Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ





Методология науки включает принципы и методы исследований.
Принципы: системности; развития; единства сознания, деятельности и общении; историзма; детерминизма; индивидуальности.
Методы:

  1. исследовательские;
  2. диагностические;
  3. коррекционные;
  4. консультационные.

Наблюдение

Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов.
Виды наблюдения: 1). включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы) и невключенное (исследователь изучает явление со стороны); 2). открытое (объект наблюдения знает что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение) и скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении).
Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность.
Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя.
Требования к осуществлению:

  1. целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?);
  2. систематичность;
  3. объективность (достигается увеличением числа наблюдателей);
  4. стандартизованная процедура фиксации результатов;
  5. наличие концепции;
  6. не интерпретировать раньше времени, отделять факты от интерпретации.

Социально-психологический эксперимент

Это целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей выявить и исследовать социально-психологические явления.
Виды эксперимента: 1). лабораторный (проводится в лабораторных условиях, испытуемый осознает свое участие, используется упрощенная модель реальной ситуации, широко применяется аппаратура, считается более "чистым") и естественный (проводится в "полевых" условиях, испытуемые могут не осознавать участие в эксперименте, модель приближена к реальности); 2). индивидуальный и групповой.
Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в "чистом" виде.
Недостатки метода: проблема экологической валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных.
Требования к осуществлению:

  1. ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;
  2. добровольность;
  3. наличие контрольной группы;
  4. надежные средства фиксации результатов;
  5. репрезентативная выборка;
  6. программа эксперимента;
  7. статистическая достоверность результатов.

Тесты

Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер.
Виды тестов: классификационные, обучающие, проективные, диагностические.
В психологии управления в целях психодиагностики личностных особенностей распространен т. н. ситуационный тест (его можно отнести и к естественному эксперименту). Например, кандидату на к-л. должность создают стрессовую ситуацию, провоцируют конфликт… выясняя тем самым профессионально-важные качества – например стрессоустойчивость…
Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, надежность, объективность (защищенность от экспериментатора).
Недостатки метода: опасность "слепых", случайных ошибок, опасность "профанации", потеря индивидуального подхода, формализация общения и процедуры.
Требования к осуществлению:

  1. наличие официальных полномочий;
  2. стандартные бланки;
  3. анонимность;
  4. ограничение времени: оптимальное время – от 5 до 40 мин, максимальное – до 1,5 часа;
  5. четкая инструкция;
  6. контроль тестирующего;
  7. удобное время суток;
  8. удобное помещение.

Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа). Это методы сбора широкой, статистически значимой информации или сбора предварительной информации.


Достоинства метода: широта охвата.
Недостатки метода: субъективизм ответов (осн. на самоанализе).
Требования к построению вопросов:

  1. должны содержать 3 категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений;
  2. короткие формулировки вопросов;
  3. понятность;
  4. конкретность;
  5. избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;
  6. не должны быть внушающими;
  7. вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных;
  8. вводить "спасительные" формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда…);
  9. избегать шаблонных формулировок;
  10. адекватный выбор формы опроса (закрытой или открытой).

Методы анализа документов и продуктов деятельности

Анализируются магнитофонные записи, протоколы, телеролики, статьи, дневники, письма, продукты творчества…
Основные проблемы метода: надежность документа в зависимости от источника, достоверность (соответствие реальности).
Требования и рекомендации:

  1. различать информацию событийную и оценочную;
  2. анализ целей автора (затрагивает ли его личные интересы);
  3. особое внимание – документам личного плана (дневники, письма, мемуары);
  4. выявление образа получения автором информации;
  5. оценка ситуации (располагает ли к объективности);
  6. использовать контент-анализ (анализ отношений, семантики сознания) и интент-анализ (анализ целей);
  7. наличие концепции;
  8. проверка статистической достоверности.

Контент-анализ позволяет выявить истинное отношение субъекта к реальности, его чувства, интересы, установки…
Этапы контент-анализа:

  1. выбор качественных и количественных единиц анализа (а именно: категорий = ключевых понятий, индикаторов, единиц контекста, единиц счета);
  2. составление кодировочной инструкции (составляется словарь индикаторов категорий, которым приписывается определенный код);
  3. пилотаж;
  4. кодировка всего массива исследуемых текстов;
  5. статистическая обработка;
  6. интерпретация.

