Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правотворчество, его формы и принципы. Стадии правотворчества.





Правотворчество ­– процесс возведения в закон государственной воли.

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

узкая трактовка – только принятие актов, непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами

широкая трактовка – весь процесс, начиная с момента правотворческого замысладо практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование)

Правотворчество – это особого рода деятельность государственных (и муниципальных) органов по разработке и принятию норм права, процесс возведения в закон государственной воли. (Парфенов)

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, в которой происходит воплощение правовых идей в нормы права;

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам

предварительное санкционирование – государство сразу по определенному кругу вопросов разрешает негосударственным органам издавать нормы являющиеся правовыми;

последующие санкционирование – государство поручает разработать проект какой-либо организации, а проект утверждается органами государственной власти;

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, то есть правило поведения, общественная характеристика. Рожденная норма содержит новое правило или отменяет действие прежнего правила или изменяет прежнее правило;

Общественная характеристика нормы:

• действует непрерывно, рассчитана, на неоднократное применение.

• субъекты не конкретизированы.

4. Это фиксирование каких-либо источников права, формулирование норм;

5. Одна из форм осуществления функции государства;

6. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Факторы, обуславливающие характер правотворчества (Парфенов):

Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;

Социальная и национальная структура общества;

Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;

• Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;

Сущностью и формой государства;

Предыдущим развитием правовой надстройки.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права. (Парфенов).

1. Демократизм проявляется в:

• реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

• принятие законов путем референдума;

обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

• действие принципа верховенства законов принятыми представительнымиорганами над всеми иными подзаконными актами;

опубликовании принимаемых актов;

• широкая гласность и открытость правотворческогопроцесса.

2. Научная обоснованность:

• использование научных методов и приемов при изучении общественныхявлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

• использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;

• проведение научных экспертизпроектов нормативных актов;

экспериментальнаяпроверкаэффективности принимаемых норм права.

3. Объективность – нельзя игнорировать законы общественного развития

4. Принцип законности:

5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.

6. Профессионализм

7. Непрерывность Использование правового опыта (Пучков О.А.)

8. Связь с практикой (Пучков О.А.)

9. Планирование (Комаров С.А.)

10. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (Комаров С.А.)

Виды правотворчества

В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):

• Правотворчество государственных органов

Санкционированное правотворчество

Референдум

В зависимости от субъектов правотворчества:

Законотворчество – правотворчество высших представительных органов

Подзаконное правотворчество

В зависимости от субъектов правотворчества (Комаров С.А.)

• Правотворчество государственных органов

Непосредственное правотворчество народа (референдум)

Совместное правотворчество гос. органов и общественных организаций

Делегирование полномочий

Санкционирование

По формам правотворчества (Парфенов):

• Издание НПА;

• Создание судебного прецедента;

• Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;

Санкционированные государством обычаи, которые существовали в обществе;

• Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.

Классификация применительно к РФ (По субъектам правотворчества) (Парфенов):

1. Осущ-мое народом в целом (референдум):

Императивное

Консультативное

Осущ-мое федеральным органом РФ

Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание

Президент

Правительство

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Осущ-мое высшим судебным органом

4. Органы власти и управления субъекта РФ;

5. ОМСУ;

6. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;

7. Негосударственные органы (по делегированию);

8. Совместное правотворчество (коллективный договор, кол.соглашение, постановления ВЦИК, СНК)

Стадии правотворчества:

1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен)

2. Решение компетентного органа о выработке проекта,вообще о необходимости издания такого акта, о включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта НПА с его предварительным обсуждением

4. Рассмотрение проек та НПА в том органе, который уполномочен его принять

5. Принятие НПА

6. Доведение содержания НПА до его адресатов (опубликование)

 

Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.):

1. Предпроэктный этап – выявление возникшей в обществе соц. проблемы, требующей урегулирования нормами права.

Этап принятия правотворческого решения

• Стадия внесения в правотворческий орган проекта НПА субъектом правотворческой инициативы

• Стадия рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа

• Стадия обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании палат правотворческого органа

• Стадия принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста НПА

Стадии правотворческого процесса (Комаров С.А.)

1. Первый этап – подготовка

• принятие решения о подготовке акта

подготовка текста НПА

обсуждение текста проекта НПА

согласование проекта

доработка проекта

2. Второй этап – принятие

внесение проекта на рассмотрение

обсуждение проекта

голосование проекта

подписание проекта

опубликование и доведение до адресата

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.