|
Проблемы поведения детей и подростков
Последствия от проблемного поведения могут варьироваться от незначительных девиаций до тяжелых или даже трагических проступков, как для самого подростка, так и для его окружения. Проблемы поведения можно разделить на поведенческие проблемы, отказ от посещения школы, антисоциальное поведение, алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, недостаточность внимания в сочетании с гиперактивностью.
Поведенческие проблемы
I. Проблемы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, — отказ от еды, нарушения сна и т. д. II. Расстройства пищевого поведения — анорексия, нервная булимия — описаны в соответствующем разделе. Извращенный аппетит — это неудовлетворенность эмоциональных потребностей, дефицит микронутриентов, возможно, психическое заболевание. Возникает у детей 1,5—5 лет. III. Агрессивно-резистентное поведение (вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам). IV. Проблемы, связанные с необходимостью отрыва ребенка от привычного окружения (разлука или потеря родителей, страхи, застенчивость). V. Навязчивые страхи (боязнь животных, темноты, смерти, агорафобия — боязнь открытого пространства, клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства). Устойчивая необъяснимая боязнь предметов (оксифобия — боязнь острых предметов), явлений, видов деятельности или ситуаций. VI. Тревожность — стойкая тревожность, длящаяся не менее 1 месяца и проявляющаяся как минимум 4 симптомами: - необоснованное беспокойство о будущем; - постоянные размышления о своем прошлом поведении; - чрезмерная озабоченность своими достижениями; - необоснованные соматические жалобы; - потребность в утешении; - застенчивость; - ощущение напряжения, дрожь, беспокойство; - вегетативные нарушения. VII. Гиперактивность. VIII. Вредные привычки: сосание большого пальца, обгрызание ногтей, у подростков — курение.
Отказ от посещения школы
Причины отказа от посещения школы: - связанные с опасениями (страх покинуть родителей, чувство небезопасности, школьная фобия со специфическими страхами), чаще встречаются у детей с хорошей успеваемостью; - второстепенные причины: равнодушие к урокам, предпочтение домашнего комфорта — чаще у неуспевающих учеников.
Антисоциальное поведение
Антисоциальное поведение — лживость, драчливость, прогулы школы, воровство и пр. Диагноз ставится при неоднократном повторении эпизодов в течение 6 месяцев.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания
Дефект воспитания. Как правило, это дети с низкой самооценкой, чувством неполноценности, высоким уровнем агрессивности. Стадии употребления алкоголя и наркотиков: - экспериментальная; - для развлечения; - создающая проблемы (возникают изменения личности); - развитие привыкания.
Недостаточность внимания с гиперактивностью
Симптоматика: невнимательность, гиперактивность и повышенная импульсивность в течение 6 месяцев, причем симптомы должны соответствовать уровню развития ребенка, проявляться в различных ситуациях и приводить к значительным социальным отклонениям и снижению успеваемости в школе. Формы патологической гиперактивности: - с преобладанием невнимательности; - с преобладанием гиперактивно-импульсивных реакций; - смешанная форма. Параллельно встречаются оппозиционные расстройства (30—60%), специфические нарушения развития (20—60%) — двигательные, речение и прочие; повышенный уровень тревожности (20—30%); легкая степень слабоумия (3—10%).
Лечение психосоматических расстройств у детей
Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств
Медикаментозная терапия включает: - седативную или тонизирующую терапию. Используются препараты растительного происхождения (валерианы, пустырника, мелиссы, пассифлоры — с седативной целью; лимонника, элеутерококка — в качестве тонизирующих средств). С седативной целью также используются транквилизаторы (диазепам, элениум) в небольших дозировках; - для улучшения обменных процессов в нервной системе, особенно в головном мозге, применяют ноотропы (фенибут, глицин); - поскольку частым проявлением психосоматических расстройств являются дискинезии, используются нормокинетики (перистил, мотилиум); - анальгетики, противовоспалительные препараты.
Психотерапия
Психотерапия — целенаправленный метод воздействия на больного, на его патологическое соматическое и психическое состояние. Для лечения психосоматических расстройств используют следующие виды психотерапии: - психотерапевтическая беседа; - поддерживающая психотерапия; - динамическая психотерапия; - психотерапия, основанная на глубинной психологии; - психоанализ; - аналитическая групповая психотерапия; - семейная психотерапия; - поведенческая психотерапия; - гипноз; - телесно-центрированные методики; - суггестивные и упражняющие методики; - стационарная психотерапия; - группы самопомощи.
Психотерапевтическая беседа
Для налаживания контакта между врачом и больным ребенком можно использовать ряд правил. Однократной беседы иногда бывает достаточно. Первый разговор является решающим, т. к. от него зависит, сможет ли в дальнейшем врач наладить контакт с ребенком и объяснить ему в доступной форме сущность болезни. Необходимо добиться от ребенка сведений о жалобах и своем эмоциональном состоянии. Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании ребенком жизненной ситуации, в которой он оказался. Важным этапом является уточнение: остался ли конфликт и участие в нем пациента «снаружи» или он может представить его сценически. Пациент должен самостоятельно участвовать в обсуждении, то есть быть объектом обучения. Необходимо обсуждать образ жизни пациента (особенно в случаях расстройства аппетита, болевого синдрома), т. к. трудности и душевные конфликты часто связаны с неправильным образом жизни, нарушением режима. Беседе должно уделяться достаточное количество времени. Психотерапевтическая беседа подкрепляется назначением медикаментозной терапии. Психотерапевтические беседы показаны при острых заболеваниях, имеющих аналитически достоверные основания и психосоматическую основу. Продолжительность — от 25 до 60 мин. Целью беседы является достижение понимания пациентом того, что он сам сможет преодолеть болезнь.
Поддерживающая психотерапия
Поддерживающая психотерапия — психотерапевтическое управление. Этот метод заключается в проработке своего поведения, трудностей в реальной жизни, желательно совместно со своими родителями, родственниками, и показан пациентам со слабостью «Я», а также при наркоманиях и пограничных психозах.
Динамическая психотерапия
Заключается в связывании конфликтов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я». Показана при соматизированной депрессии.
Психотерапия, основанная на глубинной психологии
Вид психотерапии, поделенный на ядро конфликтов, вначале представляющихся неодолимыми. После частичного разрешения конфликта становится возможным выход из него.
Психоанализ
Проводится в виде частых сеансов (по 3—4 ч в неделю) с использованием определенных церемоний и ритуалов: пациенту предлагается в свободной форме высказывать все, что ему приходит в голову. Врач находится позади пациента и концентрируется на его рассказе. Внешние факторы отходят на задний план. Цель лечения: повторное переживание и регрессия детских переживаний, вскрываемых в свободных ассоциациях и сновидениях. В ходе лечения необходимо возобновление детских эмоциональных установок в отношении своих родителей.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|