|
Глава 8. РЕЧЬ, РИТМ, ДВИЖЕНИЕ
А.Усачев 8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи. Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является ее ритм, то есть последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Они отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Такая упорядоченность речи делает ее музыкальной и мелодичной. У заикающихся эти характеристики, как правило, нарушены, поэтому коррекционный курс включает работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог. 3 Зак- № 828
Глава 8 Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному-тихий. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи. В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения: • двигаться в заданном темпе; • чередовать движения в различном темпе; • сочетать согласованные движения с ритмической орга • проговаривать речевой материал без движений в за 8.2. УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ d= Рекомендации • Упражнения необходимо выполнять - с четкой артикуляцией; - равномерным распределением выдоха; - соблюдая умеренный и медленный темп; - синхронизируя произнесение и движение. • Вначале тренировка послогового ритма производит Упражнение 1. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистого-ворки, пословицы). На каждый шаг - слог. а- у- а - у- а- у ап - ап - ап - ап па- па- па- па та- та- та- та и др. От топота копыт пыль по полю летит. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап. Упражнение 2. Прыжки вправо - влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе упа - опа - ипа - апа па- по- пу- пы паф - поф - пуф - пыф хоп - хоп - хоп - хоп и др. Упражнение 3. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом. Упражнение 4. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения. 68
Список слов смотрите в Приложении 1. Упражнение 5. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук. ноги - нога атлас - атлас Мама пришла, руки-рука замок-замок Маленькая черепаха, горы - гора пироги - пироги Смешная обезьяна, козы - коза гвоздики - гвоздики совы - сова кружки - кружки Я бегу, бегу, бегу, Я пою, пою, пою. Упражнение 6. Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки. Упражнение 7. Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе. Аты - баты - шли солдаты Аты - баты - на базар. Аты - баты - что купили? Аты - баты - самовар. Аты - баты - сколько дали? Аты - баты - три рубля. Аты - баты - покажите, Аты - баты - не хочу - Аты - баты - спать хочу! Шуточная народная песенка. Упражнение 8. Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. С. Есенин Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! А.Пушкин Упражнение 9. Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячем. Мой Веселый, Звонкий, Мяч, Ты Куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой, Глава 8 Не угнаться За тобой! С.Маршак Упражнение 10. Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте. Тексты песен смотрите в Приложении 5. Подобные упражнения для темпо-ритмического тренинга смотрите в других разделах. ®= Рекомендации • Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия • Пауза, в зависимости от логики текста и знаков препи • Для того, чтобы темпо-ритмическая организация речи Глава 9. ТАЙНЫ ГОЛОСА 9.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. После тренировочных упражнений нижней челюсти, губ, мышц мягкого неба и глотки, языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков. С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные - базовый фон для согласных. Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления губами. or Рекомендации • В упражнениях при произнесении гласных звуков надо • Работая над гласными, следите за мягкой атакой • Не следует допускать горлового и других призвуков. Глава 9 Тайны голоса
• Упражнения выполняйте последовательно - со всеми гласными, перечисленными ниже; - с соблюдением умеренного темпа; - с четкой артикуляцией; -с равномерным распределением выдоха. 9.2. ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а, о, у, э, и, ы). Упражнение 1. Гласный звук проартикулируйте беззвучно. А(я) - рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов. О(ё) - рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята. У(ю) - губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу. Э(е) - рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца. Ы- язык отодвинут назад, рот приоткрыт. И - рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке. Упражнение 2. Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения. Упражнение 3. Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные: • начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания;
• постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого; • чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо). • Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.
