|
Псевдоревматические расстройства
Е. Данбар и его последователи исследовали особенности личности психосоматических больных, в результате чего была описана, помимо «язвенной» и «коронарной», так называемая «артритическая» личность. Неразрешимый конфликт мотивов, неустраненный стресс порождают отказ от поискового поведения, что и создает предпосылку для развития психосоматических реакций. «Артритическая» личность характеризуется: - неуравновешенностью и отсутствием полюсов мягкости и жесткости; - стремлением к господству и в то же время — к самопожертвованию; - сдерживанием чувств; - сверхсовестливостью, обязательностью, уступчивостью, склонностью подавлять агрессию и вражду (злобу и ярость); - сверхнравственным поведением и склонностью к депрессиям; - выраженной потребностью в физической активности до заболевания. Псевдоревматические расстройства (ПРР) проявляются более или менее выраженным суставным синдромом (болями в суставах, чаще крупных: коленных, локтевых, голеностопных, тазобедренных; хрустом в них при движении и пр.). В отличие от ревматизма, при ПРР отсутствуют признаки острого воспаления, температура тела нормальная, отсутствуют воспалительные изменения в других органах и анализах крови. Длительно существующее хроническое системное заболевание суставов, такое, например, как ревматоидный артрит, изменяет развитие личности. Л. В. Яковлева, сотрудница Башкирского государственного медицинского университета, обследовала детей с ревматоидным артритом с использованием различных психологических опросников и установила, что больные дети: - флегматичны; - недоверчивы; - эмоционально уравновешенны, сдержанны; - благоразумны; - рассудительны; - осторожны; - чувствительны; - более зависимы от других; - их отличает повышенный самоконтроль; - более приспособляемы к условиям окружающей среды. По сравнению со здоровыми детьми они: - более замкнуты и менее общительны; - неторопливы; - спокойны; - исполнительны; - менее склонны к риску (как мальчики, так и девочки). Длительное течение заболевания делает детей более: - практичными; - реалистичными; - более полагающимися на себя; - не обращающими внимания на физические недостатки. Это все свидетельствует о процессе психической адаптации к своей болезни.
Психосоматические расстройства дыхательной и мочевыводящей систем
Одышка
Функция дыхания — это снабжение организма кислородом, выделение углекислого газа, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Любая эмоция — страх, гнев, ярость, волнение, радость — приводит к учащению дыхания. Ужас, внезапное потрясение могут вызвать кратковременную остановку дыхания. Приятная ситуация, уравновешенное настроение обеспечивают спокойное дыхание. Вздох иногда может указать на состояние человека: вздох при вдохе — «горестный», при выдохе — «облегченный», как при снятии тяжести (Е. Straus, 1954 г.). Заболевание, при котором кардинальным симптомом является одышка, — это бронхиальная астма — типичное психосоматическое расстройство. «Астматическая» личность характеризуется: - скрытым желанием нежности, любви, поддержки при всей видимости агрессии; - повышенной чувствительностью к запахам; - повышенной реакцией на непорядочное поведение окружающих; - стремлением к чистоте во всем (в поведении, помыслах, быту).
Энурез
Энурез — это непроизвольное мочеиспускание, как во время ночного, так и дневного сна. Ночной энурез представляет собой сложный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, нарушение процессов сна, изменение двигательной активности днем, нарушения поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность к самопроизвольному излечению. В развитии нормального мочеиспускания у детей выделяют несколько периодов: - новорожденные мочатся автоматически; - между 1-м и 2-м годами жизни появляется чувство наполненного мочевого пузыря; - к 3-му году развивается способность удерживать мочу в течение короткого времени, когда мочевой пузырь полон или почти полон; - к 4—5-и годам дети начинают мочеиспускание при полном мочевом пузыре; - в 6—6,5 лет ребенок может мочиться при любой степени наполнения мочевого пузыря.
