|
Глава 6. ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление. Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностного поглаживания. от» Рекомендации • Кожа массируемых частей тела и руки должны быть • Все движения следует проводить по рекомендуемым • Массируемые мышцы должны быть расслаблены. • Массаж делать медленно, плавно. • Массаж следует комбинировать с миогимнастикой. • Продолжительность массажа не должна превышать • Движения осуществлять выпрямленной ладонью, • Каждое движение повторять 4-6 раз. • Массаж не рекомендуется проводить при ОРЗ, высо Приемы самомассажа в устранении заикания 51 6.2. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка. Упражнение 1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла переменно то правой, то левой рукой. Упражнение 2. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременные движения обеих рук). Упражнение 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки медленно скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин. 6.3. РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений: • От середины лба к вискам. • От середины лба до ушных раковин. • От бровей до волосистой части головы. • От спинки носа к ушной раковине. • От середины верхней губы до ушных раковин. • От линии лба вниз через лицо к шее. • От мочек уха по щекам к крыльям носа. • От середины верхней губы на подбородок. • Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расхо Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания
• По верхней губе от углов рта к середине. • По нижней губе от углов рта к середине. • Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к • Легкое постукивание губ. 6.4.'РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ЯЗЫКА Упражнение 1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд). Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. 6.5. ВИБРАЦИОННЫЙ (ПОСТУКИВАЮЩИЙ) МАССАЖ СО ЗВУКОМ Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно "тянуть" на выдохе сонорный согласный "м". Повторить 4-6 раз. Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух "тянуть" на выдохе поочередно сонорные "/и" или "н". Повторить 4-6 раз. Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно "тянуть" вслух на выдохе щелевой согласный "в". Повторить 4-6 раз. Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно "тянуть" вслух на выдохе согласный "з". Повторить 4-6 раз. Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно "тянуть" вслух на выдохе щелевой согласный "ж" или сонорный "/и". Повторить 4-6 раз. Упражнение 6. Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно тянуть вслух на выдохе сонорный "м". Повторить 4-6 раз. Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания тянуть на выдохе сонорный V. Повторить 4-6 раз. Волшебный мир звуков
Глава 7. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ 7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи. Логическая выразительность -важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят: • Интонация -чередование повышения и понижения В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение). • Логическое ударение - выделение главного по смыс • Логическая пауза - деление фразы на смысловые которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания: - пауза короткая по длительности для добора возду - пауза между речевыми тактами - знак "косая чер - пауза между предложениями более длительная - - пауза для обозначения смысловых и сюжетных кус Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки. Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений. 7,2. ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Основным элементом упражнений 1-5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка "скользящей" восходящей (Т) и нисходящей (4) интонации с характерным "переломом" голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот. Условные обозначения: • У - низкое грудное звучание; • у - высокое головное звучание; • Т - повышение тона голоса; • I - понижение тона голоса. Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос - недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом. Глава 7 Волшебный мир звуков
Упражнение 2. Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете "страшную сказку". Упражнение 3. Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдох, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания. Повторите упражнение. По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками. Упражнение 4. В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками. Упражнение 5. Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков. а) образец:
Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками): Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками): и так далее по аналогии с звуками к -г, т - д, п - б. Упражнение 6. Произнесите междометие "о" с разной интонацией. • удивленно, • радостно, • испуганно. Глава 7 Волшебный мир звуков
Смоделируйте ситуации, в которых Вас о чем-то просят, и отвечайте "да" • восторженно, • спокойно и благожелательно, • категорическим тоном, • вопросительно, • задумчиво, • скорбно, • дерзко, • иронически, • с сожалением. Упражнение 7. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства. • "Открой дверь!"- гневно, грустно, радостно, высоко • "Пришла!" - с радостью, тревогой, с презрением, с • "Молодец!"- восхищенно, удивленно, насмешливо, уг Упражнение 8. Читая простые повествовательные предложения, понижайте голос к концу фразы. Ночью полил дождь. У дороги шумели тополя. Тиха украинская ночь, и др. Произнесите предложения с большим чувством. Хорошо зимой в лесу! Пусть сильнее грянет буря! До чего красив закат! и др. Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах. Сколько тебе лет? Ты живешь в новом доме? У вас есть телефон? Где ты работаешь? и др. Упражнение 9. Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации. • Снег пошел - Спрашивайте, удивляясь-?! - Восхищайтесь, радуясь -! - Огорчаетесь смене погоды. - Уточняете -? - Радостно сообщаете друзьям -! • Мы пойдем в зоопарк - Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоо - Уточняете, кто пойдет в зоопарк -? - Спрашиваете о том, пойдете ли в зоопарк -? Упражнение 10. Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором: • надменное негодование "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?", • лесть и подобострастие "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!", • высокомерие "Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?", Глава 7 Волшебный мир звуков
• сожаление, укоризна "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". Упражнение 11. Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. В каждом варианте фразы делайте ударение только на одном слове и каждый раз на разном. Вы_мне утром звонили? - (Я). Вы мне утром звонили? - (Вам). Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером). Вы мне утром звонили? -(Звонил). Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением. Моя книга на столе. Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их. Упражнение 12. Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты. Кто хочет много знать - тому надо мало спать! Кто хочет много знать - тому надо мало спать! Тьма свету не любит, злой доброго не терпит. Всем известно: красна речь - слушанием. Упражнение 13. Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему. а) реплика вопрос - сомнение: Яблоко от яблони недалеко падает? Около кола - колокола? Около кола - колокола? б) реплика От топота копыт пыль по полю летит? Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? в) реплика Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! ответная реплика утверждение (Да, действительно так!) Яблоко от яблони недалеко падает. Около кола — колокола. Около кола - колокола. ответная реплика утверждение и восхищение От топота копыт пыль по полю летит. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. ответная реплика сомнение (недоверие) Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? Глава 7 Волшебный мир звуков
- Спят ли волки? - Спят, спят. - Спят ли пчелки? - Спят, спят. - А лисички? - Спят, спят. - А синички? - Спят, спят.
- Яму копал? - Копал. - Б яму упал? - Упал. - В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждешь? -Яма сыра? - Сыра. - Как голова? - Цела. - Значит живой? - Живой. - Ну, я пошел домой.
- Что будем делать? - Мне только уложить волосы. - Как вы хотите, на бигуди или феном? - Только феном. - Тогда нужно вымыть голову. - Ну вот и все... Вам нравится? - Квартира Борисовых? - Кухонный гарнитур ждете? - Да, жду. .; - Куда поставить, в кухню? '<.. - Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в < коридоре. ]. - Как хотите! Мешать проходу не будет? -А вы поплотнее к стенке придвиньте. £ - Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакоми- ли, я плохо расслышал ваше имя. - Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Петрович. - Совершенно правильно. .. - Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два блокнота. - Какие блокноты? - Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги. - Так. Блокноты, бумага. Что еще? - Стержни для ручки. Десять штук.
- Короткие, длинные? - Кажется, все. Нет, еще линейку. - Пожалуйста. Три рубля двадцать копеек. - Платить вам? - Нет, в кассу, пожалуйста. Упражнение 15. Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья -с сожалением, грустью; а последние две - мечтательно, с преувеличенным восторгом. - Эх, - вздыхали рыбаки, - - Эх, - вздыхали судаки, - Глава 7
Червяком одним, бывало, Наедались полреки! - Эх, - вздыхали червяки, -Раньше врали рыбаки!.. Мы пoqлyшamь их, бывало, Сами лезли на крючки! Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|