Упражнение 4. Напевайте колыбельную: полунапевно произносите гласный звук, изменяя высоту голоса. 9.3. СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса. Упражнение 1. Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать нехватки его. Упражнение 2. Сочетания из двух - трех и т.д. гласных повторите 2-6 раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук Глава 9 Тайны голоса
2 раза аэаэ аэоаэо 3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо 4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоаэо и т.д. Запишите составленные Вами варианты сочетаний и отрабатывайте их. Упражнение 3. В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими. Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте. У-О-А-Э-Ы-У Упражнение 4. Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком "У". ууоууаууэууиууыуу Перейдите на речевой способ произнесения гласных: у О! уА! уЭ! у И! уЫ! Упражнение 5. В сочетаниях из двух - шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания: 1-й вариант: аэ аэоу аэоуыи аэо аэоуы и др. 2-й вариант: аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др. Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией. Упражнение 6. Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков Упражнение 7. Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения:
• выделяйте ударный звук большей громкостью звучания 9.4. РАБОТА НАД СЛОВАМИ Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук. Глава 9
Упражнение 1. Слитное произнесение только гласных звуков слова (контур слова) с сохранением естественной интонации слова. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные в слове. • произнесите контур слова, начинающегося с ударного йотированнрго звука (односложного, двусложного, трехсложного, четырехсложного) и само слово. Образец: • произносите таким же образом слова, начинающиеся с ударных гласных а, о, у, э, и. • аналогично произносите слова, начинающиеся с согласного, с ударением на первом слоге: • произнесите слова, начинающиеся с гласных и ии-гласных звуков, с ударением на 2-м, 3-м, 4-м слогах. Ясно выделяйте ударный гласный звук. интерес, кино, трамплин, календарь, акцент, стекло, мануфактура, универмаг и т.д. Составьте по этому принципу списки слов и отрабатывайте. Упражнение 2. Произносите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово: Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука. 9.5. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ Начинайте речь мягко, с придыханием на фоне расслабления. Упражнение 1. Произнесите фразу, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи с четким выделением логического ударения при замедленном темпе речи. Юнга учится. Ира-ябеда. Егерь опытен. Оля ерзает.
Аня учится. Это эллипс. Иней искрится. Эхо отзвучало. Отпуск окончился. Очерк опубликован. Арка изящна. Изгородь упала. Черная туча. Дикий зверь. Маленький сын. Целое яйцо. Тюбик мастики. Маленькая птица. Звонит будильник. Высокая стена. Театр комедии. Водитель вездехода. Седина родителей. Упражнение 2. Отрабатывайте медленный темп речи с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произносите на плавном выдохе предложение. Говорите плавно, слитно, интонационно выразительно. Утренник организован удачно. Ария исполняется артистом. Якорь опустили осторожно. Это артист эстрады. Огненный отблеск исчез. Автобус остановился у остановки. Экзамены окончились успешно. Отчет утвержден единодушно. Уборка урожая окончена. Изделия умельцев оригинальны. Ученик отвечает урок. Ежегодный отпуск обязателен. Юбиляр удостоен ордена. Ежевику едят охотно. Ягуар очень опасен. Аудитория университета удобна. Эксперимент удивительно удачен. Обсерватория отлично оборудована. Универмаг открыт ежедневно. Искусствовед оценил экспозицию. Упражнение 3. Продолжите работу над фразой, потренируйтесь в произнесении чистоговорок и пословиц: У ежа и елки иголки колки. У нас гость унес трость. Оса боса и без пояса. У четырех черепашек по четыре черепашонка. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. Где родился, там и сгодился. Делу время, потехе час. Кашу маслом не испортишь. Мир не без добрых людей. Не всякий гриб в лукошко кладут. Данный речевой материал (см. также Приложение 2) используйте также при работе над интонационной выразительностью речи, при отработке вопросно-ответной формы речи. Тайны голоса
