Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ безубыточного уровня предпринимательской деятельности





Анализ безубыточности служит одним из самых важных элементов ин­формации, используемой при оценке эффективности проектов. Инвес­тору (инициатору) проекта необходимо знать, при каком объеме произ­водства он становится безубыточным, т.е. следует установить такую критическую точку, ниже которой предприятие теряет доходы, а выше - получает их.

Для расчета точки безубыточности используют показатели пере­менных, постоянных и общих издержек. Однако следует учесть, что абсолютно постоянных издержек не существует, поскольку происхо­дит рост ставок арендной платы, стоимости электроэнергии, расходов на оплату труда высшего управленческого персонала предприятия и т. д. Поэтому расчет точки безубыточности может быть произведен для различных периодов заново, если произошли изменения в структуре операционных (текущих) издержек или в системе финансирования предприятия.

Точка безубыточности (порог рентабельности) - такое значение вы­ручки от реализации, при котором предприятие не имеет убытков, но и не получило прибыли, т. е. это результат от реализации товаров после воз­мещения переменных издержек. В данном случае маржинального дохода достаточно для покрытия постоянных издержек, а прибыль равна нулю.

Безубыточный объем производства (физических единиц) =

= Суммарные постоянные издержки / Цена за единицу товара -

- Величина переменных издержек.

Пример. Суммарные постоянные издержки (СИ) - 6000 тыс. руб.; цена за единицу товара - 12 тыс. руб.; переменные издержки в цене товара - 8 тыс. руб. Тогда:

Безубыточный объем производства = =1500 изделии.

Если спрос на выпускаемую продукцию ниже, чем объем этой продукции, обеспечивающий безубыточность, производство не будет самоокупаемым. Анализ безубыточности служит для сравнения использования производственной мощности, при котором поступления от продаж издержки производства идентичны.

Поступления от продажи товаров в точке безубыточности выражают стоимость бесприбыльных продаж, а цена единицы изделия в данной ситуации выполняет роль безубыточной продажной цены. Если производственная программа включает разнообразные изделия, то для любого безубыточного объема продаж будут существовать различные варианты цен на бесприбыльные продукты, но не будет единой безубыточной цены.

Для определения величины безубыточности рекомендуют соблюдать следующие условия:

1) издержки производства и маркетинга являются функцией объема производства или продаж;

2) объем производства идентичен объему продаж, т. е. нет переходя­щих остатков нереализованной продукции;

3) постоянные текущие издержки одинаковы для любого объема про­изводства в данном релевантном периоде;

4) переменные издержки изменяются пропорционально объему про­изводства, поэтому аналогично колеблются и полные (общие) из­держки;

5) продажные цены на товар (или группу товаров) для всех уровней выпуска стабильны во времени. Поэтому общая стоимость продаж зависит от уровня продажных цен и количества реализованных товаров;

6) величина продажных цен на единицу продукции, постоянные и пе­ременные издержки остаются неизменными, т. е. эластичность спро­са по цене для исходных ресурсов равна нулю;

7) величина безубыточности определяется для одного изделия, в слу­чае разнообразия номенклатуры товаров ее структура должна ос­таваться постоянной. Следует отметить, что приведенные выше ограничения не всегда соблюдают на практике.

Точка безубыточности - предмет анализа чувствительности при раз­личных значениях постоянных и переменных издержек, а также про­дажных цен.

График безубыточности предприятия представлен на рис. 2.

Классификация затрат на постоянные и переменные имеет практи­ческое значение только по отношению к заданному объему производ­ства (продаж) в конкретном релевантном периоде.

Рис. 2. Формат линейного графика безубыточности

Из приведенного графика можно сделать следующие выводы.

1. Предприятие получит прибыль, если продаст на товарном рынке продукции больше критического количества, что отражается на оси абсцисс.

2. Точку пересечения прямой выручки от реализации и прямой общих издержек принято называть точкой безубыточности (точкой перело­ма), пройдя которую предприятие станет прибыльным. Нижний ле­вый треугольник характеризует зону убытков, а верхний правый - зону прибыли.

3. Прямая линия, параллельная оси абсцисс, характеризует постоян­ные издержки, а линия, параллельная прямой общих издержек - переменные издержки. Анализ безубыточности актуален с пози­ции будущего развития предприятия.