Интент-анализ позволяет выявить истинные цели (интенции) автора текста. Предполагает выявление и квалификацию содержащих интенции фрагментов текста.

Методы шкалирования


Это количественная оценка какого-либо объекта или явления по заданным параметрам (шкалам).
Шкалы могут быть словесными, числовыми, графическими.
Метод предполагает определенный уровень развития речи, ассоциативного мышления, рефлексивности…
Наиболее популярные методы шкалирования: семантический дифференциал (Осгуд), ранжирование, тест конструктов (Келли). метод попарных сравнений и сортировки, метод экспертных оценок, метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Методы экспертных оценок (на примере аттестации руководителей). Главный принцип оценивания – оценивание со стороны основных параметров.
Этапы:

  1. Подготовительный:
    1. подготовка экспертов. Рекомендуется не менее 6 человек (2 вышестоящих, 2 нижестоящих, 2 равного статуса). Требования к экспертам: независимые, компетентные, объективные, со стажем не менее 5 лет, разница в статусе не более 2 рангов. Обеспечивается анонимность экспертов;
    2. отбор оцениваемых качеств; Качества д. б. однозначно поняты экспертами, для чего придается "толковый словарь";
    3. подготовка бланков.
  2. Процедура экспертной оценки:
    1. инструктаж экспертов;
    2. заполнение листа эксперта (сведения об эксперте…);
    3. обобщение результатов и получение интегральной экспертной оценки (ИЭО).
  3. Самоаттестация оцениваемого работника (СО) Г. Сравнение ИЭО и СО.
  4. Заключительная характеристика личности оцениваемого работника.

Метод групповой оценки личности. Члены группы констатируют у оцениваемого наличие того и иного качества и степень его выраженности.
Требования:

  1. ограничение количества оцениваемых качеств (вопросник не должен быть перегружен вопросами);
  2. качества должны касаться ведущих для данной группы сфер деятельности и общения, а также самооценки оцениваемого;
  3. размерность шкалы д. б. привычной и удобной для данной группы анонимность четкий инструктаж.

Методы исследования групп (социометрия, референтометрия, методы исследования социально-психологического климата…).

Социометрия подробно описана в лекции "Психология групп".
Метод референтометрии. Методика предложена Е. В. Щедриной и направлена на выявление круга лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов ею поведения, мнений, скрытую внутри группы референтную группу.
Этапы: 1) Все члены группы оценивают каждого по предложенным качествам (например: умный, добрый, честный). Используется шкалирование. Данные заносятся на карточки, на одной стороне которых указаны Ф. И. О. оценивающего и оцениваемое качество. На другой – оценка качества данная кому либо из оцениваемых. Т. о. используется карточек: N = n (n -1) m, где m - число оцениваемых качеств, n - число членов группы.
2) Основная серия проводится в условиях ограниченного выбора испытуемыми предложенных карточек. Испытуемый имеет возможность ознакомиться с мнением ограниченного круга лиц (например 5 – 8). Причем сигнал о прекращении ознакомления может быть подан в любую минуту.
Анализируется – чье мнение и относительно каких качеств интересует испытуемого.

Психобиографический метод

Метод состоит в анализе жизненного пути человека (по данным беседы, анкеты, биографических описаний…). Целью метода м. б. выявление влияния личностных характеристик лидера (руководителя, политика) на конкретные события; выявление механизмов социализации и становления организационной (…политической) культуры; выявление скрытых мотивов деятельности.
Первые работы, с участием Фрейда, посвящены американским президентам (Фрейд З. Буллит Х. Томас Вудро-Вильсон: психологическое исследование. Бостон, 1966). Методология исследования – психоанализ. Так, Томас В. В. в детстве отличался эмоциональной нестабильностью, испытывал авторитарное давление властного отца. Мать защищала его. Это и обусловило, в дальнейшем, стиль его политической деятельности. Как политик он отличался неспособностью к самостоятельным решениям. Он верил в то, что он спасатель, призванный установить "закон божий для людей". Личные проблемы помешали ему установить длительный мир после 1 мировой войны.
Современный психобиогафический метод строится на когнитивистской методологии. В СССР и ныне – в России – на методологии деятельностного подхода.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.