|
Основные знаково-символические средства, используемые детьмиДошкольного возраста, и показатели их сформированности У детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Таблица 2
Приложение 9 Пример индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Лена К. (4 г. 2 мес.) Часть 1 1. Условия воспитания Здоровье: поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. Предметно-развивающая среда. У ребенка должно быть два набора игрушек и пособий: первый для повседневной игры (кукла, кубики, машины, наборы посуды, мягкие игрушки и т. д.); второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым: для сюжетных игр: деревянный набор «Строитель» (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины); набор детской посуды (отличный от набора для повседневной игры); предметы мебели детской; наборы овощей и фруктов; детские весы для игры в магазин; набор машинок разной величины (3—4 шт.); для игр, развивающих познавательную деятельность: средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета (4 кольца); матрешка — 5 мест (средняя); «доска Сегена» — можно разных видов (с формами, цветом, предметной картинкой, изображением животных и т. д.); ткани разной фактуры и цвета: шелк, фланель, байка, вельвет крупный, бархат, капрон, искусственный мех, шерсть (грубая); для формирования игровой деятельности и продуктивных видов деятельности: куклы с одеждой; мягкие игрушки — мишка, заяц, белочка, машины (большая, маленькая) и др.; для рисования: мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных каранда-шей, кисти (крупные и средние); набор бумаги (можно использовать обои); для лепки: пластилин (тесто, глина), дощечка для работы, стека; для аппликации: ножницы, набор цветной бумаги, карандашный клей; для игр, развивающих мелкую моторику рук: бусы, баночки с сыпучим материалом (горох, чечевица, фасоль и пр.); для развития речи: наборы предметных картинок (овощи, фрукты, одежда, животные и т. д.), лото, сюжетные картинки, книжки с детскими стихами (например, А. Барто); для развития навыков самообслуживания: полотенце, наборы (один для куклы, другой для Лены) — расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода — ложка, чашка, тарелка (для куклы), различные виды детской одежды с разными застежками: на пуговицах, на кнопках, на липучках, на молнии. Общие требования: всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Лены. Социальное развитие Задачи этого раздела направлены на формирование у девочки социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «пока»; во время еды пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т. д.; во время занятий и игр слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т. д.). Задачи Продолжать формировать эмоциональную реакцию Лены на ласковое обращение к ней знакомого взрослого. Устанавливать положительные эмоциональные связи со взрослыми (упражнения и игры: «Посмотри на меня», «Поморгаем глазками», игры — «Ку-ку», «Подуй, ветерок»). Учить откликаться на свое имя. Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых. Игры — «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Трита-тушки — три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игра-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка» (хлопать ладошкой ребенка по своей, и наоборот). Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик, носик, ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?»). Побуждать самостоятельно есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу. Формировать положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков (умыванию и др.). Закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я — девочка», «Я — Лена»); показывать на себя рукой и говорить: «Я — Лена!» Формировать представления Лены о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу играть» и т. д. Обращать внимание Лены на просьбы других людей: «Аня хочет играть с куклой», «Mania хочет играть с тобой в мяч», «Мама устала, она хочет спать» и т. д. Продолжать формировать способы взаимодействия с другими взрослыми: здороваться, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как дела?», «Как тебя зовут?» «Кто ты?», «Давай играть» и т. д. Физическое развитие Этот раздел направлен на формирование у девочки основных двигательных навыков: — проводить игры на формирование умений ловить, удерживать, бросать мяч в цель (в направлении взрослого); — учить подниматься самостоятельно вверх и вниз по лестнице; — прыгать на батуте; — учить перепрыгивать через «ручеек, канавку»; — учить ползать по скамейке, ползать по ковру до определенйой цели; — учить ходить на мысочках, на пятках; — учить ездить на велосипеде; — продолжать учить плавать. 4. Развитие познавательной деятель Сенсорное воспитание: — формировать ориентировку на вели Величина: — учить по слову и тактильно выделять Форма: — учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы; — учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все крыши»; учить доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши); учить по слову доставать из мешочка предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.). Цвет: — учить выделять основные цвета (сначала желтый, затем красный, зеленый, синий); — учить называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко — желтое, цыпленок — желтый и т. д. Например, учить находить предмет и комментировать: это цыпленок, он желтый, какой цыпленок? Целостное восприятие: — учить собирать сборно-разборные иг Тактильно-двигательное восприятие: — формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый — мягкий, холодный — теплый, колючий — гладкий, легкий — тяжелый; железный, деревянный, матерчатый, меховой, шелковый и