|
Раннее земледелие в Северной ФранцииПоскольку Бретань в основном привлекала исследователей благодаря своим мегалитическим монументам, наши сведения о прочих характеристиках здешнего неолита остаются весьма неполными. По всей видимости, к середине—концу VI тыс. до н.э. население северо-западных районов Франции не только собирало моллюсков, но и одомашнило некоторых животных. Во всяком случае останки домашних собак, овец и коз были обнаружены в слоях Тевьека, а крупного рогатого скота — на острове Оэдик (департамент Морбиан)16. Более того, похоже, что в Диссиньяке (департамент Атлантическая Луара), на острове Карн (департамент Финистер) и в Ле-Фуайяже (о. Гернси, Нормандские острова) мегалитические памятники возводились на расчищенных землях: там была найдена пыльца зерновых культур. Целый ряд территорий Восточной и Северной Франции вплоть до Нормандии и Нормандских островов представляют собой крайнее западное ответвление культуры линейно-ленточной керамики, о которой шла речь в главе П. Средний и поздний неолит Пришедшая на смену кардиал культура во Франции именуется шассе, в Швецарии - кортайо, в Северной Италии - керамикой с квадратным горлом (ее затем сменит керамика ла-гоцца), а в окрестностях испанской Барселоны она представлена ямными погребениями в каменных цистах. Характерной чертой этих культур являются мегалитические гробницы (о них речь ниже), которые рассыпаны вдоль всего Атлантического побережья. В целом все эти группы родственны друг другу: недаром археологи порой рассматривают культуры шассе-лагоц-ца-кортайо как единый феномен. Это тот этап развитого неолита, когда жизнь людей становится все более оседлой и все более зависимой от выращивания плодов, а их керамическая и каменная индустрия достигает достаточно высокого технологического уровня. Лучше всего последовательную смену культур можно проследить по ряду стратифицированных отложений в пещерах, где имеются остатки керамики кардиал, эпикардиал, изделий ранней и развитой культуры шассе (Франция) или керамики с квадратным горлом и лагоцца (Италия) (рис. 6-5В). Согласно радиоуглеродным датировкам, это V— начало IVтыс. до н.э. (Табл. 19, 20).
Рис. 6-5В В Лигурии и в Южной Франции поверх слоев с краамикой эпикардиал лежачи ыи средненеолитической улььтуры с характерными ооршками с квадратным гор.» Приводимые здесь обрам найдены в стратифицированной пещере Арене-К» диде, Лигурия. Конец V-начало IV тыс. до н. э. [.ш е I. За За дноевропе йский неолит
Культура шассе во Франции В V-IVTbic. до н.э. почти вся территория Франции входила в ареал распространения шассе — удивительно гомогенной культуры, почти не знавшей ни временных, ни географических вариаций (Табл. 19). Своим названием она обязана Камп-де-Шассе, позднему поселению культуры шассе, стоявшему на вершине холма (департамент Соны и Луары). Ранняя культура шассе Самые древние поселения культуры шассе, или, как их называют, «протошассе», были расположены кзападу от Роны. Можно предположить, что эта культура распространялась вверх по Роне, затем колонизовала Гран-Косе и в конце концов достигла Парижского бассейна и территории Юры-Бургундии. Для нее был характерен постоянный рост численности населения и количества поселений. На интенсификацию земледелия указывают такие находки, как зернаэммера, мягкой пшеницы, ячменя, бобов и вики, шкже каменные жернова и зернотерки, кремневые вкладыши для серпов с кварцевым блеском. Возрос-лои количество каменных топоров: это свидетельствует отом, что люди все больше рубили деревья, расчищая землю ПОД ПОЛя. Однако они по-прежнему не отказывались от охоты, рыбной ловли и сбора моллюсков Каменные изделия и торговый обмен Почти во всех поселениях культуры шассе нахо- Помимо обсидиановых инструментов и каменных топоров носители культуры шассе умели искусно ырезать и отшлифовывать каменные шарики (по всей видимости, ритуального назначения) и делать браслеты из известняка: последние встречаются в целом ряде поселений на юге Франции. Керамиаа Керамику шассе отличает высокое качество лощения — у нее почти глянцевая поверхность — и, как правило, свинцовый (с уклоном в темно-коричневый) или же бежевый цвет с желтым или кирпично-красным оттенком. Самые распространенные ее формы — низкие чаши, килеобразные чаши и мешковидные горшки с круглым дном. Благодаря примеси зерен кальцита или кварца изделия культуры шассе отличает особая текстура. По мере развития культуры разнообразие форм и декора изделий продолжало возрастать: у них появились «плечики» и «кили»; кроме того, к ним присоединились шаровидные горшки с цилиндрическим горлом и блюда с широким и плоским горизонтальным краем. Последние - больше всего их на юге Франции — напоминали мелкие суповые тарелки; их широкий край украшал прекрас-ный геометрический узор Отличительной чертой культуры шассе также являлись полые подставки для сocvnOH с круглым дном Они как правило имели круглую или квадратную Форму и были украшены сложным геометрическим узором Его наносили пои помощи тонкой резьбы сперва наносился геометои-ческий рисунок затем его заполняли линиями или точками рядамитре\лпльников «rem* ромбпиигш оалТкрасную илГбелую краску чтобы добиться аЬ ^ет^н^^Г^ошикмннй^^тт^^^о^йоб^пГ^^ашо™™^2^ б^с^сляшов^и«ы ZL -^п™™™ ?рис 6 6) пшдних стадиях данной культуры Поселения и жилища Стоянки располагались у лагун, у высохших болот или на террасах и сильно отличались друг от друга своими размерами. Одни занимали от 4 до 5 га, другие — территорию в 20 или даже в 30 га. Среди самых крупных из раскопанных стоянок— Сен-Мишель-дю-Туш, которая располагалась на реке Гаронна, не-
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бт
Рис. 6-6 Рис. 6-6 Артефакты культуры шага Южная Франция. (1-7) Наи нечники стрел и буры, (!■ 12) цилиндрические конич! ские сосуды с (9) ручками виде «флейты Пана», (10, II перфорированными ушш) Пещера в, очаг 7, Бодш (Вар), район г. Марсель.
