|
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений (как регулирует?).Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Однако он имеет двойственную природу: Ø он предопределен предметом правового регулирования (т.е. имеет зависимость); Ø он играет самостоятельную роль (без метода нет отрасли). Учение о методах основано на видах. Есть два основных вида, определенные предметом: Централизованное регулирование, децентрализованное регулирование. Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования кладется в основу разделения и группирования норм права по отраслям. Наиболее распространенными являются -императивный (метод субординации). В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения. Чаще всего применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений. -диспозитивный (метод координации) методы регулирования. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения, обычно применяется в частно-правовой сфере. Юридическое значение метода: 1. Определяет правовой статус (правовое положение) участников будущих отношений в той или иной отрасли (в субординации – подчинение, в координации – равенство, т.е. воли согласуются); 2. С помощью метода определяется преобладающее основание возникновения общественных отношений, т.е. вид юридических фактов (субординации – это акт применения права, т.е. государственно-властный, индивидуальный; координации – преобладающим основанием является сделка, договор); 3. С помощью метода в отрасли определяется преобладающий способ защиты прав (для субординации – преобладает юридическая ответственность, для координации – правовосстановительные меры). По предмету и методу отрасли делятся на Ø первичные (профилирующие), которые имеют самостоятельный предмет и формируют юридический метод (КП, АП, ГП, УП, ГПК, УПП); Ø специальные отрасли имеют самостоятельный предмет, но заимствуют метод у профилирующих (СП, ТП, ФП); Ø комплексные отрасли, они заимствуют предмет или у специальных или у профилирующих и не имеют самостоятельного метода (природоохранное право).
Вопрос 50: Система права и система законодательства. Система права – это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части, связанные между собой. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируют содержательные внутренние и структурные характеристики права. Система права характеризует внутренне строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, система законодательства – относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Система законодательства объединяет все источники права (законы, кодексы, указы, уставы, положения и т.д.) в их совокупности, взаимосвязи. Выделяют также отрасли законодательства. Система законодательства в отличие от системы права в определенной мере зависит от законодателя, который по своей воле может изменять систему законодательства. Между системой законодательства и системой права существует тесная связь, т.е. система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Система права служит основой систематизации законодательства. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. Горизонтальное (отраслевое) строение (принцип координации) системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права. Вертикальное (иерархическое) строение (принцип субординации) отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Три уровня НПА РФ: федеральные, субъектов РФ, законодательство органов местного самоуправления. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное, НПА по отдельным группам (молодежь, женщины, ветераны). Соотношение раскрывается: если стоять на нормативной трактовке права, то между ними нет различия (т.е. право есть закон). Однако, это не так. Система права служит основой построения системы законодательства, каждая профилирующая и специальная отрасль, на их базе, как правило, разрабатывается кодифицированный акт, имеющий определяющее значение. Система законодательства строится по двум критериям: в основе лежит система права, свойство юридической силы НПА - это свойство НПА, отражающее компетенцию правотворческого государственного органа, в соответствии с которой выстраивается иерархия, следовательно, система законодательства иерархична, а система права нет. В систему законодательства могут быть включены НПА, которые не носят правового содержания (являются произволом). В системе права нормы могут исчезнуть, т.к. уже нет общественных отношений, а в системе законодательства сохраняются НПА, которые еще не отменены правотворческим органом. Отрасль законодательства шире, чем отрасль права. Система законодательства внешний источник выражения норм права, результат правотворчества. Т.о. они соотносятся как форма и содержание. Совпадения субъективного характера: Отраслей законодательства больше, чем отраслей права. Когда правотворческий орган плохо прорабатывает предмет правового регулирования, ту область общественных отношений, их особенности, тем не менее, документально закрепляет норму права, и включает эту норму в несвойственную ей сферу общественных отношений. Система права является определяющей для системы законодательства. В праве нет норм, которые бы строились по иерархии. Система законодательства учитывает юридическую силу НПА, следовательно, складывается иерархия через компетенцию законодательных органов. Отрасли формируются на основе предмета и метода, а система законодательства на основе отраслей и юридической силы НПА.
Вопрос 51: Правоотношение: понятие, признаки, виды. Роль правоотношений в правовом регулировании. Правоотношение – это индивидуализированная общественная связь, возникающая между лицами на основе норм права, и характеризуется предоставлением участникам субъективных прав и юридических обязанностей. Признаки: 1. Индивидуализированная общественная связь. В рамках правоотношения конкретизируются участники правоотношения. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной. 2. Правоотношение – это общественное отношение, т.е. отношение между людьми. 3. Разновидность волевых отношений. Они связаны с государственной волей, с индивидуальной волей (реализуются посредством сознания и воли его участников). 4. Возникают на основе норм права. 5. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и сохраняются. Правовое отношение, такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. 6. Участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов при наступлении определённых юридических фактов. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом отношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Структура правоотношений: Ø Объект – те материальный и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (деньги, имущество, здоровье, честь, достоинство, произведения искусства и иные) Ø Субъект – участники правоотношений, выступающие в качестве управомоченной стороны (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно обязанной и управомоченной. Это физические и юридические лица, а также общности, группы, участвующие в правоотношении. Статус субъектов определяет такой понятие как правосубъектность. Он включает в себя правоспособность (способность иметь права и нести обязанности); дееспособность (способность своими действиями реализовывать свои субъективные права и исполнять обязанности). Ø Юридическое содержание, которое включает субъективные права (мера возможного поведения в целях получения блага, по поводу которой возникло правоотношение) и юридические обязанности (мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной). Фактическое содержание – это сами общественные отношения. Виды правоотношений: 1. По отраслям права: конституционные, административные, гражданско-правовые, семейные, уголовно-правовые и т.д. 2. По содержанию: общерегулятивные, регулятивные, охранительные. Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных факторов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм. 3. В зависимости от характера обязанностей: Активного типа – содержанием обязанности является совершение определенных положительных действий. В правоотношениях пассивного типа содержание обязанности составляет воздержание от определенных действий. 4. По степени определенности: абсолютные – конкретно определено лишь управомоченное лицо. В качестве обязанных выступают все остальные субъекты. Относительные – определены конкретно как управомоченные так и обязанные субъекты. 5. По количеству участников: простые (односторонний договор), сложные (сбор подписей за назначение референдума) 6. По продолжительности: моментальные (мена); длительные (аренда) Правоотношения состоят из элементов: объект, субъект и содержание. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества. Правоотношение – это юридическая реализация нормы права. Роль в МПР – происходит перевод юридических моделей в правомерное социально-полезное поведение субъектов. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|