т. д.); — учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что (называется имя ребенка) взяла — яблоко или морковь?», «Что там лежит — апельсин или морковь?» и т. д.; — учить по слову доставать предметы из Слуховое восприятие: — учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан и др.); — различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»; — различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку (картинку). Формирование наглядно-действенного мышления: — закреплять у Лены орудийные дейст Формирование количественных представлений: — учить различать значение слов пустой — полный; употреблять в речи эти слова; — учить выделять один, два, много предметов из группы по подражанию, образцу; — соотносить количество 1,2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; — учить находить заданное количество однородных предметов один, два, много в окружающей обстановке; — учить составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько..., сколько... (например: «Сколько елочек, столько грибочков»; «Сколько вагончиков, столько матрешек»; где больше, где меньше); — учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами, без пересчета в пределах двух (например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Лену перед каждым предметом совершать только один хлопок). Ознакомление с окружающим: — знакомить с игрушками, предметами — учить узнавать знакомую мебель в других помещениях; знакомить с посудой; — учить по слову выделять: игрушки, мебель, посуду и др.; — закреплять названия отдельных предметов в обобщающих группах: игрушки, мебель, посуда и др. Учить называть эти группы одним словом — игрушки, мебель и др.; — формировать представления о явлениях природы: осень — листья желтые, красные, они падают, дождь идет — стало холодно, ты надеваешь шапку, куртку; снег падает — холодно, ты надеваешь шубку, шапку, шарф; и др. Формирование деятельности В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять совместно с ребенком в позиции за спиной, затем рядом или напротив (см. приложение 11). Учить Лену обследовать предметы, при этом ее руки должны находиться в руках взрослого. Задачи Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого): — брать и удерживать игрушки в руке; — перекладывать из одной руки в другую; — бросать и собирать шарики (каштаны) в таз; — засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль); — снимать кольца с пирамиды; — развивать соотносящие действия (совместно): нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец); — закрывать кастрюли, коробки крышками; — пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой; — развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону; включать лампочку; — выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка — «топ-топ»; зайка — «прыг-скок»; паровозик — «ту-ту»; и др.; — нанизывать бусы на палочку, на веревку; — ловить шарики (тяжелые) в тазу с водой. Развитие речи Развитие понимания обращенной речи: — учить выполнять действия по словес Формирование активной речи: — петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку; — учить дуть — на свечку, в дудочку, на бабочку и др. Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата; — формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить в процессе предметных и предметно-игровых действий с названиями новых слов: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т. д.; — учить выражать свои потребности простой фразой (2—3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»; — учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Лена рисовала», «Ляля (кукла) проснулась», «Подними лялю» и т. д.; — обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные; — учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным; — учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах; — вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный); — формировать у Лены потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать — лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть — в лото или домино?»; «Кто пришел?», «Кто приехал?», «Кто там идет?», «Как зовут эту девочку?» и т. д.); — учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту («Где Лена была? — Гуляла на улице»; «Что там виде- л а? — Там холодно, много снега»; «С кем гуляла? Кого видела?»); — учить выполнять определенные действия при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок, разучивать с Леной игры с пальчиками с речевым сопровождением; — учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: «Что это? — Это дом»; «Что это? — Это мяч» и т. д.; — учить отвечать на вопросы педагога, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов, например: «Что делает девочка? — Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»; «Что делает мальчик? — Мальчик рисует. Мальчик рисует картину»; «Птичка сидит в гнезде», «Рыба плавает в воде», «Мальчик идет в школу» и т. д.; — учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок; — побуждать девочку самостоятельно задавать вопросы: «Тетя, что это?», «Что у тебя в сумке?», «Что у тебя в мешочке?» и т. д. 7. Формирование игровой деятельности: — учить воспроизводить цепочку игро 8. Формирование продуктивных видов Целы сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности. Лепка: — учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; — учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.). Рисование: — вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы — прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.; — побуждать к самостоятельному рисованию. Конструирование: — учить строить совместно, используя Взрослый обыгрывает постройки. Часть 2 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|