Важное значение при изучении безубыточности инвестиционного проекта (предприятия в целом) имеет вычисление коэффициента безу­быточности (Кбу):

,

где ОИ - общие издержки (условно-постоянные и условно-перемен­ные); ПИ - условно-переменные издержки; ВП - выручка от продажи товаров (без косвенных налогов).

На практике проект считают устойчивым, если в расчетах по проекту в целом коэффициент безубыточности равен 0,6-0,7 после освоения про­ектных мощностей. Более высокое значение данного показателя свиде­тельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса на продукцию на соответствующем шаге расчета.

Следует иметь в виду, что удовлетворительные значения уровня бе­зубыточности на каждом шаге не гарантируют эффективности проекта (положительности чистого дисконтированного дохода). В то же время высокие значения уровня безубыточности на отдельных шагах расчета нельзя рассматривать как фактор нереализуемости проекта (например, на этапе освоения вводимых мощностей или в период капитального ре­монта крупного технологического оборудования они могут превышать единицу).

Анализ безубыточности полезен при внедрении на рынок нового про­дукта, модернизации производственных мощностей, создании нового предприятия (филиала), изменении профиля его коммерческой дея­тельности и в иных случаях. Информация о безубыточности содержит­ся в ТЭО и бизнес-плане инвестиционного проекта.

 

Анализ доходов

Конечная цель развития бизнеса коммерческой организации заключается в получении прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной.

Необходимый уровень прибыли – это:

– основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации, способствующий возможности возрастания капитала и бизнеса;

– главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

– индикатор кредитоспособности организации;

– индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

– гарант выполнения организацией обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Прибыль зависит от уровня себестоимости, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное – от того, насколько продукция, работы и услуги удовлетворяют потребности потребителя, т.е. имеется ли на них спрос.

Прибыль выступает одним из основных источников ресурсов воспроизводства и формирования бюджетов всех уровней. В росте прибыли заинтересованы все участники производства, потому что наличие прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности. В зависимости от величины прибыли определяется доля доходов учредителей, размеры дивидендов и других доходов, рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала. От прибыли зависит финансовое положение организации, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. В получении прибыли заключается главный интерес собственника, поскольку обеспечивает возможность роста капитала и бизнеса.

С позиций экономического подхода прибыль (убыток) – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имеющий место в отчетном периоде. Прибыль, исчисленную по данному алгоритму, называют экономической.

В рамках бухгалтерского учета прибыль – это положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Под операциями по преднамеренному изменению собственного капитала понимаются: дополнительные вклады собственников; дополнительная эмиссия; пожертвования; безвозмездное финансирование; выплата дивидендов; переоценка активов, имеющая целью противодействие снижению экономического потенциала организации из-за инфляции.

Полноценный анализ каждого элемента доходов, расходов и прибыли по данным отчета о прибылях и убытках предполагает:

– экспресс-анализ (чтение) данных отчета, их взаимоувязку с другими формами отчетности;

– расчет аналитических показателей структуры и динамики доходов, расходов и прибыли;

– трендовый анализ доходов, расходов и прибыли;

– расчет, анализ и оценку показателей рентабельности;

– факторный анализ рентабельности;

– оценку влияния привлечения заемных средств на рентабельность собственного капитана;

– обобщение результатов анализа отчета о прибылях и убытках.

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

±?П = П1 – П0, (17.10)

где П0 – прибыль базисного периода;
П1 – прибыль отчетного периода
?П – изменение прибыли.

2. Темп роста:

Темп роста = П1/П0·100 %. (17.11)

3. Изменение структуры:

±?У = УП1 – УП0, (17.12)

где УП1 – уровень отчетного периода;
УП0 – уровень базисного периода.

Целью анализа прибыли организации является финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост ее финансовых результатов. Для изучения прибыли за отчетный период необходимо:

– проанализировать выполнение плана финансовых результатов организации в целом, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям;

– провести структурно-динамический анализ показателей прибыли;

– выявить и измерить влияние внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов;

– установить резервы роста прибыли и разработать меры по их мобилизации.

Анализу чистой прибыли и ее качественным характеристикам должно быть уделено особое внимание. Считается, что более высоким «качеством» характеризуется чистая прибыль организации, если она в большей степени обеспечена за счет повышения отдачи ресурсного потенциала организации. Об этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счет интенсификации использования основных факторов производства – трудовых и материальных. Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние и другие внешние и внутренние факторы:

1) внешние – ситуация в секторе рынка, где организация представлена своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.;

2) внутренние – учетная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки основных средств, финансовых вложений, обязательств и т.д.), налоговая политика, использование эффекта операционного и финансового рычага, дивидендная политика и т.д.

