|
Конспект занятия для коррекцион-но-педагогической работы с ребенком на третьем этапе обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Тема: формирование эмоционально-личностного контакта с новым взрослым (педагогом). Цель занятия: закреплять адекватные формы общения и взаимодействия ребенка с близким взрослым и педагогом, а затем со сверстниками (предметно-действенные, невербальные и вербальные средства общения). Оборудование: коробка с игрушками, кольцеброс, пирамидка (5 мест). Ход занятия 1. Педагог обращается к ребенку с приветствующим жестом «Настя, привет!» (протягивает руку, побуждает ребенка к ответному жесту; пожимают друг другу руки). Предлагает поздороваться с игрушками: куклой и мишкой, одобряет самостоятельность в действиях ребенка. 2. Затем проводится игра «Что в коробке?». Девочке предлагается открыть крышку, доставать по очереди игрушки (машина, мяч, кукла, мишка, кубики), называть их и передавать в руки близкому взрослому. Далее ребенка побуждают поиграть с этими игрушками (совершить предметно-игровое действие с ними): куклу кормить; катать мишку и куклу на машине, мяч катить, из кубиков строить башню. При затруднениях девочке предлагается помощь со стороны взрослого: совместные действия, действия по подражанию и образцу, следование речевой инструкции. 3. Следующая игра — «Попади в цель». кольцо. Педагог демонстрирует прием бросания: совместными действиями помогает сделать первый бросок. Хвалит ребенка. Другой вариант игры — мяч передается или бросается в руки близкому взрослому. Девочку обучают ловить и бросать мяч обеими руками. При затруднениях один взрослый стоит за спиной у ребенка и помогает выполнить игровое действие. 4. Игра «Собери пирамидку». Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку. При этом взрослый комментирует его действия: «Снимаем маленькое кольцо, затем другое кольцо, которое больше, и т. д. Настя держит кольцо обеими руками, молодец» и т. д. 5. В конце занятия педагог предлагает девочке убрать все игрушки на свои места, подводит итог занятия. Хвалит ребенка. Прощается (жест «пока»). Приложение 11 Способы взаимодействия ребенка и взрослого Взрослый действует руками ребенка (совместные действия). Взрослый в позиции рядом с ребенком (частично совместная деятельность). Взрослый в позиции рядом. Ребенок действует самостоятельно (раздельные действия). Приложение 12 Рекомендуемые книги педагогам и родителям для проведения коррекционно-педагогических занятий с ребенком 1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Бук-мастер, 1993. 2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г.А.Мишиной. — М.: Полиграф-сервис, 2002. 3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2005. 4. Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 2002. 5. Методическое пособие для родителей и педагогов / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. 6. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для родителей и педагогов / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. 7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М.: ВЛАДОС, 2001 (в 2006 г. переиздание с иллюстрациями). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Браткова М. В., Закрепина А. В. Вариант индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с умственной недостаточностью (умственная отсталость) // Дефектология. — 2005. —№5. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка / пер. с франц. Л. И. Анцыферо-вой. — М.: Просвещение, 1968. 5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. 6. Глотова Г. А. Человек и знак. Семи-отико-психологические аспекты онтогенеза человека. — Свердловск: УГУ, 1990. 7. ЗабрамнаяС.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. — М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979. 8. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000. — (Школа для всех). 9. Закрепина А. В. Коррекционно-педаго-гическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями на начальных этапах коррек-ционного обучения (из опыта работы дефектолога): сб. МОРФ «Инновации в российском образовании»: Дошкольное образование. — М.: МГУП, 2001. 10. Закрепина А. В. Формирование по «Теория и практика развивающего образования». — М.: ЦК ФЛРАО, 2000. 11. Закрепина А. В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье // Дефектология. — 2003. — № 1. 12. Закрепина А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2003. 13. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. — М.: Просвещение, 1965. 14. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственного развития. — СПб.: Сотис, 2002. 15. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6. 16. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003. 17. Еремина А. А. Некоторые виды и приемы коррекционной работы по формированию продуктивной деятельности у детей-имбецилов 4—8 лет // Особый ребенок и его окружение: медико-социальные и психологические аспекты. — М., 1994. 18. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г.А.Мишиной. — М.: Полиграф-сервис, 2002. 19. Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2001.
20. Катаева А. А., СтребелеваЕ.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Букмастер, 1993. 21. Козлова С. А. Я — человек: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. — 1996. — №1. 22. Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 2002. 23. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. 24. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: авто-реф. канд. пед. наук. — М., 1998. 25. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. 26. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: учебник для студ. псих.-пед. ф-тов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998. 27. Николаева Т. В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом: авто-реф. канд. пед. наук. — М., 2001. 28. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПОМОДЭК, 1997. 29. Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Опыт работы учреждений дЛЯ глубоко умственно отсталых: сб. статей / под ред. Г. М. Дульнева и М. И. Кузьмиц-кой. — М.: АПН РСФСР, 1960. 30. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. — М.: Б. и., 1993. 31. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М.: НИИ дефектологии, 1983. 32. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., стереотип. — М., 1998. 33. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Моск. ун-т, 1988. 34. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символиче-ской деятельности дошкольника. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. 35. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. — М.: Молодая гвардия, 1995. 36. СтребелеваЕ.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1997. — №2. 37. Флерина Е. А. Игра и игрушка. — М.: Просвещение, 1973. 38. Хайртдинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта: дисс. канд. пед. наук. — М., 2002. 39. Цикото Г. В. Организация целенаправленной деятельности и развитие внимания детей-имбецилов в процессе начального обучения // Дефектология. — 1985. — №4. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|