Гди VI. Западное вропейский неолит
подпеку от Тулузы. Ее прямоугольные постройки имели приблизительно 12 м в длину и 2,5 м в ширину; их полы были вымощены булыжником. В Сен-Мишель-дю-Туш удалось найти более 300 полов жи-ищ, относящихся к разным эпохам существования поселения (радиоуглеродные датировки указывают на то, что длилось оно приблизительно тысячелетие, 5500-4500 до н.в.: см. Табл. 19). Стены, скорей всего, были глинобитными или обмазанными глиной18. Кроме того, там были найдены две ограды, отделявшие поселок от края мыса, на котором он расположен; они отстояли друг от друга на 50 м. Судя по его размерам, не исключено, что это было что-то вроде ентра области. В ряде других поселений также зафик-с,|рованы небольшие полуземлянки. Дома с мощеными полами строили и в эпоху позднего неолита. Поселок из 9 таких домов был раскопан в Дорио, Фелин-Минервуа (Южная Франция): ■н принадлежит к культурной группе феррьер, охва-,швшей департаменты Эро, Гар и Ардеш. Это были большие прямоугольные постройки размером 5 на '.А м - 5,8 на 2,8 м с массивными опорными ссолба-ипо угллм19. Погребения в каменных цистах Ямные погребения в каменных цистах (sepulcros iefosa) датируются IV— началом мII ттс. дд о.э.э:и много в окрестностях Барселоны (провинция Каталония). Среди сделанных там находок следует выделить неорнаментированные горшки и чаши, порой с трубчатыми ручками и ручками-пуговицами. Своими формами они напоминают керамику групп шассе илагоцца. Обычный погребальный инвентарь - бусы и:з кости и раковин, нуклеусы из кремня и обсидиана, полированные топоры и трапециевидные наконечники стрел. На юге Франции покойников хоронили в скорчен-ной или в вытянутой позе в ямах овальной формы, которые внутри могли быть облицованы булыжником. Погребальный инвентарьбыл скудным: по большей части сосуды и предметы, имевшие символиче-™ значимость. В Сен-Мишель-дю-Туш в одной «некой могиле были обнаружены 4 челюсти ежей, арядом с ними — сосуд, в котором лежала крохотная чашка. В другой могиле был найден просверленный резец кабана. В слоях шассе встречается мало глиняных статуэток или более крупных скульптур, в особенности если сравнивать с Юго-Восточной Европой, где они исчисляются сотнями. Возможно, что в здешней традиции статуэтки были деревянными, поэтому до нас просто ничего не дошло. Однако в этих местах иногда встрееаются довольно крупные каменные скульптуры. Один из самых впечатляющих образцов датируется приблизительно 4000 г. до н.э., имеет 50 см в шеоту и выполнен из аркоза, местного камня из Ка- денак-ле-О, провинция Ло. У статуи большая грудь, над которой вырезан знак в виде «V», круглые глаза и рот и огромные трехпалые руки. Эти черты позволяют идентифицировать ее как изображение Богини-птицы, дарительницы жизни, кормилицы и источника возрождения (воспроизведение данного артефакта см. в моей книге «Язык Богини» (1989), рис. 50). Судя по этим примечательным скульптурам, по вырезанным на сосудах символам и известняковым, условным антропоморфным статуэткам, культуре шассе была свойственна та же система религиозной символики, что и большей части Древней Европы. И хотя культура шассе относится к домегалитическому периоду, такая скульптура, как Богиня из Каденак-ле-О, имеет близкое сходство с более поздними каменными статуями, которые около 3000 г. до н.э. встали у входов в мегалитические гробницы Южной Франции. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|