|
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Методология науки включает принципы и методы исследований. Принципы: системности; развития; единства сознания, деятельности и общении; историзма; детерминизма; индивидуальности. Методы:
- исследовательские;
- диагностические;
- коррекционные;
- консультационные.
Наблюдение
Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов. Виды наблюдения: 1). включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы) и невключенное (исследователь изучает явление со стороны); 2). открытое (объект наблюдения знает что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение) и скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении). Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность. Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя. Требования к осуществлению:
- целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?);
- систематичность;
- объективность (достигается увеличением числа наблюдателей);
- стандартизованная процедура фиксации результатов;
- наличие концепции;
- не интерпретировать раньше времени, отделять факты от интерпретации.
Социально-психологический эксперимент
Это целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей выявить и исследовать социально-психологические явления. Виды эксперимента: 1). лабораторный (проводится в лабораторных условиях, испытуемый осознает свое участие, используется упрощенная модель реальной ситуации, широко применяется аппаратура, считается более "чистым") и естественный (проводится в "полевых" условиях, испытуемые могут не осознавать участие в эксперименте, модель приближена к реальности); 2). индивидуальный и групповой. Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в "чистом" виде. Недостатки метода: проблема экологической валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных. Требования к осуществлению:
- ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;
- добровольность;
- наличие контрольной группы;
- надежные средства фиксации результатов;
- репрезентативная выборка;
- программа эксперимента;
- статистическая достоверность результатов.
Тесты
Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер. Виды тестов: классификационные, обучающие, проективные, диагностические. В психологии управления в целях психодиагностики личностных особенностей распространен т. н. ситуационный тест (его можно отнести и к естественному эксперименту). Например, кандидату на к-л. должность создают стрессовую ситуацию, провоцируют конфликт… выясняя тем самым профессионально-важные качества – например стрессоустойчивость… Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, надежность, объективность (защищенность от экспериментатора). Недостатки метода: опасность "слепых", случайных ошибок, опасность "профанации", потеря индивидуального подхода, формализация общения и процедуры. Требования к осуществлению:
- наличие официальных полномочий;
- стандартные бланки;
- анонимность;
- ограничение времени: оптимальное время – от 5 до 40 мин, максимальное – до 1,5 часа;
- четкая инструкция;
- контроль тестирующего;
- удобное время суток;
- удобное помещение.
Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа). Это методы сбора широкой, статистически значимой информации или сбора предварительной информации.
Достоинства метода: широта охвата. Недостатки метода: субъективизм ответов (осн. на самоанализе). Требования к построению вопросов:
- должны содержать 3 категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений;
- короткие формулировки вопросов;
- понятность;
- конкретность;
- избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;
- не должны быть внушающими;
- вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных;
- вводить "спасительные" формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда…);
- избегать шаблонных формулировок;
- адекватный выбор формы опроса (закрытой или открытой).
Методы анализа документов и продуктов деятельности
Анализируются магнитофонные записи, протоколы, телеролики, статьи, дневники, письма, продукты творчества… Основные проблемы метода: надежность документа в зависимости от источника, достоверность (соответствие реальности). Требования и рекомендации:
- различать информацию событийную и оценочную;
- анализ целей автора (затрагивает ли его личные интересы);
- особое внимание – документам личного плана (дневники, письма, мемуары);
- выявление образа получения автором информации;
- оценка ситуации (располагает ли к объективности);
- использовать контент-анализ (анализ отношений, семантики сознания) и интент-анализ (анализ целей);
- наличие концепции;
- проверка статистической достоверности.
Контент-анализ позволяет выявить истинное отношение субъекта к реальности, его чувства, интересы, установки… Этапы контент-анализа:
- выбор качественных и количественных единиц анализа (а именно: категорий = ключевых понятий, индикаторов, единиц контекста, единиц счета);
- составление кодировочной инструкции (составляется словарь индикаторов категорий, которым приписывается определенный код);
- пилотаж;
- кодировка всего массива исследуемых текстов;
- статистическая обработка;
- интерпретация.
