотворчества, учитывающие факторы правообразования. Правотворчество - форма деятельности государственного, местного самоуправления, учитывающая меняющийся характер отношений в обществе, потребности людей, которые диктуют необходимость изменения и создания новых норм объективного права. Правотворчество является завершающим этапом правообразования.

Принципы правотворчества:

1.Объективность (необходимость и обусловленность потребностями населения).

2.демократизм (влияние народа).

3.гласность.

4.законность (все нормы создаются на основании действующих законов).

5.строгая дифференциация полномочий и ответственности правотворческих органов.

6.планирование правотворческой деятельности с учетом факторов правообразования. Планирование бывает: перспективным, на год, на сессию.

7.профессионализм.

Объектом правотворчества является деятельность органов, направленная на создание, изменение, отмену норм права в официальных источниках.

Субъектом правотворчества является парламент в целом, президент, правительство, министерства, ведомства, законодательное собрание, департамент управления, с 1996 – органы местного самоуправления. При этом главным субъектом правотворчества является народ, участвующий в референдуме, а также участвующий в выборах органа правотворчества.

Законодательная деятельность является важнейшим видом правотворчества и оснащена специальными процедурами.

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы. Правотворчество принадлежит отдельн<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.