Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Психология взаимоотношений в группе





Методические указания:

Рассмотреть основные понятия социального восприятия: формирование первого впечатления; каузальная атрибуция; социальные стереотипы, установки, предубеждения; статусно-ролевые отношения; внутренняя социально-психологическая структура, осно­вывающаяся на межличностных отношениях (восприятии и понимании людьми друг друга).

Обратить внимание на следующие аспекты темы. 1.Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. 2.Специфика восприятия межличностного по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В механизме первого впечатления о человеке выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного (А. А. Бодалев) (Эффект недавности, Эффект ореола и др.). Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д. 3.Принципы межличностного восприятия: идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него; эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. 4.Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория когнитивного диссонанса, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений: люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Рекомендуемая литература:

 

1) Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - СПб.: Питер, 2007.

2) Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.

3) Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Учебно-методическое пособие. Москва – Воронеж, 2002.

4) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2000.

5) Практикум по возрастной психологии /под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб: Речь, 2001.

6) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, Психология: Учебник /Под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 2000.

7) Рамендик Д.М., Солонкина О.В. "Психологический практикум. Социально-культурный сервис и туризм."- Изд. «Мастерство».-2006

 

Тема 4. Психология общения

Методические указания:

Обратить внимание на следующие аспекты темы. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.Содержание. По содержанию общение может быть представлено как: материальное; когнитивное; деятельное; кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями; мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересам. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Функции: интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей; функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Общение разнообразно формам: прямое и косвенное общении, непосредственное и опосредствованное, массовое и межличностное.

В отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции и эмпатии.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный барьер(принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение); замещающе-искажающий барьер(искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным, но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Логический барьер непонимания- логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные:1. Приём "имя собственное" 2. Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.3. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.4. Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.5. Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

Рекомендуемая литература:

1) Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. -СПб.: Питер, 2007.

2) Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.

3) Учебно-методическое пособие. Москва – Воронеж, 2002.

4) Психологические типологии [Текст]: Пособие для менеджеров и практических психологов / ред. Ю. П. Платонов, 2004. - 512 с

5) Сидоренко, Елена Васильевна. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е. В. Сидоренко, 2007. - 208 с.

6) Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. М.: Изд-во АСВ, 1997.

7) Рамендик Д.М., Солонкина О.В. "Психологический практикум. Социально-культурный сервис и туризм."- Изд. «Мастерство».-2006







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.