Интент-анализ позволяет выявить истинные цели (интенции) автора текста. Предполагает выявление и квалификацию содержащих интенции фрагментов текста.
Методы шкалирования
Это количественная оценка какого-либо объекта или явления по заданным параметрам (шкалам). Шкалы могут быть словесными, числовыми, графическими. Метод предполагает определенный уровень развития речи, ассоциативного мышления, рефлексивности… Наиболее популярные методы шкалирования: семантический дифференциал (Осгуд), ранжирование, тест конструктов (Келли). метод попарных сравнений и сортировки, метод экспертных оценок, метод групповой оценки личности (ГОЛ). Методы экспертных оценок (на примере аттестации руководителей). Главный принцип оценивания – оценивание со стороны основных параметров. Этапы:
- Подготовительный:
- подготовка экспертов. Рекомендуется не менее 6 человек (2 вышестоящих, 2 нижестоящих, 2 равного статуса). Требования к экспертам: независимые, компетентные, объективные, со стажем не менее 5 лет, разница в статусе не более 2 рангов. Обеспечивается анонимность экспертов;
- отбор оцениваемых качеств; Качества д. б. однозначно поняты экспертами, для чего придается "толковый словарь";
- подготовка бланков.
- Процедура экспертной оценки:
- инструктаж экспертов;
- заполнение листа эксперта (сведения об эксперте…);
- обобщение результатов и получение интегральной экспертной оценки (ИЭО).
- Самоаттестация оцениваемого работника (СО) Г. Сравнение ИЭО и СО.
- Заключительная характеристика личности оцениваемого работника.
Метод групповой оценки личности. Члены группы констатируют у оцениваемого наличие того и иного качества и степень его выраженности. Требования:
- ограничение количества оцениваемых качеств (вопросник не должен быть перегружен вопросами);
- качества должны касаться ведущих для данной группы сфер деятельности и общения, а также самооценки оцениваемого;
- размерность шкалы д. б. привычной и удобной для данной группы анонимность четкий инструктаж.
Методы исследования групп (социометрия, референтометрия, методы исследования социально-психологического климата…).
Социометрия подробно описана в лекции "Психология групп". Метод референтометрии. Методика предложена Е. В. Щедриной и направлена на выявление круга лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов ею поведения, мнений, скрытую внутри группы референтную группу. Этапы: 1) Все члены группы оценивают каждого по предложенным качествам (например: умный, добрый, честный). Используется шкалирование. Данные заносятся на карточки, на одной стороне которых указаны Ф. И. О. оценивающего и оцениваемое качество. На другой – оценка качества данная кому либо из оцениваемых. Т. о. используется карточек: N = n (n -1) m, где m - число оцениваемых качеств, n - число членов группы. 2) Основная серия проводится в условиях ограниченного выбора испытуемыми предложенных карточек. Испытуемый имеет возможность ознакомиться с мнением ограниченного круга лиц (например 5 – 8). Причем сигнал о прекращении ознакомления может быть подан в любую минуту. Анализируется – чье мнение и относительно каких качеств интересует испытуемого.
Психобиографический метод
Метод состоит в анализе жизненного пути человека (по данным беседы, анкеты, биографических описаний…). Целью метода м. б. выявление влияния личностных характеристик лидера (руководителя, политика) на конкретные события; выявление механизмов социализации и становления организационной (…политической) культуры; выявление скрытых мотивов деятельности. Первые работы, с участием Фрейда, посвящены американским президентам (Фрейд З. Буллит Х. Томас Вудро-Вильсон: психологическое исследование. Бостон, 1966). Методология исследования – психоанализ. Так, Томас В. В. в детстве отличался эмоциональной нестабильностью, испытывал авторитарное давление властного отца. Мать защищала его. Это и обусловило, в дальнейшем, стиль его политической деятельности. Как политик он отличался неспособностью к самостоятельным решениям. Он верил в то, что он спасатель, призванный установить "закон божий для людей". Личные проблемы помешали ему установить длительный мир после 1 мировой войны. Современный психобиогафический метод строится на когнитивистской методологии. В СССР и ныне – в России – на методологии деятельностного подхода.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|