|
Раннее земледелие в Северной ФранцииПоскольку Бретань в основном привлекала исследователей благодаря своим мегалитическим монументам, наши сведения о прочих характеристиках здешнего неолита остаются весьма неполными. По всей видимости, к середине—концу VI тыс. до н.э. население северо-западных районов Франции не только собирало моллюсков, но и одомашнило некоторых животных. Во всяком случае останки домашних собак, овец и коз были обнаружены в слоях Тевьека, а крупного рогатого скота — на острове Оэдик (департамент Морбиан)16. Более того, похоже, что в Диссиньяке (департамент Атлантическая Луара), на острове Карн (департамент Финистер) и в Ле-Фуайяже (о. Гернси, Нормандские острова) мегалитические памятники возводились на расчищенных землях: там была найдена пыльца зерновых культур. Целый ряд территорий Восточной и Северной Франции вплоть до Нормандии и Нормандских островов представляют собой крайнее западное ответвление культуры линейно-ленточной керамики, о которой шла речь в главе П. Средний и поздний неолит Пришедшая на смену кардиал культура во Франции именуется шассе, в Швецарии - кортайо, в Северной Италии - керамикой с квадратным горлом (ее затем сменит керамика ла-гоцца), а в окрестностях испанской Барселоны она представлена ямными погребениями в каменных цистах. Характерной чертой этих культур являются мегалитические гробницы (о них речь ниже), которые рассыпаны вдоль всего Атлантического побережья. В целом все эти группы родственны друг другу: недаром археологи порой рассматривают культуры шассе-лагоц-ца-кортайо как единый феномен. Это тот этап развитого неолита, когда жизнь людей становится все более оседлой и все более зависимой от выращивания плодов, а их керамическая и каменная индустрия достигает достаточно высокого технологического уровня. Лучше всего последовательную смену культур можно проследить по ряду стратифицированных отложений в пещерах, где имеются остатки керамики кардиал, эпикардиал, изделий ранней и развитой культуры шассе (Франция) или керамики с квадратным горлом и лагоцца (Италия) (рис. 6-5В). Согласно радиоуглеродным датировкам, это V— начало IVтыс. до н.э. (Табл. 19, 20).
Рис. 6-5В В Лигурии и в Южной Франции поверх слоев с краамикой эпикардиал лежачи ыи средненеолитической улььтуры с характерными ооршками с квадратным гор.» Приводимые здесь обрам найдены в стратифицированной пещере Арене-К» диде, Лигурия. Конец V-начало IV тыс. до н. э. [.ш е I. За За дноевропе йский неолит
Культура шассе во Франции В V-IVTbic. до н.э. почти вся территория Франции входила в ареал распространения шассе — удивительно гомогенной культуры, почти не знавшей ни временных, ни географических вариаций (Табл. 19). Своим названием она обязана Камп-де-Шассе, позднему поселению культуры шассе, стоявшему на вершине холма (департамент Соны и Луары). Ранняя культура шассе Самые древние поселения культуры шассе, или, как их называют, «протошассе», были расположены кзападу от Роны. Можно предположить, что эта культура распространялась вверх по Роне, затем колонизовала Гран-Косе и в конце концов достигла Парижского бассейна и территории Юры-Бургундии. Для нее был характерен постоянный рост численности населения и количества поселений. На интенсификацию земледелия указывают такие находки, как зернаэммера, мягкой пшеницы, ячменя, бобов и вики, шкже каменные жернова и зернотерки, кремневые вкладыши для серпов с кварцевым блеском. Возрос-лои количество каменных топоров: это свидетельствует отом, что люди все больше рубили деревья, расчищая землю ПОД ПОЛя. Однако они по-прежнему не отказывались от охоты, рыбной ловли и сбора моллюсков Каменные изделия и торговый обмен Почти во всех поселениях культуры шассе нахо- Помимо обсидиановых инструментов и каменных топоров носители культуры шассе умели искусно ырезать и отшлифовывать каменные шарики (по всей видимости, ритуального назначения) и делать браслеты из известняка: последние встречаются в целом ряде поселений на юге Франции. Керамиаа Керамику шассе отличает высокое качество лощения — у нее почти глянцевая поверхность — и, как правило, свинцовый (с уклоном в темно-коричневый) или же бежевый цвет с желтым или кирпично-красным оттенком. Самые распространенные ее формы — низкие чаши, килеобразные чаши и мешковидные горшки с круглым дном. Благодаря