|
Итоговый протокол (бланк) контент-анализа
Следует отметить, что количественный контент-анализ, в некоторых случаях, предполагает использование элементов качественного анализа. Например, при анализе политических памфлетов требуется учитывать смысловую направленность, поскольку под маской позитивных отзывов скрывается негативная оценка и издевка. Контент-анализ представляет собой эффективный исследовательский инструмент, который специалист по связям с общественностью может использовать в ходе анализа информационной политики. Особенно большую роль контент-анализ может сыграть в условиях информационной войны. Ниже приведем, в качестве примера, контент-анализ публикаций по теме жилья в СМИ Сургута (затрагивающие вопросы строительства, покупки, продажи или эксплуатации жилья, а также ценовой и тарифной политики), осуществленный студентки специальности «Связи с общественностью» О.А. Пилипенко. Методика качественного (смыслового) контент-анализа Качественный (смысловой) контент-анализ представляет собой изучение текста с фиксацией повторяющихся значимых идей.Значимая идея, в данном случае, используется в качестве единицы анализа. Она может также выражается словом или устойчивым сочетанием слов. Но анализ не частотный, а смысловой. Он направлен на выявление смысла сообщения, на выяснение того, что хочет внушить автор текста и определение мотивы создания им этого текста. Этапы качественного контент-анализа представляют собой структуризацию информационного массива по следующим смысловым уровням (обозначенных ярлыками, например, в виде заглавных букв): 0-й уровень – содержательно-установочный, где ярлык А фиксирует название текстового массива; 1-й уровень – тематический, где ярлыки Б1, Б2, Б3 … фиксируют основные темы; 2-й уровень – проблемный, где ярлыки В1, В2, В3 … фиксируют проблемы, рассматриваемые автором в рамках отдельных тем; 3-й уровень – атрибутивный, где ярлыки Г1, Г2, Г3 … фиксируют конкретные характеристики, составляющие проблему. Результаты заносятся в таблицу, представляющую собой мат-ричный классификатор. Используя его, исследователь затем может построить «дерево смыслов» изучаемого текста, наглядно иллюстрирующего структуру информационного массива. После этого можно приступать к аналитической части исследования и выводам.
Задание 1 Прочитайте статью «Сургутский университет на страницах местной прессы». Объясните, каким образом используется количественный контент-анализ в информационной политике. Задание 2 Познакомьтесь с результатами количественного контент-ана-лиза проблем жилья в городе, осуществленного студентами специальности «Связи с общественностью». Задание 3 Познакомьтесь с результатами качественного контент-анализа этой статьи «Сургутский университет на страницах местной прессы». Какие темы, проблемы, состояния и их характеристики использованы при подготовке матричного классификатора, «дерева смыслов»? Задание 4 Познакомьтесь со статьей «Кредит доверия дважды не получишь». Создайте матричный классификатор, постройте «дерево смыслов» и сделайте выводы по результатам контент-анализа статьи. Задание 5 Самостоятельно выполните качественный «контент-анализ» статьи «Методология саморазрушения». Методика ивент-анализа Ивент-анализ – это событийный или ситуационный анализ массовых коммуникаций. Это, своего рода досье, описывающее хронику неких событий с указанием действий их участников. Событийный анализ позволяет выделить этапы развития ситуации и влияние на ее развитие различных участников. Ивент-анализ особенно эффективен для анализа конфликтных ситуаций. Особенность ивент-анализа заключается в необходимости накопления значительного банка данных. Методика основана на слежении за ходом и интенсивностью событий. Обычно сбор данных осуществляется по следам важных или внезапных событий. Фактически, инвент-анализ выступает и как средство накопления, и классификации информации, которую может использовать и оперативно, и в последующем, в долгосрочной перспективе. Методика ивент-анализа предполагает обработку информацию по критериям: 1. Кто говорит или делает? Субъект-инициатор. 2. Как говорит или делает? Характер действий (вербальные или невербальные). 3. Что говорит или делает? Сюжет. 4. Когда говорит или делает? Дата события. Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и подсчитываются. Основными этапами ивент-анализа выступают: 1. Составление банка данных, источниками которого могут являться, например: публикации, выступления, отчеты, сообщения, обзоры новостей и т.д. 2. Расчленение информационного массива на отдельные элементы. Их кодировка по принципу «кто» (свои/чужие), «как» (вербальные или невербальные, физические действия), «что» (вражда, нейтралитет, сотрудничество), «кому» (в адрес какого субъекта) и «когда» совершаются те или иные действия. 3. Классификация фактов с помощью рабочей таблицы. Например, нам необходимо выяснить, какие субъекты участвуют в дискуссии о характере застройки ядра центра г. Сургута и какую позицию при этом занимают, т.е. узнать кто, что и когда говорил или делал по этому поводу. В качестве субъектов, позиция которых нас может интересовать, могут выступать органы власти и управления, средства массовой информации, общественные организации и т.д. Мы предполагаем, что управление архитектуры – с одной стороны и общественность – с другой стороны, были противниками, оппонировали друг другу по вопросам стратегии застройки города, при нейтральном отношении к проблеме представительного органа власти города и администрации. Для проверки данной гипотезы проводим инвент-анализ. Примерная схема исследования в этом случае будет выглядеть следующим образом: 1. Определяем субъекты действия: управление архитектуры, общественность. 2. Классифицируем их по характеру действия, подразделив на вербальные и физические: · вербальные (В):публикации, выступления,пресс-конферен-ции, объявления, сообщения; · физические(Ф): принятие решений представительным орга-ном (думой), постановления мэра, брифинг, массовые мероприятия (демонстрации, митинги). 3. Для оценки характера сообщений классифицируем их по направленности или видам действий. Виды действий: · нейтрально-негативные, информационные; · негативные, враждебные; · нейтрально- позитивные, информационные; · позитивные, дружеские, кооперативные (поиск консенсуса). Проанализируем, например, статьи специалистов управления архитектуры и присвоим каждому сообщению оценку (можно – и степени индекса) позитивности-негативности. 4. Обозначим в адрес (против) кого направлено действие (например, общественность, обозначив ее в скобках). 5. Обозначим дату и место действия (публикации). 6. Просуммируем наши этапы работы в рабочей таблице (дневнике наблюдения) по действиям каждого субъекта. Например, рабочая таблица для анализа действий управления архитектуры по отношению к позиции университета и общественности будет выглядеть так:
Рабочая таблица 11 Дневник наблюдения ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|