Причины энуреза
Различают первичный и вторичный энурез: первичный проявляется со дня рождения, вторичный возникает после некоторого периода, когда ребенок не мочился в постели. Причина первичного энуреза — задержка развития в сочетании с психосоциальными факторами; вторичный развивается за счет психосоциальных причин, к которым относят: - дефекты воспитания; - неблагоприятные бытовые условия; - воспитание ребенка вне семьи; - различные психические травмы. Психической травмой могут являться: - контрольная в школе; - ссора с родителями или друзьями; - перемены в жизни: первое расставание с родителями, например при поступлении в детский сад, школу, переезд, разлука с близкими людьми (например, в связи с разводом родителей). Важно, что недержание мочи представляет для ребенка проблему, психически его подавляющую; проблему, которая при неправильном уходе может обостриться. Ребенок страдает и стыдится этого, может скрывать это от родителей. Он боится поехать в лагерь, пойти в поход, опасаясь, что там с ним случится «неприятность» и другие дети будут над ним смеяться. Это замкнутый круг, когда заболевание, ухудшая психическое состояние ребенка, в результате этого все более обостряется. Среди нарушений сна у больных ночным энурезом необходимо выделить нарушения процесса засыпания, глубокий («мертвый») сон, вздрагивания, ночные страхи, сноговорения.
Виды энуреза
Если рассматривать ночной энурез как психоневротическую проблему, то можно выделить следующие варианты: - астеноневротический вариант возникает у эмоционально лабильных, легко астенизируемых детей после психотравмы в период возрастных кризов (3 года, 7 лет); - истероидный вариант отмечается у грацильных, темпераментных, артистичных девочек; - реактивный вариант представляет собой форму невротического энуреза, когда случайный эпизод энуреза вызывает у ребенка тяжелую реакцию с фиксацией как на состоянии энуреза, так и на последующих переживаниях. Энурез при астеническом неврозе и неврозе навязчивых состояний характеризуется следующими клиническими особенностями: - регистрируется редко, непостоянно и нерегулярно; - бывает чаще ночью, реже наблюдается днем; - появляется после «сухого» периода; - в спокойной обстановке проходит; - дети переживают его, огорчаются из-за своего состояния; - сон бывает чаще поверхностным (много сновидений, часто кошмарных). Генетически обусловленный энурез (патология центральной нервной системы, аномалии мочевыделительной системы, приводящие к энурезу, снижение секреции или активности ночью гипофизарного гормона вазопрессина): при данном виде энуреза у ребенка, помимо недержания мочи, также имеет место никтурия (преобладание ночного энуреза над дневным). Энурез при неврозоподобных состояниях характеризуется следующими клиническими особенностями: - энурез регулярный, почти каждую ночь; - эпизоды недержания мочи повторяются до нескольких раз за ночь; - ребенок не просыпается; - эпизоды энуреза учащаются при утомлении; - ребенок «не переживает», не огорчается; - энурезу сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость; - сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается); - при объективном исследовании часто выявляется нейрогенный мочевой пузырь. Нейрогенный мочевой пузырь — дисфункциональное расстройство (гипер- или гипорефлекторного типа), проявляющееся дизурией (расстройством мочеиспускания): мочеиспускание частыми и малыми порциями, нередко наблюдаются дневное недержание мочи (гиперрефлекторный мочевой пузырь), парадоксальная ишурия (моча отходит каплями), редкие мочеиспускания — гипорефлекторный мочевой пузырь.
Диагностика энуреза
При энурезе следует провести комплексное плановое клиническое и инструментальное обследование: - общий анализ мочи (троекратно); - накопительные пробы (анализ мочи, по Нечипоренко, Аддис—Каковскому); - бактериологический анализ мочи (для исключения микробного воспаления в мочевыделительной системе); - исследование спонтанного ритма диуреза; - функциональные пробы (пробы Зимницкого, Реберга); - УЗИ, экскреторная урография, микционная цистоуретрография, цистоскопия для исключения аномалий развития; - неврологическое исследование — осмотр невропатологом, РЭП, ЭХО-ЭС, ЭЭГ, психологическое тестирование. По мнению W. Franzak (1969 г.), наиболее ценными диагностическими методами исследования больных с энурезом являются микционная цистоуретрография и психологическое тестирование.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|