примеси зерен кальцита или кварца изделия культуры шассе отличает особая текстура. По мере развития культуры разнообразие форм и декора изделий продолжало возрастать: у них появились «плечики» и «кили»; кроме того, к ним присоединились шаровидные горшки с цилиндрическим горлом и блюда с широким и плоским горизонтальным краем. Последние - больше всего их на юге Франции — напоминали мелкие суповые тарелки; их широкий край украшал прекрас-ный геометрический узор Отличительной чертой культуры шассе также являлись полые подставки для сocvnOH с круглым дном Они как правило имели круглую или квадратную Форму и были украшены сложным геометрическим узором Его наносили пои помощи тонкой резьбы сперва наносился геометои-ческий рисунок затем его заполняли линиями или точками рядамитре\лпльников «rem* ромбпиигш оалТкрасную илГбелую краску чтобы добиться аЬ ^ет^н^^Г^ошикмннй^^тт^^^о^йоб^пГ^^ашо™™^2^ б^с^сляшов^и«ы ZL -^п™™™ ?рис 6 6) пшдних стадиях данной культуры Поселения и жилища Стоянки располагались у лагун, у высохших болот или на террасах и сильно отличались друг от друга своими размерами. Одни занимали от 4 до 5 га, другие — территорию в 20 или даже в 30 га. Среди самых крупных из раскопанных стоянок— Сен-Мишель-дю-Туш, которая располагалась на реке Гаронна, не-
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бт
Рис. 6-6 Рис. 6-6 Артефакты культуры шага Южная Франция. (1-7) Наи нечники стрел и буры, (!■ 12) цилиндрические конич! ские сосуды с (9) ручками виде «флейты Пана», (10, II перфорированными ушш) Пещера в, очаг 7, Бодш (Вар), район г. Марсель.
Гди VI. Западное вропейский неолит
Дома с мощеными полами строили и в эпоху позднего неолита. Поселок из 9 таких домов был раскопан в Дорио, Фелин-Минервуа (Южная Франция): ■н принадлежит к культурной группе феррьер, охва-,швшей департаменты Эро, Гар и Ардеш. Это были большие прямоугольные постройки размером 5 на '.А м - 5,8 на 2,8 м с массивными опорными ссолба-ипо угллм19. Погребения в каменных цистах Ямные погребения в каменных цистах (sepulcros iefosa) датируются IV— началом мII ттс. дд о.э.э:и много в окрестностях Барселоны (провинция Каталония). Среди сделанных там находок следует выделить неорнаментированные горшки и чаши, порой с трубчатыми ручками и ручками-пуговицами. Своими формами они напоминают керамику групп шассе илагоцца. Обычный погребальный инвентарь - бусы и:з кости и раковин, нуклеусы из кремня и обсидиана, полированные топоры и трапециевидные наконечники стрел. На юге Франции покойников хоронили в скорчен-ной или в вытянутой позе в ямах овальной формы, которые внутри могли быть облицованы булыжником. Погребальный инвентарьбыл скудным: по большей части сосуды и предметы, имевшие символиче-™ значимость. В Сен-Мишель-дю-Туш в одной «некой могиле были обнаружены 4 челюсти ежей, арядом с ними — сосуд, в котором лежала крохотная чашка. В другой могиле был найден просверленный резец кабана. В слоях шассе встречается мало глиняных статуэток или более крупных скульптур, в особенности если сравнивать с Юго-Восточной Европой, где они исчисляются сотнями. Возможно, что в здешней традиции статуэтки были деревянными, поэтому до нас просто ничего не дошло. Однако в этих местах иногда встрееаются довольно крупные каменные скульптуры. Один из самых впечатляющих образцов датируется приблизительно 4000 г. до н.э., имеет 50 см в шеоту и выполнен из аркоза, местного камня из Ка- денак-ле-О, провинция Ло. У статуи большая грудь, над которой вырезан знак в виде «V», круглые глаза и рот и огромные трехпалые руки. Эти черты позволяют идентифицировать ее как изображение Богини-птицы, дарительницы жизни, кормилицы и источника возрождения (воспроизведение данного артефакта см. в моей книге «Язык Богини» (1989), рис. 50). Судя по этим примечательным скульптурам, по вырезанным на сосудах символам и известняковым, условным антропоморфным статуэткам, культуре шассе была свойственна та же система религиозной символики, что и большей части Древней Европы. И хотя культура шассе относится к домегалитическому периоду, такая скульптура, как Богиня из Каденак-ле-О, имеет близкое сходство с более поздними каменными статуями, которые около 3000 г. до н.э. встали у входов в мегалитические гробницы Южной Франции. ![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|