Одну и ту же фразу рекомендуется произносить с вопросительной, утвердительной,утвердительно-назидательной интонацией и т.д. Упражнение 4. Предлагаемые здесь фразы длиннее и сложнее по содержанию, чем предыдущие. Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты). Работу со сложными предложениями начинайте с фраз, в которых встречается одна пауза. Задание. • Прочитайте предложения. • Расставьте паузы и отработайте фразы. • Между предложениями выдерживайте паузы более • Следите за слитностью и дыханием. Без наук, / как без рук. // Была бы охота, заладится всякая работа. Откладывай безделье, но не откладывай дело. Не бойся тяжелого труда, бойся пустых разговоров. Кто словом скор, тот на деле не спор. Уж совсем стемнело / и начинало холодать. // Малина росла так высоко, что заглядывала к нам в окна. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Моя мечта - говорить выразительно и красиво. Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна. Слово отражает мысль: / непонятна мысль / - непонятно и слово. // О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. // Луна сияла, / июльская ночь была тиха, / изредка подымался ветерок, / и легкий шорох / пробегал по всему саду. // |' Море выло, / швыряло большие, тяжелые волны / на г прибрежный песок, / разбивало их в брызги и пену. // ■' она была доходчивой, / выразительной и красивой. // Упражнение 5. Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузил измените смысл высказывания. Как обрадовали / его успехи / друга! Как обрадовали его /успехи друга! После ухода учителя /в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс / принесли журнал. У нас /с братом беда. У нас с братом / беда. Упражнение 6. Определите варианты прочтения следующих фраз. Правильно расставьте паузы. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим. На утес одинокий орел садится. Упражнение 7. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы. Что, болит? - Что болит? Ну что, споем? - Ну, что споем? Как вы закончили? - Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу Дайте мне другую новую книгу. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Женя чувствовала, что сестра просто так не уступит. Женя, чувствовала сестра, просто так не уступит Верный путь к хорошей речи
•Глава 10. ВЕРНЫЙ ПУТЬ К ХОРОШЕЙ РЕЧИ 10.1. СТИХОТВОРЕНИЯ Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку. Для закрепления основных речевых установок предлагаем Вам ряд классических стихотворений и стихотворений современных поэтов (см. также Приложение 4). Рекомендации При чтении их соблюдайте следующие требования: • Каждую строчку произносите на одном плавном вы • Все слова от паузы до паузы произносите слитно, не • Если перед строковой паузой мысль не закончена или • При законченной утвердительной или восклицательной РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (отрывок) У лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том: / И днем и ночью кот ученый / Все ходит по цепи кругом; // Идет направо - / песнь заводит, / Налево - / сказку говорит. // Там чудеса: / там леший бродит, / Русалка на ветвяк сидит; // Там на неведомых дорожках / Следы невиданных зверей; // Избушка там на курьих ножках / Стоит без окон, без дверей; // Там лес и дол видений полны; // Там о заре прихлынут волны / На брег песчаный и пустой, / И тридцать витязей прекрасных / Чредой из вод выходят ясных, / И с ними дядька их морской; // Там королевич мимоходом / Пленяет грозного царя; // Там в облаках перед народом / Через леса, через моря / Колдун несет богатыря; // В темнице там царевна тужит, / А бурый волк ей верно служит; // Там ступа с Бабою-Ягой / Идет, / бредет сама собой; // Там царь Кащей над златом чахнет; // Там русский дух... // там Русью пахнет! // А.Пушкин Глава 10 Верный путь к хорошей речи
БЕРЕЗА Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром. // На пушистых ветках / Снежною каймой / Распустились кисти / Белой бахромой. // И стоит береза / В сонной тишине. / И горят снежинки / В золотом огне. // А заря, лениво / Обходя кругом, / Обсыпает ветки / Новым серебром. // С.