Важнейшим относительным показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность.

Анализ рентабельности позволяет дать ответ на вопрос насколько прибыльно функционирует организация и как эффективно оно использует вложенный капитал.

Рентабельность характеризует прибыль, полученную с 1 рубля средств, вложенных в финансовые операции.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Организация считается рентабельной, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.

Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производственной деятельности коммерческой организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей (табл. 17.10).

Таблица 17.10

Показатели рентабельности

Показатель Экономическое содержание Расчет показателя
Рентабельность имущества Показывает, какую прибыль получают с каждого рубля, вложенного в активы Ra = ЧП/Аср·100 %
Рентабельность текущих активов Характеризует эффективность использования текущих активов Rта = ЧП/ОАср·100 %
Рентабельность инвестиций Характеризует эффективность использования средств, инвестированных в организацию Rинв = ПБ/(СКср + ДОср) ·100 %
Рентабельность собственного капитала Показывает долю прибыли в собственном капитале Rск = ЧП/СКср·100 %
Рентабельность производственных фондов Характеризует эффективность использования основных производственных и оборотных фондов Rпф = ЧП/(ОПФср + МОСср)·100 %
Рентабельность продаж Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж Rпр = Пр/Вр
Рентабельность организации Определяет эффективность деятельности организации Rп = ЧП/Врп·100 %

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений ее деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

Анализ расходов

Расходы - затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, приобретением материалов, оборудования, оплатой труда работников, ремонтом оборудования, выплатой процентов по кредитам, арендной платой, уплатой налогов и т.п. Анализ расходов – анализ величины, структуры и динамики затрат с целью выявления их возможного снижения и более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Расходы предприятия формируются за счет:

- материальных затрат;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальный взнос;

- амортизации;

- других операционных расходов

Целью анализа расходов предприятия является установление причинно-следственных количественных и качественных взаимосвязей между использованием ресурсов производства в процессе деятельности предприятия (организации, учреждения). На основании выявленных взаимосвязей представляется возможным осуществлять эффективное управление затратами, в частности в направлении их снижения.

Источниками информации для анализа затрат служит ф.2 финансовой отчетности «Отчет о финансовые результаты», калькуляции продукции и другие документы.

В ходе анализа затрат используются сравнительный анализ, анализ структуры, факторный анализ, стохастический анализ.

С целью анализа затрат их можно классифицировать по видам деятельности, по статьям затрат, экономическим элементам, местам возникновения, продуктам предприятия. Классификация затрат по видам деятельности, по статьям и экономическим элементам представлена в ф.2 «Отчет о финансовые результаты». Классификация затрат по местам возникновения индивидуальна для каждого предприятия и определяется его организационной структурой и особенностями технологических процессов. Классификация затрат по продуктам представлена во внутренних документах предприятия (калькуляциях себестоимости продукции).

По видам деятельности выделяют финансовые, инвестиционные и операционные расходы. С целью корректного сопоставления сравниваемых величин необходимым является выделение в массе общих расходов каждого периода затрат по каждому виду деятельности и подробное их рассмотрение.

При рассмотрении величин расходов от разных видов деятельности следует воспользоваться сравнительным анализом и проследить динамику изменения затрат каждого вида деятельности за несколько периодов (не менее 3). При этом имеет смысл проследить не только общую тенденцию изменения расходов, но и попытаться выявить периодичность (сезонность) затрат, для чего необходимым является построение динамики затрат по 4 кварталам каждого года в отдельности и сравнение темпов роста.

В анализе расходов ценную информацию представляет рассмотрение динамики элементов затрат, а также изменения структуры затрат по элементам, для чего по каждому элементу затрат оказывается динамика, а после этого оказывается удельный вес каждого элемента затрат на каждый данный период, и определяется динамика удельного веса элемента затрат в общей их структуре.

То же самое относится к рассмотрению расходов по статьям. Сначала рассматривается динамика полных затрат предприятия, после чего прослеживается динамика себестоимости реализованной продукции в сопоставлении с динамикой объемов выпуска продукции. Далее определяется динамика роста каждой статьи затрат за ряд данных периодов, и динамика роста доли каждой статьи расходов.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.