Есенин Что всего важнее во вселенной? // Звезды? // Знаменитые моря? // Или злак пшеницы трехколенный? // Или злая зимняя заря? // Нет, не это. // Самообладанье, / Свойство смело вглядываться в тьму. // И уменье побороть страданье / И пройтись с улыбкой по нему! // В. Боков 10.2. БАСНИ Материал басен наилучшим образом тренирует свободу, гибкость звучания голоса, его мелодическую окраску, так как басни по своей форме и содержанию близки к живой разговорной речи. Басни полезно читать и рассказывать наизусть, по ролям в лицах, подражая голосам героев, разыгрывая инсценировки. Работа над баснями предполагает, что вы уже сравнительно хорошо владеете техникой речи: фонационное дыхание достаточно автоматизировано, дикция четкая, темп упорядочен, слитность стала привычной. Рекомендации \ • Не приступайте к чтению басен вслух, пока не разбе • Можно рассказывать басню одними гласными звука Задание. • Прочитайте каждую из этих басен про себя, придер • Читать вслух необходимо много раз, чтобы автомати Лебедь, щука и рак Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело не пойдет, / И выйдет из него не дело, / только мука. // Однажды / Лебедь, Рак да Щука / Везти с поклажей воз взялись, / И вместе / трое все / в него впряглись; // Из кожи лезут вон, / а возу все нет ходу! // Поклажа бы для них казалась и легка, / Да Лебедь рвется в облака, / Рак пятится назад, / а Щука тянет в воду. // Глава 10 Верный путь к хорошей речи
Кто виноват из них, 7 кто прав, - / судить не нам; // Да только воз и ныне там.// И. Крылов Чиж и голубь Чижа захлопнула злодейка - западня: Бедняжка в ней и рвался, и метался, А голубь молодой над ним же издевался. "Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело". Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперед чужой беде не смейся, Голубок. И. Крылов Две подруги "Красиво ты живешь, Любезная сестрица! -Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. ■ На чем ты ешь и пьешь, На чем сидишь, Куда ни глянешь - все из-за границы!" - "Ах если б, душенька, ты знала, - Со вздохом Крыса отвечала, - Я вечно что-нибудь ищу! Я день-деньской в бегах за заграничным - Все наше кажется мне серым и обычным, Я лишь заморское к себе в нору тащу: Вот волос из турецкого дивана! Вот лоскуток персидского ковра! А этот нежный пух достали мне вчера - Он африканский. Он от Пеликана!" - "А что ты ешь? - спросила Крысу Мышь. - Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!" - "Ах душенька! - ей Крыса отвечала. - Тут на меня ничем не угодишь! Вот разве только хлеб я ем и сало!.." Мы знаем, есть еще семейки, Где наше хаят и бранят, Где с умилением глядят На заграничные наклейки... А сало... русское едят! С.Михалков 10.3. ПРОЗА Основная цель, которую вы должны ставить перед со-, бой, приступая к этому разделу, - дальнейшее закрепление речевых навыков, чтобы потом перейти к пересказу прочитанного, а затем и к самостоятельному изложению своих мыслей. ®= Рекомендации • Каждый отрывок читайте вслух по нескольку раз. Будь • При чтении не забывайте о технике речи: - следите за четкостью и длительностью пауз; - в каждом речевом такте ясно выделяйте опорное - пользуйтесь только нижне-диафрагмальным ды • Большое внимание уделите слитности, не "рубите"
Глава 10 Верный путь к хорошей речи
• Ни в коем случае не убыстряйте темпа к концу отрывка, • Постарайтесь сделать так, чтобы при чтении кто-ни • Используйте в чтении интонации живого разговора. * Упражнение 1. Прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение. Сначала разбейте текст на абзацы (небольшие смысловые части) и поставьте знаки паузы(//) на границах частей. В ходе чтения передайте основные факты четко, спокойно, выверенно. Текст 1. Из-под Костромы, из-под Костромищины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева-тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпа-ковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить - дело упустить. Текст 2. Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка - подружке, а подружка - борову, а боров - всему городу - язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь - в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож! Упражнение 2. Прочитайте тексты из скороговорок, представив, что вы рассказываете историю, похожую на сказку. Помните, что в этом случае необходима сказовая интонация: неторопливость, загадочность тона или игривость. Текст 1. Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Мит-рофаныча три сына Феофаныча. Хвастал храбрый краб три дня: "Краба нет храбрей меня!". Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят. Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Рома-ша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка! Текст 2. Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко! Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят. Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец - всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая. Глава 10 Верный путь к хорошей речи
Упражнение 3. Прочитайте текст, предварительно выделите логические центры, определите паузы. Текст 1. Лес и степь (отрывок) Но вот наступает вечер. // Заря запылала пожаром / и обхватила полнеба. // Солнце садится. // Воздух вблизи / как-то особенно прозрачен, / словно стеклянный; // вдали ложится мягкий пар, / теплый на вид; // вместе с росой / падает алый блеск на поляны, / еще недавно облитые / потоками жидкого золота; // от деревьев, / от кустов, / от высоких стогов сена / побежали длинные тени... // Солнце село; / / звезда зажглась / и дрожит в огнистом море заката... // Вот оно бледнеет; // синеет небо; // отдельные тени исчезают, // воздух наливается мглою. // Пора домой, / в деревню, / в избу, / где вы ночуете. / Закинув ружье за плечи, / быстро идете вы, / несмотря на усталость... // А между тем наступает ночь; // за двадцать шагов уже не видно; // собаки едва белеют во мраке. // Вон над черными кустами / край неба смутно яснеет... // Что это? / Пожар?.. // Нет, / это восходит луна. // А вон внизу, направо, / уже мелькают огоньки деревни... // Вот, наконец, и ваша изба. // Сквозь окошко видите вы стол, / покрытый белой скатертью, / горящую свечу, / ужин...// И. Тургенев Текст 2. Какая бывает роса на траве Когда в солнечное утро, / летом, пойдешь в лес, / то на полях, в траве, / видны алмазы. // Все алмазы эти / блестят и переливаются на солнце / разными цветами - / и желтым, / и красным, / и синим // Когда подойдешь ближе / и разглядишь, что это такое, / то увидишь, / что это капли росы / собрались в треугольных листах травы / и блестят на солнце. // Листок этой травы / внутри мохнат / и пушист, как бархат. // Когда неосторожно / сорвешь листок с росинкой, / то капелька скатится, / как шарик светлый, / и не увидишь, / как проскользнет мимо стебля.// Бывало, сорвешь такую чашечку, / потихоньку поднесешь ко рту / и выпьешь росинку, / и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. // Л. Толстой Упражнение 4. Очень полезно также тщательно отрабатывать чтение газетных и журнальных статей, так как это -материал, с которым вы ежедневно сталкиваетесь в повседневной жизни. Выделите специальное время для чтения вслух статей с предварительной разметкой их. После чтения и ос-' мысления прочитанного необходимо пересказать полученную информацию перед аудиторией. Текст 1. Во все времена шляпа была непременной принадлежностью одежды. В античном мире шляпы носили с чисто практической целью. Во время путешествий древние греки надевали низкую круглую шляпу с полями. В XI - XII веках среди многих новинок с Востока пришла в Европу и мода на тюрбаны. Их носили и мужчины, и женщины. В эпоху Возрождения появляются береты, большие плоские и с разрезами, из тонкого сукна и бархата, украшенные вышивкой, перьями, медальонами. В конце XIX и начале XX века в моду вошли пышные широкополые шляпы, украшенные искусственными цветами, фруктами, птичками и перьями. Они походили на перепол- Глава 2
ненные корзины. Столь огромные шляпы потребовали специальных шпилек и булавок, удерживающих их на голове. Дело дошло до того, что "Дамский журнал" за 1912 г. поместил статью, где говорилось, что городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать в трамваи дам в шляпах с булавками. Но постепенно со шляп исчезли лишние украшения, у моделей нашего времени простая и удобная форма. Текст 2. Когда впервые появились перчатки - неизвестно, но уже древнегреческий поэт Гомер повествует, что пастухи и работники пользовались кожаными перчатками для защиты от растений с острыми шипами. В средневековой Европе рыцари надевали перчатки только на турнирах, для защиты от удара. Поэтому их делали из толстой кожи. Удар перчаткой означал вызов, оскорбление. Другое дело, когда перчатку дарила дама. Это был знак величайшей милости: избранник мог быть уверен в искренности ее чувства. Популярность перчаток росла, и уже в 12-м веке во Франции был создан цех перчаточников. Постепенно перчатки становятся предметом повседневного туалета. Мужские перчатки были всегда короткими, длина женских зависела от длины рукава. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение разрешите высказать несколько рекомендаций. • Пользуйтесь этим пособием как рабочим справочни • Хорошо найти одного или нескольких приятелей, с ко • Устройте из своего обучения Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|